Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса'

К вопросу правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ПУБЛИЧНОПРАВОВОЙ И ЧАСТНОПРАВОВОЙ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / POWER / LEGAL REGULATION OF STABILITY OF DEVELOPMENT OF A POWER COMPLEX / PUBLIC AND PRIVATE-LAW METHODS OF REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов А.М., Сигалов К.Е., Гоголев А.М., Сигалов К.Е.

В статье авторы, на основе анализа правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса отмечают, что особенности государственного регулирования электроэнергетической отрасли связаны со стратегическим значением отрасли для государства и ее влиянием на состояние социально-экономического развитие страны, ведь электроэнергетика является, по сути, основой функционирования экономики и жизнеобеспечения государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of legal regulation of stability of development of the power complex

In article authors, on the basis of the analysis of legal regulation of stability of development of a power complex note that features of state regulation of electrical power branch are connected with a strategic importance of branch for the state and its influence on a state social and economic development of the country, after all the power industry is, in fact, a basis of functioning of economy and life support of the state.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса»

УДК 33 ББК 65

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОНОВ,

доктор юридических наук, профессор директор Центра правовых основ развития госуправления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: alex_yoronoff@mail.ru КОНСТАНТИН ЕЛИЗАРОВИЧ СИГАЛОВ, доктор юридических наук, доцент директор Центра правового регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: sigalovconst@mail.ru АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ГОГОЛЕВ,

кандидат юридических наук, Директор Пермского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: galexey1961@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: в статье авторы, на основе анализа правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса отмечают, что особенности государственного регулирования электроэнергетической отрасли связаны со стратегическим значением отрасли для государства и ее влиянием на состояние социально-экономического развитие страны, ведь электроэнергетика является, по сути, основой функционирования экономики и жизнеобеспечения государства.

Ключевые слова: энергетика, правовое регулирование устойчивости развития энергетического комплекса, публично-правовой и частноправовой методы регулирования общественных отношений.

Annotation. in article authors, on the basis of the analysis of legal regulation of stability of development of a power complex note that features of state regulation of electrical power branch are connected with a strategic importance of branch for the state and its influence on a state social and economic development of the country, after all the power industry is, in fact, a basis of functioning of economy and life support of the state.

Keywords: power, legal regulation of stability of development of a power complex, public and private-law methods of regulation of the public relations.

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики России, которая обеспечивает потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии, во многом определяет устойчивое развитие всех отраслей экономики страны, и создает необходимые предпосылки повышения качества жизни гражданского общества. При этом процесс эффективного развития и функционирования электроэнергетической отрасли также является необходимым фактором безопасности нашего государства и успешного экономического развития России.

Энергетической стратегией России на период до 2020 года в качестве основных целевых ориентиров долгосрочной политики государства в электроэнергетике определены, в частности, надежное снабжение экономики и населения страны электрической и тепловой энергией, сохранение целостности и развитие Единой энергетической системы России, повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики с учетом современных технологий, а также снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Соответственно главная задача административно-правового регулирования состоит в реализации государственной политики в электроэнергетике и заключается в разработке эффективной нормативно-правовой базы для регулирования отрасли. Эффективное государственное регулирование в сфере электроэнергетики выступает неотъемлемой предпосылкой стабильного развития экономики, которое, в свою очередь, обеспечивает общий рост благосостояния и повышения уровня жизни населения страны1.

Следует отметить, что особенности государственного регулирования электроэнергетической отрасли связаны со стратегическим значением отрасли для государства и ее влиянием на состояние социально-экономического развитие страны, ведь электроэнергетика является, по сути, основой функционирования экономики и жизнеобеспечения государства.

Последнее десятилетие ознаменовалось проведением глобальной реформы электроэнергетической отрасли в Российской Федерации. Основной целью такого реформирования являлось повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей и др.

В связи с этим в отечественной электроэнергетике произошли радикальные изменения: поменялась система государственного регулирования отрасли, сформированы конкурентные рынки электроэнергии, на которых электрическая и мощность торгуется преимущественно по свободным ценам, которые не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, их участники конкурируют, снижая свои издержки, созданы условия для развития рынков электрической энергии и мощности.

Естественно, ходе реформирования поменялась и организационная структура отрасли, образованы новые компании-субъекты электроэнергетики, естественно-монопольные виды деятельности (услуги по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) отделены от потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) и введен запрет на их совмещение, вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, осуществлявших все эти виды деятельности, созданы инфраструктурные организации электроэнергетики, которые специализируются на отдельных видах деятельности. В итоге реформы генерирующие, сбытовые и сетевые компании приватизированы и в настоящее время конкурируют друг с другом. В естественно-монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного регулирования и контроля.

Вместе с тем большинством экспертов отмечаются нерешенные и стоящие перед государством проблемы в электроэнергетике, например, такие как, низкий уровень конкуренции на розничных рынках электрической энергии; высокий уровень задолженности на рынках электроэнергии и мощности; высокая степень

износа электросетевого и генерирующего оборудования, низкая эффективность функционирования электросетевого комплекса и непрозрачность инвестиций и другие. Одним из самых негативных факторов единогласно называется высокий темп роста цен на электрическую энергию.

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года отмечено, пока не в полной мере обеспечивается достижение запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 года итоговых качественных результатов первого этапа ее реализации, а именно — создания базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей, в том числе, формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли2.

Таким образом, совершенствование системы правового регулирования устойчивости развития энергетического комплекса является важнейшей государственной задачей, от реализации которой зависит дальнейшее развитие электроэнергетической отрасли, благополучие наших граждан, жизнеспособность и развитие государства.

Следует отметить, что технологическая специфика электроэнергетики обуславливает необходимость существования особой системы оборота электроэнергии как товара и наличие институционально организованных сфер ее купли — продажи оптового и розничных рынков. Единая система управления технологическими режимами работы отрасли и потоками энергии, наличие которой предопределено условием надежного и бесперебойного функционирования электроэнергетики, не допускает произвольного заключения юридическими и физическими лицами сделок в сфере купли — продажи энергии и оказания сопутствующих этому услуг, требуя от этих субъектов соблюдения единых правил осуществления хозяйственной деятельности в сфере оборота энергии, определенным образом ограничивающих принцип свободы договора3.

В силу в силу указанной специфики отрасли специальная нормативно-правовая регламентация особой системы правоотношений в электроэнергетики является неотъемлемым условием ее надежного и бесперебойного функционирования.

В самом общем виде нормы энергетического законодательства можно разделить на две основополагающие группы:

• нормы публично-правовые (административно-правовые);

• нормы частноправовые (гражданско-правовые)4.

Деятельность в электроэнергетике опосредуется

разными по своей правовой природе отношениями: административно-властными отношениями, возникающими между субъектом управления — государством в лице его органов государственной власти, с одной стороны, и управляемыми объектами (субъекта-

ми электроэнергетики, потребителями электрической энергии) — с другой, или договорными отношениями, складывающимися между субъектами электроэнергетики или субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, что является уже предметом гражданско-правового регулирования5.

Таким образом, к особенностям правового регулирования отношений в электроэнергетической сфере относится то обстоятельство, что они являются уникальным примером взаимодействия экономики, политики и права в условиях рынка. В нем в высшей степени проявляется взаимодействие публично-правового и частноправового методов регулирования общественных отношений.

Система законодательства об электроэнергетике имеет сложную и разветвленную структуру, состоящую из множества нормативных правовых актов, разделенных по юридической силе, и включающих в себя правовые нормы, относящиеся к различным отраслям права, таким как административное, гражданское, земельное, экологическое, налоговое, инвестиционное, строительное и др. Сама система нормативных правовых актов, регулирующих функционирование электроэнергетической отрасли, определена Законом об электроэнергетике, который использует понятие «законодательство Российской Федерации об электроэнергетике» в широком смысле, относя к нему как, собственно, федеральные законы, так и так и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные акты.

В систему нормативных правовых актов, регулирующих работу электроэнергетической отрасли, в первую очередь входит Конституция Российской Федерации, на положениях которой в соответствии с иерархией нормативных правовых актов должны основываться все иные законодательные и подзаконные акты в сфере электроэнергетики.

Следует отметить, что прямых норм, непосредственно направленных на регулирование электроэнергетики Конституция РФ не содержит, за исключением статьи 71 относящей федеральные энергетические системы к предмету ведения Российской Федерации. Обращает внимание то, что понятие «федеральные энергетические системы» в законодательстве РФ на настоящий момент так и не определено, но при этом используется рядом законодательных актов, например Земельным кодексом РФ, предусматривающим изъятие в исключительных случаях, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанных с размещение объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.

В настоящее время некоторые авторы отождествляют понятие федеральные энергетические системы с понятием ЕЭС России6, что не совсем верно, т.к. понятие ЕЭС России шире понятия федеральных энергетических систем.

В целом вопросы функционирования электроэнер-

гетики затрагивают общие нормы Конституции РФ, например, определяющие принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности7.

Одним из основополагающих нормативных правовых актов в системе, законодательства, регулирующего деятельность в сфере электроэнергетики, является Гражданский кодекс Российской Федерации. При этом электроэнергетическую сферу затрагивают как общие нормы гражданского законодательства, определяющие, например, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, корпоративные отношения, так и специальные нормы, содержащиеся в параграфе № 6 Главы 30 ГК РФ, которые направлены на регулирование правоотношений по договору энергоснабжения. При этом важно отметить, что в силу статьи 539 ГК РФ специальные законы или иные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с договором снабжения электрической энергией, имеют приоритет перед нормами 6 параграфа 30 главы ГК РФ.

Базовым системообразующим законом в сфере электроэнергетике является Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности как субъектов электроэнергетики осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме когенерации), так и потребителей электрической энергии.

Важное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих электроэнергетику, занимает Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»8, который был принят в одном пакете с ФЗ «Об электроэнергетике». Этот закон устанавливал особенности переходного периода реформирования электроэнергетики, кроме того данным законом закреплен ныне действующий запрет для субъектов электроэнергетики на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.

Еще одним законом регулирующим, в том числе, отношения в электроэнергетике является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает

правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в РФ, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. Необходимо отметить и Федеральный закон от 03.12.2011 № 382-Ф3 ««О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», который устанавливает правовые и организационные основы для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

В отношении субъектов электроэнергетики, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности, например оказание услуг по передаче электрической энергии или услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, применяются положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Важное место в системе законодательства об электроэнергетики занимает Федеральный закон от 27.06.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Резюмируя следует отметить, что за последнее десятилетие в России в целом сформирована система законодательства об электроэнергетике, которая, тем не менее, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

В настоящее время такая работа ведется, в том числе, в соответствии с Планом мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»9, Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей10, Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации»11 и др.

Также в настоящее время идет разработка концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, предстоит работа по разработке единых правил оптового рынка и гармонизации российского законодательства об электроэнергетике и законодательства членов ЕВРАЗЭС.

Как нами отмечалось ранее, деятельность в электроэнергетике опосредуется разными по своей правовой природе отношениями: административно-властными отношениями, возникающими между субъектом управления — государством в лице его органов государ-

ственной власти, с одной стороны, и управляемыми объектами (субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии) — с другой, или договорными отношениями, складывающимися между субъектами электроэнергетики или субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, что является уже предметом гражданско-правового регулирования.

Таким образом, к особенностям правового регулирования отношений в электроэнергетической сфере относится то обстоятельство, что они являются уникальным примером взаимодействия экономики, политики и права в условиях рынка. В нем в высшей степени проявляется взаимодействие публично-правового и частноправового методов регулирования общественных отношений. При этом система законодательства об электроэнергетике имеет сложную и разветвленную структуру, состоящую из множества нормативных правовых актов, разделенных по юридической силе, и включающих в себя правовые нормы, относящиеся к различным отраслям права, таким как административное, гражданское, земельное, экологическое, налоговое, инвестиционное, строительное и др.

1 Вишнякова А.С «Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности» Ав-тореф. дис. ...канд. юрид. наук. М.2012. С. 17.

2 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 год». // СЗ РФ 2009, № 48, ст. 5836.

3 Концепция к проекту федерального закона «Об электроэнергетике», электронная система «Консультант плюс».

4 Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: монография. М.: Статут. 2013. С. 78.

5 Шабуня В.В. Проблемы административно-правового регулирования электроэнергетики в Российской Федерации. В монографии «Актуальные проблемы государственного администрирования в финансово-экономической сфере. М. 2014. С.248.

6 Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий» (постатейный). Под науч. ред. Ю.И. Скуратова. «Статут». 2013.

7 Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (Кайль А.Н., Пе-трусева Н.А.). Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2010.

8 Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». //СЗ РФ», 31.03.2003, № 13, ст. 1178.

9 Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2012 № 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Повышение доступности энергетической инфраструктуры» //СЗ РФ. 09.07.2012, № 28, ст. 3940.

10 Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2013 № 1689-р «Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и Плана мероприятий («дорожной карты»)». //СЗ РФ. 30.09.2013, № 39, ст. 5002.

11 Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации», //СЗ РФ. 08.04.2013, № 14, ст. 1738.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.