Научная статья на тему 'К вопросу повышения эффективности и доступности полевых опрыскивателей Ростсельмаш на основе оценки информации об изменениях модельного ряда и локализации части производства на территории России'

К вопросу повышения эффективности и доступности полевых опрыскивателей Ростсельмаш на основе оценки информации об изменениях модельного ряда и локализации части производства на территории России Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
312
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CАМОХОДНЫЙ ОПРЫСКИВАТЕЛЬ / ПРИЦЕПНОЙ ОПРЫСКИВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фомин Александр

Рассматриваются вопросы рациональности изменения модельного ряда полевых самоходных и прицепных опрыскивателей РОСТСЕЛЬМАШ в плане их оптимизации в рамках отечественных условий, а также возможность локализации производства прицепных агрегатов в России в плане повышения их доступности для сельхозпроизводителей.Рассматриваются вопросы рациональности изменения модельного ряда полевых самоходных и прицепных опрыскивателей РОСТСЕЛЬМАШ в плане их оптимизации в рамках отечественных условий, а также возможность локализации производства прицепных агрегатов в России в плане повышения их доступности для сельхозпроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения эффективности и доступности полевых опрыскивателей Ростсельмаш на основе оценки информации об изменениях модельного ряда и локализации части производства на территории России»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ПОЛЕВЫХ ОПРЫСКИВАТЕЛЕЙ РОСТСЕЛЬМАШ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ МОДЕЛЬНОГО РЯДА И ЛОКАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

<ххх>с<><х><><><><><><х><х><х><х^

Анонс. Рассматриваются вопросы рациональности изменения модельного ряда полевых самоходных и прицепных опрыскивателей РОСТСЕЛЬМАШ в плане их оптимизации в рамках отечественных условий, а также возможность локализации производства прицепных агрегатов в России в плане повышения их доступности для сельхозпроизводителей.

Ключи. Самоходный опрыскиватель, прицепной опрыскиватель.

Введение. Дочернее предприятие ГК РОСТСЕЛЬМАШ Buhler Industries Inc. выпускает две серии полевых опрыскивателей - самоходные машины и прицепные агрегаты. Техника рассчитана на эксплуатацию в средних и крупных хозяйствах и предназначена для обработки низкорослых и среднерослых культур в течение всего периода вегетации, а также для обработки высокорослых культур в ранние периоды вегетации.

Обновленный модельный ряд опрыскивателей

РОСТСЕЛЬМАШ объявил о выводе на рынок стран СНГ и ЕАС новых моделей: самоходных опрыскивателей VERSATILE SP 275/235 (взамен VERSATILE SX 275) и прицепных опрыскивателей RSM TS-3200 Satellite (взамен VERSATILE PS 850). Производство последних теперь локализовано в России, самоходные машины по-прежнему выпускаются в США. Расширение модельного ряда связано с оптимизацией предложения в соответствии с реальными потребностями хозяйств.

Хотя техника претерпела ряд существенных изменений, в основу всех новых моделей легла проверенная и одобренная пользователями база. В то же время устранены все недостатки более ранних моделей, обнаруженные за время эксплуатации. Кроме того, значительно повышена комфортность машин и агрегатов, а поставляемые в СНГ опрыскиватели американского производства адаптированы к нашим условиям.

Остались прежними:

• материалы и конструкция шасси и рам;

• материалы, размеры и конструкция всех штанг прицепных опрыскивателей, материалы и конструкция штанг захватом 27 и 30 м для самоходных машин;

• пневмоподвеска с автоматическим слежением за уровнем рамы, мосты с необслуживаемыми направляющими, бортовые редукторы, дифференциалы самоходных опрыскивателей;

• материал и емкость основного бака прицепного опрыскивателя и самоходного опрыскивателя VERSATILE SP 275;

• двигатель QSB 6.7 номинальной/максимальной мощностью 275/286 л.с., максимальным крутящим моментом 1030 Н^м и АКПП для модели SP 275.

Специалистам эти отличительные черты техники известны, поэтому останавливаться на них мы не будем.

Новые самоходные опрыскиватели VERSATILE SP 275/235

Линейка представлена двумя моделями - VERSATILE SP 275 и VERSATILE SP 235. SP 275 получила мотор и АКПП от более ранней модели, SP 235 оснащается двигателем Cummins QSB 6.7 номинальной/максимальной мощностью 235/243 л.с. и максимальным крутящим моментом 989 Н^м.

Преобразование крутящего момента двигателя осуществляется с помощью 5-ступенчатой АКПП Allison 3000 RDS и 2500 RDS соответственно для моделей SP 275 и SP 235. Выбор силовых

60

агрегатов и трансмиссии обусловлен их высокой надежностью, предсказуемостью, хорошими отзывами пользователей техники. Узлы, которые вызывали нарекания у механизаторов, заменены либо усовершенствованы.

Так, для повышения выносливости машины при работе в тяжелых условиях усилены крестовины карданных валов. Амортизаторы задних мостов разнесены дальше друг от друга, что положительно сказалось на управляемости опрыскивателя. Реализована новая схема крепления дифференциала внутри моста, за счет чего устранена вероятность повреждения культур при обработке.

Заменены механизмы и несколько изменена конфигурация рабочей и стояночной тормозной системы. На всех колесах установлены дисковые тормоза с большим размером диска и суппортами повышенной производительности. При этом суппорты вынесены к колесам, что позволило снизить нагрузку на карданные шарниры. Ранее применявшийся барабанный стояночный тормоз заменен на дисковый с гидроуправлением.

Хотя барабанные тормоза долговечнее дисковых, последние более эффективны, а значит обеспечивают более высокую степень безопасности. К тому же, по оценке инженеров, время эксплуатации тормозных механизмов снизится незначительно - не более чем на 5%, в то же время эффективность системы повысилась на 30%.

На SP 275 и SP 235 установлена улучшенная система охлаждения гидравлического контура рулевого управления. Сниженное на 17% в сравнении с предыдущей версией давление в радиаторах предотвращает риск возникновения в них течи, эффективность охлаждения при этом осталась на прежнем высоком уровне.

Обновлена система бортовой электрики и коммутационных линий. За счет изменения конфигурации и применения более современных элементов устранена возможность перегрева блока предохранителей даже при работе в тяжелых условиях. Кроме того, увеличено количество фар. Это позволяет эффективно работать в темное, зачастую более благоприятное для проведения опрыскивания, время суток.

На самоходные опрыскиватели устанавливают штанги с рабочим захватом 27, 30 и 36 м. Если первые две вариации остались без изменений, то конструкция 36-метровой штанги была изменена. Первичная и вторичная секции изготавливаются с нижними и боковыми усилителями, что позволило придать штанге большую жесткость и долговечность, повысило устойчивость и стабильность работы на высоких скоростях. Увеличена и надежность замка за счет изменения усилителя, профиля пластин, увеличения диаметра штифтов. Для снижения колебаний концевой секции штанги между ней и вторичной секцией шарнир защиты от излома дополнен фиксатором. В итоге удалось достичь снижения стрессовой нагрузки на штангу на 45%.

В совокупности с доказавшей свою надежность системой стабилизации новая штанга стала еще более эффективной как в плане механической надежности, так и в плане обеспечения точности опрыскивания.

Модель SP 275 унаследовала от предшественницы стальной нержавеющий рабочий бак емкостью 4540 л.с. интегрированным баком для промывки системы объемом 454 л. Модель SP 235

Международный сельскохозяйственный журнал

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ПОЛЕВЫХ ОПРЫСКИВАТЕЛЕЙ РОСТСЕЛЬМАШ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ МОДЕЛЬНОГО РЯДА И ЛОКАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

оснащается пластиковыми баками 3785 и 378 л соответственно. Замена нержавеющей стали на пластик позволила несколько удешевить машину, с учетом менее мощного двигателя это даст покупателю достаточно весомую экономию.

На машины установлены новые герметизированные кабины с увеличенным объемом (на 30%, до 4,8 м3) и большей площадью остекления (на 45%, до 7,8 м2), а также усовершенствованной системой кондиционирования. Качественная фильтрация забортного воздуха обеспечивает необходимую степень защиты оператора от воздействия химикатов.

Инженеры уделили много внимания приведению системы управления опрыскивателями в соответствие с требованиями современных агротехнологий. Управление, реализованное на базе новой системы бортовой электроники с CAN-шинами, позволяет работать по технологиям точного земледелия, в том числе с использованием карт дифференцированного внесения СЗР. Передача части функций, таких как GPS-автопилот (SmartTrax 3D), автоматическое откл/вкл поливных секций в зонах перекрытия (AccuBoom), автоматическое поддержание заданной высоты штанги (AutoBoom), бортовой автоматике позволит снизить утомляемость оператора и одновременно повысить точность работ не менее чем на 25-30%.

Несколько упрощено обслуживание машин. В частности, изменено капотирование - теперь капот открывается вперед/вверх, что облегчает доступ к двигателю для проведения текущего обслуживания. Интуитивно понятный пост управления русифицирован, что позволяет избежать ошибок даже неподготовленному оператору. Увеличен объем миксера для реагентов, оптимизирована высота его смещения для выполнения операций, что позволило повысить скорость подготовки раствора на 18%. Благодаря нововведениям время ежесменного ТО сокращено на 30%.

Оснащение машин гидравлической регулировкой колеи обеспечивает работу машины на различных междурядьях и позволяет менять ширину колеи не выходя из кабины.

В целом, по оценке специалистов, машины стали намного комфортнее и отвечают мировым стандартам производительности, эффективности, безопасности. При этом сохранены родовые черты техники в плане надежности, ремонтопригодности и простоты эксплуатации.

Новый прицепной опрыскиватель RSM TS-3200 Satellite

Прицепной опрыскиватель RSM TS-3200 Satellite стал меньше по габаритам - это первое и очень важное изменение. Если транспортная ширина предшественника, агрегата VERSATILE PS 850, составляла 3657 мм, то в новой модели она уменьшена на 39% (!) и составляет всего 2240 или 2250 мм, в зависимости от варианта установленной штанги. Соответственно, агрегат стал легче на 21%, его сухая масса теперь составляет 2990 кг против 3770 кг у более ранней модели.

Увеличенные транспортные габариты ранее служили препятствием для поставки опрыскивателей в страны Европы, в России это также являлось недостатком, поскольку требовало дополнительных затрат при транспортировке по дорогам общего назначения. Теперь несоответствие нормативам ПДД устранено. Снижение массы позволяет агрегатировать опрыскиватель с тракторами малой мощности, в том числе такими как МТЗ-82.

Уменьшение габаритов привело к изменению диапазона рабочей ширины колеи. Если в старшей модели она варьировалась в пределах 1,8-3,05 м, то в новом агрегате можно установить ширину 1,5-1,8-2,1 м, что соответствует агротехническим стандартам. Одновременно с этим производитель вместо колес типоразмера 320/85 R38 устанавливает колеса размером 270/95 R44. В совокупности эти меры позволяют агрегату работать по междурядьям

№ 2/ 2016

от 45 до 90 см, а узкие шины предупреждают возможность повреждения культур.

В VERSATILE PS 850 привод был реализован либо от ВОМ, либо от гидросистемы трактора. RSM TS-3200 Satellite имеет привод только от ВОМ и оптимизирован для работы с тракторами отечественного производства.

Ранее прицепные опрыскиватели оснащались центробежными насосами ACE FMCSC150-HYD-206 (450 л/мин.). Имея преимущества в плане стабильности, неприхотливости, высокой производительности и отсутствия пульсаций потока, такой агрегат не позволял производить самозакачку воды в основной и промывочный баки. В новой модели установлен мембранно-поршневой насос Comet BP-241 (225 л/мин.) с функцией самозакачки и возможностью забора воды из водоемов.

Тем не менее агрегат обеспечивает расход рабочей жидкости в диапазоне 67-500 л/га в зависимости от номера распылителя. На предыдущей модели расход варьировался в пределах 50-400 л/га в зависимости от номера распылителя. Что касается распылителей, то вместо ранее устанавливаемых в базовой комплектации щелевых в новой модели в стандартной комплектации идут инжекторные. Эта замена дает возможность работы при более высоких скоростях ветра - до 8-10 м/с - с одновременным повышением эффективности опрыскивания.

Штанги, рабочий и дополнительные баки унаследованы от прежней модели (ПЭ низкого давления, емкость 3200/136/57 л рабочий/промывочный/для мытья рук). Увеличен на 57% (до 35 л) лишь миксер для приготовления рабочего раствора. Конструкция и ширина захвата штанг остались прежними. Гидравлическое управление штангами также происходит из кабины трактора.

В стандартную комплектацию RSM TS-3200 Satellite включен GPS-трекер, который позволяет двигаться по точно заданной траектории и обрабатывать растения без перекрытий и огрехов. Кроме того, возможна установка системы пофорсуночного отключения в зонах перекрытия (4 крайние форсунки слева и 4 крайние форсунки справа), а также самих поливных секций.

Как было упомянуто, прицепной опрыскиватель производится на территории России. Если изготовитель обеспечит тот же уровень качества, которым отличались предшествующие модели, сельхозпроизводители получат неоспоримые выгоды:

• во-первых, высоконадежный и высокоэффективный опрыскиватель за счет простой и очень надежной рамы, уникальной системы стабилизации штанг и их оптимальной конструкции;

• во-вторых, ценовую доступность, которая обусловливается: отсутствием пошлин на импортный товар; более дешевым производством; возможностью приобретения техники по программам РАЛ в соответствии с Постановлением Правительства № 1432.

Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что в целом модернизация линейки опрыскивателей позволяет оптимизировать предложение по производительности, мощности, применимости в отечественных условиях и ценовой доступности. Таким образом, поставленные перед собой задачи производитель выполнил.

Александр Фомин,

директор Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Национальный союз землеустроителей», профессор Государственного университета по землеустройству

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.