РУБРИКА «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЕ ПОСЕВНОГО АГРЕГАТА НА БАЗЕ ТРАКТОРА С РЕГУЛИРУЕМЫМ КЛИРЕНСОМ
Ахметов Адилбек Агабекович
д-р.техн.наук, проф. кафедры, Ташкентский государственный Аграрный университет,
Узбекистан, г.Ташкент
Ахмедов Шерзодбек Анвархон угли
докторант, Ташкентский государственный Аграрный университет,
Узбекистан, г.Ташкент E-mail: sheran 1 @mail.ru
THE ISSUE MAKING SEED AGGREGAT ON THE BASE TRACTOR WITH ADJUSTABLE CLEARANCE
Adilbek Akhmetov
Dr.Sci. Tech., professor of department, Tashkent state Agrar university,
Uzbekistan, Taskkent
Sherzodbek Akhmedov
doctoral candidate, Tashkent state Agrar university,
Uzbekistan, Taskkent
АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты испытания проверки агрегатирования универсально-пропашного трактора с изменяемым клиренсом с сеялкой СЧХ-4Б и технические характеристики агрегатирования.
ABSTRACT
Results of test of check of an aggregation universal-row tractors with a changeable ground clearance with a seeder SChH-4B and technical characteristics of an aggregation are given in article.
Ключевые слова: сеялка, универсально-пропашной трактор, агрегатирование, передний мост, клиренс. Keywords: seeder, universal-row tractor, aggregation, front bridge, clearance.
В зоне хлопководства для обеспечения вписыва-емости конструкции в междурядья с развитыми кустами хлопчатника на серийно выпускаемых универсально-пропашных тракторах производят замену низкоклиренсного двухколесного переднего моста на высококлиренсную переднюю одноколесную ось и монтируют дополнительные конечные передачи. Это с одной стороны удорожает стоимость трактора, а с другой - требует дополнительных денежно -трудовых затрат. Но, несмотря на эти трудности для междурядной обработки посевов хлопчатника в зоне хлопководства в основном используют 3 -х колесные универсально-пропашные тракторы, пренебрегая их недостатками по сравнению с четырехколесными тракторами. Попытки использования для этой цели 4-х колесных тракторов из-за недостаточной их агротехнической проходимости не увенчались успехом.
В целях устранения этого недостатка на основе проведенных исследовании был разработан 4-х колесный универсально-пропашной трактор с регулируемым клиренсом [2, 3].
Для проверки возможности применения трактора с регулируемым клиренсом при возделывании хлопчатника и сопутствующих ему культур были проверены возможности агрегатирования с ним машин для предпосевной и междурядной обработки, посева, уборки и транспортировки урожая хлопчатника. В данной статье приводится результаты проверки возможности агрегатирования с ним наиболее распространенного в республике сеялки СЧХ-4Б (рис.1) и составленная на ее основе техническая характеристика посевного агрегата.
Сеялка СЧХ-4Б предназначена для пунктирного и пунктирно-гнездового посева с междурядьями 0,6; 0,7 и 0,9 м опущенными семенами хлопчатника, ку-
курузы, сорго, кормовой и сахарной свеклы, арахиса по гладкому полю, грядам, гребням и снятым гребням в поливном земледелии.
Сеялка СЧХ-4Б состоит из: бруса, посевных секций, привода, натяжных устройств, бороздоре-зов, маркеров с гидросистемой управления, механизма навески. Каждая посевная секция состоит из высевающего и гнездующего аппаратов, семяпровода, сошника, загортачей и прикаткок.
Привод высевающих аппаратов осуществляется от опорно-приводных колес сеялки через цепные передачи и карданные валики.
После навески сеялки СЧХ-4Б на трактор с регулируемым клиренсом были проверены переводы машины из транспортного положения в рабочее и наоборот, проверен механизм управление маркерами.
При проверке посевного агрегата в рабочих условиях (рис.2) не было отмечено опасного сближения элементов трактора и сеялки, механизм управление маркерами работоспособен.
Рисунок 1. Трактор с регулируемым клиренсом в агрегате с сеялкой СЧХ-4Б
Агрегат составляется и управляется одним трактористом без посторонней помощи и грузоподъемных средств.
Как известно, при работе посевного агрегата ширина поворотной полосы не должна превышать
минимума, обусловленного двумя условиями: возможностью беспрепятственного поворота посевного агрегата и необходимостью последующего посева поворотной полосы.
Рисунок 2. Посевной агрегат, состоящий из трактора с регулируемым клиренсом
и сеялки СЧХ-4Б в работе
Первое условие определяется исходя из конкретных кинематических характеристик и поворотливости посевного агрегата. Если кинематические
характеристики определяются расположением центра посевного агрегата, длиной и шириной сеялки, длиной ее выезда и расстоянием между осями колес,
ограничивающих опорную поверхность трактора, то поворотливость оценивается минимальным радиусом поворота посевного агрегата.
Второе условие зависит от качественного выполнения посева, т.е. от устранения огрехов на концах поля.
Из перечисленных, первое условие считается определяющим при конструировании тракторов, так как его после проектирования и изготовления трактора невозможно изменить. Поэтому в ходе исследования были изучены кинематические характеристики и поворотливость посевного агрегата.
Как показали исследования, при посеве значительная часть сменного времени отнимаются на холостые повороты, заезды и выезды посевного агрегата на концах гона и оно, в основном, зависит от кинематики поворота посевного агрегата (рис.3). Следовательно, для трактора с регулируемым клиренсом, работающий при посеве, радиус поворота имеет немаловажное значение при определении не только ширины поворотной полосы, но и сокращении времени на холостые повороты, заезды и выезды агрегата.
Рисунок 3. Схема движения на поворотной полосе посевного агрегата составленного на базе сеялки СЧХ-4Б и трактора с регулируемым клиренсом
Учитывая то, что сеялка навесная, ширину поворотной полосы посевного агрегата, совершающего на концах гона петлевые повороты согласно работе [4] вычисляют по формуле
Еп = 2,8 Rмuн + 0,5 Ваг + е,
(1)
где Еп - ширина поворотной полосы, м;
Rмuн - минимальный радиус поворота посевного агрегата, м;
Ваг - кинематическая ширина посевного агрегата, м;
е - длина выезда посевного агрегата, для навесных агрегатов е = (0,3 - 0,6) Ь, м;
4 - длина посевного агрегата (расстояние по прямой между центром агрегата и последним рядом его рабочих органов), м.
Проектируемый трактор с регулируемым клиренсом имеет две направляющие колеса и в соответствии с работой [1] определяем для посевного агрегата минимальный радиус поворота, совершающего петлевой поворот на конце гона
Я.... = Я +-
К
24Я3
(2)
где Кп - показатель поворотливости;
Rн - номинальный радиус поворота посевного агрегата, м.
Показатель поворотливости трактора с регулируемым клиренсом определяется скоростями поворота и отклонения направляющих колес следующей зависимостью
К = L-
(3)
где L - расстояние между осями колес, ограничивающих опорную поверхность трактора с регулируемым клиренсом, м;
Vпоe - скорость поворота направляющих колес,
м/с;
Vотк - скорость отклонения направляющих колес, рад/с.
Номинальный радиус поворота для трактора с двумя направляющими колесами определяется выражением
Я = 1
н ^ (аср +
(4)
где а - среднее значение угла отклонения колес, градус;
^, 8г - углы бокового увода соответственно передних и задних шин, градус.
Совместный анализ выражений (1) - (4) позволяет сделать вывод, что конструктивными параметрами посевного агрегата, влияющими на ширину поворотной полосы, являются база трактора, расстояние между осями его колес и длина вылета сеялки. Следовательно, для уменьшения ширины поворотной полосы при агрегатировании сеялки с трактором с двумя направляющими колесами надо стремиться минимизировать эти параметры, но без ущерба на устойчивость трактора и на работоспособность агрегата. С этой точки зрения выбранная нами конструктивная схема разработанного нами трактора с регулируемым клиренсом получила свое подтверждение.
На основе расчетных данных и сопоставлении их с данными полевых экспериментов определена техническая характеристика посевного агрегата, составленного на базе универсально-пропашного
трактора с регулируемым клиренсом, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Техническая характеристика посевного агрегата, состоящего из трактора с регулируемым клиренсом и
сеялки СЧХ-4Б
№ п/п Наименование показателей (параметров), размерность Значение показателей (параметров)
1 2 3
1 Ширина захвата, м 2,4; 2,8 и 3,6
2 Рабочая скорость, км/ч 5-8
3 Транспортная скорость км/ч До 15
Транспортные размеры посевного агрегата
4 в транспортном положении, мм: -длина 6490
-ширина -высота 3934 2839
5 Дорожный просвет, мм 440
Колея трактора, мм:
6 - передних колес 1820
- задних колес 1810
7 Колея сеялки, мм 1800 (для междурядий 0,9 м)
8 Эксплуатационная масса посевного агрегата (имитация тех-
нологического материала-88 кг), кг 5280
Распределение эксплуатационной массы посевного агрегата
9 по осям трактора, кг:
-на переднюю ось 1425
-на заднюю ось 3855
Радиус поворота минимальный при заторможенном внутрен-
10 нем (правом) ведущем колесе, м:
-по крайней наружной точке посевного агрегата 4,55
-по следу наружного колеса трактора 3,90
11 Наличие ходовых колес на сеялке Два опорно-приводных колеса
Единичное навесное орудие.
12 Способ агрегатирования сеялки Задняя навеска через автосцепку СА-Механический отбор мощности через опорно-приводных колес
13 Обслуживающий персонал при комплектовании посевного агрегата, чел. 1 тракторист + 1 помощник
14 Коэффициент нагрузки шин: а) задних колес (тип шин 15,5-38, НС 6, по ТУ 38,104336) 1,19
б) передних колес (тип шин 9-16, НС 10, по ТУ 38.10437) 0,450
15 Продольная координата центра масс
посевного агрегата при транспортном положении сеялки, мм 667,0
Таким образом, проведенные исследования по оценке агрегатируемости показал возможности агрегатирования сеялки СЧХ-4Б с трактором с регулируемым клиренсом. При этом навеска сеялки на трактор производится без замечаний и опасного сближения элементов трактора и сеялки отсутству-
ет. Но вместе с тем для выноса окончательного решения по агрегатируемости трактора с регулируемым клиренсом посевных машин необходимо проверить агрегатируемость его с перспективными сеялками отечественного и зарубежного производства имеющимся в парках агропромышленного комплекса.
Список литературы:
1. Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. - М.: Машиностроение, 1976. - 456 с.
2. Ахметов А.А. Передние мосты универсально-пропашного трактора хлопкового назначения. Под ред. Р.Д. Матчанова. - Ташкент: Фан, 2014. - 176 с.
3. Патент UZ FAP 00903. Универсально - пропашной трактор / Ахметов А.А., Усманов И.И., Саидаминов С.С., Ахмедов Ш.А. - 2014. - Бюл., №5.
4. Фортуна В.И. Эксплуатация машинно-тракторного парка. - М.: Колос, 1979. - 375 с.