Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

К ВОПРОСУ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственная программа вооружения / государственный оборонный заказ / вооружение / военная и специальная техника / оборонно-промышленный комплекс / военно-техническая политика / State armament program / state defense order / weapons / military and special equipment / military-industrial complex / military-technical policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандыбко Наталья Викторовна

В современных геополитических условиях обороноспособность страны является ключевым фактором обеспечения суверенитета, независимости и стабильности. Основой долгосрочного планирования обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой является государственная программа вооружения, которая разрабатывается на десятилетний период, содержит номенклатуру наиболее важных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также определяет заказчиков, исполнителей и сроки выполнения работ. Краткосрочное планирование развития вооружения, военной и специальной техники осуществляется посредством разработки и выполнения заданий государственного оборонного заказа. Военное планирование является неотъемлемой компонентой государственного планирования и в современных условиях осуществляется под воздействием совокупности различных внешних и внутренних факторов: изменением внешнеполитической ситуации, которая приобретает непредсказуемый характер на фоне прогрессирующей девальвации базовых принципов международного права; принятием руководством страны решений по обеспечению защиты интересов Российской Федерации в стратегически важных регионах; нестабильностью макроэкономических параметров развития Российской Федерации в рамках складывающихся условий мировой экономики, непосредственно влияющих на размещение и реализацию программ и планов развития системы вооружения. Базисом выполнения заданий государственного оборонного заказа является динамичная работа оборонно-промышленного комплекса, направленная на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации новым поколением вооружения, военной и специальной техники. В работе рассмотрены особенности планирования и выполнения заданий государственного оборонного заказа в условиях введения специальных мер в экономике. Выделены функциональные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Проанализированы причины роста себестоимости продукции военного назначения, а также выявлена корреляция между программными документами, обеспечивающими реализацию заданий государственного оборонного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROGRAM IMPLEMENTATION OF TASKS OF THE STATE DEFENSE ORDER

In modern geopolitical conditions, the country's defense capability is a key factor in ensuring sovereignty, independence and stability. The basis of the long-term planning of providing the Armed Forces of the Russian Federation with weapons, military and special equipment is the state armament program, which is developed for a ten-year period, contains the nomenclature of the most important types of weapons, military and special equipment, and also determines customers, performers and deadlines for work. Short-term planning of development of armament, military and special equipment is carried out through development and fulfillment of tasks of the state defense order. Military planning is an integral component of state planning and in modern conditions and is carried out under the influence of a combination of various external and internal factors: a change in the foreign policy situation, which is becoming unpredictable against the background of the progressive basic principles devaluation of international law; making decisions by the country's leadership to ensure the protection of the interests of the Russian Federation in strategically important regions; instability of the macroeconomic parameters of the development of the Russian Federation within the framework of the emerging conditions of the world economy, directly affecting the setting and implementation of programs and plans for the development of the weapons system. The basis for fulfilling the tasks of the state defense order is the dynamic work of the military-industrial complex, aimed at providing the Armed Forces of the Russian Federation with a new generation of weapons, military and special equipment. The article considers the features of the planning and performing the state defense order in terms of implementation of the special measures in the economy. Functional characteristics of enterprises of the military-industrial complex are selected. The author analyzes the causes of cost growth of military products, as well as reveals a correlation between program documents providing for the implementation of tasks of the state defense order.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

Научная статья УДК 355.02(470) EDN EUVBTJ

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1025-1033 Н.В. Кандыбко

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, nataliya_v_@mail.ru

К ВОПРОСУ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

АННОТАЦИЯ. В современных геополитических условиях обороноспособность страны является ключевым фактором обеспечения суверенитета, независимости и стабильности. Основой долгосрочного планирования обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой является государственная программа вооружения, которая разрабатывается на десятилетний период, содержит номенклатуру наиболее важных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также определяет заказчиков, исполнителей и сроки выполнения работ. Краткосрочное планирование развития вооружения, военной и специальной техники осуществляется посредством разработки и выполнения заданий государственного оборонного заказа.

Военное планирование является неотъемлемой компонентой государственного планирования и в современных условиях осуществляется под воздействием совокупности различных внешних и внутренних факторов: изменением внешнеполитической ситуации, которая приобретает непредсказуемый характер на фоне прогрессирующей девальвации базовых принципов международного права; принятием руководством страны решений по обеспечению защиты интересов Российской Федерации в стратегически важных регионах; нестабильностью макроэкономических параметров развития Российской Федерации в рамках складывающихся условий мировой экономики, непосредственно влияющих на размещение и реализацию программ и планов развития системы вооружения. Базисом выполнения заданий государственного оборонного заказа является динамичная работа оборонно-промышленного комплекса, направленная на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации новым поколением вооружения, военной и специальной техники.

В работе рассмотрены особенности планирования и выполнения заданий государственного оборонного заказа в условиях введения специальных мер в экономике. Выделены функциональные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Проанализированы причины роста себестоимости продукции военного назначения, а также выявлена корреляция между программными документами, обеспечивающими реализацию заданий государственного оборонного заказа. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Государственная программа вооружения; государственный оборонный заказ; вооружение, военная и специальная техника; оборонно-промышленный комплекс; военно-техническая политика.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 апреля 2023 г.; дата принятия к печати 05 июля 2023 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2023 г.

Original article N.V. Kandybko

Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, nataliya_v_@mail.ru

ON THE PROGRAM IMPLEMENTATION OF TASKS OF THE STATE DEFENSE ORDER

ABSTRACT. In modern geopolitical conditions, the country's defense capability is a key factor in ensuring sovereignty, independence and stability. The basis of the long-term

© Кандыбко Н.В., 2023

planning of providing the Armed Forces of the Russian Federation with weapons, military and special equipment is the state armament program, which is developed for a ten-year period, contains the nomenclature of the most important types of weapons, military and special equipment, and also determines customers, performers and deadlines for work. Short-term planning of development of armament, military and special equipment is carried out through development and fulfillment of tasks of the state defense order.

Military planning is an integral component of state planning and in modern conditions and is carried out under the influence of a combination of various external and internal factors: a change in the foreign policy situation, which is becoming unpredictable against the background of the progressive basic principles devaluation of international law; making decisions by the country's leadership to ensure the protection of the interests of the Russian Federation in strategically important regions; instability of the macroeconomic parameters of the development of the Russian Federation within the framework of the emerging conditions of the world economy, directly affecting the setting and implementation of programs and plans for the development of the weapons system.

The basis for fulfilling the tasks of the state defense order is the dynamic work of the military-industrial complex, aimed at providing the Armed Forces of the Russian Federation with a new generation of weapons, military and special equipment. The article considers the features of the planning and performing the state defense order in terms of implementation of the special measures in the economy. Functional characteristics of enterprises of the military-industrial complex are selected. The author analyzes the causes of cost growth of military products, as well as reveals a correlation between program documents providing for the implementation of tasks of the state defense order.

KEYWORDS. State armament program; state defense order; weapons, military and special equipment; military-industrial complex; military-technical policy. ARTICLE INFO. Received April 26, 2023; accepted July 05, 2023; available online August 31, 2023.

В системе национальной безопасности одним из основных ее элементов является военная безопасность. Она обеспечивается всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов, среди которых ведущая роль принадлежит Вооруженным Силам Российской Федерации (ВС РФ) и другим силовым компонентам военной организации государства, предназначенным для выполнения задач военной безопасности военными методами.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Мир сталкивается с серьезными вызовами и угрозами. Много факторов неопределенности. Стремительно развиваются технологии, в т. ч. и военные, а конкуренция, соперничество усиливаются, обретают новые формы. В разных регионах планеты не только тлеют очаги застарелых конфликтов, но и появляются новые. Ведущие страны активно совершенствуют наступательные вооружения. Серьезную озабоченность вызывает и приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, а также попытки милитаризации космоса. Ощутимым ударом по системе контроля над вооружениями стал выход Соединенных Штатов Америки из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности под надуманным предлогом. Угроза распространения ракет этого класса в разных частях света еще больше усилила напряженность в мире»1.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, под военной безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз,

1 Президент Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://kremlm.ru/events/security-coun-cil/62096 (дата обращения: 23.12.2022).

связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять»2.

Исходя из официального определения военной безопасности она неразрывно связана с развитием и совершенствованием военной организации государства, состоянием обороноспособности страны и наличием необходимого потенциала для защиты национальных интересов.

Военная организация государства и поддержание обороноспособности страны в значительной мере зависят от военно-экономического обеспечения обороны, основными задачами которого являются3:

— оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой, используя развитие военно-научного потенциала страны, сосредоточения ее материально-технических и финансовых ресурсов, увеличения эффективности их использования с целью достижения уровня, необходимого для решения стоящих перед военной организацией задач;

— своевременное и полное обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами, необходимыми для реализации мероприятий планов (программ) их строительства и применения, оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки войск (сил);

— развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) путем координации военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны, интеграции в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

— совершенствование военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в интересах укрепления мер доверия и снижения глобальной и региональной военной напряженности в мире.

Таким образом, военно-экономическое обеспечение, с одной стороны опирается на эффективное финансовое и материально-техническое обеспечение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а с другой стороны на развитие оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение, как наиболее важный аспект военно-экономического обеспечения, осуществляется на основе системы стратегического планирования и проработки.

Основой для формирования долгосрочных планов по материально-техническому обеспечению Вооруженных Сил является государственная программа вооружения (ГПВ), утверждаемая Президентом Российской Федерации, которая определяет комплекс работ по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в России на десятилетний период. Указанная программа содержит номенклатуру наиболее важных образцов вооружения, военной и специальной техники, которые планируется разрабатывать, производить и модернизировать в предстоящий период. Она определяет заказчиков, исполнителей, сроки выполнения работ, объемы ассигнований и поставок [1].

ГПВ является стратегически важным документом, который разрабатывается в рамках реализации военно-технической политики (ВТП). В современных условиях основными факторам, определяющим содержание ВТП являются:

— научно-технический, характеризующий уровень технического и технологического потенциала России по основным направлениям развития ВВСТ;

2 Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом РФ 25 дек. 2014 г. № Пр-2976) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Там же.

— материально-технический, учитывающий возможности строительного, сырьевого и промышленного комплекса страны по поддержанию боевой мощи ВС РФ, путем военно-технического обеспечения, оперативного оборудования военной инфраструктуры;

— экономический, определяющий возможности научно-производственной базы по производству перспективных образцов ВВСТ.

Для достижения целей ВТП, направленных на поддержание необходимого уровня оборонного потенциала страны, в сложившихся военно-политических и экономических условиях санкционного давления необходимо обеспечить решение следующих задач [2]:

— поддержание и развитие системы вооружения ВС РФ в боеспособном состоянии в соответствии с внешними и внутренними угрозами;

— развитие научно-производственной базы для обеспечения возможности выполнения задач по обеспечению военной безопасности;

— совершенствование правового, организационного и методического обеспечения управления развитием ВВСТ.

Краткосрочное планирование в сфере разработки и поставки ВВСТ осуществляется в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ)4.

Выполнение заданий гособоронзаказа основывается на регулировании как нормативной правовой, так и экономической составляющей. Важным аспектом регулирования является осуществление контрольных функций в части ценообразования, порядка и сроков заключения и исполнения государственных контрактов5.

В условиях специальной военной операции на Украине и проведения частичной мобилизации в 2022 г. произошло ужесточение нормативного правового регулирования всех этапов выполнения оборонного заказа, что вполне оправданно в современных условиях6.

Обеспечение выполнения государственного оборонного заказа основано на организации ряда процессов. Ключевыми из них являются исполнение государственных контрактов «точно в срок», снижение издержек производства, а также повышение качества вооружения, военной и специальной техники и его своевременное обновление7.

Закупки на основе ГОЗ играют роль балансира между оборонно-промышленным комплексом с гарантируемыми расходами бюджета на приобретение создаваемого вооружения, военной и специальной техники с одной стороны, а с другой стороны, на получение ВС РФ заказанных образцов вооружения [3]. Это связано в первую очередь с тем, что на рынке военной продукции покупателем выступают государственные заказчики в лице силовых ведомств и госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», которые занимают монопольное положение.

В 2023 г. произошло увеличение государственного оборонного заказа в 1,5 раза по сравнению с 2022 г.8 Для выполнения увеличенных объемов ГОЗ предприятия

4 О государственном оборонном заказе (с изменениями и дополнениями) : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 275-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. N° 408-р // СПС «КонсультантПлюс»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 559-р // СПС «КонсультантПлюс».

6 О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа : Указ Президента РФ от 3 марта 2023 г. N 139 // СПС «КонсультантПлюс».

7 О введении специальных мер в экономике : Постановление Правительства РФ от 01 авг. 2022 г. N 1366 // СПС «КонсультантПлюс».

8 Гособоронзаказ изменят с учетом спецоперации // Первый севастопольский. 2022. 31 окт. URL: https://sev.tv/news/79343.html (дата обращения: 07.11.2022).

оборонно-промышленного комплекса (ОПК) располагают необходимой производственной базой, научно-технологическим заделом, кадровыми ресурсами.

С учетом новых объемов закупки ВВСТ с июля 2022 г. Минобороны России заключает государственные контракты на 2023—2025 гг. При этом поставлена задача заключить контракты в кратчайшие сроки, что требует не только слаженности во взаимодействии всех субъектов, участвующих в процессе размещения и выполнения ГОЗ, но и соответствующего правового обеспечения.

Для скорейшего и эффективного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации ВВСТ в июле 2022 г. Совет Федерации одобрил законопроекты, определяющие особенности введения специальных экономических мер для «проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации».

14 июля 2022 г. был подписан Федеральный закон № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий Правительству Российской Федерации вводить специальные меры в экономике. Данным Законом внесены изменения и дополнения в Федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно документов, государственные контракты разрешено заключать по ориентировочным ценам в пределах лимитов ГОЗ и государственной программы вооружения, с последующим их обоснованием, как на продукцию, цены которой подлежат регистрации в ФАС, так и иные цены. Срок обоснования цен определен 6 месяцев после заключения таких контрактов, что позволило сократить сроки заключения государственных контрактов, а также не допустить увеличение цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Около 45 % объема промышленной продукции предприятий ОПК является продукций военного назначения, которая поставляется для нужд государственных заказчиков, 22 % — идет на экспорт по линии военно-технического сотрудничества, а 33 % — продукция гражданского назначения [4].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из важнейших задач в области обороны является обеспечение технологической независимости оборонно-промышленного комплекса, его инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники9.

В этой связи основной задачей развития ОПК является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг10

Функциональными особенностями предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ являются следующие:

— монополия и государственного заказчика и предприятий ОПК;

9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 // СПС «КонсультантПлюс».

10 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса : Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3207.

— высокая наукоемкость и технологичность продукции военного назначения, что определяет особенности ее производства;

— долгосрочный и капиталоемкий характер инвестиционных проектов, которые реализуются предприятиями ОПК;

— необходимость содержания мобилизационных мощностей на предприятиях ОПК;

— применение затратного способа формирования цены на продукцию военного назначения.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (Программа), включающая два этапа выполнения: 2016— 2020 гг. и 2021—2027 гг. играет ключевое значение в технологической модернизации предприятий ОПК11. Целевое назначение программы направлено не только на обеспечение ВС РФ новым поколением ВВСТ, но и на повышение потенциала предприятий ОПК как драйвера развития промышленности.

Программа сформирована в жестокой увязке с Государственной программой вооружения и направлена на обеспечение выпуска перспективных образцов ВВСТ, тем самым определяя направление развития ВС РФ. Выполнение данной программы является важным фактором реализации военно-технической политики, что обусловливает высокие объемы ее финансирования. Приоритет программы имеет принципиальное значение в рамках повышения темпов технической модернизации предприятий ОПК, так как в программе заложена динамика роста индикаторов развития предприятий ОПК.

Программа имеет весомую инновационную компоненту, в ней нашли отражение мероприятия, позволяющие обеспечить научно-технический уровень, разработку и внедрение инноваций более чем 1400 предприятий оборонной промышленности. Программа обладает и значительным инвестиционным потенциалом, 80 % от общего объема средств направлены на капитальные вложения, в-первую очередь — на техническое перевооружение производственных мощностей предприятий ОПК.

На основании проводимого ежегодного анализа и оценки состояния и динамики предприятий оборонно-промышленного комплекса, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в текущем периоде были определены следующие результаты:

— рост показателя технологической готовности к производству образцов вооружения, военной и специальной техники в отраслях оборонно-промышленного комплекса, а также обеспечение положительной динамики уровня загрузки производственных мощностей;

— организация планомерной модернизации производственно-технологических мощностей, рост доли активной части обновленных и новых основных производственных фондов от общего объема активной части основных производственных фондов предприятий ОПК;

— устойчивые темпы роста промышленного производства, что обеспечивалось в основном за счет продукции военного назначения. Так, в 2021 г. рост объемов производства составил 9,3 %, а в 2022 г. — 7,6 %;

— увеличение показателя производительности труда, что обеспечивается за счет внедрения новых высокотехнологических решений;

— темпы роста средней заработной платы сотрудников предприятий ОПК выше уровня средней заработной платы в промышленности в целом;

11 Новая государственная программа вооружения 2018-2027 впервые предусматривает выделение средств на строительство инфраструктуры // Минобороны России. URL: https://function.mil.ru/ news page/world/more.htm?id=12157784%4 (дата обращения: 07.02.2023).

— снижение среднего возраста сотрудников, которые задействованы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (более 30 % сотрудников в возрасте 35 лет);

— рост количества вновь созданных высокотехнологичных рабочих мест.

Несмотря на имеющийся видимый эффект от реализации Программы нужно

отметить, что одной из проблем, которая негативно влияет на финансово-экономическое состояние предприятий ОПК, является рост себестоимости продукции военного назначения [5]. Это обусловлено такими причинами, как:

— низкая организация планирования программных мероприятий по контрактам ГОЗ, потому как большая доля позиций подлежит корректировке уже через месяц после утверждения, тем самым эффективность деятельности предприятий падает;

— финансирование государственных контрактов по поисковым исследованиям на НИОКР из собственных средств предприятий. Это ведет к повышению цены и включению амортизационных отчислений высокотехнологического оборудования даже при низкой загрузке мощностей в себестоимость продукции;

— неритмичная загрузка производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса, что приводит к росту цен на продукцию военного назначения за счет включения накладных расходов по содержанию незагруженных мощностей;

— рост тарифов естественных монополий, что неизбежно ведет к росту стоимости материалов и комплектующих изделий;

— недостаточная диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, анализ внешних и внутренних факторов, показывает, что материально-техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации проходит в достаточно сложных условиях и требует их учета при разработке краткосрочных и долгосрочных планов и программ включая научно-методическое обеспечение на основе военно-экономического подхода [6; 7].

Задачи программной реализации заданий ГОЗ — объемны, многогранны и многоаспектны. Методологического решения требуют такие вопросы как: координация разработки и реализации программ и планов развития вооружения; ценообразование на продукцию военного назначения; оценка реализуемости оборонной промышленностью программ и планов развития ВВСТ и ряд других.

Рассмотренные документы стратегического планирования, должны учитывать все возможные направления решения задач импортозамещения, реагирования оборонной промышленности на санкционную политику иностранных государств. При этом решение задач импортозамещения может обусловить «сдвиг вправо» сроков разработки и производства по отдельным сложным образцам ВВСТ, где требуется потратить больше времени, чтобы подготовить элементную базу. Но в целом сама стратегия военно-технического обеспечения военной безопасности Российской Федерации не должна измениться. Оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и развитие ОПК — абсолютный приоритет, закрепленный положениями нормативных правовых документов.

Список использованной литературы

1. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации / В.М. Буренок. — ЕБЫ ОИИТОХ // Вооружение и экономика. — 2012. — № 4 (20). — С. 6-19.

2. Кандыбко Н.В. Управление жизненным циклом высокотехнологичной продукции военного назначения / Н.В. Кандыбко, А.Т. Курманов. — ЕБЫ ЬЕЫИЬХ // Менеджмент качества. — 2019. — № 2. — С. 128-134.

3. Кукушкина Г.Р. Условия развития предприятий ОПК / Г.Р. Кукушкина // Новый оборонный заказ. Стратегии. — 2021. — № 2 (67). — C. 112- 114.

4. Гапоненко О.В. Методическое и аналитическое обеспечение создания и сопровождения стратегической программы технологического развития ракетно-космической промышленности / О.В. Гапоненко. — DOI 10.18287/2541-7533-2017-16-4-21-30. — EDN YLULQT // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 21-30.

5. Бюджетное планирование расходов на обеспечение обороноспособности страны: современная организация и направления совершенствования / С.В. Буглак, А.В. Григорьев, С.Е. Закутнев [и др.]. — Москва : Военный ун-т, 2023. — 163 с. —DOI 10.33051/978-56048730-4-5-2023-1-163. — EDN FLLVHI.

6. Кандыбко Н.В. Выполнение государственного оборонного заказа в условиях введения специальных мер в экономике / Н.В. Кандыбко, Г.Р. Кукушкина. — EDN FXQKNJ // Вестник военного права. — 2023. — № 1. — С. 17-22.

7. Кандыбко Н.В. Основные направления диверсификации оборонно-промышленного комплекса России / Н.В. Кандыбко. — EDN HEIYZQ // Военно-экономический вестник. — 2022. — № 2. — C. 3.

References

1. Burenok V.M. Evolution and Perspectives of Programoriented Planning of Development of the Weapons System of the Russian Federation. Vooruzhenie i ekonomika = Armament and Economics, 2012, no. 4, pp. 6-19. (In Russian). EDN: QUUTQX.

2. Kandybko N.V. Management of the Life Cycle of High-Tech Military Products. Menedzhment kachestva = Quality Management, 2019, no. 2, pp. 128-134. (In Russian). EDN: LFNULX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kukushkina G.R. Conditions of Development of Enterprises of UIC. Novyi oboronnyi zakaz. Strategii = New Defence Order. Strategy, 2021, no. 2, pp. 112-114. (In Russian).

4. Gaponenko O.V. Methodological and Analytical Support for the Creation and Maintenance of Aerospace Industry Technological Development Strategic Programs. Vestnik Samar-skogo universiteta. Aerokosmicheskaya tekhnika, tekhnologii i mashinostroenie = Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering, 2017, vol. 16. no. 4, pp. 21-30. (In Russian). EDN: YLULQT. DOI: 10.18287/2541-7533-2017-16-4-21-30.

5. Buglak S.V., Grigorev A.V., Zakutnev S.E., Kachaev I.V., Chistov I.V. Budget Planning of Expenditures for the Defense Capability of the Country: Modern Organization and Areas of Improvement. Moscow, Voennyi universitet Publ., 2023. 163 p. EDN: FLLVHI. DOI: 10.33051/978-5-6048730-4-5-2023-1-163.

6. Kandybko N.V., Kukushkina G.R. Implementation of the State Defense Order under the Conditions of the Introduction of Special Measures in the Economy. Vestnik voennogo prava = Bulletin of Military Law, 2023, no. 1, pp. 17-22. (In Russian). EDN: FXQKNJ.

7. Kandybko N.V. The Main Directions for the Diversification of the Defense Industrial Complex of Russia. Voenno-ekonomicheskii vestnik = Military economic bulletin, 2022, no. 2, pp. 3. (In Russian). EDN: HEIYZQ.

Информация об авторе

Кандыбко Наталья Викторовна — доктор экономических наук, профессор, начальник научно-исследовательского центра, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, na-taliya v @mail.ru, SPIN-код: 5595-0828, AuthorID РИНЦ: 762744.

Author

Natalia V. Kandybko — D.Sc. in Economics, Professor, Head of the Research Center, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, nataliya v @mail.ru, SPIN-Code: 5595-0828, AuthorID RSCI: 762744.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 3 issn 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 3

Для цитирования

Кандыбко Н.В. К вопросу программной реализации заданий государственного оборонного заказа / Н.В. Кандыбко. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1025-1033. — EDN EUVBTJ // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 1025-1033.

For Citation

Kandybko N.V. On the Program Implementation of Tasks of the State Defense Order. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 1025-1033. (In Russian). EDN: EUVBTJ. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1025-1033.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 3 ISSN 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.