УДК 008(470+571)"312"
Клочков Михаил Вячеславович
магистрант кафедры теоретической и социальной философии Саратовского национального исследовательского государственного университета
Klochkov Mikhail Vyacheslavovich
Master's Degree student, Theoretical and Social Philosophy Department, Saratov National Research State University
К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРНОСТИ РЭПА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОАНАЛИЗА
TO THE QUESTION OF RAP POPULARITY IN MODERN RUSSIAN CULTURE FROM THE PSYCHOANALYTIC POSITIONS
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о социальной значимости творчества рэп-исполнителей, что является актуальным предметом исследования с позиции различных гуманитарных дисциплин. На основе психоаналитического метода производится анализ феномена популярности рэпа в современном российском обществе. В ходе исследования рассматривается рэп-клип как визуализация произведения исполнителя, обеспечивающая наиболее полноценное раскрытие смыслового содержания творческой работы. Клип имеет те же механизмы цензуры и выражения переживаний субъекта, которые характерны и для сновидения. Выделяется два наиболее интересных для нашего исследования направления рэп-творчества: остросоциальное, субъект которого сознательно анализирует свои переживания, и инфантильное, при котором субъект закрывается от анализа. Сравнительный анализ клипов этих направлений подробно раскрывает взаимосвязь внешних символов, атрибутики и текста с глубинным содержанием произведения, которое находит широкий эмоциональный отклик в социуме, в частности среди молодежи за счет совпадения переживаний исполнителя и слушателей. Рэп является способом забытья, ухода от невроза или же способом решения и принятия проблемы как части жизненного опыта.
Summary:
The paper examines the social significance of rappers. This question is relevant for a lot of humanities. Based on the psychoanalytic method, the analysis of the phenomenon of popularity of rap in modern Russian society is carried out. In the course of the study, a rap clip is considered as a visualization of an artist's work, providing the most complete disclosure of the semantic content of a creative work. The clip has the same mechanisms of censorship and expression of the experiences of a person, which are also characteristic of a dream. Two directions of rap creativity that are most interesting for the study are distinguished: acute social, the subject of which consciously analyzes his/her experiences, and infantile, in which the subject is closed from the analysis. A comparative analysis of clips in these directions reveals in detail the relationship of external symbols, attributes and text with the deep content of a piece of work, which meets a wide emotional response in society, in particular among young people due to the coincidence of the experiences of a performer and a listener. Rap is a way of forgetting, avoiding a neurosis or a way of solving and accepting a problem as a part of life experience.
Ключевые слова:
рэп, клип, сновидение, видеоряд, наложение, смешение, текст, медиум, невротическое состояние, метод забытья.
Keywords:
rap, clip, dream, visualization, superposition, mixing, text, mediator, neurosis, forgetting method.
В современном мире музыкальное творчество - это не только сфера искусства, но и важное социальное явление. Музыка выражает протест, надежды, радости и печали сообщества и каждого индивида. Музыка давно вышла за пределы академических кругов и религиозных действ. Сейчас, как и когда-то в далекой древности на заре своего зарождения, музыка является достоянием всего сообщества людей.
В настоящий момент в России и в мире самым популярным музыкальным направлением является рэп. В России рэп пришел на смену рок-музыке. Если в последние годы советского периода и в начале становления Российской Федерации рок-музыка являлась главным выразителем «духа времени», то сегодня это выражается в творчестве рэп-исполнителей. И если пятнадцать или десять лет назад рэп считали искусством маргинальных кругов и не принимали всерьез, то сегодня опрометчиво отрицать высокую социальную значимость этого направления искусства. В статье «Российский рэп как социально-культурный феномен» представители Восточно-Сибирского государственного института культуры Дулганова Е.О. и Амгаланова М.В. указывают на высокую социальную значимость рэпа в России, рассматривая общие черты рэпа как социально-культурного феномена [1, с. 209-210].
Но в чем секрет успеха данного направления среди молодого поколения? Если рок-музыка была манифестом молодости и жизни против мертвенной формализованности позднего Советского Союза, то чем же является рэп?
Существует множество филологических исследований, в которых изучаются тексты рэп-исполнителей как литературное явление. Лингвокультурные особенности рэпа как жанра творчества описывают в своей статье Корнева Н.А., Подберезкина Л.З, указывая, что рэп - это не только тексты, но и различные лингвистические приемы передачи смысла [2, с. 124-129]. В нашем исследовании мы постараемся рассмотреть творчество рэп-исполнителей шире, не только как феномен словесности, но как объединение слова и музыки, так как в случае рэпа они неотделимы.
Чтобы ответить на вопрос о популярности рэпа в современной России, рассмотрим это явление через призму психоаналитического метода. В качестве объекта исследования обратимся к видеоклипам рэп-исполнителей, но не будем подвергать психоаналитическому анализу их личности. Подобным образом поступает Малкина С.М. в статье «Преодоление метафизики: психоаналитическое прочтение (история одной фобии)», анализируя не психику каждого философа-критика метафизики, но подвергая анализу некоторого философствующего субъекта [3, с. 726]. Как уже было сказано ранее, нам интересен рэп как социальное явление, а видеоклипы -это рэп в концентрированной форме. Именно клипы рэп-исполнителей вызывают самый большой резонанс в обществе, часто с выходом клипа происходят запреты отдельных песен или всего творчества рэп-исполнителя со стороны властей.
Помимо текста и музыки клип также имеет видеоряд, который усиливает эффект погружения слушателя-зрителя в произведение. В некоторых случаях клипы рэп-исполнителей являют нам примеры раскрытия произведения с новой стороны, которая превращает невнятное повествование аудиоформата в полноценное произведение искусства. В некоторых случаях творчество рэп-исполнителя или отдельное произведение может пониматься только в виде клипа. Именно визуальная составляющая формирует самые сильные произведения и дает возможность полного выражения рэпа как жанра. Поэтому мы рассмотрим клипы рэп-исполнителей, подвергнув их психоаналитическому анализу.
Итак, в клипах мы можем выделить четыре основных ряда, при взаимодействии и наложении друг на друга которых мы получаем рэп как культурное явление в его полноте. Первый ряд - музыкальное сопровождение. Это преимущественно электронная ритмичная музыка, мелодичность здесь уходит на дальний план. Такое музыкальное сопровождение подобно архаическим проявлениям музыки при племенном строе, в первую очередь это музыка движения, некоего порыва. Музыка не имеет четкого мелодического рисунка, но имеет сильную ритмическую составляющую.
Концерты рэп-исполнителей похожи на танцы вокруг костра примитивных народов, на ми-стериальные танцы «до упаду». Музыкальное сопровождение клипов - это музыка доисторического, инфантильного человечества, музыка примитивная. Здесь это не оценочная характеристика, примитивный не означает плохой, примитивизация музыки есть проявления регрессии [4, с. 125] к более ранним формам, к докультурному пласту человеческого существа, к бессознательному. Такая музыка часто однообразна, проста, похожа на народные мотивы. Рэперы зачастую используют народные мелодии как основу для своей музыки или вставки в нее. Так, например, происходит в треке «Татарин» исполнителя Аигел, где используется татарская народная музыка для указания на национальную принадлежность лирического героя произведения, при том условии, что в тексте на это указывает лишь слово «татарин» в припеве.
Второй ряд - текстовый. Текст представляет собой набор образов, которые связываются контекстуально или вовсе связаны на каком-то неявном смысловом уровне посредством аналогии описываемых образов, так же как в сновидении несколько визуальных символов могут являться передачей одного смысла [5. с. 107]. Даже в тексты, где имеется единый образ, контекстуально включаются иные. Однако это происходит не для введения нового образа повествования и нового смысла, а для усиления уже транслируемого вербальными образами смысла. Помимо этого, тексты включают множество слов и оборотов речи, многозначных по своей природе. Одно слово или словесный оборот употребляется в различных смыслах, а его понимание зависит от контекста. Этим тексты рэп-исполнителей подобны текстам на древних языках [6, с. 113].
Также зачастую рэперы придумывают свои слова, которые могут быть понятны лишь в контексте. Эти слова могут являться как искаженными заимствованиями из иностранных языков [7], так и объединениями слов русского языка между собой или с иностранными словами. Могут создаваться слова-сокращения. Самым ярким примером подобных языковых игр на сегодняшний день можно считать «Флексикон», составляемый рэп-исполнителем GONE Fludd. Это словарь созданных и применяемых им в своем творчестве слов, которые имеют все описанные ранее
черты. Не стоит забывать и о применении рэперами нецензурной лексики. Зачастую тексты практически полностью состоят из нецензурных слов и могут быть понимаемы только контекстуально посредством подбора смыслов многогранных слов русского мата.
Тексты рэперов своим строением и подачей похожи на заклинания шамана или слова религиозных и оккультных обрядов. Подача представляет собой речитатив, слова могут искажаться посредством перестановки ударения на архаический манер или произноситься с явной ошибкой. Текст зачитывается в соответствии с ритмом музыкального сопровождения. Многие рэперы искажают голос тем или иным способом для усиления эффекта. Например, так поступают исполнители Хаски и Скриптонит.
Однако тексты рэпа являются еще и набором ассоциаций, учтиво предоставленных автором. Подобное получают при психоаналитическом анализе от человека, когда просят озвучить первое, что пришло в голову по поводу рассказанного им ранее сновидения [8, c. 61-69]. Т. е. тексты рэп-исполнителей можно рассматривать как ряды ассоциаций, которые призваны вербально передать нам скрытый смысл. Именно этим сам текст подобен сновидению. В это же время текст по отношению к клипу также является ассоциативным рядом, но теперь уже объясняющим образы клипа.
В качестве примера рассмотрим связь текста и видеоряда в клипе «Татарин» исполнителя Аигел. Если взять текст и видео отдельно, то можно увидеть две различные картины. Видеоряд содержит изображение выходок асоциального элемента, его поведения, направленного против ценностей общества. Однако этот человек не лишен принципов и способности к любви, что показано в одном из кадров, где он гладит кота. В свою очередь текстовый ряд представляет собой повествование от лица девушки, некую клятву верности мужчине, о котором в припеве девушка говорит: «Мой парень татарин, в любви авторитарен».
Таким образом, если обращаться к видео и тексту по отдельности, то они не до конца ясны и лишь при их наложении друг на друга открывается полная картина. Девушка ожидает мужчину, который далеко от нее, указывает на причины своей любви к нему, в то время как видеоряд показывает этого мужчину. При наложении текста на видео мы получаем некоторое объяснение, раскрытие личности асоциального, на первый взгляд, элемента.
Третий ряд возникает при сложении музыкального сопровождения и текстового ряда. Основным приемом здесь является электронное искажение голоса исполнителя или же эффекты толпы и эха. Эффектом толпы мы называем случай наложения разных реплик исполнителя друг на друга. Это наложение призвано усилить образную нагрузку основной реплики посредством введения «голоса толпы», реплики которой, так же, как и разные образы сновидения, несущие один смысл, призваны раскрыть смысл основной реплики.
Эффект эха - наложение одной реплики исполнителя на нескольких аудиодорожках в неизменном или искаженном виде, что создает объем звучания текста и усиливает транслируемый образ. Эти эффекты есть не что иное, как наложение в психоаналитическом смысле, т. е. попытка достучаться до слушателя и общества, указав на определенные фразы с помощью определенных методов. Эти фразы - ключи к смыслу, который скрывается внутренней цензурой повествования, автора, слушателя, общества.
Четвертый ряд - видео, что представляет собой набор различных, на первый взгляд не связанных или косвенно связанных, образов. Видеоряд рваный, образы прерывают друг друга. В клипе не имеется как такового начала и конца, единого повествования. Образы силятся отразить смысл, передать его различными способами. Подобно сновидению в видеоряде действуют смещение [9, c. 86-87] и сгущение [10, c. 107]. Бессознательная цензура [11, c. 84-92] автора или группы авторов прячет смыслы за образами, передает сексуальные или иные желания, показывая сцены, различным образом заменяющие половой акт или объект желания.
Так, в клипе «Дико, например» исполнителя PHARAOH имеется множество сцен с оружием, которое является символом мужского полового органа, сцен вторжения молодых людей на машине в природу, что является изображением полового акта так же, как и сцена поедания девушкой клубники с длинной вилки, которую держит в руке парень. Здесь же образы бездумной растраты денег и унижения других мужчин говорят о том, как автор произведения кичится своими сексуальными силами или пытается компенсировать их недостаток. Что выражает автор этими визуальными и вербальными образами - неисполненные желания или повествует о своей невротической зацик-ленности на сексуальных сношениях? Из этических соображений по отношению к автору оставим это непроясненным. Подобные клипы можно сравнивать с инфантильным сновидением [12, c. 133].
Бывает, что определенный смысл в видеоряде передается посредством достаточно сложного образа, который на первый взгляд бессмысленен. Например, в ныне запрещенном в России клипе «Иуда» рэпера Хаски присутствует образ употребления множеством героев некоего наркотика, который по факту является прокрученной через мясорубку видеопленкой. Что именно скрывается за этим образом, не удастся раскрыть в нашем коротком исследовании.
В редких случаях частью видеоряда становятся субтитры, но они не повторяют текст «песни», а транслируют иной текст, связанный с основным смыслом, создающий еще одну точку взгляда, дающий иные образы. Часто эти образы более радикальны и выражены в форме вопросов и утверждений, которые направлены к зрителю, например, как в клипе «Панелька» исполнителя Хаски.
Но если в сновидении главным является визуальный ряд, а все остальное подчиняется ему, то в произведениях рэп-исполнителей все четыре ряда переплетаются, происходит наложение эффектов. Так, рэп-клип, как и сновидение, пытается решить главную задачу: исполнение желания [13, с. 77-84], удовлетворение общества, индивида, будь то автор или слушатель.
Приведем вышесказанное к общему знаменателю. Рэп-клипы, создаваемые наложением друг на друга четырех рядов, как и сновидения пользуются многозначными образами для передачи одного смысла, исполнения желания, в них происходят смещения, наложения, сгущения. В таком случае можем ли мы утверждать, что рэп-клипы - это сновидения? Возможно, но чьи они? Принадлежат ли эти сновидения только автору? И почему же тогда рэп, как сновидения нескольких десятков человек, так популярен?
Как мы знаем, Фрейд З. считал, что творчество художников, писателей и поэтов есть не что иное, как действие их невротических состояний или сублимация [14, с. 185]. Что если рэп-исполнители своими произведениями-сновидениями тоже выражают некоторые неврозы, но не только свои, но и общественные, культурные? Если рэп-исполнители - медиумы современного общества?
Рассматривая рэп как жанр, мы увидим в нем множество ответвлений. Это и любовная лирика, и повествования о вечеринках, алкоголе, сексе, наркотиках, и рэп, поднимающий остросоциальную повестку и др. С любовной лирикой понятно - это сублимация чувства любви автора посредством творчества, а также потребителя посредством прослушивания и просмотра. Любовная лирика существовала и в рок-среде.
Более интересны произведения о вечеринках, алкоголе и непомерно богатой жизни рэп-исполнителей. Такие произведения навязывают и поощряют разгульный образ жизни. Дулганова Е.О. и Амгаланова М.В. называют это направление рэп-творчества «бессмысленным» и указывают на его паталогический характер [15, с. 207]. С точки зрения психоанализа подобные произведения могут создаваться из-за комплекса неполноценности, желания компенсировать некоторые недостатки и являются исполнением желания, пусть и через рэп как сон.
Значит, именно поэтому рэперы повествуют о чрезмерных половых связях, признаках успеха и богатства, о вечеринках, которые указывают на наличие большого количества друзей. Если это так, то и наркотики, и алкоголь здесь выражают то, что недоступно «обычным людям», от которых рэп-исполнитель хочет отличаться, над которыми хочет превознести себя, чтобы компенсировать свой недостаток. Также становится понятным применение нецензурной табуирован-ной лексики. Это и удовлетворение желания по использованию запрещенного, и попытка самоутвердиться через использование недоступного другим, «обычным людям», что является признаком комплекса неполноценности.
Возможно, подобные произведения - это одно из проявлений невротического состояния, повторяющимся действием которого будет разгульный образ жизни. Создание произведения о такой жизни может быть либо проявлением невроза, фантазированием о недоступном с целью получения удовольствия, либо попыткой выражения своего состояния. Во многих произведениях имеются образы разложения личности, упреки в беспутстве рэп-исполнителем себя самого от лица общества. Так происходит в уже упоминавшемся клипе «Дико, например».
В чем причина таких состояний? Если обратиться к анализу текстов иных рэп-исполнителей - остросоциального направления, то можно увидеть попытку ответа. Дулганова Е.О. и Амгаланова М.В. в своей статье определяют такое направление как рэп «со смыслом» [16, с. 207-208]. Здесь стоит отметить, что эти два направления творчества рэп-исполнителей представляют собой две полярности выражения невротического состояния, в котором находятся как исполнитель, так и слушатель, общество. Первое - «рэп тусовок» - это метод забытья. Второе - остросоциальный рэп, попытка найти причины плачевного состояния автора, слушателя и общества. Например, такой попыткой является творчество рэпера Хаски. В клипах этого исполнителя мы увидим серость тонов, отрицание идеалов описанного ранее направления.
В клипе «Поэма о Родине» присутствует не только черно-белый визуальный ряд, но горечь любви к умирающей или вовсе уже мертвой Родине. Приведем отрывок из текста клипа: «Помнишь, ты умерла, и мы твое мясо ели, // Что пахло как мумия, забытая в мавзолее». Скорее всего эти слова обращены к Родине, поскольку текст является одновременно и одой, которую автор посвящает своей стране, и выражением бедственной ситуации в маленьких сибирских моногородах (Хаски родился и провел детские годы в одном из таких).
Также показателен клип «Панелька», в котором имеется два уровня текста. Текст, что транслируется через запись голоса, явно указывает на поиск, выражает серость и трафаретность жизни человека в «панельках» - микрорайонах с однотипными панельными домами. Этот текст выражает одновременную непреодолимость ситуации и также бунт против фигуры отца, в которой выражается эта ситуация. Бунт против закона, системы, устоев. Вторым уровнем клипа выступают субтитры, которые также присоединяются к бунту, но в свою очередь являются манифестом, обращением к современному поколению с вопросом о причинах его аморфности, бездеятельности и повторения «серого» пути отцов.
Наверное, самым сильным выражением протеста как против «серой» культуры отцов, так и против культуры вечеринок, невроза, в котором пытаются забыться представители молодого поколения, является клип «Ай» рэпера Хаски: (Ай) Останови вечеринку, (Ай) Я буду петь свою музыку -(Ай) Самую честную музыку, (Ай) Музыку сломанных глаз. (Ай) Музыку желтого снега, (Ай) Музыку черного пьянства, (Ай) Музыку нашего детства -(Ай) Музыку про нас.
Первые три строки показывают желание автора выразиться, желание быть услышанным и понятым обществом, что невозможно в вакханалии вечеринки-тусовки. Четвертая строка указывает на полученные в течение жизни, а особенно в детстве, травмы. Пятая говорит об испорченной чистой материи, также указывая на полученные в детстве травмы. Шестая - указание на состояние общества как в 1990-2000-е гг., так и сейчас. Седьмая и восьмая строки подтверждают предыдущие умозаключения, а также показывают, что проблемы современного общества коренятся в условиях, в которых то общество взрослело. Далее в тексте перечисляются случаи насилия, самоубийств и многого, что характеризует взросление в ужасных условиях. Но есть показательные строки, в которых автор говорит: «(Ай) Грязные слезы мальчишечьи // (Ай) Я никому не отдам». Исполнитель осознает насколько травматично его детство и взросление, но признает его как некоторый пережитый опыт. Возможно, детские травмы и гнетут автора, но он умеет перенаправить энергию, выразить их в творчестве.
Видеоряды всех этих клипов рэпера Хаски черно-белые. В клипе «Панельки» видеоряд замылен, смазан, отсутствует четкость, что сделано специально для выделения субтитров на фоне, как на листе бумаги, а также для передачи «смазанности» общего состояния сознания и жизни как таковой. В клипе «Поэма о Родине» представлены кадры из родного города исполнителя, перемежающиеся картинами детства, а также кадрами, в которых автор то связан толстым канатом, то его глаза закрыты капюшоном. Именно на последние кадры накладываются строки о безысходности ситуации людей в моногородах и не только.
В клипе «Ай» исполнитель совершает скованные, явно невротические движения. Постоянное повторение слова «ай» указывает на наличие боли то ли от движения, то ли от мыслей. В некоторых кадрах на руках исполнителя появляется белая мышь, которая выступает как символ бесцельной возни, пустых хлопот и как символ зубной боли, с которой, возможно, автор сравнивает свои внутренние переживания. Как мы знаем, зубная боль ноющая и очень неприятная, а именно таким скорее всего автор и представляет детство.
Вероятно, творчество Хаски помогло найти ответ. Невротическое состояние, в котором находится в основном молодая часть современного общества, укоренено в детских годах, оно подобно индивидуальной личной истории в психоанализе. Может быть, именно в связи с недостатком наслаждения в детские годы, представители современного общества обращаются к культуре вечеринок, разгульной жизни. В то же время Хаски и многие подобные ему исполнители все же находят в детстве позитивные моменты и необходимый, неизбежный, хоть и тяжкий опыт.
Возможно, именно в этих полярностях - двух самых известных направлениях рэпа кроется ответ на вопрос о его популярности в целом. С одной стороны, рэп распространен как метод забытья за счет описания подобного поведения как способа ухода от проблем. С другой - его популярность обусловлена остросоциальной повесткой, которая открыто и честно говорит о проблеме, а после совершает попытку найти ответ и неким образом излечить слушателя.
Однако обе полярности рэпа так или иначе руководимы некоторым комплексом неполноценности, только предмет этого комплекса различен. В свою очередь клипы - сновидения, направленные на исполнение желания, которое подпитано комплексом неполноценности, житейскими переживаниями. Рэп выступает как попытка исполнения некоторого желания значимости,
самореализации или справедливости. Не важно, что именно выбрано способом исполнения желания - забытье или «честность» так называемого остросоциального рэпа. Так или иначе рэп как сновидение - это проявление комплекса неполноценности.
Итак, почему же популярен рэп? Во-первых, рэп-исполнители являются медиумами современного общества, проводниками и выразителями общественных и частных надежд и проблем, всех переживаний, что являются причиной невротического состояния общества и отдельных индивидов. Во-вторых, рэперы - это шаманы-лекари, что заклинают «духов», которые терзают современного молодого россиянина. Концерты рэп-исполнителей подобны пляскам вокруг костра, где происходит такой же выплеск энергии, а песни и клипы - заклинания шамана, к которым можно обратиться за помощью в любое время.
Ссылки:
1. Дулганова Е.О., Амгаланова М.В. Российский рэп как социально-культурный феномен // Сохранение, изучение и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития. 2019. С. 206-210.
2. Корнева Н.А., Подберезкина Л.З. Рэп как лингвокультурный феномен (на материале творчества ATL) // Молодые лидеры-2017 : материалы VII Междунар. заочного конкурса научно-исследовательских работ / науч. ред. А.В. Гумеров. 2017. С. 123-129.
3. Малкина С.М. Преодоление метафизики: психоаналитическое прочтение (история одной фобии) // Философия и культура. № 5. 2015. С. 725-731. https://doi.Org/10.7256/1999-2793.2015.5.15096.
4. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991. С. 125.
5. Там же. С. 107.
6. Там же. С. 113.
7. Селезнева В., Жумабаева М. Англицизмы как неотъемлемая часть русской рэп-культуры // Русский язык в XXI веке: исследования молодых. 2020. С. 247-249.
8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. С. 61-69.
9. Там же. С. 86-87.
10. Там же. С. 107.
11. Там же. С. 84-92.
12. Там же. С. 133.
13. Там же. С. 77-84.
14. Фрейд 3. Художник и фантазирование / пер. с нем. под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. М., 1995. С. 185.
15. Дулганова Е.О., Амгаланова М.В. С. 207.
16. Там же. С. 207-208.
Редактор: Шитикова Ольга Сергеевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна