К вопросу переживания отчуждения у детей, болеющих хроническими заболеваниями To question about the features of the alienation of children suffering from chronic diseases
Александрова Е.В.
Студентка 6 курса, Специальность клиническая психология, Тихоокеанский государственный медицинский университет
РФ, г. Владивосток e-mail: ie_alexandrova@mail. ru
Alexandrova Е. V.
6th year student Clinical Psychology Specialty, Pacific State Medical University Russia, Vladivostok e-mail: [email protected]
Научный руководитель Кадыров Р.В.
Кандидат психологических наук, доцент Кафедра общепсихологических дисциплин Тихоокеанский государственный медицинский университет
РФ, г. Владивосток e-mail: rusl-kad@yandex. ru
Scientific adviser Kadyrov R. V.
Сandidate of Psychological Sciences, associate professor Department of General Psychology, Pacific State Medical University, Russia, Vladivostok e-mail: rusl-kad@yandex. ru
Аннотация.
В статье представлен анализ научных работ, посвященных феномену отчуждения при хронических заболеваниях у детей. Рассмотрена возможность исследования разных компонентов отчуждения у детей, болеющих хроническими заболеваниями: когнитивном, эмоциональном, социально-психологическом и поведенческом в их взаимосвязи. Установлено, что вопрос взаимосвязи разных компонентов отчуждения у детей, болеющих хроническими заболеваниями, является перспективным направлением понимания генеза хронического заболевания, для его эффективной профилактики и коррекции.
Annotation.
This article describes the analysis of scientific researches dedicated to alienation phenomenon of children suffering from chronic diseases. In this article, the possibilities of empirical study of different alienation components in children with chronic diseases are studied. These different components are cognitive, socio-psychological, emotional-evaluative and behavioral. It has been established that the connection issue of different components of alienation is a perspective direction for understanding the chronic diseases genesis, socio-psychological rehabilitation and psychological correction of children with chronic diseases.
Ключевые слова: отчуждение, психологические компоненты отчуждения, дети, хроническое заболевание, психологические характеристики.
Keywords: alienation, psychological components of alienation, children, chronic disease, psychological characteristics
Хроническое заболевание изменяет нормальное течение развития личности ребенка и помимо физических недугов, которые приносит болезнь, ребенок сталкивается с изменениями на социально-психологическом уровне. Формируя новую социальную ситуацию развития, хроническая болезнь изменяет привычные модели поведения, нарушает социальные связи, изменяет систему отношений больного ребенка: значимыми для него становятся события, не противоречащие смыслообразующему мотиву сохранения жизни. Это вызывает появление замкнутости, обеднение контактов с людьми, пассивность и, в конечном итоге, отчужденность [6, 12]. Одним из подходов изучения личностных характеристик детей, болеющих хроническими заболеваниями, является рассмотрение через переживание отчуждения.
Понятие отчуждения можно сформулировать как специфическое переживание личности, которое выражается в переживании отсутствия в жизни смысла и ценности выполняемой деятельности, бессилии, отграничением себя от окружающих людей [10]. Отчуждение характеризуется чувством внутренней пустоты, апатии, тягости, отсутствием стремления к творческой реализации, ощущением своей жизни как несвободной, чужой и имеет проявления в отношении к своему труду и результатам своей деятельности, другим людям и самому себе [9, 19].
Отчуждение как когнитивный конструкт имеет определенную структуру и проявляется на разных уровнях психической жизни личности [17]. На когнитивном уровне отчуждение проявляется в виде осознавания/неосознавания своего одиночества, отчуждения от других людей. На эмоциональном уровне отчуждение характеризуется целым кругом эмоциональных проявлений, которые испытывает человек, переживая отчуждение, сюда можно включить чувство обособленности, переживание одиночества и его эмоциональная оценка, чувство отвержения, отделения от других людей, сюда можно включить скудность эмоциональной жизни. На социально-психологическом уровне отчуждение проявляется как интерпретация человеком своих социальных отношений, социальные взаимоотношения отчужденной личности становятся неподлинными, в конечном итоге, личность может избегать контакты. На поведенческом уровне отчуждение характеризуется всеми действиями, поведением человека, который переживает отчуждение, которое зависит от того, каким образом личность переживает отчуждение на других уровнях, что проявляется в поступках, способности оценивать ситуацию, в которой она находится, способности справиться в возникающих проблемах. К поведенческому компоненту относится также низкая способность к определенности в решениях.
Для выяснения и уточнения характеристик отчуждения у детей, болеющих хроническими заболеваниями, необходимо проанализировать опыт исследователей, которые занимались данной проблемой через элементы каждого из вышеизложенных уровней отчуждения, особенностями его проявления и переживания.
Г.А. Винокурова раскрыла особенности проявления самоотчуждения у детей с хроническими соматическими заболеваниями [5]. Она выявила, что, в отличие от здоровых детей, болеющие подростки не принимают себя и других в полной мере. Они критически относятся к своей половой идентичности, отчужденно относятся к своему полу, более негативно относятся к себе, при самоописании у них преобладают негативные характеристики. Это показывает, что у детей с хроническими заболеваниями наблюдается самоотчуждение, которое проявляется в виде непринятия своей личности болеющим подростком, критическом отношении к себе и своей половой идентичности. Особенности данных переживаний могут распространяться на коммуникационную сферу ребенка, что в данном исследовании не указано, однако может быть изучено в дальнейших исследованиях.
Т.П. Зловой, В.В. Ахметовой и А.Н. Ишимбаевой проведено исследование детей, больных соматическими заболеваниями и находящихся на стационарном лечении [8], где они выявил характеристики входящие в структуру переживания отчуждения: признаки высокого уровня тревожности и страхов, сниженное настроение, агрессия и враждебность. При этом они выявили, что значимой причиной тревоги является изоляция - нахождение в незнакомой обстановке и жизнь вдали от членов семьи.
Е.Е. Рашкевич, Т.Г. Авдеева, Т.В. Мякишева, изучив личностные особенности подростков, длительно болеющих туберкулезом [14], выявили у них проявления отчуждения, выражающиеся в высоком уровне тревожности и низкой стрессоустойчивости. При этом у подростков, имеющих туберкулез органов дыхания, в сравнении с подростками с латентной формой туберкулеза, отмечаются акцентуированные черты характера (паранойяльные, эпилептоидные, гипертиминые, демонстративные), которые являются предпосылками для возникновения разнообразных конфликтов в социальной сфере.
Ю.В. Полилова, Т.В. Карцева, А.Г. Рыжих А.Г. и др. [13], изучив психологические особенности детей, болеющих хроническими заболеваниями, считают, что для них характерны астеническая, тревожная и апатическая реакции на свою болезнь.
В исследовании Е.А. Трошиной детей в возрасте 7-10 лет [18] показано, что для детей, болеющих хроническими заболеваниями, являются значимыми психологические свойства, которые помогают адаптироваться в школьной среде и успешно учиться: настойчивость, независимость, энергичность, доброта (у девочек); доброжелательность, открытость, оптимистичность, смелость, уверенность в себе при взаимодействии с другими (у мальчиков). Выявленные особенности относятся к поведенческому уровню отчуждения. Младшим школьникам, имеющим хроническое заболевание, важно принять себя как ученика, который отличается от сверстников, так как заболевание накладывает ряд трудностей, которые мешают успешно обучаться.
Из вышеописанных исследований видно, что хроническое заболевание и сопутствующее ему переживание отчуждения не позволяет личности реализовать свои возможности, болезнь изменяет условия окружающей среды, ограничивает развитие личности. Заболевание меняет весь жизненный опыт личности, и это свойственно как взрослым людям, так и детям [2]. Соответственно, дополнить понимание сущности отчуждения у детей с хроническими заболеваниями позволяют и другие исследования, посвященные взрослым людям.
Н.Н. Липецким, при исследовании женщин, имеющих онкологические заболевания [11], выявлены психологические особенности отношения к жизни, являющиеся составляющими отчуждения: переживание безысходности положения, в котором они оказались и ощущение значительного изменения привычного хода жизни. Для того, чтобы понимать, каким образом эти особенности могут проявляться у болеющего ребенка, необходимо дальнейшее исследование.
Т.Д. Василенко, изучая социально-психологические особенности людей, имеющих хронические заболевания [4], выявила характеристики социально-психологического компонента переживания отчуждения: представление своего настоящего негативным, снижение удовлетворенностью результатов своей жизни и переживание ощущения эмоциональной ненасыщенности жизни, нарушение процессов постановки цели и прогнозирования будущего.
А.В. Селиным было изучено изменение жизненного пути у личности, имеющей хроническое соматическое заболевание, что находит себя на когнитивном уровне отчуждения [15, 16]. Люди с хроническим заболеванием фаталистически относятся к своей жизни, к своему будущему. При этом, чем продолжительнее человек имеет заболевание, тем более негативно и отрицательно человек начинает относиться к своему настоящему, что может быть следствием формирования новой системы смысложизненных ценностей, которая сфокусирована исключительно на особенностях протекания болезни.
А.В. Селин считает, что в ситуации длительной болезни личность отстранена от времени, переживает негативные эмоции к прошлому, будущее кажется предопределенным. Данные особенности могут быть особенностями когнитивного уровня отчуждения.
Исследование смыслового аспекта телесного опыта длительного соматического заболевания и выявление факторов дезадаптивного реагирования на телесный опыт (когнитивный компонент отчуждения) было проведено Т.Д. Василенко, А.В. Селиным и Ф.Ю. Мангушевым [3]. Выявлено, что в группах людей с хроническими заболеваниями снижен показатель целей в жизни. Это является указателем на фрустрацию жизненных стремлений,
вызванную кризисной ситуацией заболевания, что является центральными характеристиками отчуждения. У больных хроническим соматическим заболеванием снижена значимость постановки жизненных целей, больные представляют себя неспособными контролировать жизненные ситуации в соответствии с собственными представлениями о жизни.
Так, отсутствие возможности управлять своими действиями в соответствии со своими желаниями, как было указано выше, может провоцировать появление отчуждения, а сниженная значимость постановки смысложизненных целей входит в его структуру. А.Н. Харьковским была описана невозможность ребенка управлять своей судьбой в полной мере и его позиция объекта лечения, приводящая к отчуждению, что соотносится с данным исследованием [20]. Изучение данной проблематики позволило бы говорить о том, каким образом в детском возрасте можно проследить данные особенности.
Психологические особенности людей, входящие в картину переживания отчуждения, у которых имеется хронический миелолейкоз и лимфолейкоз, были изучены в исследовании А.М. Жиркова, А.С. Яковлевой, Е.В. Степанчука и А.Ю. Зарицкого [7]. Для больных с данными заболеваниями в большинстве случаев характерно использование стратегии дистанцирования во время возникновения негативных переживаний. При возникновении фрустрирующих ситуаций они склонны субъективно снижать значимость возникающих событий, степень эмоциональной включенности в такие ситуации, им свойственна общая интернальность, они имеют умеренный или пониженный уровень субъективного контроля над событиями, воспринимая их как следствие внешнего воздействия, а не как результат своих действий.
Болезнь ставит человека в такую ситуацию, когда он оказывается не в силах начать управлять своими действиями - ему кажется, что все зависит от врачебного вмешательства. Вероятно, если болезнь появляется в детстве и сохраняется длительное время, она влияет на восприятие событий в дальнейшем.
П.А. Баженова, О.Ю. Щеглова описали психологические особенности личности, которые находят себя на эмоциональном компоненте отчуждения у людей, болеющих хроническим миелолейкозом [1]: пассивность, зависимость, апатия, отсутствие энергии для совершаемой деятельности. Пациенты склонны строить планы на большие промежутки времени, однако не совершают ничего для того, чтобы эти планы стали реальными. Для них характерно пассивное отношение к жизни, при оценке жизненных событий люди склонны придавать им отрицательный оттенок, они не верят в положительный исход заболевания.
Таким образом, люди, болеющие хроническими заболеваниями, осознают свое одиночество, ощущают тревогу, связанную с изоляцией от других людей. У детей, переживающих длительную болезнь, снижено целеполагание за счет того, что лечение ставит их в позицию объекта, от которого ничего не зависит. Это является характеристиками когнитивного уровня отчуждения.
Дети, как и взрослые, имеют депрессивные мысли, которые сопровождаются чувством тревоги, пустоты, бессилия, апатии. Подобные «токсические» мысли вызваны страхами, связанными с будущим личности и исходом болезни. Это находит свое место на эмоциональном уровне отчуждения.
Дети, имеющие хронические заболевания, не принимают себя и других в полной мере, у них нарушаются коммуникативные отношения, наблюдается низкая контактность. Взрослые люди чувствуют себя изгоями в обществе, переживают отличие себя от окружающих людей, не хотят заводить новые знакомства, что соотносится с тем, что дети чувствуют себя отличающимися от своих сверстников. Данные характеристики входят в социально-психологический компонент отчуждения.
Деятельность человека с хронической болезнью изменяется, взрослые люди в связи с болезнью могут полностью утратить свою деятельность, в ситуации с детьми это отражается в низкой школьной успеваемости. Изменяется и круг увлечений, снижается стремление к творческой реализации себя, что отражается на поведенческом компоненте отчуждения.
Исходя из проведенного анализа, можно увидеть, как психологические характеристики детей, длительно болеющих хроническими заболеваниями, соотносятся с каждым уровнем отчуждения.
Помимо этого, можно отметить, что исследования в области психологических характеристик больных хроническими заболеваниями в большей степени посвящены эмоциональному компоненту отчуждения. Обширно исследованы проявления тревожности и страхов, появляющихся в связи с болезнью, проявления апатических, астенических и депрессивных реакций при длительном течении заболевания. Отмечены возможности появления конфликтов в социальной, семейной сферах. Изучены особенности когнитивного уровня отчуждения.
В то же время, можно говорить о недостаточности исследований, посвященных детям. Большинство работ, посвящены медицинским аспектам хронических заболеваний у взрослых больных. Исследователями не был проведен комплексный анализ каждого из уровней отчуждения, их взаимосвязь и проявлений в жизни личности больного.
Наличие проблем, связанных с лечением детских хронических заболеваний, требует конкретизации оснований проведения психологической помощи. Должна ли она строиться на том, что является общим для всех хронических заболеваний? Или дети, болеющие разными хроническими заболеваниями, переживают отчуждение определенным образом, с сопутствующими характеристиками каждого уровня? Это требует дальнейшего исследования, с целью понимания генеза хронического заболевания у детей, для его эффективной профилактики и коррекции.
Список используемой литературы:
1. Баженова П.А., Щелкова О.Ю. Особенности личности больных хроническим миелолейкозом // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2010. — №40 (216). — С. 84-86.
2. Бялик М.А. Международный и отечественный опыт создания и функционирования системы социальной и психологической поддержки детей с онкологическими заболеваниями и их семей // Паллиативная медицина и реабилитация. — 2000. — №4. — С. 37-52.
3. Василенко Т.Д. Селин А.В. Мангушев Ф.Ю. Смысловые аспекты телесного опыта хронического соматического заболевания // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". — 2016. — №2. — С. 116-121.
4. Василенко Т.Д. Социально-психологические факторы в изменении смысловой сферы личности в ситуации хронического соматического заболевания // Вестник Вятского государственного университета. — 2010. — №3. — С. 131-137.
5. Винокурова Г.А. Особенности мировосприятия подростков с хроническими соматическими заболеваниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2014. — №4. — С. 24-28.
6. Выготский Л.С. Собрание соченений: в 6 т. — Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
7. Жирков А.М., Яковлева А.С., Степанчук Е.В., Зарицкий А.Ю. Особенности психологической адаптации к болезни лиц, страдающих разными формами онкогематологических заболеваний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2012. — №2. — С. 104-113.
8. Злова Т.П., Ахметова В.В., Ишимбаева А.Н. Тревожные и депрессивные расстройства (в том числе, суицидальные тенденции) у детей с соматическими заболеваниями // Тюменский медицинский журнал. — 2011. — №2. — С. 36-37.
9. Карпунькина Т.Н. Психологические векторы бессмысленности и отчуждения в жизни подростков // Сибирский психологический журнал. — 2015. — №57. — С. 17-33.
10. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — №332. — С. 40-43.
11. Липецкий Н.Н. Психологические особенности отношения к жизни онкологических больных (на примере женщин с раком молочной железы) // Молодой ученый. - 2013. - 2013. - №7. - с. 372-374
12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 432 с.
13. Полилова Ю.В., Карцева Т.В., Рыжих А.Г., Комосова Т.В., Казанина О.Н. Психосоматический статус подростков, страдающий хроническими заболеваниями // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — №5. — С. 474-475.
14. Рашкевич Е.Е., Авдеева Т.Г., Мякишева Т.В. Личность. подросток. Проблемы туберкулзеа // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. — 2013. — Т. 12, №4. — С. 90-94.
15. Селин А.В. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания: дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2009. - 215 с.
16. Селин А.В. Трансформация жизненного пути личности в ситуации хронического соматического заболевания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — №80. — С. 498-505.
17. Силяева А.А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 204 с.
18. Трошина Е.А. Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — №4. — С. 104-111.
19. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Академический проспект, 2008. — 256 с.
20. Харьковский А.Н. Представления детей о болезни и их опосредующая роль в терапевтической работе с детьми // Национальный психологический журнал. — 2016. — №3 (19). — С. 105-116.