квалификации в условиях современных запросов сферы труда. - Воронеж, 2015. - 125 с.
К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЮ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
В.В. Киселев, начальник кафедры, к.т.н., доцент,
А.Н. Мальцев, преподаватель, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
г. Иваново
Широкое развитие информационно-коммуникационных технологий требует освоения соответствующих компетенций в рамках профессиональных образовательных программ, подготовки квалифицированных пользователей.
Внедрение средств вычислительной техники во все сферы деятельности пожарной охраны влечёт за собой бурный переход от традиционных методов ведения документации к использованию новых, автоматизированных систем её разработки и выполнения.
Существует целый класс программ - систем автоматизированного проектирования, предназначенных облегчить процесс создания и управления графической документацией.
Электронные учебники первоначально разрабатывались как учебные пособия для дистанционного образования. Но с течением времени те широкие возможности, которые они предоставляют для учебного процесса, обусловили внедрение электронных учебников в программы самообразования, а также и как замены обычных бумажных учебников.
Несмотря на тот факт, что бумажный учебник привычнее, а потому на данный момент более удобен обучающимся для восприятия, электронные учебники приобретают с каждым годом все большую популярность ввиду своих гораздо более широких возможностей.
Основными преимуществами электронных учебных материалов перед печатными можно назвать следующие:
- Функция быстрого поиска. Индексация информации в печатном издании, если и присутствует, то ее возможности весьма ограничены. Электронный учебник, напротив, предоставляет возможность быстро и точно находить нужную информацию по любому требуемому запросу.
- Возможность индивидуальной организации и структурирования информации в виде гипертекста. Такая система предоставляет возможность объединять наиболее важные информационные блоки в одну логическую цепочку. Это положительным образом влияет на восприятие учебного материала и способствует его лучшей усвояемости.
- Мультимедийные функции. Они дают возможность использовать в учебном материале не только иллюстрации, но также музыку и
видеоматериалы. Это во многом способствует повышению качества обучения и гораздо лучше страницы обычного учебника удерживает внимание ученика, в полной мере концентрируя его на учебном процессе.
- Интерактивное моделирование. У учеников появляется возможность проводить множество виртуальных экспериментов, к примеру, по курсу механики или физики. Причем виртуальные эксперименты могут быть как простыми, так и довольно сложными, такими, которые в школьной лаборатории повторить было бы просто невозможно. Можно, например, работать с трехмерными графическими моделями молекул и атомов.
- Интерактивная система самопроверки, которая дает возможность ученику в удобной (подчас игровой) форме оценить уровень своих знаний, более основательно подготовиться к контрольным и экзаменам.
Ежегодно профессорско-преподавательским составом кафедры механики и инженерной графики разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебные издания по преподаваемым дисциплинам. Разрабатываемые электронные учебные пособия, как правило, состоят из нескольких разделов, соответствующих разделам преподаваемых дисциплин. Большое преимущество такого учебного пособия - масштабируемость, гибкость структуры. Каждый из разделов и каждая тема в них может быть оперативно скорректирована и дополнена новой актуальной информацией. Над каждой темой могут удаленно работать в соавторстве несколько преподавателей, общаясь посредством Интернет.
Разрабатываемые электронные издания создаются как комплексы, состоящие из трех программных приложений:
- «Теоретический материал», в состав которого входит расширенный нетекстовыми компонентами (в основном, иллюстрациями и анимированными компьютерными моделями) теоретический материал изучаемой дисциплины с примерами решений типовых задач;
- «Тесты и задачи», позволяющего обучаемому приобрести навыки в решении задач по теоретической механике и осуществить контроль знаний, выполнив ряд заданий, содержащих тесты и задачи открытого и закрытого типов;
- «Практикум», содержащего набор компьютерных расчетно-графических работ (РГР) или графических работ, по тематике охватывающих основные разделы преподаваемых дисциплин.
Локальная версия создается для работы с ней на автономной машине или в локальной компьютерной сети. В состав локальной версии входят три перечисленные выше приложения.
Особенность локальной версии заключается в том, что теоретический материал в приложении реализован в виде конспекта-справочника курса, структурированный по смысловым элементам, работать с которым можно по гиперссылкам.
Дистанционная версия предполагает работу посредством глобальной информационной сети Интернет и структурно содержит те же приложения.
Приложения «Теоретический материал», «Лабораторный практикум» и «Тесты» и локальной и дистанционной версий электронного учебника практически полностью идентичны, различие заключается в способе работы с ними (автономная машина, локальная сеть или сеть Интернет соответственно).
В современных социально-экономических условиях возрастает спрос на образовательные услуги, зачастую предоставляемые параллельно с профессиональной деятельностью. При этом особую значимость приобретает дистанционное обучение, реализующее возможность освоения образовательных программ в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования в удаленном режиме. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности таких образовательных технологий, при которых взаимодействие обучаемого и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных телекоммуникационных средств.
Отметим также, что сетевые технологии, благодаря доступу к глобальной информационной сети Интернет, позволяют обучающимся и преподавателям общаться друг с другом, используя такие системы и технологии оперативной компьютерной связи, как электронная почта, on-line (синхронный режим связи) и off-line (асинхронный режим связи) телеконференции. Наличие средств телекоммуникаций делает возможным доступ к информации в базах данных, удаленных от пользователя, создает условия для ведения совместной научной работы, обмена опытом с коллегами практически во всем мире.
Анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании показал, что ввиду огромного многообразия и специфики их использования для различных дисциплин и различных видов учебных заведений, в настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях возможно условное деление следующим образом: демонстрационные программы, обучающие программы, программные средства для математического моделирования, программные средства для контроля/тестирования уровня знаний, тренажеры, информационно-справочные системы, автоматизированные обучающие системы, электронные учебники, экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.
Особое место в этом ряду занимают электронные учебники - обучающие программные системы комплексного назначения, предоставляющие обучаемому теоретический материал, обеспечивающие тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Разрабатываемые электронные учебные пособия, также как и традиционные «бумажные», включают в себя, прежде всего, учебный материал, содержащий основные данные об изучаемой дисциплине; вместе с тем, электронное пособие имеет ряд отличительных особенностей, которые
определяют его преимущества по сравнению с традиционной книгой:
- моделирование и имитация изучаемых процессов и явлений;
- демонстрация визуальной учебной информации: использование цветных изображений служит для наглядного представления материала, облегчает его понимание и запоминание, компьютерная анимация позволяет увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания;
- звуковое сопровождение является дополнительным методом передачи информации, позволяет лучше воспринимать изучаемый материал, обогатить его комментариями преподавателя;
- видео - более полным образом обеспечивает наглядную демонстрацию изучаемого материала, улучшает его восприятие;
- возможность быстрых переходов между блоками изучаемого материала;
- разнообразные сервисные услуги.
Кроме рассмотренных выше возможностей, электронные учебники позволяют индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения, обеспечить работу обучаемого в режиме самоконтроля, контролировать знания с диагностикой ошибок и обратной связью, проводить эксперименты в условиях виртуальной реальности.
При создании дистанционной обучающей системы по дисциплинам «Инженерная графика», «Механика», «Детали машин» для технических ВУЗов в виде электронного Интернет-учебника должны быть обеспечены перечисленные выше типовые возможности. Особое внимание следует уделить возможностям мультимедиа, а именно созданию компьютерных анимированных моделей, которые наглядно покажут обучаемым полный цикл построения графических изображений в среде Autocad, что важно для технических ВУЗов.
Созданная система реализует электронные учебные издания по дисциплинам «Инженерная графика», «Механика», «Детали машин» для технических ВУЗов, объединяющий две версии (локальную и дистанционную) и содержащий комплекс приложений, включающих теоретический материал, лабораторный практикум с примерами выполнения графических изображений, проверку знаний обучающихся посредством выполнения тестовых заданий.
Список использованной литературы
1. Легкова И.А., Зарубин В.П., Киселев В.В., Иванов В.Е. Инновационные технологии при обучении графическим дисциплинам. Пожарная и аварийная безопасность: Матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. -Иваново, 2014. - С. 300-301.
2. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Матер. VII Междунар.
науч.-метод. конф. «Современные проблемы профессионального образования». Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2015. - С. 44-49.
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
В.В. Кобяк, заместитель начальника отдела, к.т.н., Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Беларусь, г. Минск
Пожары являются одной из самых распространенных чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь. Ежегодно они наносят огромный материальный ущерб, а в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. За последние 5 лет в Беларуси произошло 38 223 пожара, в результате которых погибли 4650 человек (в том числе 100 детей) [1]. Так за период с 2010-2014 гг. в жилищном фонде Слуцкого района в среднем ежегодно происходило до 70 пожаров, а с 2004 по 2008 год - 112. Тем не менее, средний показатель гибели людей от пожаров практически не изменился и даже немного вырос: 20042008 гг. - 10,6; 2009-2013 гг. - 11,2.
Статистические данные свидетельствуют о том, что основными причинами возникновения пожаров, приведших к гибели людей в период с 2009 по 2013 гг., являются:
а) неосторожное обращение с огнем (произошло 134 пожара, количество погибших составило 33 человека) и в большинстве случаев связано с курением в состоянии алкогольного опьянения;
б) неисправность или нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования, печей электроприборов и т.п. (произошло 133 пожара, количество погибших составило 8 человек) [1].
С целью уменьшения негативных последствий употребления алкоголя с июля 2011 года по январь 2013 года (в качестве эксперимента) на территории Слуцкого района была ограничена реализация алкогольных напитков в части запрета розничной торговли плодово-ягодными винами и плодовыми винными напитками. В результате анализа проведенного эксперимента установлено, что количество погибших в состоянии алкогольного опьянения сократилось в 2,5 раза по сравнению с 2005-2010 годами.
Приведенная статистика свидетельствует о необходимости разработки и реализации комплекса более эффективных мер как в части уменьшения ущерба от пожаров, так и их профилактики, в первую очередь через обучение граждан правилам пожарной безопасности, а также реализации других мер.
В настоящее время перед специалистами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям стоит задача по определению наиболее эффективных каналов информирования и форм пропагандистской и профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности, которые с наибольшей