Научная статья на тему 'К вопросу разработки движителей специальных лесохозяйственных тракторов'

К вопросу разработки движителей специальных лесохозяйственных тракторов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / МОДУЛЬ / ШАРНИРНАЯ РАМА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кухар Игорь Васильевич, Мартыновская Светлана Николаевна

Рассмотрены вопросы проектирования и разработки специальных лесных и лесопарковых тракторов с шарнирно-сочленной базой на специальном шасси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELO.PMENT OF P.ROPULSION S.PECIAL FOR.ESTRY TRACTO.RS

The questions of designing and developing a special forest and forest park tractors with articulated-solenoi base on special chassis are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки движителей специальных лесохозяйственных тракторов»

помощью контроллера можно автоматизировать и все остальные процессы сушки зерна: загрузку и выгрузку камеру зерносушилки.

Библиографический список:

1.Мельник Б.Е. Справочник по сушке и активному вентилированию зерна. - М.: Изд-во «Колос», 1980. -148с

2. Козлов А.В. Вопросы энергосбережения при сушке семян в напольных сушилках камерного типа / А.В. Козлов // Энергетика и информационные технологии: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. г.Благовещенск. - Дальневосточный ГАУ, 2017. - С.75-80

3. Гостев В.И. Нечёткие регуляторы в системах автоматического управления [Текст] / В.И. Гостев. - Киев: Радюаматор, 2008. - 972 с.

4. Пиляев С.Н. Совершенствование системы автоматического управления воздушной завесой печи [Текст] / С.Н. Пиляев, Д.Н. Афоничев // Инновационное развитие техники пищевых технологий: матер. междунар. науч.-техн. конф. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерный технологий, 2015. - С. 306-310.

УДК 630.3.23

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11715

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ДВИЖИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Кухар Игорь Васильевич

доцент кафедры технологий и машин природообустройства ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий

им. М.Ф. Решетнева» Россия, г. Красноярск Мартыновская Светлана Николаевна доцент кафедры технологий конструкционных материалов и технологии машиностроения ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий

им. М.Ф. Решетнева» Россия, г. Красноярск

Аннотация: Рассмотрены вопросы проектирования и разработки специальных лесных и лесопарковых тракторов с шарнирно-сочленной базой на специальном шасси.

Ключевые слова: трактор, модуль, шарнирная рама.

THE DEVELOPMENT OF PROPULSION SPECIAL FORESTRY TRACTORS

Kukhar Igor V.,

Associate Professor of technologies and machines of environmental engineering "Reshetnev Siberian State University of science and technology» Russia, the city of Krasnoyarsk Martynovskaia Svetlana N. Associate Professor of the Department of technology of constructional materials and machine

technology

"Reshetnev Siberian State University of science and technology» Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The questions of designing and developing a special forest and forest park tractors with articulated-solenoi base on special chassis are considered.

Keywords: tractor, module, hinged frame.

Одна из актуальнейших задач развития механизации лесного и лесопаркового хозяйства на рубках ухода — создание и производство специальной лесной техники различных типов и размеров: трелевочных тракторов, машин для выборочной рубки и вывозки древесины из-под полога леса.

За последние 30 лет во всех лесных странах мира, кроме России, преимущественно использовались специальные колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой, колесами одинакового диаметра и широкопрофильными шинами низкого давления. Отечественная лесопромышленная тяжелая гусеничная техника на базе тракторов ТДТ-55А, ТТ-4 намного уступает зарубежным колесным машинам на несплошных рубках по производительности, маневренности, удельной металлоемкости, соответствию лесоводственно-экологическим требованиям (повреждение почвенного покрова и поверхностной корневой системы оставляемых деревьев).

В лесном и лесопарковом хозяйстве зарубежных стран на рубках ухода используется широкий спектр машин — от пешеходных мини-тракторов с двигателем мощностью 5 - 12 кВт до легких харвестеров и форвардеров мощностью 50 - 60 кВт.

Создание небольших лесных и лесопарковых колесных машин может быть организовано либо путем проектирования и изготовления оригинальных узлов и деталей, либо путем компоновки из узлов и деталей машин массового производства с минимальным использованием оригинальных деталей.

Первый путь позволяет в наибольшей степени удовлетворить требования потребителя к конструкции машины, сделать ее наиболее совершенной. Однако стоимость этих машин очень высока. Онежский тракторный завод уже более 15 лет работает над созданием лесных колесных тракторов оригинальной конструкции. Но до настоящего времени так и но смог довести до производства ни одну из своих разработок из-за недостатка средств и высокой стоимости образцов.

Второй путь позволяет значительно удешевить стоимость машин. Однако созданные таким образом, они, как правило, по отдельным параметрам уступают аналогичной технике, созданной первым путем.

Следует отметить, что все наиболее известные зарубежные фирмы начинали свою деятельность с разработки лесных машин вторым путем (Timberjack - Канада, Vimec -Швеция, Valmet - Финляндия). В дальнейшем по мере развития производства начинали появляться новые машины со специально конструируемыми для них основными узлами.

В связи с многообразием условий работ в лесу и общим развитием лесного комплекса в России, а потом и в других странах возникла потребность в специальном колесном тракторе для проведения несплошных рубок и для лесовосстановительных работ на площадях без избыточного увлажнения почвы. Учитывая острую потребность лесного хозяйства в высоко проходимых, маневренных энергетических средствах, ведутся работы по созданию активных полуприцепов к сельскохозяйственным тракторам класса тяги 6.. .9 кН.

Агрегатирование заключается в том, чтобы соединить серийный колесный трактор с лесохозяйственным активным полуприцепом, собранным из серийных тракторных узлов.

Трактор (рисунок 1) состоит из переднего (энергетического) и заднего (технологического) модулей, соединенных универсальным вертикально-горизонтальным шарниром, позволяющим осуществлять поворот полурам относительно друг друга в двух плоскостях - в горизонтальной и вертикальной (поперечной), двумя гидроцилиндрами поворота и карданным валом. Высокая степень унификации с трактором массового

производства обусловливает относительную дешевизну трактора. А воли принять во внимание, что для эксплуатации импортных тракторов требуются специальные дорогостоящие сорта масел, отсутствующие на потребительском рынке большинства наших регионов, то выгода от применения отечественного трактора становится еще более очевидной.

Лесохозяйственный активный полуприцеп предназначен для выполнения многих лесохозяйственных работ: трелевки древесины при прореживании; проходных, санитарных, постепенных и выборочных рубках; лесовосстановления; борьбы с лесными пожарами; транспортных работ и как база для установки различного технологического оборудования.

Рисунок 1 - Лесохозяйственная машина на базе перекомпановоного трактора Агромаш 30ТК: 1 - энергетический модуль; 2 - передняя полурама, 3 - синхронизирующий редуктор, 4 - вертикальный шарнир, 5 - задняя полурама, 6 - кузов

Небольшие габариты и масса трактора в сочетании с высокой проходимостью и маневренностью позволяют широко применять его в лесном хозяйстве. При работе под пологом леса трактор не повреждает подрост и корни деревьев; колеса большого диаметра с шинами низкого давления не нарушают лесной грунт; шарнирная рама позволяет проезжать между отдельно растущими деревьями, не повреждая их.

Для использования трактора в зимний период, когда много рыхлого снега проходимость трактора может быть не достаточной.

Предлагается установить на колесные полуоси гусеничные движители (рисунок 2).

а б

Рисунок 2 - Гусеничные движители: а - передний, б - задний: 1 - балансир, 2 - каток пневматический, 3 - лента гусеничная, 4 - ведущая звездочка

Рисунок 3 - Лесохозяйственная машина на базе перекомпанованого трактора Т-25А на специальном гусеничном ходу

Данные гусеничные движители могут использоваться не только в зимний период, они могут использоваться и в летнее время на бездорожье или труднопроходимой местности. Так же одним из главных плюсов гусеничных движителей является это быстрая установка и снятие их, не требующая сильных затрат сил и энергии. Вследствие чего мы можем, когда нам понадобится, превращать обычный колесный трактор в полноценный вездеходный трактор на гусеничном ходу, и наоборот. При всем этом гусеничные движители могут устанавливаться на практические любые модели как модифицированных, так и серийных полноприводных тракторов.

Библиографический список:

1 Исследование компоновки лесных колесных тракторов с шарнирной рамой конструкции ЛТА. [Текст] / С.Ф. Козьмин [и др.]. - СПб.: СПбЛТА, 2010. - 98 с.

2 Проектирование и применение специальных активных полуприцепов в лесном хозяйстве: учебное пособие. [Текст] / С.Ф. Орлов [и др.]. - Л.: ЛТА, 1979. - 88 с.

3 Исследование компоновки лесных колесных тракторов с шарнирной рамой конструкции ЛТА / Лесные тракторы МТЗ-82Л и Т-150КЛ с колесной формулой 6х6 и их модификации: учебное пособие. [Текст] / С.Ф. Козьмин [и др.]. - СПб.: СПбГЛТА, 2011. - 96 с.

4 Лисняк, А.А. К вопросу компоновки лесных тракторов. А.А. Лисняк, И.В. Кухар. // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Всерос. науч.-практ. конф. (с межд.участием). сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых.т.1. -г. Красноярск, изд. СибГТУ. 2016 г. С.157-159.

5 Вайнбергер, А.Д. К вопросу разработки блочно-модульного принципа при разработке специальных тракторов. А.Д. Вайнбергер, И.В. Кухар. // Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции - г. Красноярск, СибГУ. 2017 г. С.173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.