Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1991 ПО 1995 ГГ.'

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1991 ПО 1995 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социальная политика / социальная защита / социальное обеспечение / реформы / законодательство / social policy / social protection / social security / reforms / legislation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенов И.М.

В статье рассматриваются проблемы формирования системы защиты социально незащищенных групп населения в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. Указаны причины осложнения социально-экономической ситуации в период с 1991 по 1995 годы. Отражены изменения в законодательстве России, касающегося социальной защиты населения, происходивших в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF SOCIAL PROTECTION SEPARATE GROUPS OF RUSSIAN POPULATION FEDERATIONS IN PERIOD FROM 1991 TO 1995

The article discusses the problems of forming a system for protecting socially vulnerable groups of the population in the Russian Federation during the transition to a market economy. The reasons for the complications of the socio-economic situation in the period from 1991 to 1995 are indicated. Changes in Russian legislation concerning social protection of the population that occurred during the period under review are reflected.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1991 ПО 1995 ГГ.»

УДК 323.3

Семенов И.М.

Екатеринбургский техникум «АВТОМАТИКА» (г. Екатеринбург, Россия)

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1991 ПО 1995 ГГ.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования системы защиты социально незащищенных групп населения в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. Указаны причины осложнения социально-экономической ситуации в период с 1991 по 1995 годы. Отражены изменения в законодательстве России, касающегося социальной защиты населения, происходивших в рассматриваемый период.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение, реформы, законодательство.

С распадом Советского Союза и независимость Российской Федерации сопровождались непрекращающимся ростом цен, девальвацией валюты. Внедрение рыночных механизмов привело к изменению структуры социальной защиты незащищённых слоев населения, а именно детей, женщин и пенсионеров. Данные группы населения в первую очередь стали ощущать все последствия перехода от командно-административной к рыночной экономике, которые происходили в первое десятилетие после распада СССР. Однако, отличительной чертой данного периода является то, что с финансовыми проблемами сталкивались сотрудники научной, культурной сфер общества, педагоги - так называемый советский средний класс, который также оказался за чертой бедности, а некоторые из них вообще становились нищими в финансовом плане.

Процесс трансформации российского общества в данный период характеризуется существенным экономическим неравенством - можно конкретно говорить о пропасти между богатыми и бедными. Обострение социально-экономических проблем в период становления России приводило к значительной маргинальности различных групп населения. Так, расцветает социальное сиротство, растет безработица, среди детей и подростков формируются негативные моральные установки.

В то же время на территориях бывшего СССР растет напряженность на национальной почве. В частности, данная проблема является катализатором для возникновения межнациональных конфликтов, зачастую граничащих с геноцидом, что приводит к значительной миграции населения из традиционных ореолов обитания, в более спокойные территории, становясь беженцами.

Например, более 2 тысяч турок-мехтинцев, проживавших в Узбекистане, ищут прибежища на территории РСФСР [1, с. 54]. К 1992 году тенденции к миграции усиливаются: в России было официально зарегистрировано 222 тысячи вынужденных мигрантов из бывших республик СССР, таких как Армения, Таджикистан, страны Прибалтики [1, с. 44]. Данные процессы привели к существенному росту напряженности между различными этническими группами на территории Российской Федерации, что в свою очередь вылилось в политические, социальные и экономические проблемы в ряде регионов.

В результате крушения существующих социально-экономических связей и разложения общественной морали, усиливается роль маргинальных элементов, формируется целая прослойка населения, которая фактически потеряла связь с обществом. Эти люмпенизированные слои общества, состоявшие из безработных, беженцев, бедняков, сформировали собственные аморальные традиции, либо интегрировавшие их из существующих субкультур, стали дестабилизирующим фактором, которые отражали радикальные взгляды, направленные на изменение существовавшего конституционного строя, террор, бандитизм [2, с. 18].

В рассматриваемый период можно говорить о развале института брака и семьи. На протяжении 1990-х годов увеличивается разрыв в соотношении заключенных браков и зарегистрированных разводов: если в 1991 году на 1277,2 тысяч браков было 597,9 тысяч разводов, то в 1994 году - на 1080,6 тысяч - 680,5 тысяч соответственно [3, с. 22]. Также, можно смело утверждать о том, что увеличивается количество детей, рожденных вне брака, детей с единственным родителем и детей-отказников, т. е. тех, кого родители по тем или иным причинам решили оставить в роддоме. Так доля детей, появившихся на свет вне брака, в общем числе родившихся в 1988 году составляла 12,96%, то в 1994 году уже стала 19,60% и все это на фоне падения общего уровня рождаемости. В качестве подтверждения можно указать, что уровень рождаемости по России в период с 1998 года по 1992 год сократился на 38% [3, с. 19].

Однако не стоит говорить, что органы государственной власти Российской Федерации не предпринимали никаких мер для решения вышеперечисленных социальных проблем. Правительством был принят комплекс неотложным мер, целью которого является выход страны из затяжного социально-экономического кризиса. Также были выделены приоритетные группы граждан, для которых были разработаны различные социальные и экономические программы, система социальных гарантий и льгот для нуждающихся слоев населения. И несмотря на то, что данные решения разрабатывались в спешке и носили стихийный характер, все они ставили перед собой задачу поддержки наименее защищённых слоев населения.

Проводимые реформы затронули все ячейки общества от семей и отдельных индивидов, до общественных организаций и народов, проживающих на территории России. Можно сказать, что все сферы государства и общества, в рассматриваемый период подвергались реформированию. Для понимания глубины происходивших изменений в социальной сфере, необходимо изучить перечень статистических показателей, затрагивающих социально-экономические реформы РФ и внедрение новых механизмов социальной

защиты населения в период с 1991 по 1995 год, реализацию которых осуществляло Министерство социальной защиты.

В рассматриваемый период была сформирована нормативная база социальной сферы общества, в виде принятия и внедрения огромного количества законов на федеральном уровне: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственных пенсиях в РФ», из данного списка важно отметить закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», ведь именно в нем указывалось, что все функции по защите и обеспечению социальной защитой, а также по вопросам поддержки семей и детства, во многом передавались именно государственным органам социальной защиты. Следующий закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" обуславливал и давал понятие социального обслуживания, которое включает в себя пять основных направлений услуг: социально-бытовое, социально-медицинское, психолого-педагогическое, социально-правовое. Стоит отметить что принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 года), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске 1979 г.» (4 апреля 1992 года), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 года), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 года), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 года) и ряд других.

Таким образом, ключевым для российской социальной политики становится период с 1991 по 1992 год, который по уровню глубины, интенсивности и охвата населения не имеет аналогов во всей истории государства [4, с. 10, 12]. Всего данный период было ратифицировано 25 нормативных актов, касающихся социальной защиты населения России, в

частности социальной адаптации и материальной поддержки малоимущих граждан, реабилитации граждан.

На особом контроле со стороны государственной власти стояли вопросы направленные на решение проблемы охраны детства и материнства. В период с 1991 по 1995 годы многодетным, семьям, матерям-одиночкам, детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья были предоставлен 46 льгот по материальному обеспечению и иных социальным гарантий, из которых стоит отметить указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.».

Также можно говорить об изменении структуры финансирования программ направленных на обеспечение социальных гарантий граждан России. В начале 1990-х годов формируется Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, а к 1992 году основное наполнение данных фондов было переориентировано в пользу территориальных фондов. По факту финансирование социальных программ для помощи населения осуществляется не через федеральный бюджет из налоговых поступлений, а через страховые специализированные фонды, в которые формируются самостоятельно. Важным событием в формировании новой системы социального обеспечения мало защищённых слоев населения стал указ Президента России и постановление Правительства Российской Федерации об управлении государственным социальным страхованием принятые в 1993 году Данные подход отображает разницу между советским подходом к государственной помощи нуждающимся и российским подходом, который с изменениями действует и в настоящее время.

Также правительство России в данный период разрабатывает инструменты для оказания помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас, что стало большой проблемой из-за ликвидации ряда государственных предприятий, сокращения расходов на административный аппарат и армию. Для ликвидации данного разрыва принимаются законы,

направленные на трудовую реабилитацию инвалидов, в частности с целью их социальной защиты президентским указом от 25 марта 1993 года устанавливались квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Ключевыми вехами в изменении условий социальной защиты населения стали принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, в которой отдельными статьями закреплены социальные права населения, в частности право на социальную защиту [5] и в 1994 году Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения между лицами, в том числе и по вопросам социального обеспечения всех слоев населения [6].

Таким образом, несмотря на то что усилия, предпринятые государством в период с 1991 по 1995 годы в области социальной защиты населения, не были сформулированы четким образом и оставались размытыми, можно с уверенностью говорить, что в данной временной промежуток формируется базис существующей системы поддержки уязвимых слоев населения. Была создана нормативно-правовая база, сформирован понятийный аппарат (в частности, такие термины, как: социальная служба, клиент социальной службы, социальные услуги), а также были сформированы основные принципы, которые являлись главной частью социального обслуживания. Исходя из данных условий сформированных на вехе эпох, продолжается соблюдение социальных гарантий граждан, прописанных в действующих законах Российской Федерации, которые создают базу для устойчивого социального развитие нашего общества и по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вишинский А.Г. Демографические вызовы России. - М., 2017;

2. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2014;

3. Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2008;

4. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012;

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31;

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32

Semenov I.M.

Ekaterinburg Technical School «AUTOMATICS» (Ekaterinburg, Russia)

ISSUE OF SOCIAL PROTECTION SEPARATE GROUPS OF RUSSIAN POPULATION FEDERATIONS IN PERIOD FROM 1991 TO 1995

Abstract: the article discusses the problems of forming a system for protecting socially vulnerable groups of the population in the Russian Federation during the transition to a market economy. The reasons for the complications of the socio-economic situation in the period from 1991 to 1995 are indicated. Changes in Russian legislation concerning social protection of the population that occurred during the period under review are reflected.

Keywords: social policy, social protection, social security, reforms, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.