Научная статья на тему 'К вопросу преемственности программ бакалавриата и магистратуры при подготовке специалистов отрасли физической культуры и спорта'

К вопросу преемственности программ бакалавриата и магистратуры при подготовке специалистов отрасли физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / BASIC EDUCATION PROGRAM / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCY / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / TRAINING CONTENT / EDUCATIONAL STANDARD AREAS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимова И.Н., Клестова О.А.

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих специалистов в области менеджмента спорта по программе уровня магистратуры с разными базовыми образованиями. Раскрыты основания разработки образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», указаны основные требования к уровню ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишимова И.Н., Клестова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF CONTINUITY PROGRAM UNDERGRADUATE AND GRADUATE IN TRAINING FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

In the article the problem of training of future specialists in the field of sport management graduate program at different levels of basic education. Disclosed base the development of educational programs tailored to the requirements of the professional standard "Head of the organization (organizational unit), operating in the field of physical culture and sport", indicated the main requirements to the level of its development.

Текст научной работы на тему «К вопросу преемственности программ бакалавриата и магистратуры при подготовке специалистов отрасли физической культуры и спорта»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.233 Ишимова И.Н.1, Клестова О.А.2

:ORCID: 0000-0002-6810-5904, кандидат педагогических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0001-5103-7979, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры К ВОПРОСУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих специалистов в области менеджмента спорта по программе уровня магистратуры с разными базовыми образованиями. Раскрыты основания разработки образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», указаны основные требования к уровню ее освоения.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт направления подготовки, основная образовательная программа, компетенции, содержание подготовки.

Ishimova I.N.1, Klestova O.A.2

1ORCID: 0000-0002-6810-5904, PhD in Pedagogy, assistant professor, 2ORCID: 0000-0001-5103-7979, PhD in Pedagogy, assistant professor, Ural State University of Physical Culture TO THE PROBLEM OF CONTINUITY PROGRAM UNDERGRADUATE AND GRADUATE IN TRAINING

FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Abstract

In the article the problem of training offuture specialists in the field of sport management graduate program at different levels of basic education. Disclosed base the development of educational programs tailored to the requirements of the professional standard "Head of the organization (organizational unit), operating in the field of physical culture and sport", indicated the main requirements to the level of its development.

Keywords: professional standard, educational standard areas of training, basic education program, competency, training content.

Сегодня рынок труда требует мобильных специалистов с новыми квалификационными характеристиками, тогда как современная система высшего образования, зависящая от сроков утверждения стандартов, не готова быстро и в полном объеме удовлетворять актуальные запросы рынка труда. В связи с этим пересмотр обязательных требований к содержанию подготовки будущих специалистов связан с новой тенденцией - введением многоуровневых программ высшего образования с целью приближения его к требованиям рынка труда.

Подготовка кадров для отрасли физической культуры и спорта получила новый импульс, когда были утверждены профессиональные стандарты основных категорий работников отрасли. В настоящее время со стороны Министерства спорта Российской Федерации ужесточаются требования к постоянному повышению квалификации кадров отрасли, как на уровне образовательного ценза, так и на уровне опыта практической деятельности. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки будущих кадров для отрасли физической культуры в образовательных организациях высшего образования, с опорой на требования рынка труда, органов управления, работодателей отрасли физической культуры, а также на современную нормативную базу.

Особенностью современной системы высшего образования является то, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) не регламентируют перечень дисциплин, обязательных для освоения, в том числе и обязательных требований к набору знаний и умений. В связи с этим вузы, осуществляющие обучение будущих специалистов по одинаковым направлениям подготовки, имеют широкую свободу в выборе дисциплин, а значит - и в формировании содержания образовательных программ (далее - ООП). С другой стороны, выпускник бакалавриата имеет право и возможность продолжить образование в магистратуре, программа которой существенно отличается от направления подготовки первой ступени высшего образования. Многообразие возможных вариантов ООП, регулируемых только набором компетенций, указанных во ФГОС, поднимает проблему качества подготовки будущих специалистов отрасли.

Разрешить указанную проблему можно при условии применения стандартизации как одной из составляющих обеспечения качества подготовки специалистов для любой отрасли, в том числе и для отрасли физической культуры и спорта.

Стандартизация - это результат взаимодействия различных факторов, к которым относятся уровни развития науки, техники, экономики, права, культуры и т. д. Стандарты, в том числе образовательные и профессиональные, выступают как активное средство регулирования общественных отношений и организации производственных процессов. Сама природа стандарта делает его средством управления качеством образования. Найдя среди объектов стандартизации тот, воздействие на который дает наиболее всеобъемлющую и целостную реакцию всей системы, можно достичь высоких показателей качества образования. Таким объектом может и должно быть содержание образования.

Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (далее - УралГУФК), осуществляющим подготовку будущих специалистов для отрасли физической культуры и спорта. Нами рассматривалось направление подготовки 49.04.03 «Спорт» (уровень магистратуры), программа подготовки «Менеджмент в спорте».

Освоение данной образовательной программы обеспечивает выпускнику седьмой уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». Специалист такого уровня должен быть готов реализовать руководство самыми разными направлениями деятельности физкультурно-спортивной организации: спортивной подготовкой; консультированием и тестированием в области физической культуры и спорта; комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта. Каждое из этих направлений деятельности имеет свою специфику, эффективное исполнение которой обусловлено соответствующим набором компонентов компетенций.

Профессиональным сообществом определены также знания, которыми должен обладать претендент на должность руководителя физкультурно-спортивной организации. Независимо от сферы ответственности, претендент должен знать [1]:

- законодательство РФ в сфере физической культуры и спорта трудовое и налоговое законодательство;

- нормативные документы в области регулирования финансов, бухгалтерского учета и отчетности, вышестоящей организации, собственника по организации плановой работы в физкультурно -спортивной организации соответствующей организационно-правовой формы и формы собственности; регламентирующие работу со служебной документацией;

- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы физкультурно-спортивной организации по профилю деятельности;

- основы планирования, бюджетирования и порядок финансирования деятельности физкультурно-спортивной организации соответствующей организационно-правовой собственности и формы собственности;

- требования к оформлению, реквизитам, порядку разработки и утверждения разнообразных локальных нормативных актов и документов;

- основы экономики, организации труда и управления;

- методы календарного и сетевого планирования;

- методы убеждения, аргументации своей позиции;

- порядок составления установленной отчетности;

- порядок заключения и исполнения договоров;

- правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами;

- этические нормы в области спорта

- требования охраны труда и пожарной безопасности.

Базой освоения программы магистратуры составляют компетенции бакалавра (специалиста). Поскольку областью профессиональной деятельности выпускников этой программы подготовки является управление в сфере физической культуры и спорта, то наиболее близкими направлениями бакалавриата, формирующими необходимые для освоения данной программы компетенции, являются «Физическая культура» и «Менеджмент». И если набор общекультурных компетенций для разных направлений бакалавриата универсален, то совокупности общепрофессиональных и профессиональных компетенций различаются кардинально. Перед профессорско-преподавательским составом встает проблема: как обеспечить высокое качество подготовки магистрантов, имеющих образование по разным направлениям бакалавриата, осваивающих одну программу магистратуры.

В настоящее время в УралГУФК по данной программе обучаются магистранты, имеющие следующее базовое образование (уровень бакалавриата): 26% - «Физическая культура»; 26% - «Менеджмент»; 48% имеют другое базовое образование. Таким образом, перед образовательной организацией стоит задача обеспечения качества подготовки обучающихся, изначально владеющих разным (прежде всего по содержанию) набором профессиональных компетенций.

Выпускник вуза, освоивший основную образовательную программу по направлению подготовки «Менеджмент», в достаточной мере обладает вышеперечисленными знаниями и умениями, составляющими компетентность в сфере управления. Для такого магистранта актуальными будут модули и дисциплины, направленные на освоение компетенций, отражающих специфику отрасли физической культуры и спорта.

В свою очередь, выпускник направления подготовки «Физическая культура» будет в достаточной степени обладать компетентностью, отражающей специфику отрасли физической культуры и спорта, но не обладать необходимым уровнем компетенций, характерных для организационно-управленческой деятельности. Для такого магистранта актуальными будут дисциплины именно управленческого цикла. Тогда как выпускники других направлений подготовки будут вынуждены в полной мере осваивать компетенции, характерные для управленческой деятельности в отрасли физической культуры.

Опрос обучающихся в УралГУФК по направлению 49.04.03 «Спорт» показал, что 36% обучающихся испытывают потребность в более углубленном изучении дисциплин физкультурной направленности, 27% - в дисциплинах управленческого цикла, 24% - в дополнительных знаниях как по дисциплинам управленческого, так и физкультурного направления, 13% - указали на достаточность базового уровня образовательной программы.

Обеспечить удовлетворение запроса обучающихся, выступающих потребителями образовательной услуги, возможно посредством применения стандартизации образовательной программы с одной стороны, и индивидуализации траектории подготовки - с другой.

Стандартизация в реализуемой в УралГУФК образовательной программе «Спорт» проявляется в унификации требований к результатам освоения дисциплин, содержание которых основано на синхронизации указанных выше требований образовательного и профессионального стандартов, а также набора дисциплин управленческого цикла, отражающих специфику требований профессионального стандарта. Индивидуальная образовательная траектория подготовки магистранта проявляется в глубине заданий для самостоятельной работы обучающихся по всем

дисциплинам учебного плана, что находит свое отражение в рабочих программах дисциплин, а также в содержании набора модулей дисциплин, предлагаемых магистрантам в перечне дисциплин по выбору вариативной части учебного плана. Это дает возможность обучающимся самостоятельно выбирать и компенсировать различия их базового образования и требований ООП магистратуры, достигать необходимого уровня компетентности по дисциплине и программе в целом.

Таким образом, предложенные нами варианты синхронизации требований профессионального стандарта, предъявляемых к уровню образования и компетентности специалистов отрасли физической культуры с образовательным стандартом, реализуемые образовательными организациями высшего образования, а также индивидуализация образовательных траекторий обучающихся, позволит более качественно готовить будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта, отвечающих требованиям рынка труда и заказу основного работодателя - Министерства спорта Российской Федерации.

Литература

1. Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (приказ Минтруда России от 29.10.2015 № 798н; зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2015 № 39694). - Режим доступа : www.consultant.ru (дата сохранения 24.11.2015).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 Спорт (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1469; зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2016 № 40628). - Режим доступа : www.consultant.ru (дата сохранения 25.01.2016).

References

1. Professional'nyj standart «Rukovoditel' organizacii (podrazdelenija organizacii), osushhestvljajushhej dejatel'nost' v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta» (prikaz Mintruda Rossii ot 29.10.2015 № 798n; zaregistrirovan v Minjuste Rossii 12.11.2015 № 39694). - Rezhim dostupa : www.consultant.ru (data sohranenija 24.11.2015).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 49.04.03 Sport (uroven' magistratury) (prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 № 1469; zaregistrirovan v Minjuste Rossii 18.01.2016 № 40628). - Rezhim dostupa : www.consultant.ru (data sohranenija 25.01.2016).

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.160 Клецов К.Г.1, Елагин И.В.

1ORCID: 0000-0003-1412-5034, Кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

В ЕВРОПЕЙСКИХ ТАНЦАХ

Аннотация

В статье рассмотрены структура и содержание начальной технической подготовки детей 7-9 лет в европейской программе танцевального спорта. На основе теоретического анализа и педагогических наблюдений определен состав двигательных действий, входящих в состав элементов - фигур начальной подготовки танцоров 7-9 лет. Произведена систематизация двигательных действий с позиции принадлежности к группам танцев и отдельным танцам европейской программы. Определена структура начальной технической подготовки танцоров 7-9 лет.

Ключевые слова: двигательные действия, европейские танцы, начальная подготовка.

Kletsov K.G.1, Elagin I.V.

1ORCID: 0000-0003-1412-5034, PhD in Pedagogy, Siberian state University of physical culture and sports STRUCTURE AND CONTENT OF INITIAL TECHNICAL TRAINING OF CHILDREN OF 7-9 YEARS

IN THE EUROPEAN DANCES

Abstract

The article describes the structure and content of the initial technical training of children of 7-9 years in the European program of dance sport. On the basis of theoretical analysis and teaching observation, we have determined the set of motor actions that are part of the elements - the initial training of dance figures at the age of 7-9 years. We have performed the systematization of motor actions from the perspective of belonging to the dance groups and individual dances of the European program. The structure of initial technical training has been designed.

Keywords: physical action, European dance, initial training.

В правилах соревнований по танцевальному спорту представлен перечень элементов, допустимых для исполнения танцорами на начальном этапе подготовки. В связи с развитием популярности танцевального спорта, повышением уровня детского танца в России происходит изменение нормативных документов (последние изменения были опубликованы 16.08.2015 г.), в сторону увеличения сложности элементов (элементы более высокого класса «Д» «опускают» на более низкий уровень - «Е» класс). Все это ведет, по нашему мнению, к изменению содержания начальной технической подготовки детей в танцевальном спорте, что в свою очередь позволяет говорить

об актуальности выбранной нами темы исследования [5].

Кроме того, на сегодняшний день сведения о начальной технической подготовке детей в танцевальном спорте представлены лишь в форме описания техники исполнения отдельных элементов соревновательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.