пользуя стандартный набор для выделения геномной ДНК ABI Prepfiler (Applied Biosystems).
Сначала мы типировали полиморфные STR-локусы, используя наборы реактивов фирмы Promega Corporation (PowerPlex16HS System). Устанавливали по аутосомной хромосоме генотипы крови потерпевшей и мужской фракции, выделенной из смешанных биологических следов на тампонах, изъятых из влагалища потерпевшей.
Для типирования аллелей Y-хромосомы использовали наборы реактивов фирмы Promega Corporation (PowerPlex Y System).
Амплификацию аутосомных и Y-STR-локусов проводили в формате мультиплексной ПЦР (один мульти-плекс на все 1б аутосомных, 12 и 23 Y-хромосомных локу-сов) на градиентных амплификаторах Applied Biosystems в условиях, рекомендуемых производителем коммерческого набора PowerPlex16HS System, PowerPlex®Y System, PowerPlex®Y23 System (Promega). Флуоресцентно меченные ПЦР-фрагменты разделяли методом капиллярного гель-электрофореза на генетических анализаторах ABIPrism 310 и ABlPrism 3130 (Applied Biosystems). Чтение генотипов и гаплотипов проводили с помощью программного обеспечения GeneMapper (Applied Biosystems). Качество генотипирования контролировали, используя стандартный набор аллелей всех 16, 12 и 23 микросателлитов («леддер»), поставляемый в составе набора PowerPlex16HS System, PowerPlex® Y System PowerPlex® Y23 System, загружая «леддер» в каждом цикле генотипирования.
Сначала мы определили генотипы крови потерпевшей и следов спермы на тампоне с содержимым влагалища потерпевшей, используя ДНК-набор PowerPlex16HS System.
При проведении ДНК-анализа мужской фракции установили смешанный генотип, один из компонентов которого принадлежит мужчине. Поэтому мы провели ДНК-анализ, используя PowerPlex® Y System систему, и определили, что сперма принадлежит мужчине с определенным гаплотипом.
Преступник по гаплотипу Y-STR-локусов обладает специфическим генетическим характером, который ранее не был обнаружен у обследованных людей в монгольской популяции.
По нашим исследованиям, в монгольской популяции по локусу DYS393 аллель «16» до сих пор не наблюдалась.
Для подтверждения результата предыдущего анализа мы повторно провели анализ ДНК, используя систему ти-пирования PowerPlex® Y23 System. Оба результата совпали между собой.
С помощью базы данных типирования PowerPlex Y23 системы наборов по всему миру мы разыскивали данный гаплотип и получили следующий ответ от автоматизированных веб-сайтов поиска: установленный гаплотип не наблюдался в зарегистрованных 26 869 гаплотипах, протипированных по PowerPlex Y23 системе наборов, в мировой базе данных.
ВЫВОДЫ
1. Этот случай показывает, что есть необходимость проведения более широких исследований Y-хромосомных микросателлитных локусов популяции монгольского населения.
2. Необходимо введение других методов анализа, например анализа Y-SNP и мтДНК последовательностей в монгольской судебной практике, публикация полученных результатов.
3. Надо искать данного преступника среди людей с таким гаплотипом: «DYS576-DYS389I-DYS448-DYS389II-DYS19-DYS391-DYS481-DYS549-DYS533-DYS438-DYS437 -YS570-DYS635-DYS390-DYS439-DYS392-DYS643-DYS393
-DYS458-DYS385a/b-DYS456-Y-GATA-H4 (11-17-14-2031-15-11-27-12-12-10-14-18-21-23-12-12-12-16-1515-11)».
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ АУТОПСИИ_В_РОССИИ,_плп_ЧТО_аЕЛАТЬ?
д.м.н., доцент В. А. Спиридонов
• ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ» (ректор -д.м.н. проф. А. С. Созинов)
• Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации
по Республике Татарстан (руководитель -генерал-лейтенант П. М. Николаев)
• Аннотация: Статья посвящена использованию метода виртуальной аутопсии при экспертизе трупа. На зарубежном опыте обоснована необходимость развития виртопсии в России. Предложено создать центр виртуальной аутопсии.
• Ключевые слова: виртуальная аутопсия, томограф, судебно-медицинская экспертиза, труп
ВВЕДЕНИЕ
Классическая аутопсия (вскрытие трупа) является основным методом, используемым при проведении судебно-медицинских и патологоанатомических исследований для установления причины смерти, наличия повреждений, заболевании и решения других вопросов, интересующих правоохранительные органы и медицинских работников. Во всех цивилизованных странах аутопсия является широко распространенной процедурой, поводы ее назначения и порядок проведения регламентируются законодательством. Согласно данным Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ, в 2012 году в нашей стране было проведено 585 805 экспертных исследований трупов. В Республике Татарстан в последнее время проводится ежегодно около 11-12 тысяч судебно-медицинских экспертиз трупов.
Однако нередко родственники и близкие умершего отказываются или противодействуют проведению аутопсии, ссылаясь на религиозные запреты или волеизъявление умершего. Особенно часто это происходит в регионах, исповедующих ислам, причем негативное отношение распространено как на судебно-медицинские, так и патолого-анатомические исследования.
С конца прошлого века учеными и врачами в клинике активно внедряются и используются методы компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Эти диагностические методы сегодня стали рутинными и в нашей стране - достаточно сказать, что в Республике Татарстан сегодня работает около 40 томографов. Большие возможности визуализации заинтересовали судебно-медицинских экспертов и патологов; лидером стала Швейцария, где директор Института судебной медицины Университета г. Цюрих профессор М. 'ШаН создал центр виртопсии, объединил европейских энтузиастов этого метода, издал с коллегами первый учебник «Virtopsy», ежегодно проводит обучение. Таким образом, виртуальная аутопсия (виртопсия) - построение послойного трехмерного изображения трупа с помощью компьютерного и магнитно-резонансного томографа без классических секционных разрезов тканей и внутренних органов трупа - стала реальностью и очень перспективным научно-практическим направлением. Преимущества виртопсии: повышает наглядность, доказательность судебно-медицинских
и патологоанатомических исследований трупа; изучает неинвазивным (бескровным) способом все части тела (включая лицевой скелет, позвоночник, кисти, стопы); позволяет детально установить механизм травматических повреждений и патологических состояний; возможность создания по данным томографии трехмерной реконструкции; позволяет неограниченное время хранить результаты виртопсии на цифровых носителях и, соответственно, исключить (минимизировать) эксгумации трупов; повышает инфекционную безопасность и условия работы медицинского персонала судебно-медицинской и патоло-гоанатомической служб, а также учитывает религиозные или иные мотивы отказа родственников и близких умершего (или его волеизъявления) от аутопсии.
Говоря о положительных моментах виртопсии, нельзя не остановиться и на отрицательных: отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивно-методических и клинических рекомендаций, стандартов, регламентирующих данную деятельность; высокая стоимость томографических исследований; отсутствие томографов в судебно-медицинских и патологоанатомических учреждениях; отсутствие подготовленных специалистов в области виртопсии и программ (циклов) их подготовки. Однако даже полученные результаты виртопсии часто не однозначны, и возникают трудности трактовки обнаруженных при компьютерной томографии прижизненных и посмертных изменений: оценка посмертных трупных явлений (трупных пятен, отеков, эмфиземы) и их дифференциальная диагностика с кровоизлияниями; морфологические изменения во внутренних органах, головном и спинном мозге; поиск и оценка морфологических проявлений асфиксии, отравлений, гипотермических состояний, инфекционных заболеваний, опухолей, сосудистых нарушений и др.
В ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ» с 2010 года мы начали подготовку специалистов, имеющих сертификат судебно-медицинского эксперта в интернатуре и на циклах ПДО по лучевой диагностике; направлены предложения по развитию виртоп-сии министру здравоохранения Республики Татарстан, ректору Казанского медицинского института, в Следственный комитет. Изучался опыт работы в области виртопсии в институтах судебной медицины Германии: в частности, у ряда институтов имеются свои томографы, расположенные рядом с секционной (как в Институте судебной медицины Берлина), а в других для виртопсии используются томографы клиник - труп укладывается в пластиковый мешок, доставляется в клинику на томографию, которая занимает около 10-20 минут, и возвращается в секционную для проведения аутопсии. Виртуальная аутопсия позволяет минимизировать агрессивные секционные процедуры, но полностью их заменить сегодня не может. На наш взгляд, этот «немецкий вариант» использования томографов клиник для виртопсии трупов при правильной организации может быть осуществлен и в нашей стране.
ВЫВОДЫ
С учетом научно-практической важности и мульти-дисциплинарности проблемы, а также в связи с ее правовой и социальной значимостью необходимо консолидироваться - создать Всероссийский центр виртуальной аутопсии (или Общество виртопсии; возможно при Ассоциации судебно-медицинских экспертов), который объединил бы всех ученых и практиков, занимающихся и интересующихся данным направлением: специалистов в области лучевой диагностики; судебно-медицинских экспертов; патологоанатомов; анатомов; гистологов;
травматологов; хирургов; нейрохирургов; токсикологов; эпидемиологов; юристов; правоведов; инженеров и др., а также соответствующие заинтересованные судебно-медицинские, патологоанатомические, медицинские учреждения; кафедры медицинских вузов. Правовые вопросы организации и проведения виртопсии необходимо разрабатывать и обсуждать с юристами, представителями прокуратуры, Следственного комитета, судов. Очевидно, что за виртопсией будущее судебной медицины и патологической анатомии.
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА ПОСЛЕ ЗАБОРА ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ
к.м.н. М. Л. Арефьев
• Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. - д.м.н., проф. В. А. Клевно)
• Аннотация: Статья посвящена анализу проведенных экспертных исследований в случаях забора внутренних органов у трупа для трансплантации, с целью выработки оптимального алгоритма действий эксперта при исследовании таких трупов, особенности изучения медицинской документации, полноты ее внесения в заключение, правильности описания следов и последствий медицинских манипуляций по забору внутренних органов, а также трактовка выводов.
• Ключевые слова: донор-труп, асистоличе-ский донор, донор-труп со смертью головного мозга, мультиорганный забор, вербальная аутопсия, виртуальная аутопсия
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трансплантология заняла достойное место в современной высокотехнологичной медицине и позволяет эффективно лечить чрезвычайно тяжелую категорию больных, которые раньше считались бесперспективными. Основной проблемой, сдерживающей количество трансплантаций, является дефицит внутренних органов, поэтому постоянно увеличивается разрыв между наличием пригодных донорских органов и количеством пациентов, нуждающихся в спасительных операциях (М. Г. Минина, 2007). Повсеместно внедряются новые методы забора внутренних органов для трансплантации и расширяются критерии доноров: живые родственные доноры, забор органов по принципу «домино», у донора-трупа - обычный забор органа, мультиорганная трансплантация (Я. Г. Мойсюк, 1991; А. В. Шаршаткин, 2009). Отдельным судебно-медицинским аспектам в трансплантологии, в основном их правовым, медицинским и этическим проблемам, посвящены работы российских исследователей (Е. Х. Баринов, П. О. Ромо данов ский). Однако в отечественной литературе практически отсутствуют работы и нормативные документы об особенностях и правилах проведения судебно-медицинских экспертиз или патологоанатомических исследований трупов, у которых один орган или несколько органов изъяты для трансплантации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведенной работы проанализированы экспертные исследования в случаях забора внутренних органов у трупа, с целью выработки алгоритма действия судебно-медицинского эксперта при исследовании таких трупов. Изучались: медицинская документа-