Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ / VISUAL IMPAIRMENT / DISEASE PREVENTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Останин Б.А.

В статье обсуждаются некоторые аспекты проблемы заболеваний органов зрения. Внимание сосредоточено на профилактических мероприятиях. Проведено социологическое исследование студентов вуза по вопросам сохранения и профилактики зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PREVENTION OF VISUAL IMPAIRMENT AT STUDENTS

The article discusses some aspects of the problem of diseases of the visual organs. Attention is focused on preventive measures. A sociological study of university students on the conservation and prevention of vision was conducted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ»

УДК 613.71-617.7

Малозёмов О.Ю., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры Уральский государственный медицинский университет

Останин Б.А. студент

институт леса и природопользования Уральский государственный лесотехнический университет

Россия, г. Екатеринбург К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье обсуждаются некоторые аспекты проблемы заболеваний органов зрения. Внимание сосредоточено на профилактических мероприятиях. Проведено социологическое исследование студентов вуза по вопросам сохранения и профилактики зрения.

Ключевые слова: нарушения зрения, система профилактики заболеваний.

Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences, associate professor associate professor of the Department of physical culture

Ural state medical university Ostanin B.A.

student of the Institute of forest and nature management Ural state forest engineering university Russia, Ekaterinburg

ON THE ISSUE OF PREVENTION OF VISUAL IMPAIRMENT AT

STUDENTS

Annotation. The article discusses some aspects of the problem of diseases of the visual organs. Attention is focused on preventive measures. A sociological study of university students on the conservation and prevention of vision was conducted.

Key words: visual impairment, disease prevention system.

В настоящее время проблемы, связанные с органами зрения, актуальны для всего цивилизованного мира, поскольку такими нарушениями страдает каждый третий человек. Причины подобных нарушений достаточно разнообразны и разноплановы. Во-первых, это явные перегрузки зрительных органов. Во-вторых, засорение дренажной системы глаза, приводящей к уменьшению выработки радопсина - белка, омывающего и защищающего хрусталик от инфекций, паразитов. В-третьих, нарушения рефракции глаза. Четвертой причиной являются нарушения работы печени и почек, т.е. выделительной системы. Наконец, неправильное питание также вносит свой вклад в данную проблему [1].

При нарушении зрения выделяют следующие заболевания [2]:

1.Амблиопия - ухудшение зрения без каких-либо изменений зрительного анализатора.

2. Астигматизм - нарушение преломления световых лучей в разных меридианах в одном глазу.

3. Атрофия зрительного нерва провоцируется некоторыми болезнями, сопровождающимися отёком, воспалением, сдавлением, а также дегенерацией волокон зрительного нерва или другого органа зрения.

4. Блефарит - воспаление края век в простой, язвенной, либо чешуйчатой форме.

5. Близорукость - одно из наиболее распространенных заболеваний глаза, связанное с нарушением рефракции.

6. Глаукома врождённая обусловлена внутриутробной патологией, и характеризуется проблемами в путях оттока внутриглазной жидкости, а также повышением внутриглазного давления, атрофией и экскавацией диска зрительного нерва, растяжением оболочек глаз.

7. Глаукома вторичная развивается в связи с различными причинами блокировки путей оттока внутриглазной жидкости.

8. Дальнозоркость (гиперметропия), не являясь в прямом смысле болезнью, характеризует слишком слабую оптическую систему глаза по отношению к его длине.

9. Катаракта характеризуется помутнением хрусталика (может быть врождённой и приобретённой).

10. Конъюнктивит - воспаление слизистой оболочки зрительного органа, вызванное вирусами и бактериями (носит чаще острый характер).

11. Косоглазие - отклонение одной из зрительных осей от совместной точки фиксации, в результате чего имеется нарушение бинокулярного зрения.

В общепризнанной факторной модели здоровья наибольшее значение в его сохранении признаётся за самим человеком, за его поведением и деятельностью в данной сфере, т.е. самосохранению отдаётся предпочтение. Глаза (зрение) для человека, по понятным причинам, является основным органом чувств, поэтому сознательная и регулярная профилактика нарушений органов зрения должна составлять основу во многих аспектах жизнедеятельности.

Исходя из представленного списка заболеваний зрительных органов, нетрудно понять, что меры профилактики должны быть столь же разноплановы, как и сами нарушения. Сложность в том, что многие основы социальной выживаемости входят в явное противоречие с биологическими предпосылками человека. Так, например, большинство врачей убеждено, что наиболее эффективная профилактика нарушений оптической функции заключается в уменьшении зрительных нагрузок. Тезис вполне понятный, но весьма противоречивый в реальной действительности: как реализовать снижение зрительных нагрузок, если их по объективным причинам становится всё больше? Именно поэтому профилактическим мерам в данном

отношении отводится особая роль.

Рассмотрим аспекты системы профилактики органов зрения. Она охватывает комплекс профилактических мер по восстановлению или сохранению здоровья глаз и остроты зрения. Данный комплекс можно условно разделить на три части: 1) правила поведения и организации жизнедеятельности, 2) гигиенические меры и 3) специальные упражнения для глаз [1, 2, 3].

К первой части можно отнести следующие рекомендации:

• Рабочее место за компьютером должно быть у окна, поскольку для быстрого расслабления глаз периодически необходимо направлять взгляд на отдалённые предметы, затем прикрывать глаза руками на несколько секунд, чтобы они оказались в темноте.

• Рабочее место также должно быть правильно освещено: свет не должен быть рассеянным, мерцающим, слишком ярким, тусклым или мигающим.

• Нельзя постоянно носить солнцезащитные очки в пасмурную погоду, вечернее время, в помещении.

• Необходимо следить за осанкой, поскольку защемление нервов в шейном отделе позвоночника может спровоцировать снижение зрения.

• Рекомендуется избегать трудно разборчивых, плохо напечатанных текстов, поскольку таковые плохо влияют не только на зрение, но и на состояние нервной системы.

• Чередовать физические и зрительные нагрузки с полноценным отдыхом.

• Показано также и необходимое количество полноценного сна, поскольку в это время отдыхает и восстанавливается весь организм и зрение в том числе.

• Питание, алкоголь также существенно влияют на органы зрения, например, чрезмерное употребление алкоголя грозит повышением внутриглазного давления и риском развития катаракты.

К гигиеническим мерам профилактики относят следующее:

• Не прикасаться руками к лицу, не тереть ими глаза.

• Не пользоваться одним полотенцем с людьми, имеющими инфекционные заболевания глаз.

• Средства гигиены должны быть исключительно индивидуальными.

• Не делиться индивидуальной косметикой для глаз (тушь, подводку для глаз, кисти, спонжи и пр.), не брать в пользование чужую. Это в первую очередь относится к средствам, обладающим жидкой текстурой, в которых могут скапливаться различные бактерии.

• Выбирать высококачественную косметику, с безопасными составляющими. Регулярно очищать кисти для макияжа проточной тёплой водой или специальными средствами.

• Обязательно удалять макияж перед сном.

• Соблюдать правила гигиены ношения контактных линз: снимать

перед сном, регулярно менять, использовать высококачественные растворы для очистки.

В список основных профилактических упражнений входят следующие манипуляции глазами:

• Водить глазами, не поворачивая головы, вправо-влево по горизонтальной прямой (примерно десять повторов).

• Затем - 10 движений вниз-вверх вдоль вертикальной прямой. Закончить упражнение сведением глаз к переносице.

• Столько же раз проделать вращательные движения зрачками по часовой стрелке, затем против нее.

• Примерно 20 раз как можно быстрее крепко зажмурить и раскрыть

глаза.

• Постараться вращать глазами так, чтобы траектория их движения образовывала восьмерку.

• Быстро моргать на протяжении минуты, не напрягая сильно веки и

глаза.

Видно, что представленные профилактические мероприятия не затратны материально и несложны технологически, однако сложность состоит в том, что они носят характер воспитанных/невоспитанных повседневных привычек, и в целом касаются различных типов валеоустановок (ресурсных или дефицитарных). Данные психологические поведенческие категории формируются ещё в детстве, юности. В связи с этим, интересно знать особенности восприятия учащейся молодёжью проблем с органами зрения, с возможностью выхода на их самоорганизующие профилактические аспекты поведения и деятельности.

В нашем исследовании приняли участие студенты 1 -3 курсов Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), в количестве 38 человек (15 юношей, 23 девушки). Им было предложено ответить на вопросы анкеты (представлены в таблице).

Ответы студентов на вопросы по проблемам со зрением

№ Предлагаемые анкетой вопросы Ответы респондентов (%)

1 Есть ли у Вас проблемы со зрением? Да - 50 Нет - 50

2 Если есть проблемы, то - какие (заболевание, степень, врождённые дефекты, приобретённые, травмы)? Основа - астигматизм, приобретённые дефекты, травмы

3 Если есть проблемы со зрением, то создают ли они Вам неудобства в жизни? Создают проблемы - 47,4 Не создают проблемы - 52,6

4 Выполняете ли Вы какие-нибудь профилактические мероприятия для поддержки зрения? Выполняю - 28,9 Нет, не выполняю - 71,1

5 Часто ли Вы проверяете зрение? Раз в полгода - 2,6 Раз в год - 21,1 Реже - 76,3

6 Сколько времени в день Вы проводите, напрягая зрение (компьютер, телевизор, телефон, книги, чертежи, письменные задания и работы и пр.) До 2-х часов - 2,7 2-3 часа - 28,9 3-4 часа - 36,8 Более 4-х часов - 31,6

7 Часто ли Вы бываете на природе? Каждый день - 18,4 Раз в три дня - 7,9 Раз в неделю - 26,3 Раз в две недели - 15,8 Раз в месяц - 31,6

8 Как Вы считаете, нормален ли Ваш сон (вовремя, достаточен по времени и пр.) Нормален - 52,6 Есть нарушения - 18,4 Существенно нарушен - 28,9

9 С чем Вы больше связываете снижение проблем со своим зрением в будущем? Со снижением зрительных нагрузок - 31,6 С рационализацией в образе жизни - 28,9 С лечением, операцией на глаза - 23,7 С профилактическими упражнениями, мероприятиями - 15,8

Примерно половина респондентов считают, что у них нормальное зрение, и проблем с ним они не испытывают. Учтём, что данный вуз является техническим, и требования, предъявляемые к абитуриентам в плане здоровья, выше среднестатистических. Основные проблемы с органами зрения обучающиеся связывают с наличием астигматизма, приобретённых дефектов и травм.

Среди тех, кто имеет неполноценное зрение, испытывают затруднения, связанные с данной сферой, около 47%, примерно 53% считают, что таковых проблем у них нет.

Поддерживают зрительную систему с помощью профилактических мероприятий только около 29%.

Подавляющее большинство обучающихся проверяют своё зрение реже одного раза в год, при этом до 69% имеют повышенные зрительные нагрузки

более 3-4-х часов в день.

Интересен и такой факт самообеспечения здоровья студентов как пребывание вне городских условий на природе: до трети студентов имеют контакт с данным природно-оздоровительным средством физического воспитания реже одного раза в месяц.

Примерно у половины обследованных студентов либо есть нарушения сна (18%), либо он существенно нарушен (29%). Заметим, что полноценность сна влияет на все ансамбли биоритмов организма, на все физиологические системы, в том числе и зрительную.

Важен также и аспект валеоустановок студентов, связанный с возможностью решать проблемы со зрением в будущем. Снизить зрительные нагрузки готовы около 32% (напомним, что это самое эффективное средство и одновременно самое сложно выполнимое в реальной жизни). Рационализировать образ жизни (а точнее свои привычки) предполагают около 29%, С серьёзным медицинским вмешательством в зрительные органы связывают примерно 24%. Интересно также, что на наиболее простое и достаточно эффективное средство профилактики зрения, такое как специальные упражнения для глаз, ориентировано только около 16% респондентов, причём из тех, кто имеет проблемы со зрением, только пятая часть (21%) высказались о профилактических мероприятиях для поддержания своего зрения. Это говорит о недостаточном знании и понимании данного профилактического средства в проблеме здоровья зрительной системы и ориентация обучающихся на дефицитарность валеоустановок в данной сфере.

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, проблем с органами зрения у современного человека достаточно много, также как и самих заболеваний, количество которых в дальнейшем, по-видимому, будет только возрастать.

Во-вторых, наиболее эффективным средством поддержания здоровья зрительной системы на индивидуальном уровне является профилактика.

В-третьих, любая профилактика предполагает понимание, осознание и собственную активность человека (в нашем случае - конкретные действия по нивелированию зрительных нагрузок).

В-четвёртых, студенты, даже испытывающие неудобства и проблемы, связанные с неполноценным зрением, в основе поведенческих паттернов не ориентированы на собственные усилия в данном направлении. Различным сторонам профилактики зрения ими придаётся невысокое значение, хотя образ жизни у многих далёк от здоровесообразного.

Использованные источники: 1. Егоров Е.А., Офтальмология [Электронный ресурс] / Алексеев В.Н., Астахов Ю.С., Басинский С.Н. и др. / Под ред. Е.А. Егорова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с. Режим доступа:

http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970414774.

2. Упражнения для укрепления мышц глаз при астигматизме. Режим доступа: https://www.ochkov.net/wiki/uprazhneniya-dlya-ukreplemya-myshc-glaz-pri-astigmatizme.

3. Что это такое астигматизм. Режим доступа: http://eyesmaster.ru/bolezni-glaz/astigmatizm/ astigmatizm-lechenie-simptomy-i-prichiny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.