УДК 342.7 ББК 67.400
Середнев Владимир Анатольевич Serednev Vladimir Anatolievich
преподаватель кафедры права, философии и социальных дисциплин факультета экономики и права Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.
Lecturer, Department of Law, Philosophy and Social Sciences, Faculty of Economics and Law of the Arzamas Branch of the Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. E-mail: naganov1910@mail.ru
К ВОПРОСУ ПРОТИВОСТОЯНИЯ: ИДЕОЛОГИЯ «ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» ПРОТИВ ИДЕОЛОГИИ «ПРАВ ГРАЖДАНИНА»
To the question of confrontation: the ideology of «human rights» against the ideology of «citizen's rights»
В статье рассматривается проблема противостояния западной идеологии «прав человека» и идеологии национального государства - «прав гражданина». Автор анализирует диаметрально противоположные идеологии, а также описывает их признаки в правовом и социально-политическом контекстах.
Ключевые слова: Запад, либерализм, «права человека», «права гражданина», гражданское общество, государство.
The article deals with the problem of confrontation of the Western ideology of «human rights» against the ideology of the national state of «citizen's rights». The author shows diametrically opposite ideologies of «human rights» and «the rights of a citizen», as well as their signs, both in the legal context and in the socio-political.
Keywords: West, liberalism, «human rights», «citizen's rights», civil society, the state.
Рассмотрение вопроса об идеологии прав человека необходимо начать с того, что в западной либеральной парадигме во всех общественных отношениях, в том числе и в области права, в доминирующем положении оказывается форма (например, в уголовно-процессуальном праве процедура процессуального получения и закрепления информации находится выше ее содержания), которая стоит выше сущности (содержания) какого-либо феномена (явления) или обстоятельства.
Следует отметить, что «.. .если рассмотреть сегодняшнюю систему принципов уголовного судопроизводства России, то очевидно, что практически все они сформированы на концепции западного либерального учения "права человека", соответственно в принципах индивид ставится выше общества.» [7, с. 47-48; 8, с. 108]. Полагаем, что «основой уголовно-
Планетарный заговор Суши против Моря, Земли против Воды, Авторитарности и Идеи против Либерализма и Материи. Заговор сил Бытия против сил Небытия.
А. Г. Дугин
процессуального законодательства России являются идеи двух немецких идеалистов философии И. Канта и Г. Гегеля ...», более того, западная либеральная мысль не может признать того, что благодаря совести (внутреннему судилищу человека, которое он должен рассматривать как внутренний долг перед обществом), нравственности (например, представления человека о добре и зле, чести, долге) появляется возможность контролировать действия людей и регулировать общественные отношения в какой-либо сфере деятельности, в том числе в уголовно-процессуальной [8, с. 108]. В отличие от русского мышления и менталитета «.в протестантской культуре отдается приоритет не содержанию, а форме. Для русского духа характерна вера в содержание (в сущность), а не в форму, содержание всегда первостепенно, а форма вторична» [7, с. 47].
По нашему убеждению, понятие «форма», или «формализм», есть ни что иное, как культ поклонения, выражающийся, прежде всего в ханжестве, то есть в виде некоего «благочестия» и показного пиара того, во что сами идолопоклонники не верят. Верно в отношении данного явления отмечал Т. Карлейль: «.. .нет человеческого деяния более безнравственного, чем этот формализм, ибо он - начало всякой безнравственности или, вернее, невозможности с момента его появления какой бы то ни было нравственности. Он парализует моральную жизнь духа в самой сокровенной глубине ее, подвергает ее в фатальный магнетический сон» [5, с. 150]. Необходимо заметить, что идеология «прав человека», связана в определенной степени с идолопоклонничеством, а парализация духа - с поклонением не богу, а человеку.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) [6] (неофициальное название - Европейская конвенция по правам человека) является одним из основных документов Совета Европы. Вызывает интерес то, что данная Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы и обязывает государства, ратифицировавшие ее, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Возникает вопрос о том, почему в Конвенции о защите прав человека и основных свобод не отражены понятия свобод гражданина, если в ней идет речь об обязанностях государства. По какой причине связи между человеком и национальным государством, в котором он проживает, именно она преобразует человека в гражданина с правами и обязанностями, предоставленными ему государством в аспекте интересов государства и самого гражданина. По какой причине нет связи между человеком и национальным государством, в котором он проживает? Именно она преобразует человека в гражданина с правами и обязанностями, предоставленными ему в рамках интересов самого гражданина и государства. По какой причине иностранные государства, покушаясь на суверенитет, могут вмешиваться в национальные интересы других стран, которые вправе самостоятельно выбирать организационно-правовой механизм и технологии в области права и всех сторон социально-экономическо-
го состояния государства? Ответ на этот вопрос прост: по праву либеральной идеологии. Запад в настоящее время навязывает всему миру, в том числе и России, идею о том, что именно он является «нормативным критерием для оценки народов и культур всего мира.» [3, с. 499]. С политической точки зрения Запад не является географическим термином в классическом его понимании: «...сферичность Земли делает такое определение просто некорректным: то, что для одной точки -Запад, для другой - Восток. концепция "Запад" по умолчанию берет за нулевую отметку, откуда откладываются координаты долготы, именно Европу. нулевой меридиан проходит по Гринвичу. в международной практике центром координат стала Европа, более узко -Западная Европа. Именно от нее принято откладывать вектор в сторону Востока и вектор в сторону Запада.» [3, с. 497]. В связи с этим следует отметить, что Запад в настоящее время обвиняет некоторые другие страны в биологическом расизме, при этом ему характерны все остальные виды расизма (цивилизаци-онный биогенетический, технологический, исторический и другие), включая и аксиологический, который утверждает существование универсальной шкалы ценностей, обязательной для всех человеческих обществ, с осуждением тех, кто ее не признает [4, с. 498]. «Везде, где европейцы сталкивались с "незападными" культурами, которые сохраняли традиционное общество и его уклад, они ставили однозначный диагноз - "варварство", "дикость", "неразвитость", "отсутствие цивилизации", "отсталость". Чем дальше они были от Запада (в его новейшей исторической фазе), тем более "ущербным" и "неполноценным" они считались» [3, с. 499]. Поэтому очевидно, что носители идеи «права и свободы человека» есть носители определенной, специфической идеологии (например, коммунизма, фашизма), которая является агрессивной в культурном, интеллектуальном и тем более в идеологическом аспекте и отражает уверенность в том, что у всего человечества путь развития западного либерального образца и другого пути развития не существует. «Этот демарш позволяет США утверждать неприкосновенность собственного суверенитета, считая при
этом, что у них есть право по собственному желанию вмешиваться в дела всего остального мира, рискуя даже тем, что на них будут смотреть как на главный фактор растущего ожесточения в международных отношениях» [1, с. 75].
Нельзя сказать, что идея прав человека отменяет идею прав гражданина, но первая в определенной степени «атакует» вторую. Одно из отличий прав человека от прав гражданина заключается в том, что права человека связанны с либеральными свободами, то есть со свободой от чего-то, а конкретнее, от любой групповой идентичности независимо от принадлежности к тому или иному государству (однако отношение лица к государству является групповой идентичностью). Например, женщина и мужчина - также групповая идентичность, в связи с этим в либеральных кругах сейчас остро поднимается вопрос об «освобождении человека» от такой групповой идентичности, как пол. Поскольку с точки зрения социологии пол является не врожденным признаком, а приобретенным, либералы настаивают на том, что человек может быть женщиной или мужчиной по своему желанию, а не в зависимости от анатомических признаков.
Права гражданина существуют в определенном государстве и их определяет национальное государство. Ранее российский народ был освобожден сначала от таких групповых идентичностей, как «теисты» и «атеисты» (религия в Советской России была официально запрещена), а не так давно по историческим меркам - от «национальности», которая существовала юридически и указывалась в паспорте гражданина. Думатся, что впереди у апологетов либеральной идеологии появится стремление освободить общество от гражданства, так как оно также относится к групповой идентичности. Самое главное отличие прав человека от прав гражданина состоит в том, что первые, являясь чисто либеральной концепцией (религией западного общества), предполагают рассмотрение человека отдельно от национального права (законодательства), предусматривая при этом право на интервенцию (в случае недостаточности военных сил для вторжения возможно введение экономических санкций) того государства, где, по мнению западных «экспертов», нарушаются права человека. Эта либеральная идеология прав человека
связана с уничтожением групповой идентичности, однако граждане государства - групповая идентичность по отношению к гражданам других государств, из этого следует уничтожение государственных границ и введение стран под управление мирового правительства.
Необходимо указать на то, что в настоящее время термин «мондиализм», являющийся сугубо политическим, глубоко проник во все три существующие мировые политические идеологии (либерализм, фашизм, коммунизм). «Мондиализм - это особое идеологическое направление, которое на основании реальных интеграционных процессов в современном мире предполагает в конечном итоге полное объединение всего человечества в едином государстве, под управлением единого Мирового Правительства. Такой проект предполагает в качестве необходимого условия отмирание традиционных государств, народов, рас, культур и религий и создание некоей новой особой "общечеловеческой цивилизации". Важно заметить при этом, что идеологической базой такой "общечеловеческой цивилизации" должна стать именно западная цивилизация, считающаяся наиболее эффективной и "прогрессивной" с ее либеральной идеологией и рыночной экономикой» [2, с. 338].
На основании вышеизложенного предлагаем свое определение понятия религии прав человека. «Права человека - особая идеология либерального воззрения космополитизма, рассматривающая нормой правоотношений индивидуумов, без всех форм групповой идентичности, в отрыве его (человека) от контекста гражданина и его прав, основанная на представлении о том, что судьбою человека, принадлежащего другому государству, может интересоваться не только то государство, к которому принадлежит человек, но и внешние по отношению к этому государству акторы, при вмешательстве которых происходит наложение двух моделей права: национального и права на защиту не гражданина, а человека» [9, с. 291].
Особое опасение в идеологии прав человека, которая усиленно насаждается западным миром в России, вызывает деятельность западных либеральных кругов и спецслужб, направленная на разрушение суверенитета российского государства с дальнейшим его уничтожением.
Литература
1. Бенуа А. Карл Шмитт сегодня / пер. с фр. С. Денисова. М., 2013.
2. Дугин А. Г. Конспирология (наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне). М., 2005.
3. Дугин А. Г. Четвертый Путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. М., 2014.
4. Дугин А. Г. Русский Логос - русский Хаос. Социология русского общества. М., 2016.
5. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории: сборник: пер. с англ. М., 2012.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом № 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984). URL: http://legalacts.ru/doc/konventsija-o-zashchite-prav-cheloveka-i-osnovnykh/.
7. Середнев В. А. Отрицательное воздействие западного либерального мировоззрения на уголовное судопроизводство России на примере протестантских воззрений И. Канта и Г. Гегеля // Отечественная юриспруденция. 2016. № 12 (14).
8. Середнев В. А., Егутов А. В. Морально-нравственный аспект как альтернатива формально-правового требования (свойства) доказательств при использовании результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовном процессе // Современные проблемы права глазами молодых ученых: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (7 апреля 2017 г.) / науч. ред.: В. Ю. Толстолуцкий, А. И. Юматов, А. А. Ста-туев, В. А. Колосова. Арзамас, 2017.
9. Середнев В. А. О необходимости денонсации культурно-аксиологического расизма в отношении России на примере понятия «права человека» (этносоциологический аспект с позиции философии консервативного традиционализма) // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статьей VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2017.
Bibliography
1. Benoit A. Karl Schmitt today / transl. from French S. Denysov. Moscow, 2013.
2. Dugin A. G. Conspiracy (science of conspiracies, secret societies and secret war). Moscow, 2005.
3. Dugin A. G. The Fourth Way. Introduction to the Fourth Political Theory. Moscow, 2014.
4. Dugin A. G. Russian Logos - Russian Chaos. Sociology of Russian society . Moscow, 2016.
5. Carlyle T. Heroes, veneration of heroes and heroic in history: collection: transl. from English. Moscow, 2012.
6. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (concluded in Rome on 04.11.1950) (as amended on May 13, 2004) (together with Protocol № 1) (signed in Paris on 20.03.1952 ), Protocol № 4 on the securing of certain rights and freedoms other than those already included in the Convention and the first Protocol thereto (signed in Strasbourg on 16.09.1963), Protocol № 7 (signed in Strasbourg on 22.11.1984). URL: http://legalacts.ru/doc/konventsija-o-zashchite-prav-cheloveka-i-osnovnykh/.
7. Serednev V. A. The Negative Impact of the Western Liberal Worldview on the Criminal Proceedings of Russia on the Example of the Protestant Views of I. Kant and G. Hegel // Domestic Jurisprudence. 2016. № 12 (14).
8. Serednev V. A., Egutov A. V. The Moral and Moral Aspect As An Alternative to the Formally Legal Requirement (Properties) of evidence using the results of operational investigative activities in the criminal process // Modern law problems through the eyes of young scientists: a collection of articles of the participants of the International scientific and practical conference (April 7, 2017) / ed.: V. Yu. Tolstolutsky, A. I. Yumatov, A. A. Statues, V. A. Kolosova. Arzamas, 2017.
9. Serednev V. A. On the need to denounce cultural and axiological racism against Russia, using the example of the concept of «human rights» (ethnosociological aspect from the standpoint of the philosophy of conservative traditionalism) // Breakthrough scientific research: problems, patterns, perspectives: a collection of articles of the VIII International scientific and practical conference / ed. G. Yu. Gulyaev. Penza, 2017.