Научная статья на тему 'К вопросу применения методов и приемов разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения'

К вопросу применения методов и приемов разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ГЛАВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ / METHODS FOR DEVELOPING THE THEME OF FINAL QUALIFICATION WORK / LOGICAL METHODS FOR CONSTRUCTING THE FIRST AND SECOND CHAPTERS OF THE FINAL QUALIFICATION WORK OF A BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING / METHODS AND TECHNIQUES FOR PRESENTING THE RESULTS OF STUDYING THE STATE OF THE PROBLEM IN THE LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василькова Наталия Александровна

В работе показаны методы и приемы исследования темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения, реализуемые на различных этапах разработки темы выпускной квалификационной работы, приемы построения первой и второй глав выпускной квалификационной работы, методы и приемы предъявления результатов изучения состояния проблемы в теоретико-методической и специальной литературе, учебно-программной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF APPLYING THE METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPING THE TOPIC OF THE FINAL QUALIFICATION WORK OF THE BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING

The work shows the methods and techniques for researching the theme of graduation qualification work of a bachelor of vocational training, implemented at various stages of developing the theme of graduation qualification work, methods of constructing the first and second chapters of graduation qualification work, methods and techniques for presenting the results of studying the state of the problem in the literature.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения методов и приемов разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-91-97

УДК 378.147 ББК 74.480.27

Н.А. Василькова

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В работе показаны методы и приемы исследования темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения, реализуемые на различных этапах разработки темы выпускной квалификационной работы, приемы построения первой и второй глав выпускной квалификационной работы, методы и приемы предъявления результатов изучения состояния проблемы в теоретико-методической и специальной литературе, учебно-программной документации.

Ключевые слова: методы разработки темы выпускной квалификационной работы, логические приемы построения первой и второй глав выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения, методы и приемы предъявления результатов изучения состояния проблемы в литературе.

N.A. Vasilkova

(South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

TO THE QUESTION OF APPLYING THE METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPING THE TOPIC OF THE FINAL QUALIFICATION WORK OF THE BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING

The work shows the methods and techniques for researching the theme of graduation qualification work of a bachelor of vocational training, implemented at various stages of developing the theme of graduation qualification work, methods of constructing the first and second chapters of graduation qualification work, methods and techniques for presenting the results of studying the state of the problem in the literature.

Keywords: methods for developing the theme of final qualification work, logical methods for constructing the first and second chapters of the final qualification work of a bachelor of vocational training, methods and techniques for presenting the results of studying the state of the problem in the literature.

о ю го

I

о

J

го

го

CG

0

1

_0 ш

о ю го ср

СО

го ср

ш

о К

S S

ф I

S Ф

^ ю

s о

m о

0 1_

d О

° i

I- -О

<U т

S ГО

§ о

ф §

1 ф it и

^ ГО

!= 5 о я

m го

Ü ю

го ш о

.0

с; ^

о го

со <

±

Конкретные методы и приемы разработки определенной темы выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра профессионального обучения зачастую выпадают из обсуждения при проведении научным руководителем установочной консультации среди выпускников.

Научный руководитель ограничивается рекомендациями по структуре ВКР, выдает техническое задание, консультирует по цели и задачам исследования, предъявляет методические указания по выполнению ВКР, рекомендует некоторые источники.

С другой стороны, в методических указаниях по подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР) вопросы применения методов исследования темы лишь в общем виде отражаются в разделе, связанном с организацией и методикой выполнения ВКР [4].

Структура методических рекомендаций по ВКР ограничивается указанием на общие положения, характеризующие ВКР, организацию и методику выполнения ВКР, структуру и содержание, оформление и защиту ВКР [5].

Методические указания по выполнению ВКР не всегда содержат конкретные рекомендации по применению методов исследования и разработки определенной темы. В этой связи встает проблема выявления и анализа методов и приемов разработки темы бакалаврской работы по направлению высшего образования «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».

В работе рассмотрены вопросы анализа и применения методов исследования, реализуемых на определенных этапах разработки темы ВКР бакалавра профессионального обучения на примере конкретной темы.

Перед научным руководителем должна стоять задача обеспечения понимания выпускником не только структуры, содержания и требований к оформлению выпускной квалификационной работы, но и методов разработки заявленной темы.

Такими методами на начальном этапе выполнения ВКР могут быть: рефлексия на структуру и содержание темы ВКР, структуру основных разделов бакалаврской работы, методы педагогического проектирования (опережающее представление), конструирование структуры авторской разработки, другие методы и приемы.

К методам разработки темы ВКР в теоретической части работы по праву можно отнести методы и приемы предъявления на страницах ВКР процесса и результатов изучения состояния проблемы в теоретико-методической, учебной и специальной литературе.

Как связать название темы ВКР с ее структурой? Каковы логические приемы построения первой и второй глав ВКР? Какие методы и приемы предъявления процесса и результатов изучения состояния проблемы в литературе, результатов изучения учебно-программной и планирующей документации могут быть использованы?

Авторы предлагают на начальном этапе распределять тематику курсовых работ по соответствующим теме курсовой работы объектам и предметам исследования [7].

Ответим на некоторые из указанных вопросов.

Если тема разрабатывается на основе заявки профессиональной образовательной организации, направляемой в адрес кафедры, то не вызывает сомнения тот факт, что тема актуальна и что методические разработки по данной теме востребованы в педагогических коллективах наиболее остро.

Формулировка темы бакалаврской работы, исходя из специфики направления подготовки «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», содержит теоретико-методическую, технологическую и результирующую части («Разработка электронного учебно-методического комплекса по основам программирования как средство обеспечения самостоятельной работы студентов»).

Теоретико-методическая часть формулировки темы ограничивается разработкой электронного учебно-методического комплекса, технологическая часть - основами программирования, результирующая часть - средством обеспечения самостоятельной работы студентов. При этом подразумевается, что не всякий разработанный электронный учебно-методический комплекс вполне обеспечивает самостоятельную работу обучающихся и что его применение положительно повлияло на самостоятельную работу студентов.

Методами и приемами исследования темы ВКР могут быть методы и приемы предъявления ее структуры, логического построения разделов (частей).

Какие существуют приемы предъявления структуры бакалаврской работы? Какова логика построения первой и второй глав?

В первой главе ВКР выпускник описывает теоретические и методические основания проблемы (темы), анализирует состояние проблемы в литературе и документах, делает вывод о степени ее разработанности.

В работе М.В. Леонова также описывается методическая часть курсовых работ [8].

В первом и втором параграфах первой главы, как правило, раскрывается специфика предмета исследования. Речь идет о понятии и методических особенностях проектирования и конструирования того, о чем было заявлено в предмете исследования (структура и содержание электронного учебно-методического комплекса по основам программирования, на примере раздела дисциплины).

Третий параграф первой главы может содержать описание и анализ нормативно-рекомендательной базы преподавания раздела дисциплины. Выпускник анализирует фрагмент учебного плана по специальности СПО, фрагмент ФГОС, фрагмент календарно-тематического плана изучения раздела по дисциплине (профессиональному модулю, междис-

циплинарному курсу), фрагмент учебной программы по дисциплине (учебно-тематического плана изучения раздела, содержания дисциплины как компонентов учебной программы).

Анализ завершается оформлением обобщающих таблиц, содержащих фрагменты нормативной, учебно-программной и планирующей документации по дисциплине и специальности СПО в целом, служащей основой для определения содержательного наполнения авторской разработки.

Методами разработки темы ВКР ее в практической части могут быть методы и приемы предъявления обучающимся учебной информации в форме, отражающей структуру электронного учебно-методического комплекса (учебное пособие, рабочая тетрадь, практикум, задачник, сборник тестовых заданий, сборник инструкционных и инструкционно-технологических карт и др.).

Как это может быть реализовано при исследовании темы ВКР по разработке электронного учебно-методического комплекса по основам программирования на примере практической части ВКР?

Во второй главе предлагаются способы решения проблемы и получения недостающего методического знания в области структуры, содержания, оформления и предъявления в сети электронного учебно-методического комплекса как средства, обеспечивающего самостоятельную работу обучающихся по дисциплине.

В первом параграфе второй главы выпускник обосновывает выбор среды программирования электронного учебно-методического комплекса. Его содержание включает обзор существующих инструментальных средств разработки обозначенного педагогического программного средства, содержит анализ преимуществ и недостатков имеющихся средств, обоснованный вывод по результатам анализа.

Выпускник в данном разделе выявляет требования к педагогическим программным средствам, определяет крите-

о ю го

I

о

го

го т

0

1

_0 т

о ю го

СО

го ш

о к ^ <и

а ^ ^ ю

^ о

ш о ч о

к

® ¡3

I <и

И

^ ГО

а. Го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!= 5 о я

т го

^ ю

го ш о

.0

с; ^

о го

со <

±

рии оценки аналогичных программных продуктов, описывает этапы и результаты проектирования педагогического программного средства, конструирования структурных элементов электронного учебно-методического комплекса [3, с. 47].

Второй параграф второй главы представляет описание самой авторской разработки (структуры и содержания электронного учебно-методического комплекса).

С методологической точки зрения второй параграф отражает преобразованный предмет исследования, как ответ на имеющуюся в проектировочной деятельности педагогов профессионального обучения проблему и как фактор снятия выявленного противоречия.

При этом выпускнику следует представить такую структуру ВКР, в которой были бы учтены основные особенности бакалаврской работы, обусловленные спецификой основной профессиональной образовательной программы по направлению «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)» [9; 10, с. 437-439].

Спецификой ВКР в данном случае является наличие теоретического, методического и технологического разделов бакалаврской работы, что согласуется со структурой основной профессиональной образовательной программы по данному направлению подготовки.

Предполагается, что теоретическая часть ВКР состоит из раздела 1.1. При этом параграф 1.1 отвечает на вопрос, что подразумевают под электронным методическим комплексом в теоретико-методической и специальной литературе.

Методическая часть ВКР бакалавра профессионального обучения состоит из разделов 1.2, 1.3 и 2.2. [2, с.69-73].

Раздел 1.2 выпускной квалификационной работы отвечает на вопрос, как это рекомендуется делать (разрабатывать электронный учебно-методический комплекс), а раздел 1.3 - в каком объеме должна быть выполнена разработка, об-

условленная содержательным наполнением раздела программы дисциплины «Основы программирования».

Параграф 2.2 в части описания структуры и содержания электронного учебно-методического комплекса отвечает на вопрос, из чего состоит, что представляет собой разработанный выпускником электронный учебно-методический комплекс.

Технологическая часть ВКР включает разделы 2.1 и 2.2 (частично). Параграф 2.1 отвечает на вопрос, как практически разрабатывался данный электронный учебно-методический комплекс, какое программное средство при этом использовалось, а параграф 2.2 - какие специальные требования предъявляются к этапам разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине [2, с. 69-73].

Зададимся важным вопросом, какие существуют методы и приемы предъявления результатов изучения состояния проблемы в литературе, также относящиеся к методам разработки темы ВКР.

Требуется пояснить, какими способами (методами) могут быть представлены на страницах ВКР результаты изучения состояния проблемы в литературе.

Результатами исследования литературы по теме ВКР бакалавра профессионального обучения могут выступать: объяснение как раскрытие сущности и основных черт объектов (электронных учебно-методических комплексов); доказательство как подбор аргументов и их применение в процессе выявления истинности теоретического или методического положения (доказательство преимущества электронных учебно-методических комплексов как средств обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплине по сравнению с обычными учебно-методическими комплексами); различные формы рассуждений как постановка вопросов с целью привлечения внимания к определенному смыслу понятий (электронный учебно-методический комплекс по дисциплине), где ответ дает-

ся в форме размышления путем сопоставления фактов, выявленных в литературе; сравнительная характеристика, включающая процедуры выделения объектов 2. для сравнения (электронного учебно-методического и учебно-методического комплексов), определения существенных признаков для сравнения, нахождения общего, единичного и особенного по каждому признаку, формулировку итогового вывода; представление результатов в табличной и схематической формах; обобщающая характеристика как подведение итогов изучения теоретических материалов и перечисление в логической последовательности основных свойств, 3. признаков объектов [1, с. 16].

Курсовые работы рассматривают в литературе как самостоятельное научное произведение студента [1, с. 16; 6].

В каждой ВКР как самостоятельном научном произведении выпускника может быть наличие фактов дополнения и конкретизации ранее разработанных методических положений в части структуры и содержания электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам (профессиональным модулям, междисциплинарным курсам); наличие структурирования и систематизации известных положений, аргументации выдвигаемых положений, раскрытие актуальности и значимости разработанных в исследовании положений в части структуры и содержания учебно-методического комплекса по основам программирования также выступающих приемами исследования темы ВКР бакалавра про- 6. фессионального обучения [1, с. 17].

Таковы некоторые методы и приемы разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения по направлению высшего образования «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».

Библиографический список:

1. Василькова Н.А. Курсовая работа обучающихся направлению - профессиональное обучение (ИиВТ):

4.

5.

учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека Миллера», 2018. - 36 с. Василькова Н.А. Некоторые методы и приемы разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения по направлению - информатика и вычислительная техника / Профессиональное образование в современных условиях: методология, технология, практика: сборник научных статей / под. ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. - Вып.8. - С. 69-73. Василькова Н.А., Драпкин М.А. Дидактические и методические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам / Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы: сборник научных трудов. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2016. - С. 39-49.

Гавриленко Т.Ю., Григоренко О.В. Учебно-методическое пособие по написанию курсовой работы. - М.: Ру-сайнс, 2016. - 62 с.

Гилина Т.Г., Корниенко Е.В., Гилина Т.Г. Учебно-методическое пособие по оформлению курсовых работ и выпускных квалификационных работ бакалавра и магистра: по всем направлениям подготовки для всех форм обучения. - Таганрог: ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2017. - 61 с. Григоренко Н.Н. Курсовая работа по педагогике в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства: учебно-методическое пособие: направления подготовки: 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 52.03.01 «Хореографическое искусство», 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструмен-

о ю го ср

I

о

го

го

CG

0

1

_0 ш

о ю го ср

СО

го ср ш

о К S S ф I S Ф

а ^ ^ ю

s о

ш о ч о

к

ф 8 I ф

lt и

^ ГО

СР го

!= 5

о го

m го

Ü ю

тальное искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; специальность 52.05.01 «Актерское искусство»; формы обучения: очная, заочная / Н.Н. Григоренко, В.Н. Борздун; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Социально-гуманитарный факультет, Кафедра педагогики и психологии. - Кемерово: Изд-во КемГИК, 2018. - 55 с.

7. Ефимова И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Электронный ресурс] // 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 41 с. - Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23096533

8. Леонов М.В., Лукина И.Н. Требования к курсовым работам по дисциплинам: методика обучения и воспитания, методика обучения технологии: методические рекомендации. - Новосибирск: НГПУ, 2018. - 41 с.

9. Примерная основная образовательная программа по направлению 44.03.04 Профессиональное образование (по отраслям), уровень бакалавриат [Электронный ресурс] // Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования. - Режим досту па: http s://docs.wixstatic.com/ Ugd/92ed0b_d5ef5fc4c63345c682a8472 4af7ca741.pdf

10. Романцев Г.М., Федоров В.А., Оси-пова И.В., Тарасюк О.В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 545 с.

Поступила 17.09.2019

го ш о

_0 с; s

0 го

со <

Об авторе:

Василькова Наталия Александровна, кафедра автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам (АТ, ИТ и МОТД), доцент кафедры, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, vasilkowa. nataliya@yandex. ru

Для цитирования: Василькова Н.А. К вопросу применения методов и приемов разработки темы выпускной квалификационной работы бакалавра профессионального обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 91-97. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-91-97

References:

1. Vasilkova N.A. Course work of students in the direction of-vocational training (Iivt): training manual. - Chelyabinsk: Miller Library, 2018. - 36 p. [in Russian]

2. Vasilkova N.A. Some methods and techniques for the development of the theme of the final qualifying work of bachelor of vocational training in the direction of - computer science and computer engineering. Vocational education in modern conditions: methodology, technology, practice. - Chelyabinsk: «Tsitsero», Chelyabinsk. gos. ped. un-t, 2015. - Vol.8. - Pp. 69-73. [in Russian]

3. Vasilkova N.A., Drapkin M.A. Didactic and methodological requirements for pedagogical software. Innovative technologies in the training of modern professional personnel: experience, problems: collection of scientific papers. - Chelyabinsk: Chelyabinsk branch of RANEPA, 2016. - Pp. 39-49. [in Russian]

4. Gavrilenko T.Yu., Grigorenko O.V. Training manual for writing a term paper. -Moscow: Rusyns, 2016. - 62 p. [in Russian]

5. Gilina T.G., Kornienko E.V. Training manual on registration of term papers and final qualifying works of bachelor and. - Taganrog: CHOU VO TIUIE, 2017. - 61 p. [in Russian]

6. Grigorenko N.N. Course work on pedagogy in professional education in the field of culture and art: teaching manual : areas of training: 51.03.02 «folk art culture», 51.03.05 «Directing theatrical performances and festivals», 52.03.01 «Choreographic art», 52.03.02 «Choreographic performance», 53.03.01 «Musical art of variety», 53.03.02 «Musicalinstrumental art», 53.03.03 «Vocal art», 53.03.04 «Art offolk singing», 53.03.05 «Conducting», 53.03.06 «Musicology and applied music», 54.03.02 «Arts and crafts»; specialty 52.05.01 «Acting»; forms of education: full-time, part-time / N.N. Grigorenko, V.N. Borzdun; Ministry of culture of the Russian Federation, fgbou HE «Kemerovo state Institute of culture», Social and humanitarian faculty, Department of pedagogy and psychology. - Kemerovo: KemGIK, 2018. - 55 p. [in Russian]

7. Yefimova I.Yu. Methods and technologies of teaching Informatics in educational institutions of professional education [Electronic resource] // 2nd ed., erased. - Moscow: Flint, 2014. - 41 p. - Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23096533 [in Russian]

8. Leonov M.V., Lukin I.N. Requirements for term papers in the disciplines: methods of training and education, methods of teaching technology. - Novosibirsk: NGPU, 2018. -41 p. [in Russian]

9. Approximate basic educational program in the direction of 44.03.04 Vocational education i (by industry), bachelor level [Electronic resource] // Federalnoe uchebno-metodicheske obiedinenie vyssheho obrazovaniya. - Available at: https://docs.wixstatic.com/ugd/92ed0b_ >§ d5ef5fc4c63345c682a84724af7ca741.pdf [in Russian] §

10. Romantsev G.M., Fedorov V.A., Osipova I.V., Tarasyuk O.V. Level professional and | pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization. -Yekaterinburg: Izd-vo Ros. Gos. Prof.-Ped. un-nta, 2011. - 545 p. [in Russian] ^

About the author: o

X

Vasilkova Natalya Aleksandrovna, Department of Road Transport, Information Technology and Methods of Teaching Technical Disciplines, Associate Professor, South | Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, academic title of Associate Professor, vasilkowa.nataliya@yandex.ru

m

о

For citation: Vasilkova N.A. To the question of applying the methods and techniques ^ of developing the topic of the final qualification work of the bachelor of vocational

training // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. m P. 91-97. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-91-97

<D X

S <U

^ ю

s о

й °

0 i_

4 о

° Ï

I- -û

<U Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ГО

^ X

§ о

® §

X ф

1 Î

I &

^ ГО

а. го

!= 5

о го

m го

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.