Научная статья на тему 'Обоснование способа оценки достаточности сил и средств ЛАРН в рамках проведения деловых игр (КШУ)'

Обоснование способа оценки достаточности сил и средств ЛАРН в рамках проведения деловых игр (КШУ) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
842
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Черноплеков А. Н., Малышев Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование способа оценки достаточности сил и средств ЛАРН в рамках проведения деловых игр (КШУ)»

ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБА ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ СИЛ И СРЕДСТВ ЛАРН В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР (КШУ)

к.ф-м. н. Черногыеков Л.Н., Малышев Б. В.

Опыт работы нефтедобывающей отрасли свидетельствует, что никакие современные технологии и строгие соблюдения производственных требований по безопасности не гарантируют отсутствие аварий. В целях достижения требуемого уровня экологической и промышленной безопасности при рациональном освоении природных ресурсов необходимо формирование эффективной системы реагирования на аварийные разливы нефти. Основу данной системы составляют силы и средства ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) [1], которыми должна располагать нефтяная компания в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с «Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.02, определение необходимого состава сил и средств ЛАРИ осуществляется по результатам прогнозирования последствий аварийных разливов. В качестве исходных данных используются результаты компьютерного моделирования возможных масштабов и последствий аварийных разливов нефти, на основе которых и определяется состав сил и средств ЛАРН для аварий различного уровня - объектового, регионального и федерального. Для аварий объектового уровня обычно используется наиболее вероятный объем разлива с учетом требований, изложенных в постановлении Правительства № 240 от 15.04.02. Для аварий 2 и 3 уровней обычно используются наихудшие реалистичные объемы разлива, с тем чтобы оценить возможность привлечения необходимого количества территориальных сил данного региона, а также дополнительных резервов сил и средств регионов России, федерального центра и международных организаций, участвующих в операциях ЛАРН.

Оценка достаточности сил и средств ЛАРН может быть осуществлена в рамках проведения командно-штабных учений (КШУ) или деловой игры, в ходе которых осуществляется научно-техническая экспертиза достоверности выбранных сценариев разлива нефти и обоснованности предложений по составу сил и средств ЛАРН. К участию в деловой игре в качестве экспертов привлекаются представители надзорных органов Российской Федерации и представители администрации субъектов федерации. В этом случае деловая игра выступает в качестве инструмента для оценки полноты и достаточности сил и средств ЛАРН.

Нормативно-правовой базой для проведения деловой игры (КШУ, презентации) являются:

действующее Российское законодательство и подзаконные нормативные акты в области экологии, промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и здоровья, зашиты населения и территорий;

международные соглашения и конвенции по аварийным разливам нефти, которые подписаны или ратифицированы Российской Федерацией;

нормативные документы МЧС России, Минздрава России, Минприроды России, Минэнерго России, Госгортехнадзора России, Роскомгидро-мета, Госморспасслужбы Минтранса России.

Компания (организация) разработчик Плана ликвидации аварийных разливов нефти в ходе проведения деловой игры (КШУ, презентации) должна продемонстрировать готовность к ликвидации возможных нефте-разливов и достаточность сил и средств, в первую очередь, собственных для ликвидации последствий аварий I уровня, а также доказать реальность планируемых мероприятий по привлечению сил территориальной системы РСЧС, сил РСЧС других регионов России, федерального центра и международных организаций для ликвидации последствий аварий 2 и 3 уровней.

В качестве показателей готовности компании (организации) к ликвидации аварийных нефтеразливов рассматриваются:

возможности компьютерной модели прогнозирования аварийных разливов нефти по достоверности определения объемов загрязнения; обоснованность выбранных сценариев аварий; адекватность выбора приоритетных зон защиты; эффективность предлагаемой системы мониторинга связи и оповещения;

достаточность сил и средств ЛАРН; эффективность системы управления операциями ЛАРН; обоснованность предлагаемых решений по тактике реагирования на аварийные разливы и стратегии защиты зон особой важности.

Деловая игра проводится в три этапа, на которых последовательно рассматриваются действия компании и привлекаемых сил по ликвидации последствий аварий I, 2 и 3 уровней.

При оценке достоверности компьютерного моделирования исследуются возможности учета следующих факторов: различные типы нефти и нефтепродуктов;

возможные гидрометеорологические условия: скорости ветра, морских и речных течений, волнения моря, температура воды и воздуха, влияние осадков дождя и снега, образование льда. Желательно, чтобы в основу моделирования были положены реальные погодные условия, которые имели место в данном регионе в течение 10 лет;

различные режимы истечения нефти: мгновенный разлив, длительный разлив с заданным режимом истечения;

процессы, протекающие при распространении нефти: распространение нефти на суше, на поверхности моря и других водоемов, а также в

толще воды, испарение компонентов нефти, эмульгирование нефти в воде.

657

выветривание (старение) нефти в результате эмульгирования и испарения, локализация разлива в результате контакта с берегом или обвалованными участками суши.

Желательно также, чтобы разработанная модель позволяла описывать процессы взаимодействия нефти с боновыми заграждениями и ским-мерами, трансформацию нефти пол действием диспергентов и сорбентов. Для моделирования процесса растекания нефти на суше целесообразно использовать электронную картографическую информацию и геоинформа-ционную технологию моделирования растекания нефти на суше с учетом рельефа местности, параметров оборудования и особенностей размещения объекта. В результате моделирования представляются карты районирования территорий с зонами возможных нефтяных загрязнений. Масштаб карт должен обеспечивать адекватные отображения полученных данных. Рекомендуемый масштаб отображения 1:25000.

Выходные результаты прогнозирования сопоставляются со статистическими данными по аварийным разливам нефти и результатами прогнозирования по другим математическим моделям. На основании сопоставительного анализа всех имеющихся данных, систематизации и выявления причин их расхождения делается вывод о достоверности выбранной модели. Модели распространения загрязнений должны оценивать точность расчетов с пофешностью не более 10%.

Обоснованность выбранных для деловой игры сценариев аварий определяется исходя из анализа риска функционирования опасных производственных объектов-источи и ко в нефгезагрязнений, который осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в области промышленной безопасности [2, 3]. В качестве основных расчетных показателей сценария используются: объем разлива нефти и скорость аварийного истечения.

Объем разлива нефти может быть определен как максимально возможный исходя из требований постановления Правительства РФ № 613 от 21.08.00, а также как проектный исходя из технологических особенностей объекта-источника разлива в соответствии с методическим «Ру ководством по оценке степени риска аварий на магистральных трубопроводах» [4]. Проектный объем разлива нефти, как свидетельствует опыт расчета данного показателя для Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) [5] в 3^40 раз меньше. Для различных участков трассы КТК объемы аварийных разливов нефти для проектных аварий составляют от 344 т до 2500 т, для максимально возможных аварий - от 5090 т до 23986 т.

Расчеты проектных аварий проводились с учетом специфики нефтепроводной системы К'ГК: расположения шаровых кранов; рельефа местности, наличия системы 5САЭА. Объемы разливов нефти как проектных, так и максимально возможных для различных секций трубопровода КТК приведены в табл. I.

Показатель скорости аварийного истечения определяется исходя из технологических особенностей источников разлива нефти, а также на основании расчетных данных по частоте разрушения объекта.

Таблица 1

Объемы разливов нефти на линейных участках трассы между шаровыми кранами

№ Начало участка. Конец участка. Дпина участка. Объем аварийного ратина, т

секции км км км в соответствии с постановлением № 613 при «проектной | аварии»

АСТРАХАНС КАЯ 0БЛАС1 Ь

- “ 462 5 482 5 20 117861 864

Г.2— 482.5 502 4 19.9 117796 739

Г з 502 4 523.5 21.1 118578 823

4 523 5 546.3 22 8 19685 455

5 546.3 573 5 27.2 22552 2265

6 573 1 579.2 5.7 8544 344

7 579.2 598.8 19.6 17600 364

8 598 8 617.9 19.1 17275 408

9 617.9 638 0 20.1 17926 мз

10 638.0 658 2 20 2 17991 619

II 658 2 675.2 17.0 15906 612

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

II 658 2 675.2 170 15906 612

12 675.2 698.4 23.2 ¡9945 486

13 698 4 718.7 20.3 18056 499

14 718.7 738.6 19.9 17796 621

! 5 738.6 756.1 175 16232 638

16 756.1 781.2 25.1 21184 679

17 781.2 806 1 24.9 21054 734

18 806 1 826.4 20.3 18056 889

19 826.4 846 8 20 4 18122 1087

20 846 8 872.9 26 1 21835 1835

21 872.9 897 5 24 6 20858 1677

22 897.5 921 5 24 20467 1452

23 921 5 943 3 20.8 18382 1747

24 943.3 951.9 9.6 11085 889

25 951.9 954 8 2.9 6719 1169

26 954.8 962.5 7 7 9847 617

СТАВРАПОЛЬС'КИЙ К РАЙ

27 954.8 962.5 7.7 9847 617

28 962.5 991.9 29 4 23986 2500

29 991 9 10193 274 22682 1519

30 1019.3 10205 1.2 5612 827

31 1020.5 1032 7 122 12779 1354

32 1032.7 1042.8 10 1 11411 839

33 1042.8 1046.6 38 7306 702

34 1046.6 1047.3 07 5286 828

I 35 1047.3 1057.9 10.6 11736 997

36 1057.9 1078.7 20 8 18382 834

37 1078 7 1099.7 21 18513 1582

38 1099.7 1103.3 36 7»76 692

39 1103 3 1114.4 11.1 12062 784

40 11144 11153 0.9 5416 284

41 1115 3 1118.1 2 8 6654 - 216 - .71

Кг секции Начало участка, км Конец участка, км Длина участка, км Объем аварийного разлива, т

в соответствии с постановлением № 613 при «Проектной 1 аварии»

42 II 18.1 11)8.5 0.4 5091 216

4» 1118 5 1140 3 21.8 19034 1301

44 1140.3 1160.9 20 6 18252 1181

44 1160.9 1166 5 5.6 8479 298

45 1166.5 1193.3 268 22292 1448

46 1193 3 1194.3 1 5482 894

47 1194 3 1216.5 22 2 19294 1258

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

47 1144 3 1216 5 22.2 19294 1258

48 I 12165 1238 5 22 19164 510

49 1238 5 1255.0 16.5 15581 842

50 1 1255.0 1270.3 15.3 14799 6~0

51 1270.3 1270 7 04 5091 564

52 1270.7 1294.4 23 7 20272 744

53 1294.4 1314.4 20 17861 1358

54 1314 4 1314 8 0.4 5090 816

55 1314 8 1328.5 13.7 13756 1600

ь-56 -1 1328 5 1349.3 20 8 18382 1647

57 1349 3 1351 1 7 5938 448

| L8 135! 1354 3 33 6980 367

59 1354.3 1375.0 20.7 18317 1468

60 1375 0 1375.9 0 9 5416 397

61 1375.9 1396.5 20.6 18252 1017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 1396 5 141 ¡.9 15.4 14864 604

1 1 г** "•О 1411 9 1413 7 1.8 6*03 543

64 1413 7 1434 3 20.6 18252 792

65 1434 3 1434.7 0.4 5091 107

66 1434 7 1460.2 25.5 21445 1549

67 1460? 1477 0 16.8 15776 1914

68 1477 0 1483.3 6.7 9I9J 1149

69 1483 7 1489 9 62 8870 448

'’О 1489 9 1490.4 6.5 9065 360

Г 71 1496 4 1500 3 7750 284

! п . \ 1500 1507 7 6200 520

В работе [6] приведены зависимости для расчета частот разрушения трубопроводов, как для случая их обрыва, так и образования отверстий. Удельные частоты обрыва трубопроводов и образования отверстий в стенках трубопроводов приведены в табл. 2.

Таблица 2

Удельные частоты обрывов и образование отверстий в трубопроводах

(на 1 погонный метр трассы)

! Диаметр ; трубопровода, мм 10 15 20 30 40 50 75 ' 1 ' 100 ;

Частота обрывов 10'7. год Л м 1 24 22 21 18 15 13 9 J

Частота образования отверстий: 10' . гол . м ! 26 19 14 8 4.4 2.4 0.5 г t О

Реальная статистика наиболее тяжелых аварийных разливов нефти в море [7, 8] свидетельствуют, что основными источниками разливов нефги являются:

грузовые операции на нефтяных терминалах; столкновения и посадка на мель танкеров; незаконные сбросы с судов нефтесодержащих отходов; аварии на буровых платформах.

4

Частота разливов нефти массой более 1 тонны составляет 510 . Характеристика распределения в зависимости от массы разлива приведена в табл.З.

Таблица 3

Вероятность аварий разлива нефти в зависимости от ее количества

Диапазон разлива, т - - I . Процент аварийных ситуаций. % Вероятность возникновения аварий

1-Ю 79 4-Ю-4

110-100 17 8.5-103"

100-1000 3.6 1.8 10*

более 1000 0.8 4-І О"5

С учетом частоты захода танкеров на терминал вероятность крупномасштабного разлива нефти (более 1000 тонн) составляет одна аварии в течение 200-300 лет.

Исходя из выше приведенных данных, определяются реалистичные сценарии аварийных разливов нефти трех уровней:

первый уровень реагирования - наиболее вероятный объем разлива; второй и третий уровни реагирования - наиболее тяжелые реалистичные сценарии, вероятность возникновения которых не превышает величины 510"6.

В описание рассматриваемых на деловой игре сценариев, которые представляют собой последовательное изложение событий и явлений, упорядоченных во времени и приводящих к истечению нефти, включают: инициирующие события величины скоростей и времени истечения нефти, начальные параметры нефтезагрязнения, первоочередные действия сил ЛАРН.

Для первого уровня реагирования, в первую очередь, привлекаются аварийно-спасательные силы (бригады, формирования) объекта, на котором произошла авария. В последующем к локализации и ликвидации аварии могут быть подключены силь и средства других объектов компании, силы районного звена РСЧС и аварийно-спасательные формирования других специализированных организаций. Второй уровень реагирования осуществляется в рамках территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации, при необходимости могут быть привлечены силы и средства специализированных аварийно-спасательных формирований других субъектов Российской Федерации. Для третьего уровня реагирования, наряду с

привлекаются специализированные силы федеральных министерств и ведомств (МЧС России. Минэнерго России и других), а также силы и средства, международных организаций, участвующих в операциях ЛАРН.

Основной целью реагирования системы ЛАРН является зашита зон особой значимости. В связи с этим чрезвычайно важна оценка адекватности выбора зон приоритетной защиты.

Тяжелые экономические последствия, которые могут возникнуть в результате аварийных разливов нефти, зачастую вызывают угрозу здоровью жизни людей, наносят непоправимый ущерб окружающей природной среде. З&тповые выбросы нефти и нефтепродуктов на морские и речные акватории могут существенно снизить биологическую продуктивность водных объектов, нарушить среду обитания жителей данного региона, включая малочисленные коренные народы, а также сделать непригодными для потребления источники водоснабжения. Все это вместе взятое может привести к долгосрочной гуманитарной катастрофе, на ликвидацию которой потребуются колоссальные средства.

В связи с этим, при планировании операций по ликвидации аварийных разливов нефти, приоритетное значение должны иметь мероприятия по защите особо охраняемых зон с целью предотвращения гуманитарных катастроф в районах аварий.

Российским законодательством предусматриваются следующие виды особо охраняемых зон, имеющих свой правовой режим использования и охраны:

водоохранные зоны водных объектов; санитарно-защи гные зоны;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;

особо охраняемые природные территории и объекты; особо защищаемые участки леса;

территории и объекты градостроительной деятельности особого регулирования;

территории традиционного природопользования; археологические памятники.

Условно перечисленные виды особо охраняемых зон могут быть обобщены и систематизированы в три группы:

экологически чувствительные зоны - территории, воздействие на которые нефтяного загрязнения вызывает необратимые последствия или размещенные на них биологические сообщества являются особо чувствительными к воздействию нефти;

зоны отдыха/места массового скопления людей - рекреационные зоны, воздействие на которые нефтяного загрязнения приведет к серьезным изменениям привычных условий и снижению уровня жизни населения в данном регионе;

коммерческие юны/зоны жизнеобеспечения - участки инфраструктуры, воздействие на которые нефтяного зафязнения приводит к серьезным нарушениям функционирования системы жизнеобеспечения территории.

Адекватность выбора приоритетных зон защиты может быть проведена с помощью следующих обобщенных критериев безопасности [9, 10]: биологический критерий безопасности, характеризующий степень защищенности природного сообщества, его видового разнообразия от воздействия нефтеразливов;

экологический критерий безопасности, характеризующий степень защищенности территории от последствий нефтяных разливов;

ландшафтный критерий, характеризующий возможные изменения ландшафта при возникновении нефтяных разливов.

Существует значительное число и других подходов к определению величины ущерба природной среды в результате аварийных разливов нефти [11,12. 13]: бальный подход, использование экотоксикологических индексов, модулей техногенных нагрузок и других, которые могут быть применены для определения приоритетных зон защиты. При этом должны также учитываться социально-экономические и политические последствия аварийных разливов нефти.

В цепом, ранжирование территории по приоритетам защиты должно проводится на основе анализа требований нормативно-правовых документов в области природоохранной деятельности с учетом результатов экспертной оценки ранжирования территорий по экологической уязвимости, экономической и социальной значимости.

Эффективность предлагаемой системы мониторинга определяется возможностью своевременно (в течение нескольких минут) устанавливать факт аварийного разлива нефти, и затем обеспечивать органы управления объективной информацией о размерах разлива и динамике его распространения. Задачами мониторинговых наблюдений являются:

установление места выхода нефти на поверхность земли или воды; оценка параметров нефтяного разлива (размеры, формы, состояние); определение и контроль направления и скорости перемещения нефтяного пятна.

Основная цель мониторинговых наблюдений заключается в обеспечении руководства компании и штаба по ликвидации последствий аварии достоверной информацией для принятия своевременных адекватных решений по ЛАРН.

Для своевременного обнаружения аварийного разлива нефти необходимо формирование эффективной системы наблюдения за возможными источниками разлива. Для этого может быть использовано визуальное наблюдение с помощью авиатехники или наземных средств наблюдения (вышки, катера, автомобили повышенной проходимости), так и телевизионные системы наблюдения, типа системы SCADA , на мониторах которой

663 '

могут быть выведены изображения основных источников аварийных разливов нефти. Оснащение телевизионных камер соответствующими термоэлементами и детекторами обнаружения углеводородов позволит с помощью данной системы выявлять 1акже признаки пожара и обнаруживать газовоздушную смесь, способную вызвать объемный тепловой взрыв.

Для осуществления достоверного визуального наблюдения за разливом нефти на море необходим высококвалифицированный наблюдатель, способный по цвету нефтяного пятна определить объем разлива и толщину пленки нефти ( габл. 4)

Таблица 4

Зависимость цвета нефтяной пленки от ее толщины

llaei нефтяной пленки Толшииа пленки, мм Объем раллива. м1 км'

Первые признаки появления пленки 0.00004 0.05

Серебристая пленка П.00007 0.10

Пдва видимая радужная пленка 0.00010 0 20

j Яркая радужная пленка 0.00030 0.40

1 Тускло-ссрая пленка 0.0010 1.20

¡ Темная пленка 0.0030 3.60

Изменения оптических свойств поверхности моря может быть зарегистрировано также лазерными системами дистанционного зондирования, включая средства воздушной и космической разведки. Нефтяное пятно может быть обнаружено с помощью радиолокационных станций, имеющих высокочастотные каналы. Это позволяет использовать их в условиях значительной облачности и туманов.

Мониторинговые наблюдения за движением нефтяного пятна должны проводиться круглосуточно, непрерывно и в любую погоду. Периодичность поступления информации о загрязнении в первые часы аварии не должно превышать 60-120 минут. При невозможности ведения мониторинговых наблюдений должно быть предусмотрено прогнозирование масштабов нефтеразливов с помощью компьютерного моделирования.

Таким образом, в ходе деловой игры, достаточность и эффективность системы мониторинга оценивается по следующим параметрам:

наличие постоянного визуального или инструментального контроля территории или акватории вокруг объекта с потенциальными источниками нефтеразлива;

возможность применения (или привлечения) дистанционных всепогодных средств наблюдения: радиолокаторов, инфракрасных и ультрафиолетовых сканеров, фотодетекторов;

использование воздушных средств мониторинга; наличие системы связи и оповещения.

Оптимизации состава сил и средств ЛАРН^деляется основное внимание в ходе проведения деловой игры. Для каждого уровня реагирования определяется необходимое количество сил и средств, обосновывается оп-

тиматьная стратегия защиты и ведения операций ЛАРН, на основе которой

664

и устанавливается достаточное количество сил и средств. Наиболее тщательно оценивается достаточность сил и средств ЛАРН для I уровня реагирования. Это обусловлено тем, что в сценариях аварий I уровня используются наиболее вероятные объемы разлива нефти, а для их ликвидации, в основном, используются силы и средства ЛАРН, имеющиеся в распоряжении компании и расположенные вблизи источника разлива.

Для оценки достаточности сил и средств ЛАРН эксперты, участвующие в деловой игре, используют следующую информацию:

сведения о потенциальных возможностях оборудования, предлагаемого для локализации и ликвидации разливов нефти, характеристики основного типового оборудования, используемого при проведении операций ЛАРН на суше, море и для защиты побережья водоемов; ,

пространственно-временные параметры развертывания, выдвижения и начала работ сил ЛАРН на месте аварии;

возможные варианты организации и проведения операций ЛАРН; требования нормативных документов о сроках и порядке выполнения работ по ЛАРН;

технико-экономическое обоснование необходимости развертывания и функционирования системы ЛАРН (в случае экспертизы проектной документации на освоение новых месторождений и строительстве новых объектов).

При проведении операций ЛАРН основное внимание уделяется решению следующих задач:

прекращение аварийного истечения нефти - первая по приоритетности задача;

локализация растекания нефти, в случае невозможности ее выполнения в полном объеме организуется защита зон особой значимости; механический сбор нефти вблизи источника растекания; осуществление мероприятий по очистке от нефтезагрязненных территорий и акваторий с помощью сорбентов, диспергентов, технологий механической очистки и сжигания нефти на месте.

Выбор стратегии реагирования зависит от объема пролива, скорости распространения нефти и потенциальных возможностей сил и средств ЛАРН, действующих в операции. При наличии в районе аварии сил и средств, потенциал которых существенно превосходит объемы разлива, реализуется «наступательная» стратегия реагирования, заключающаяся в первоочередном развертывании работ по механическому сбору нефти вблизи источника разлива. Эта же стратегия используется при отсутствии угроз растекания нефти на суше в условиях временного хранения нефти в естественных амбарах, которые не представляют угрозы для населения и объектов, расположенных вблизи аварии.

Если же объемы разлива превышают возможности оборудования по оперативному сбору нефти, реализуется «оборонительная» стратегия реагирования, направленная на первоочередное развертывание работ по лока-

665

лизации нефтяных разливов, защите зон особой значимости, широкомасштабному применению боновых заграждений, диепергентов, сорбентов и технологий сжигания. Относительные показатели степени воздействия различных методов очистки на состояние береговой линии приведены в табл. 5.

На основании обобщения реального опыта ликвидации аварийных разливов нефти и особенностей применения различных стратегий реагирования предельные сроки выполнения работ по ЛАРН могут составить [14]:

Таблица 5

Относительное потенциальное воздействие различных методов очистки на состояние береговой линии

Метод очистки В 0 1 и 1 і Песчаная отмель 3 и (Я к * 3 У к с й * 2 а £& ж з і і * 5 2 - 5. ю 1 ! ! 1 і м I 1 І ї £«і г; и О. О- І- І Ї = ь- 1 я X с IЕ

Нстественное восстановление/пасс и внос биовосстановлс-ние И н н н н н ні Н і 1 г і н

Затопление н н н н с н н н н

Очистка холодной водой низкого давления н в с с с с н н н

Очистка теплой/горячей водой низкого давления в в в в с с С ! 1 Н : - 1 с

Очистка холодной водой высокого давления в в в в в в с н Т н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очистка !СПЛ0Й/| оря чей водой высокого давления в в в в в в с с ! 1 с

Очистка паром в В в в в в в н с

Ручная очистка в в с н н н н н н

| ( бор вакуумными средствами с в с н н н И н н

Механическое удаление в в с с с С і Сі - -

Удаление рас ! ительности в в - - - * С і с с

Пассивный сбор н с н н н н н н 1 н

Аэрация почвы пропахиванием в в с с с С _ 1 1 * . -

Повторная обработка в в в с с с 14- - - І— -

Сжигание с с с в в в ГГ с в

Очистка с применением химре-активов/диснергентов в - - н н н н н [ II

Степень потенциальною воздействия: В = высокая, С = средняя. Н = низкая

для операций I уровня - 2 суток; для операций II уровня - 10 суток; для операций III уровня - 30 суток.

Характеристики основного типового оборудования, которое может быть использовано на акватории, территории и для защиты берегов водоемов. предстзвлены в табл. 6.

Обоснование достаточности сил и средств проводится в рамках |-ра-ниц действия плана ЛАРН для каждого из трех рассматриваемых сценариев аварий. В ходе деловой игры обсуждаются различные подходы к тактике и стратегии реагирования на аварийные разливы нефти, исследуется применение возможных вариантов состава сил и средств ЛАРН с учетом их расстановки и способов доставки, определяются возможности наращивания сил и средств ЛАРН других регионов России, федерального центра и

Таблица 6

Характеристики типового оборудования

Назначение Наименование Характери- стики

Средства для сбора разлитой нефти в море Большая нефтесборная система работает при волнении моря до 6 баллов, состоит из: нефтяного трала длиной бонового заіраждения длиной нефтесборщика производительностью 35 м 200 м 250 м? /час

Средняя нефгесборная система работает при волнении моря до 3 баллов, состоит из: бортовой навесной стрелы длиной бонової о заграждения длиной нефт есборщи ка п рои з водител ь ностью 26 м 150 м 100 м3/час

Матая нефтесборная система работает при волнении моря до .1 баллов, состоит из: борговой навесной стрелы длиной, м бонового заграждения длиной, м нефтесборщика производительностью, м' /час 26 150 80

Средства для сбора нефти на суше Землеройная техника для обваловкн участков суши и сооружения земляных амбаров: бульдозеры, производительностью м ’ /час жскаваторы. производительностью м’/час средства для сбора нефти, производительностью м /час сборно-разборные резервуары объемом м" 100-450 40 30 5 и 100

Средства для зашиты побережья и сбора нефти в ; прибрежной зоне 1 Боковые заграждения тяжелою типа длиной, м Боновые заграждения легкого типа длиной, м Сорбирующие боны длиной, м Скимеры производительностью, м*/час Передвижные насосные установки производительностью. м' /час 200-2600 140-2000 75-1800 1,2,10,20.30 200

международных организаций, учитываются особенности применения различных технологий ликвидации разливов нефти.

Достаточность предлагаемого состава сил и средств ЛАРН оценивается по следующим показателям:

сроки развертывания работ по механизации нефтеразливов должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах Правительства Российской1 Федерации;

силы и средства ЛАРН, размещенные вблизи источника разлива, должны обеспечивать выполнения основного объема работ при ликвидации последствий аварии I уровня;

силы и средства ЛАРН территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации должно обеспечивать защиту зон особой значимости и выполнять основной объем работ при авариях II уровня;

для ликвидации наиболее тяжелых последствий аварии III уровня должна быть продемонстрирована возможность своевременного развертывания и эффективного использования специализированных сил федеральных министерств и ведомств, а также международных организаций, участвующих в операциях ЛАРН.

При завершении операции ЛАРН в установленные ранее сроки должны быть выполнены следующие условия:

полностью прекращен аварийный выброс нефти; завершены сбор и ликвидация нефтеразливов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых средств и технологий;

вся собранная нефть и жидкие отходы должны быть размешены во временных хранилищах, исключающих вторичное загрязнение природной среды.

Оптимизация состава сил и средств производится на основании анализа эффективности действий сил и средств ЛАРН в ходе проведения деловой игры с учетом данных технико-экономического обоснования (ТЭО) предлагаемой системы ЛАРН. Исходя из ресурсов, заложенных в ТЭО, и результатов, полученных в ходе деловой игры, определяется оптимальный состав сил и средств ЛАРН. Одновременно по результатам деловой игры (КШУ) устанавливается достаточность сил и средств ЛАРН и обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию системы ЛАРН. Эгапность выполнения процедуры обоснования оптимального состава сил и средств ЛАРН приведена на рис. I.

ЛИТНРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». М. 2000 г.

2. Приказ МЧС РФ № 222. Госгортехнадзора РФ № 59 «О порядке разработки деклараций безопасности промышленного объекта Российской Федерации». М 1996 г.

3. Приказ МЧС РФ № 599, Госгортехнадзора РФ № 125 «Об экспертизе деклараций безопасности промышленных объектов». М. 1997 г.

4. РД 08-120-96 «Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов». М. Госгортехнадзор. 1996 г.

5. Концепция и струкгура ПЛАРН на КТК, ВНИИ ГОЧС. ЦИ ЭКС. М. 2001г.

6. Абросимов A.A. «Экология переработки углеводородных систем». М. Химия.

2002 г.

7. История разливов нефти (1967-1991 гг.) Вашингтон. 1992 г.

8. Карев В.И. «'Разливы нефти в море, оценка и пути снижения рисков», М. 2001 і.

9. Одум Ю.А. Основы экологии. М. Мир. 1975 і.

10. Быков A.A.. Мурзин И.В. «Основные критерии безопасности для природных объектов». М 1993 г.

11. Невзоров В.М. «О вредном воздействии нефти на почву и растения», Изв. ВУЗов. М. 1976 г.

12. Принципы и методы определения норм нагрузок на ландшафты. М. Наука. 1992 г.

13. Давыдова Н.Д.. Волкова В.Г. Методика эколог ического нормирования техногенных нагрузок. СО АН СССР, Новосибирск, 1991 г

14. Методика расчета необходимых дія аварийных разливов нефти и нефтепродуктов сии и средств. ОАО «Лукойл», М. 2001 г.

I. Моделирование аварийной ситуации

Г7а;

^ Расчетные показатели аварии

Методы опенки воілєйсійия на природную среду и ікономику региона

Пространственно-временные пока-іатели неф тсіагряі нений

Экономические, социальные и экологические показатели состояния региона, подверженною нефтеразливу

Показатели экологических потерь

Характеристики экономического ущерба

Объем защитных мероприятий и работ но ЛАРН

Т

2. Опенка влияния системы ЛАРН на смягчение и преодоление последствий

І

Стратегия и тактика реагирования, способы зашиты

Возможное г и оборудования и ,

технологий ЛАРН п

Характеристика сил ЛАРН

Резерв* усилсни»

Показатели, характеризующие обстановку в районе аварии

Сроки развертывания и завершения операций ЛАРН

Показатели защищенности тет'ритории и греэотврдикннлго ущерба

Технико-Экономические показатели і

ЛАРН

3. Обоснование достаточности и оптимальною состава сил и средств ЛАРН

І Іо зашите юн особой значимости

11о системе мониторинга ЛАРН

т

I

у

11о средствам и технологиям ЛАРН

По

іруплировкс сил ЛАРН

По повышению готовности и совершенствованию управления ЛАРН

Рис. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.