Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ'

К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / БАКАЛАВРИАТ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеев Максим Николаевич

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на составляющие словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров, которые определяют успешность процесса организации. На основе анализа работ, направленных на создание модели организации самостоятельной работы выявлена обобщенная логическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеев Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ»

7. Программа по истории математики: Спец. «Математика»: Для физ.-мат. и мех.-мат. фак. гос. ун-тов [Текст] / М-во высш. образования СССР. - М. - 1949. - 9 с.

8. Программа по математике для поступающих в вузы [Текст] // Бюл. мин. высш. образов. СССР. - 1949. -№3.

9. Программа по математике для поступающих в вузы [Текст] // Бюл. мин. высш. образов. СССР. - 1955. -№4. - С. 4.

10. Рекомендации Всероссийской конференции «Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных специальностей и специалистов гуманитарного профиля» 2-3 апреля 1992 года [Текст] // Высшее образование в России. - 1992. - № 3. - С. 61- 63.

11. Синцов, Д.М. О подготовке преподавателей математики [Текст] / Д.М. Синцов // Математическое Образование. -1914. -. № 2. - С. 89-93.

12. Синцов, Д.М. Университет и средняя школа [Текст]

/ Д.М. Синцов, доклад, читанный на XIII съезде Русских Естествоиспытателей и Врачей в Тифлисе в секции педагогических вопросов 19 июня 1913г. // Математическое образование. - 1913. - № 5. - С. 29-38.

13. Смирнова, Г.С. История и методология математики в Московском университете в XX веке [Текст] / Г.С. Синягина, История математики и математического образования как предмет исследования и преподавания: Труды V Всероссийской школы по истории математики. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2003. - С. 127-142.

14. Юшкевич, А.П. Интервью, записанное Карин Шелма [Текст] / А.П. Юшкевич // ВИЕТ. - 1994. - № 1. - С. 26-54.

15. Christensen, S.A., Heiberg, J.L. Bibliographische Notiz iiber das Studium der Geschichte der Mathematik in Danemark // Bibl.math. -1889. - № 3. - S. 75-77.

К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ _САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ

Гордеев Максим Николаевич

аспирант кафедры «Связей с общественностью», Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Gordeev Maksim, post-graduate Student of Department of Public Relations, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на составляющие словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров, которые определяют успешность процесса организации. На основе анализа работ, направленных на создание модели организации самостоятельной работы выявлена обобщенная логическая модель.

ABSTRACT

The article deals with pedagogical modeling organization of independent work of bachelors (for example, bachelors in training "State and municipal management" (hereinafter "SMM")). The author reveals the problem, slogans, forms and activities of society. Particular attention is drawn to the components of the verbal-logical model of the organization of independent work of bachelors, which determine the success of the process of the organization. Based on the analysis of work aimed at creating a model of the organization of independent work revealed a generalized logical model.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, организация самостоятельной работы, бакалавриат, ключевые компетенции.

Keywords: teacher modeling, the organization of independent work, bachelor, core competencies.

Для организации системы недостаточно только соединить её части и установить их взаимодействие.

Необходимо ещё предвидеть всё многообразие

её функционирования.

У.Чёрчмен

В настоящее время происходит реорганизация практически всего учебного процесса. Связанно это не только с присоединением России к Болонскому процессу и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения. Это связанно, скорее, с благим намерением повысить каче-

ство образования и наполнить рынок труда профессионалами высокого уровня, которые, отвечая вызовам общества, способны не только самостоятельно грамотно решать возникающие профессиональные задачи, но и саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Огромное внимание, которое уделяется в наши дни организации самостоятельной работы студентов не безосновательно. Нельзя сказать, что идеи организации самостоятельной работы абсолютно новы и ранее не интересовали теоретиков и практиков педагогики высшей школы. Сам норматив - не менее 27 часов в неделю за весь период обучения бакалавра, закрепленный в ФГОС ВПО, говорит о значительном потенциале, ресурсе само-

стоятельной работы бакалавров на пути становления общекультурных и профессиональных компетенций студента.

Для успешной реорганизации учебного процесса (организации самостоятельной работы бакалавров, в частности) на наш взгляд оптимален метод педагогического моделирования. Под которым мы понимаем метод построения и исследования педагогической модели. Согласимся с точкой зрения О.Ю. Поляничко, согласно которой «конструирование моделей значительно облегчает исследование свойств педагогических систем, способствует повышению качества анализа эффективности их функционирования» [3, с. 150]. Под самой же педагогической моделью мы понимаем обобщенный, абстрактно-логический образ процесса в педагогической системе, содержащий именно существенные структурно-функциональные связи. Следует заметить, что модель можно рассматривать также как гипотезу, выраженную в наглядной форме (схемы, таблицы, графики и диаграммы и т.п.) [2, с. 51].

Именно в данной работе мы будем придерживаться словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», а решение вопроса наглядности модели и наполнение описательным содержанием каждого структурного компонента будет представлено в последующих работах, проделанных нами в этом направлении. Сознательно отходим от позиционирования модели как некого идеального, универсального конструкта. В тоже время определенно при построении модели присутствует стремление сделать её более универсальной. Это выражается в том, что корректировка, модернизация и замена определенных структурных компонентов модели не меняя цели, приводит к тому же результату, следовательно, модель может быть использована для организации аналогичных или схожего типа систем.

Определяя методологическую базу моделирования, стоит разделить мнение Т.А. Солостиной [5, с. 136137] касательно интегративного подхода в процессе моделирования организации самостоятельной работы студентов. Он рационально объединяет продуктивные аспекты различных подходов. В настоящей работе мы учитываем при моделировании положения компетентност-ного, системного и гуманистического подходов.

Проведенный анализ работ, направленных на создание модели организации самостоятельной работы фиксирует различное количество компонентов в моделях, однако, как начальный этап можно выделить формирование цели, а конечный - фиксирование результатов процесса организации самостоятельной работы студентов.

М. Федорова и Л. Якушкина [6] выделяют следующие компоненты модели организации внеаудиторной самостоятельной работы: субъективный, мотивационно-це-левой, содержательный, организационно-деятельност-ный, контрольно-регулирующий, результативно-оценочный, компонент «условия организации».

Структурно-функциональная модель системы самостоятельной работы студентов в вузе (на примере подготовки студентов по специальности 030601«Журнали-стика») Т.Б. Исаковой [1] из целевого, структурно-содержательного, оценочного, корригирующего, предметно-рефлексивного.

Т.В. Сидоренко и О.Б. Фофанов [4] при моделировании самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку выделяют модель организации самостоятельной работы «как есть» и «как должно быть», соответственно в модели «как должно быть» подчеркиваются такие компоненты как разработка программы самостоятельной работы студентов, определение форм и видов учебной деятельности, а также дидактического инструментария, разработка учебно-методических материалов, организация взаимодействия субъектов учебного процесса, корректировка цели.

Обобщенно описанные выше позиции можно выразить следующей последовательностью: цель эффективной организации самостоятельной работы студентов > задачи > методы > средства > формы > рефлексия > результат.

Исходя из принципов целостности, динамичности и сложности подобных моделей, на наш взгляд, изначально следует учитывать современные тенденции развития высшего образования. Применительно к процессу организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ» это основные направления развития высшего профессионального управленческого образования.

Необходимо подчеркнуть, что нельзя считать успешной организацию самостоятельной работы бакалавров, если в модели данной работы не учитывать нормативно-правовую базу (федеральное законодательство, ФГОС ВПО, Учебный план, Рабочая программа дисциплины, методические пособия по планированию и организации самостоятельной работы), которая очерчивает диапазон возможных взаимодействий участников процесса организации самостоятельной работы бакалавров.

Принимая во внимание положения личностно-ори-ентированного обучения и реализацию возможности построения индивидуального образовательного маршрута следует учитывать индивидуальные потребности бакалавра. Выбирая задания в ходе самостоятельной работы из совокупности (базы) учебно-методических материалов по направленности, характеру, сложности бакалавр может индивидуализировать процесс обучения в образовательной организации.

Организацию самостоятельной работы бакалавров должны «пронизывать» благоприятные психолого-педагогические условия, определяющие успешность процесса организации и результатов. Мы считаем, что при организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», формирование и дальнейшее поддержание высокой учебной мотивации бакалавров позволит достичь более весомых результатов. Достигается это путем формирование профессиональных идеалов студентов и реализацией педагогом ролей тьютора и фасилитатора.

Учет и действие в совокупности вышеописанных позиций как результат при организации самостоятельной работы бакалавров подразумевают формирование определенного уровня профессиональной компетентности. Успешным мы считаем достигнутый уровень сформиро-ванности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, отвечающий требованиям ФГОС ВПО.

Список литературы 1. Исакова Т.Б. Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе / Т.Б. Исакова //

Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-vuze - (Дата обращения: 14.03.2015).

2. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнер - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

3. Поляничко О.Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторнои самостоятельной работы студентов педвузов / О.Ю. Поляничко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - №6. - С. 149154.

4. Сидоренко Т.В. Модель организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Т.В. Сидоренко, О.Б. Фофанов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 59-63.

5. Солостина Т.А. Моделирование самостоятельной работы студентов в вузовской системе обеспечения качества образования / Т.А. Солостина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. -№ 3. - С. 136-138.

6. Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якуш-кина // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 88-90.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КРЫМА В ХЖ - НАЧАЛЕ XX В. В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Гурина Яна Владимировна

старший преподаватель, Севастопольский государственный университет, (г. Севастополь)

USE OF THE EXPERIENCE OF FOREIGN LANGUAGE EDUCA TION IN SCHOOLS OF CRIMEA XIX - EARLY XX CENTURY IN THE MODERN SCHOOL PRACTICE

Gurina Yana Vladimirovna, head teacher, Sevastopol State University, (Sevastopol) АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие иноязычное образование как конкретно-историческое явление со своими принципами, своеобразием, содержанием и методами, как одно из главных средств поликультурного образования. Обоснованна возможность использования иноязычного образования в решении задач обучения языкам в условиях поликультурного образовательного пространства Крыма.

Ключевые слова: иноязычное образование, межкультурное общение, поликультурное образовательное пространство, языковое и культурное многообразие. ABSTRACT

This article discusses the concept of foreign language education as a concrete historical phenomenon with its principles, originality, content and methods as one of the principal means of multicultural education. The use of foreign language education in solving the problems of language teaching in a multicultural educational environment of the Crimea is justified.

Keywords: foreign language education, intercultural communication, multicultural educational space, linguistic and cultural diversity.

The entry of the Republic of Crimea in the Russian Federation caused activation in the search for new meanings of life that caused reassessment of established values and ideals. Already existedsocial and moral problems among other things gave rise to a tendency of national disunity. This has led to a particular interest in examining factors associated with the formation of an atmosphere of peaceful coexistence of different nationalities on the peninsula, which will contribute to the realization of their civil rights and freedoms, the formation of a special, multi-cultural space in the Crimea. This poses the problem for our education system that is aimed at developing the students' holistic socially oriented view of the world in its unity and diversity of nature, peoples, cultures and religions.

Foreign-language education contributes to the knowledge of the features of national and world culture that ensures the readiness of the individual for effective communication between cultures. These aspects are reflected in the national educational initiative "Our new school." Positive experience in this case can serve as a reliable foundation for the modernization of the domestic foreign language education.

At its heart, it seems to be an optimal model, the formation of which can not be happening without studying historical and cultural reflection of the preceding stages of development.

This also contributes to the research of regional educational systems, characterized by self-worth, unique features of socio-cultural space, which makes it possible to acquire new knowledge to use them effectively in the modern educational theory and practice. All mentioned above and insufficient study of the regional component of the educational system of the Crimea hasdetermined the relevance of our research.

The purpose of this paper is a brief overview of foreign language education in schools in the Crimea XIX - early XX century for use in today's schools.

Conducted historiographical analysis reveals two groups of scientific and pedagogical research stated in different periods. The first group consists of works that reveal the general state education policy and the history of national education in the nineteenth - early. XX century. This is primarily research IA Aleshintseva, Sh.I. Ganelina, F. Gay, ED Dneprova,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.