Научная статья на тему 'К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества'

К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
275
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CIVIL SOCIETY / SEPARATION OF POWERS / GOVERNMENT BRANCHES / LEGAL STATE / DEMOCRACY / CONSTITUTIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролова Евгения Евгеньевна

Статья посвящена одной из основ формирования гражданского общества теории разделения властей, истории ее возникновения. В статье уделяется внимание истории формирования понятия «гражданское общество» в силу того обстоятельства, что идея разделения властей занимает одно из ключевых мест в теории демократии, гражданского общества, правления права, конституционализма, федерализма. Выделяются и раскрываются три основные сферы реализации принципа разделения властей. Особо подчеркивается, что в условиях реального разделения властей контрольная или управленческая функции государства не могут иметь самостоятельного политико-властного характера. В статье выводится тезис, что разделение властей это система государственно-правовых институтов, позволяющих сочетать демократичность государственных институтов со стабильностью государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of legal regulation of formation of civil society

The article is devoted to one of the foundations of the formation of civil society the theory of separation of power, the history of its occurrence. The article focuses on the history of the formation of the concept «civil society» due to the fact that the idea separation of power is one of the key places in the theory of democracy, civil society, the rights of government, constitutionalism, federalism. Are allocated and opened three main areas of implementation of the principle of separation of powers. It is emphasized that in a real separation of powers, control or management functions of the state can not have an independent political and imperious nature. In this article appears the thesis that the separation of powers is a system of state and legal institutions, enabling the combination of democratic state institutions to the stability of state power.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Е.Е. Фролова

Кафедра административного и финансового права Юридический институт Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена одной из основ формирования гражданского общества — теории разделения властей, истории ее возникновения. В статье уделяется внимание истории формирования понятия «гражданское общество» в силу того обстоятельства, что идея разделения властей занимает одно из ключевых мест в теории демократии, гражданского общества, правления права, конституционализма, федерализма. Выделяются и раскрываются три основные сферы реализации принципа разделения властей. Особо подчеркивается, что в условиях реального разделения властей контрольная или управленческая функции государства не могут иметь самостоятельного политико-властного характера. В статье выводится тезис, что разделение властей — это система государственно-правовых институтов, позволяющих сочетать демократичность государственных институтов со стабильностью государственной власти.

Ключевые слова: гражданское общество, разделение властей, ветви государственной власти, правовое государство, демократия, конституционализм.

Правовое обеспечение формирования гражданского общества зиждется на основе теории разделения властей, возникшей как теория контроля и равновесия политической власти в обществе. Общая идея разделения властей имеет древнюю традицию, находит свое отражение в различных политических условиях и концепциях [1. С. 144-145]. Идея разделения властей занимает одно из ключевых мест в теории демократии, гражданского общества, правления права, конституционализма, федерализма.

Гражданское общество как реальность и само его понятие возникли и развивались в лоне европейской цивилизации. Основы этого понятия исследователи усматривают в понятии «котошароНйЫ», которое использовалось еще Аристотелем и его последователями. Мы наблюдаем позднее разнообразные теологические и иные раннефеодальные и последующие адаптации этого термина, а воззрения на политическое и гражданское общество, государство и их соотношение можно найти затем в трудах таких западноевропейских мыслителей, как Боден, Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер и Фихте. Создателем собственно теории гражданского общества многие считают Гегеля, который видел в нем преж-

де всего сферу между государством и семьей. Однако именно в XX в. концепция гражданского общества выдвигается в центр научной и общественно-политической мысли [2. С. 147].

Развитие идеи разделения властей выглядит как последовательный теоретический и институциональный поиск рационального, справедливого, правового, эффективного государственно-властного механизма, принципов его организации. В основе идеи разделения властей лежит мысль об эффективном разделении труда в общественном управлении, достижении социального компромисса, обеспечения законности, прав и свобод человека, правового характера государства, демократического режима.

Научно-теоретическому воплощению идеи разделения властей предшествует накопление знания об объекте, теоретические разработки, предположения, гипотезы. Постепенно совокупность разнородных, мало связанных эмпирических данных путем абстрагирования и обобщения трансформируется в стройную систему [2. С. 146-148]. Философская идея, обосновывавшая необходимость преобразования государственных институтов и методов правления, воплотилась в систему правовых норм, регулирующих формы и способы осуществления власти в государстве. Современная концепция разделения властей стремится к системному анализу механизма власти, его движущих сил, структуры, функций. Проблемы организации государственной власти не сводятся лишь к рассмотрению соотношения органов государства, а выступают как проблемы структуры и функционирования политической системы в целом.

Концепция разделения властей отказалась от логики теории абсолютного суверенитета, согласно которой политическая власть должна быть практически неконтролируемой. Согласно концепции разделения властей, всевластие «большинства» столь же губительно для общества, как и деспотия. Теория разделения властей противостоит и принципу разделения труда в государственном управлении.

Низведя разделение властей исключительно к рациональной административной организации, невозможно обеспечить гарантии свободы общества и индивида перед лицом власти [3. С. 169-172].

Понятие разделения властей, установление его сущности как правовой категории основывается, исходя из характерного для современной кратологии (науке о власти) общесоциологического понимания власти как социального института, закрепляющего межиндивидуальное взаимодействие в обществе.

Следует выделить три основные сферы реализации принципа разделения властей: гражданское общество-государство; функционирование государственного механизма; взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации. При анализе первой из них указывается, что свободу от вмешательства государства и его органов в определенные «гражданские» сферы можно рассматривать как разделение властей в системе социального саморегулирования. В данном случае фиксируется не раздробленность власти, не наличие множества независимых, обособленных центров власти в обществе, а констатируется некоторое качественное состояние властных отношений в обществе, возможное на-

ряду с другими состояниями этих отношений. Понятие «разделение властей» применяется здесь как характеристика ограниченного и подконтрольного функционирования власти в обществе, определенного режима организации и осуществления власти, формы социального управления, способа организации взаимодействия субъектов социального управления, структуры связей между людьми при выполнении управленческих функций.

Основой властных отношений становится право. Государство теряет облик чуждой обществу силы, приверженной насилию и подавлению личной инициативы. Государство обретает черты «арбитра», регулирующего социальные взаимосвязи. Общество функционирует одновременно как управляемая государством и как саморегулирующаяся система, а государство — как управляющая система, которая находится в зависимости от самоуправляющегося общества и его потребностей. Политическая власть в определенном смысле оказывается разделенной, распределенной среди различных участников политического процесса. В практическом плане речь идет о механизме использования государства как фактора общественной «интеграции», где разделение властей есть органическое выражение демократии, мера демократизма всей политической системы.

Очевидно, что общественное саморегулирование и господство права возможны лишь при особых способах и формах организации государственной власти. Народ, будучи не в состоянии непосредственно осуществлять власть в полном объеме, может и должен предоставить ее реализацию трем независимым «силам», разделить государственную власть на три самостоятельные ветви, функционирующие в рамках единого правового пространства. Именно распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти обособились в процессе разделения труда по управлению обществом. Имея свою природу и свое юридическое обоснование, они отчетливо обозначились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности при выполнении государством своей правовой задачи и проявились в специфических организационно-правовых формах. Особо подчеркнем, что в условиях реального разделения властей контрольная или управленческая функции государства не могут иметь самостоятельного политико-властного характера.

Разделение властей — теоретико-правовая конструкция, идеальная модель, отражающая сложное структурно-системное строение и существенные признаки организации и функционирования политической власти. Понятие «разделение властей» — результат научной абстракции, полученный путем абсолютизации должных связей элементов социального управления. Но это не просто модель, созданная в познавательных целях, не фикция или «специфическая метафора», а идеализированное отражение общего в правовых предписаниях, регулирующих властеотношения.

Понятие «разделение властей» акцентирует внимание на положении и соотношении основных элементов государственной власти. Его главное назначе-

ние — внесение логической связанности в комплекс правовых норм, определяющих статус субъекта власти, формы, методы и способы властной деятельности. Тем самым глубже постигается сущность соответствующих норм, они лучше увязываются в одно целое, что придает им некое новое качественное понимание [4. С. 9-13].

Правовое обеспечение формирования гражданского общества в форме разделения властей, будучи закрепленным в тексте Конституции, обретает нормативный характер. Для «разделения властей» как нормы-принципа характерна некоторая гипотетичность, но преломленная в конкретных нормах закона, решениях Конституционного Суда, она обретает насыщенное и детализированное значение. Разделение властей — это система государственно-правовых институтов, позволяющих сочетать демократичность государственных институтов со стабильностью государственной власти.

Говоря о роли гражданского общества в развитии нашего государства, можно сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики. Наше гражданское общество зарождалось в многообразных событиях последних нескольких десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни — это неоспоримый факт.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фролова Е.Е. Гражданское общество: история, реалии, перспективы // Экономика образования. — 2008. — № 4.

[2] Фролова Е.Е. Генезис и эволюция концепций гражданского общества // Экономика образования. — 2008. — № 4.

[3] Miroshnichenko O.I. Legal mentality as a means to overcome formal legal nihilism in Russian society // Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10. — № 19.

[4] Frolova E.E., Vojkova N.A. Some questions of the theory of separation of the authorities in Russian Federation // Science and civilization. Materials of the XI International scientific and practical conference / ed. by Michael Wilson. — 2015. — Vol. 7.

TO A QUESTION OF LEGAL REGULATION OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY

E.E. Frolova

The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklya st., Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to one of the foundations of the formation of civil society — the theory of separation of power, the history of its occurrence. The article focuses on the history of the formation of the concept «civil society» due to the fact that the idea separation of power is one of the key places in the theory of democracy, civil society, the rights of government, constitutionalism, federalism. Are allo-

cated and opened three main areas of implementation of the principle of separation of powers. It is emphasized that in a real separation of powers, control or management functions of the state can not have an independent political and imperious nature. In this article appears the thesis that the separation of powers — is a system of state and legal institutions, enabling the combination of democratic state institutions to the stability of state power.

Key words: civil society, separation of powers, government branches, legal state, democracy, constitutionalism.

REFERENCES

[1] Frolova E.E. Grazhdanskoe obshhestvo: istorija, realii, perspektivy [Civil Society: Origins, realities and prospects] // Jekonomika obrazovanija [Economics of education]. — 2008. — № 4.

[2] Frolova E.E. Genezis i jevoljucija koncepcij grazhdanskogo obshhestva [Genesis and evolution of concepts of civil society] // Jekonomika obrazovanija [Economics of education]. — 2008. — № 4.

[3] Miroshnichenko O.I. Legal mentality as a means to overcome formal legal nihilism in Russian society // Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10. — № 19.

[4] Frolova E.E., Vojkova N.A. Some questions of the theory of separation of the authorities in Russian Federation // Science and civilization. Materials of the XI International scientific and practical conference / ed. by Michael Wilson. — 2015. — Vol. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.