Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ'

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарные запасы / анализ данных / управление / эффективность / продажи / информационная система / inventory / data analysis / management / efficiency / sales / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Савеленко, И.М. Яхонтова

В статье рассматривается проблема адаптации системы управления товарными запасами к современным условиям работы. Авторами приводятся результаты проведенного исследования методов анализа данных о продажах с целью их обработки и применения для решения задач оптимизации товарного запаса. Разработанная методика управления товарными запасами основана на применении кластерного анализа данных продаж с использованием инструментария информационных систем предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF INVENTORY MANAGEMENT

The article deals with the problem of adapting the inventory management system to modern working conditions. The authors present the results of a study of methods for analyzing sales data in order to process and apply them to solve problems of optimizing inventory. The developed inventory management methodology is based on the application of cluster analysis of sales data using the tools of enterprise information systems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ»

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ

ЗАПАСАМИ

А.А. Савеленко, магистрант И.М. Яхонтова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-3-36-39

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации системы управления товарными запасами к современным условиям работы. Авторами приводятся результаты проведенного исследования методов анализа данных о продажах с целью их обработки и применения для решения задач оптимизации товарного запаса. Разработанная методика управления товарными запасами основана на применении кластерного анализа данных продаж с использованием инструментария информационных систем предприятий.

Ключевые слова: товарные запасы, анализ данных, управление, эффективность, продажи, информационная система.

В современных условиях управление товарными запасами представляет собой достаточно сложный процесс. С одной стороны, необходимо наличие на складе неснижаемого остатка определенных товарных позиций, с другой применять методы прогнозирования и планирования для расчета количества хранимых товаров, с третьей - внедрение цифровых решений для реализации всех вышеперечисленных задач. Последнему фактору способствует повсеместное внедрение автоматизации бизнес-процессов и торгового учета. Например, ИТ-сервисы управления запасами являются средством отслеживания их перемещения, различных учетных процессов и выявления потребностей конечных покупателей [1].

Безусловно, решение задачи повышения эффективности управления товарными запасами предприятия должно базироваться на применении научных методов с учетом тенденций развития экономики страны. Адаптация процессов управления к постоянно меняющимся нестабильным условиям работы выступает одним из основополагающих факторов устойчивости предприятия как системы. В настоящее время руководители предприятий все больше обращаются к таким инструментам как бизнес-аналитика, анализ больших данных, анализа бизнес-процессов и ищут способ

применить их для своего предприятия [2]. С внедрением на крупных предприятиях инструментов анализа данных для решения многочисленных бизнес-задач руководители предприятий предпочитают ориентироваться на данные о продажах по категориям товаров с целью закупки и управления товарными запасами [3].

Согласно проведенному исследованию, популярными методами анализа данных продаж с целью управления товарными запасами являются следующие методы:

1. ЛВСХУ2-исследование, измерение «потенциала покупателя и миграция клиентов из категории в категорию. Данное исследование позволяет оценить средний чек, регулярность отгрузок по каждому клиенту, а также проанализировать объем покупок [4].

2. Оценка структуры чека. Цель данного метода - обозначить количество проданных товарных позиций в разрезе торговых площадок. Используется для регуляции ассортимента товарных запасов.

3. Анализ по матрице BCG. Целью метода выступает определение приоритетных товарных групп, которые в последствие принесут наибольший доход. Данный метод основан на расчёте следующих показателей: доля рынка товара, темпы роста рынка для этого товара и объём продаж. Далее проанализированные данные рас-

пределяют по группам согласно матрице (рис. 1). Здесь «Звезда» - это наиболее продаваемые товары, «Дойная корова» -товары, которые без инвестирования могут приносить неплохой доход), «Вопрос» -

товары, с которыми непонятно, что делать, а «Собака» - это товары, которые требуют постоянных вложений, но имеющие низкую рентабельность.

20% 16%

га к Г

Z о. га

и 10%

о.

2 с Г

о

4%

2%

Звезды © !r Вопросительные знаки ? ® ® « ©

i i i i iii Собаки ■ 111111

10х 5х 2х 1х 0,8х 0,3х ОДх

Относительная доля рынка

Рис. 1. Матрица ВСО

Такой анализ позволяет составь перечень товарных запасов по признаку наибольшей и наименьшей значимости для предприятия.

4. Отслеживание и анализ объемов продаж направлен на выявление отклонения между фактическими показателями по продажам от запланированных.

5. Факторный анализ продаж позволяет выявить, какие факторы оказывают влияние на объём продаж и в какой степени.

6. Анализ рентабельности, имеет целью определить эффективность продаж с экономической точки зрения.

7. Анализ клиентской базы выявляет темпы прироста клиентов, а также степени проработки имеющейся базы.

8. Экспертный анализ - это экспресс-оценка анализа продаж.

9. Кластерный анализ - это разделение большой группы объектов на несколько поменьше по определенному критерию. Кластерный анализ данных специалисты проводят с помощью разных инструментов и алгоритмов, выбор которых сильно зависит от набора данных, задачи кластериза-

ции, заданного условия анализа. Данный метод успешно применяют при анализе массивов данных с разными признаками, главное, чтобы имелся хотя бы один общий признак. Выделение кластеров возможно применять практически к любым данным с целью их систематизации и структурирования. Более того, кластерный анализ данных не сложен в описании, но весьма информативен с точки зрения его результатов [4].

Проведенное исследование методов управления товарными запасами показало, что предприятия в основном используют методики расчета объемов запасов и не-снижаемого остатка на складе. Такой подход в современных условиях является устаревшим, так как не применяется анализ продаж с целью ранжирования последующей закупки по наиболее популярным товарным позициям. Таким образом, предлагается разработать методику управления товарными запасами в информационной системе предприятия на основе кластерного анализа данных продаж (рис. 2).

Информационная система предприятия

Продажи

Фактически данные

Информационная система управления товарными запасами на основе кластерного анализа данных продаж

Планирование и

оценка эффективности продаж

Прогнозирование покупательского поведения

Формирование перечня наиболее популярных товаров

Формирование рекомендаций по оптимизации ассортимента

Формирование рекомендаций по перечню и количеству неснижаемого остатка товаров на складе

Рис. 2. Методика управления товарными запасами в информационной системе предприятия на основе кластерного анализа данных продаж

Следует отметить, что изучение интернет-источников, описывающих состав и структуру информационных систем предприятий, позволило сделать вывод о том, что наиболее популярной в нашей стране платформой для организации корпоративной информационной системы выступает «1С: Предприятие 8.3». Преимуществом данной системы с точки зрения решения нашей задачи является наличие стандартного модуля Анализ данных, который позволит реализовать применение не только встроенных методов анализа данных, но и доработать информационную систему для использования любого математического метода [5].

Согласно представленной методике, предлагается на основе фактических данных о продажах, получаемых из базы данных предприятия на основе кластерного анализа данных формировать прогнозные данные о поведении покупателей, регули-

ровать ассортимент, формировать рекомендации по перечню и количеству не-снижаемого остатка товара на складе.

Таким образом, сбор и обработка данных по продажам выступает весьма эффективным средством для проведения анализа с любой целью, так как содержит большой спектр информации и относится практически ко всем внутренним сферам деятельности компании. То есть качество выполнения операций по анализу продаж выступает основополагающим фактором достижения более высоких показателей деятельности предприятия в целом. Применение методов анализа данных продаж для управления товарными запасами позволит сделать его более эффективным за счет учета потребностей клиентов по определенным товарным группам или позициям, а также внедрению принципа оптимального товарного запаса.

Библиографический список

1. Алексеева, Н.И. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2019. - Т. 1, № 5 (5). - С. 56-59.

2. Гайворонюк, Я.О. Современные принципы и требования к автоматизированным системам управления бизнес-процессами / Я.О. Гайворонюк, Н.М. Нилова // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты: Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2022. - С. 43-45.

3. Яхонтова И. М., Крамаренко Т. А. Информационные технологии в науке, производстве и образовании: учеб. пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 122 с.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-klasterizaciya-i-klastemyi-analiz.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://its.1c.ru/section/books/books_dev.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF INVENTORY

MANAGEMENT

A.A. Savelenko, Graduate Student

I.M. Yakhontova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the problem of adapting the inventory management system to modern working conditions. The authors present the results of a study of methods for analyzing sales data in order to process and apply them to solve problems of optimizing inventory. The developed inventory management methodology is based on the application of cluster analysis of sales data using the tools of enterprise information systems.

Keywords: inventory, data analysis, management, efficiency, sales, information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.