Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА'

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Н.В., Гаврилюк Н.Э.

Целью изучения в данной статье ставятся вопросы социально-психологических особенностей социальной работы, профессиональных взаимоотношений социального работника с клиентами, «Я-концепции» социального работника, наборе профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Н.В., Гаврилюк Н.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF SOCIAL WORKER

The purpose of the study in this article are matters of socio-psychological peculiarities of social work, professional relationships social worker with clients, "self-concept" social worker, the recruitment of professional and personal qualities necessary for effective professional activity

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА»

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Лебедева Н.В.

кандидат психол. наук, Институт дополнительного профессионального образования, Департамента

социальной защиты населения города Москвы

Гаврилюк Н.Э.

аспирант Института дополнительного профессионального образования, Департамента социальной

защиты населения города Москвы

O THE QUESTION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF SOCIAL WORKER Lebedeva N. In., PhD in psychology. Sciences, Institute of additional professional education, The Department of social protection of the population of the city of Moscow

Gavrilyuk N. Uh., PhD student, Institute of additional professional education, The Department of social protection of the population of the city of Moscow АННОТАЦИЯ

Целью изучения в данной статье ставятся вопросы социально-психологических особенностей социальной работы, профессиональных взаимоотношений социального работника с клиентами, «Я-концепции» социального работника, наборе профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности ABSTRACT

The purpose of the study in this article are matters of socio-psychological peculiarities of social work, professional relationships social worker with clients, "self-concept" social worker, the recruitment of professional and personal qualities necessary for effective professional activity

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионализм, социально-психологические особенности социальной работы, социальный работник, коммуникативность

Keywords: Keywords: professional competence, professionalism, social-psychological peculiarities of social work, social worker, communication skills

В условиях динамичных преобразований российской экономики и общества понятия «профессионализм» и «профессиональная компетентность» приобретают особую актуальность. Введение Профессионального стандарта социального работника предъявляет сегодня высокий уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Профессионализм личности социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие социально-психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности, а нее, соответствующего состояния профессионально важных качеств и уровни профессиональных притязаний [1, с.18].

В современных условиях развития общества и отрасли социальной защиты населения на социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых профессионально важных и личностных качеств. Сегодня социальный работник должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. Личность социального работника включает также понимание своих личностных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, ситуативное самопознание -постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом и самоорганизацию.

Необходимо отметить, что развитию этих качеств, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности социальной работы способствует решение следующих задач:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии социального работника,

- формирование первоначальных представлений об основах социальной работы,

- формирование профессионально-мотивационной установки на выполняемую деятельность,

- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Деятельность социального работника является одной из видов профессии системы «человек-человек», «человек-общество» (по Е.А. Климову). Устойчивые характеристики каждого специализированного вида деятельности, каждой профессии и ее значимых разновидностей предъявляют к субъекту определенные требования. Они достаточно жестко детерминируют область его профессиональной компетенции, область социальных и гражданских представлений и позиций, а также область психологических и часто психофизиологических качеств.

В.Д. Шадриков ввел понятие психологическая система деятельности, которым обозначено целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних функциональных связей. Важным вкладом является не только подробное описание психологической структуры деятельности человека социального труда, но и рассмотрение вопроса о ее развитии по мере профессионализации. Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта

деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Одни и те же структуры человека как субъекта деятельности могут в разные периоды времени входить в разные психологические системы деятельности [5, с.112].

Проводя анализ социально-психологических особенностей профессиональной деятельности социального работника, стоит отметить, что ему необходимо умело контактировать и располагать к себе клиентов, среди которых пожилые люди, инвалидов, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, многодетные матери и т.д. Социальный работник обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным -одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Социальный работник должен уметь выслушивать и понимать, объяснять и доказывать, спрашивать и отвечать, убеждать и переубеждать, создавать атмосферу доверия в беседе, делового настроя - в собеседовании, находить индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешать конфликт, снимать напряжение [6, с. 167].

Учитывая вышесказанное, модно сделать вывод, что социальная работа - это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными.

Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические способности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие особенности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, при условии, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту как психологическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявит его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие. Хорошо развитая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента -лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.

Педагогической наблюдательностью обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и каждый раз требуют нового подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогических знаний нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогический такт и технику.

Рассматривая социально-психологические особенности профессиональной деятельности социального работника, необходимо отметить, что социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в обществе, а с другой - процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

• понимание социальным работником проблем клиента;

• способность социального работника к адекватному выражению и представлению жизненных проблем клиента;

• знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;

• знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;

• наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;

• делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;

• делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;

• признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

• доверие сторон посреднику, что достигается его

профессионализмом [6, с.71].

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснять как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника - дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Профессиональная деятельность социальных работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной консультации или оказание помощи клиентам в сложной ситуации, чувство собственной значимости, сопричастности людям, но и сожаление, угнетение из-за неспособности наладить контакт с клиентом, разочарование в профессии и т.д. [3, с.131].

Стоит отметить, что профессиональная «Я-концеп-ция» социального работника формируется его представления, включая и идеальные, о своей профессиональной компетентности и о своей профессиональной роли; а также в определяющей мере межличностными отношениями в рамках профессионального поля деятельности социального работника: социальный работник - клиент, социальный работник - специалист (экономист, юрист, психолог, педагог и т.д.), клиент - социальный работник -специалист и т.д. Центральным понятием профессиональной «Я-концепции» является понятие «самоценности» социального работника как специалиста-профессионала.

Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет

оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:

- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

- владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

- обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;

- обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать инвалидами, пожилыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;

- иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать [2, с. 36].

Учитывая вышесказанное, к социально-психологическим особенностям профессиональной деятельности социального работника можно отнести следующее:

1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от социального работника постоянно обновляющихся знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых практически невозможно осуществление социальной помощи.

2. Профессиональная деятельность социального работника заключается в постоянном взаимодействии с клиентами и, следовательно, коммуникативная (или социально-психологическая) компетентность является одной из составляющих социальной работы.

3. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственною достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность,

эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

4. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит, прежде всего, от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу. Высокий профессионализм социальных работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное обеспечение населения средств.

5. Через психологические особенности личности социального работника осуществляется процесс упорядоченного, осознанного влияния субъективного фактора на социальные процессы в обществе, личность, и личные качества социального работника, позволяет повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических ресурсах [2, с.37].

Литература

1. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. -М:Инфра-М, 2008

2. Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника//Социальная работа - 1992.- №5

3. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы//Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. С. 5-8

4. Лебедева Н.В. Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы/Евразийский союз ученых/Х^ Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований». Часть 6. - 2015. -№5(14). с.130 - 133

5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека/В.Д. Шадриков - М.:Логос, 2000

6. Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб. пособие/М.В. Фирсов, Е.Г. Студе-нова, И.В. Наместикова. - М.: КНОРУС, 2011. -224 с.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Муллаянова Регина Ришатовна

студентка 4 курса, психолого-педагогического факультета, Оренбургский государственный

педагогический университет, г. Оренбург

SUBSTANTIVE FEATURES OF THE SCHOOL FEARS YOUNGER STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC PERFORMANCE Mullajanova Regina, the 4th year student psycho-pedagogical faculty, Orenburg state pedagogical University, Orenburg АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются содержательные характеристики школьных страхов младших школьников. Выявлено, что высокий уровень выраженности школьных страхов у младших школьников с низкой академической успеваемостью. Младшие школьники испытывают в основном страхи учебного взаимодействия и страхи референтных лиц.

ABSTRACT

The article discusses the problematic features of the school fears of younger students. Revealed that the high level of expression of school fears among primary school children with low academic performance. Younger students experience mainly fears of educational interaction and fears of the reference entities.

Ключевые слова: страх; школьные страхи; младший школьник. Keywords: fear; school fears; Junior high school student.

Одной из проблем, с которыми сталкивается психолог в школе, является проблема школьных страхов. Особенно остро эта проблема стоит в начальных классах, где происходит становление учебной деятельности учащихся. Как указывает Л.С. Акопян, среди эмоциональных состояний, переживаемых младшими школьниками в образовательных учреждениях, одной из доминирующих является эмоция страха [1]. Особенностям школьных страхов детей младшего школьного возраста посвящено значительное число психологических исследований (Л.С. Акопян, А.Л. Венгер, Т.В. Гузанова, А.И. Захаров, Т.А. Липская, В.А. Пет-ченко, А.М. Прихожан, Ю.В. Щербатых и др.). Установлено, что для младшего школьника «страхи, возникающие в ведущей деятельности и в напрямую связанных с ней видах активности, негативно влияют на личностное и

возрастное развитие обучающегося, блокируя как его актуальное, так и ближайшее развитие. Кроме того, не выявленные школьные страхи влияют на общий уровень психологического благополучия и на протекание психических процессов, существенно усложняют детско-роди-тельские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимоотношениях младшего школьника со сверстниками и взрослыми» [4, с.4].

Стоит учесть, что введение новых стандартов образования требует от учащихся начальной школы большей самостоятельности и инициативности в осуществлении учебной деятельности, ответственности за результаты собственной деятельности, умения обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Так, согласно новому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.