Научная статья на тему 'К вопросу оценки двигательных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра'

К вопросу оценки двигательных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1250
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / LOCOMOTOR ABILITIES / CHILDREN WITH DEVELOPMENT VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шегера Наталья Александровна, Буков Юрий Александрович, Топчиева Шерфзаде Аппасовна

В статье представлены результаты исследования моторной сферы детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Показано, что наиболее низкими показателями двигательных тестов, требующих реализации локомоторных актов, отличались дети аутисты. Кроме того для них характерны сложности в освоении произвольных форм разных видов праксиса по сравнению со школьниками с задержкой психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шегера Наталья Александровна, Буков Юрий Александрович, Топчиева Шерфзаде Аппасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ESTIMATES LOCOMOTOR ABILITIES CHILDREN OF THE YOUNGERSCHOOL AGE WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT AND FRUSTRATION OF THE AUTISTICRANGE

In article results, researches of the motor sphere of children with a delay mental development and frustration of an autistic rangeare presented. It shown that children autists differed in the lowest indexes of the motive tests the locomotors acts demanding realization. Besides,for them characteristic difficulties in development of the arbitraries different forms types praxis in comparison with school children with a delay of mental development

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки двигательных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 УДК: 796.012.1-055.62:616-067.12:616.898+371.212.2

Шегера Наталья Александровна. Магистр кафедры теории и методики АФК, физической реабилитации и оздоровительных технологий. Таврическая академия КФУ

e-mail: Shisha26_94@mail.ru

Буков Юрий Александрович. Доктор биологических наук, профессор заведующий кафедройтеории и методики АФК, физической реабилитации и оздоровительных технологий. Таврическая академия КФУ e-mail: bukovya@rambler.ru

Топчиева Шерфзаде Аппасовна, учитель АФК МБОУС(К) ОШ «Злагода», г. Сиимферополь

e-mail: dochsheiha@mail.ru

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования моторной сферы детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Показано, что наиболее низкими показателями двигательных тестов, требующих реализации локомоторных актов, отличались дети аутисты. Кроме того для них характерны сложности в освоении произвольных форм разных видов праксиса по сравнению со школьниками с задержкой психического развития.

Ключевые слова: двигательные способности, дети с нарушениями развития.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 Shegera Natalya Aleksandrovna. Master of department of the theory and technique of AFK, physical rehabilitation and improving technologies. KFU Simferopol Taurian academy, st. of uts of Per. GRES Marsovy, 3, quarter 93 e-mail: Shisha26_94@mail.ru

Bukov Yury Aleksandrovich. Dr.Sci.Biol., professor manager of a kafedroyteoriya and technique of AFK, physical rehabilitation and improving technologies. KFU Taurian academy Simferopol, Dzyubanov St. 25/77, quarter 74 e-mail: bukovya@rambler.ru

Topchiyeva Sherfzade Appasovna, teacher of AFK MBOUS (K) OSH of Zlagod, Mr. Siimferopol, Hromchenko St., 18, quarter 1 e-mail: dochsheiha@mail.ru

TO THE QUESTION OF ESTIMATES LOCOMOTOR ABILITIES CHILDREN OF THE YOUNGERSCHOOL AGE WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT AND FRUSTRATION OF THE AUTISTICRANGE

Abstract. In article results, researches of the motor sphere of children with a delay mental development and frustration of an autistic rangeare presented. It shown that children autists differed in the lowest indexes of the motive tests the locomotors acts demanding realization. Besides,for them characteristic difficulties in development of the arbitraries different forms types praxis in comparison with school children with a delay of mental development.

Keywords: locomotor abilities, children with development violations.

Введение

Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистами, ведущими работу с детьми, имеющими нарушения в развитии, является выбор методики, позволяющей обеспечить детальную оценку всех основных функциональных сфер. Такой подход является необходимым условием разработки для каждого ребенка индивидуальных коррекционно-образовательных программ,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 способствующих их социализации, повышению уровня социальной адаптации, развитию и результативному обучению [1]. При сложных нарушениях развития, как правило, имеют место трудности адаптации к различным сферам жизнедеятельности. Для того чтобы сделать коррекционный процесс максимально успешным, следует выбрать в качестве мишени воздействия на сферы, изменения в которых приведут к изменениям ив других областях [2,4]. Такой сферой может являться двигательный анализатор, поскольку двигательные нарушения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) являются фактором, ограничивающим их социальные взаимодействия, приводящие в итоге к социальной дезинтеграции [3,5]. Очевидно, активное использование разнообразных движений будет способствовать снятию части

коммуникативных ограничений. В этой связи особое значение должно быть уделено подбору адекватных средств и методов, позволяющих выявить особенности двигательных нарушений, оценить уровень развития моторных навыков и способностей детей к освоению программ двигательной активации. Вместе с тем, следует отметить, что в практике адаптивной физической культуры (АФК) достаточно остро стоит проблема комплексной диагностики и оценки двигательных навыков у детей РАС и ЗПР. Используемые с этой целью методы, как правило, оценивают определённую область развития или небольшую группу моторных навыков. В этой связи в нашей работе предпринята попытка систематизировать и комплексно оценить двигательные способности и развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с РАС и ЗПР.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ«С(К)ОШ «Злагода» в г.Симферополе. Было обследовано 2 группы детей младшего школьного возраста по 15 человек в каждой. В одну группу входили дети с диагнозом РАС, во вторую - с ЗПР. С целью выявления уровня физических способностей, которым обладали дети с аутизмом и ЗПР, применили диагностическое

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 тестирование моторики детей не только непосредственно на уровне опорно-двигательного аппарата, но и с точки зрения нейропсихологического тестирования, которое выступало в качестве дополнительного фактора оценки. Двигательные качества оценивались при помощи тестов на силу, выносливость, координацию, гибкость и скорость. Для оценки силы использовался тест с подниманием туловища из положения лёжа на спине. Выносливость определялась при помощи равномерного бега, с фиксацией пульса после нагрузки. Челночный бег служил методом оценки координационных способностей. Качество гибкости оценивали по результатам наклона туловища вперед из положения стоя на скамейке, а скоростные способности исследовались при помощи бега на 30м. Затем фиксировалась произвольная форма разных видов праксиса. Под праксисом подразумевается способность к выполнению целенаправленных двигательных актов. Исследовали праксис позы, динамический и пространственный праксис. Все тесты выполнялись по показу и по подражанию. Давалось словесное разъяснение, и показывалось нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применялись пробы, либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяло уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.

Полученные результаты

Оценка двигательных способностей детей с ограниченными возможностями на уроках по адаптивному физическому воспитанию представляется основополагающим фактором построения всего учебного процесса. При этом использование разнообразных двигательных тестов, систематизированных и функционально адаптированных по отношению к решаемым задачам, позволит комплексно оценить состояние двигательной сферы школьников. По нашему мнению, из значительного числа моторных тестов используемых в практике, в большей степени следует уделить внимание тем тестам, которые позволяют выявить способности детей в освоении двух типов двигательных навыков. Это моторные навыки, требующие реализации

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 локомоторных актов и предметно-манипуляционные, которые требуют более точных действий. Для оценки моторных навыков используются тесты, позволяющие оценить развитие основных двигательных качеств у школьников - выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости. Проведенные исследования позволили выявить значительные различия в состоянии двигательной сферы обследуемых детей (таблица 1). Как видно из представленных результатов определяющим фактором, влияющим на состояние моторных навыков, являлся диагноз. Наиболее низкими показателями двигательных тестов отличались дети с РАС, поскольку аутизм характеризуется более глубокими патологическими морфо-функциональными изменениями в структурах нервной системы, что оставляет отпечаток на все сферы жизнедеятельности.

Таблица 1 - Показатели двигательных качеств у детей с нарушениями развития

Регистрируемые показатели Дети с задержкой психического развития, п=15 Дети с расстройством аутистического спектра, п=15 Достоверность различий

Подъёмы туловища, кол-во раз 29,5±2,1 23,3±2,0 Р<0,05

ЧСС после равномерного бега, уд/мин 132,9±3,7 141,4±4,2 Р<0,05

Челночный бег, сек 19,7±0,5 25,4±2,0 Р<0,05

Наклон туловища, см +1,0±1,9 -6,0±1,3 Р<0,05

Бег 30 м, сек 7,1±0,6 8,7±0,7 Р<0,05

Тогда как задержка психического развития является обратимым состоянием и у этих дети к 15-16 годам недостатки в психической сфере могут быть сглажены, что, несомненно, позитивно скажется и на состоянии моторной сферы.

Наиболее сложным для аутистов являлось выполнение тестов, требующих максимальной сосредоточенности выполнения, к которым

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 относятся «челночный» бег и бег на 30 метров. Таким образом, помимо оценки развития определённых двигательных качеств, эти тесты позволяют выявить особенности психического состояния ребенка. Важной характеристикой двигательных способностей детей являются силовые характеристики мышц. Показатели динамической силы, определяемые числом подъёмов туловища, составляли 29,5±2,1 у детей с ЗПР, что на 26,0%, (р<0,05) выше значений, зарегистрированных в группе детей с РАС. Недостаточное развитие скелетной мускулатуры, возможно, негативно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, недополучающей жизненно важных проприоцептивных стимулов. При выполнении задания на выносливость отмечены более высокие показатели ЧСС в группе детей с РАС. Повышение пульсовой стоимости выполняемой работы можно связать с одной стороны с недостаточным уровнем физической подготовленности, а с другой стороны повышенным напряжением и страхом, в котором находятся дети аутисты. Что касается такого двигательного качества как гибкость, то у аутистов она также развита хуже. По уровню развитию гибкости можно судить о состоянии нервной системы. Это стереотип движения. Детям с РАС свойственна негибкость ума, они отличаются угловатостью. Всякое изменение чего-то привычного выводит их из равновесия, поэтому они всячески стараются избегать нового. Кроме того, гибкость подразумевает под собой увеличение амплитуды движений, при этом нервная система аутистов всячески этому препятствует и строит такую модель движения, которая позволила бы избежать изменений и расширения возможностей, что отражается на способностях развивать гибкость.

В дальнейшем, по результатам нейропсихологических исследований моторики, оценивали состояние предметно-манипуляционных навыков у детей. Полученные результаты свидетельствовали о более серьёзных нарушениях в состоянии двигательной сферы у детей аутистов по сравнению с детьми с ЗПР. Неспособность к выполнению движений оценивали знаком плюс. Количество плюсов указывало на отсутствие способности к выполнению разнообразных движений.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 У детей с ЗПР выполнение тестов на разные виды праксиса сопровождалась незначительными ошибками, такими как замедленностью выполнения заданий, слабой координированостью и путанием последовательности. В некоторых случаях наблюдалась инертность при выполнении заданий. Дети аутисты по результатами тестирования набирали наибольшее количество плюсов. Во время выполнения заданий им было сложно определить положение своих конечностей и их частей относительно друг друга. Отмечалась персеверация (упорное повторение) движений и трудность переключения на другое движение, сложности с переработкой и восприятием зрительной информации (хэда). Выявлялись ошибки в расположении рук, путанее сторон и замене рук.

Заключение. Оценка двигательных способностей детей с ограниченными возможностями на уроках по адаптивному физическому воспитанию представляется основополагающим фактором построения всего учебного процесса. При этом использование разнообразных двигательных тестов, систематизированных и функционально адаптированных по отношению к решаемым задачам, позволит комплексно оценить состояние двигательной сферы школьников. По нашему мнению, из значительного числа моторных тестов используемых в практике, в большей степени следует уделить внимание тем тестам, которые позволяют выявить способности детей в освоении двух типов двигательных навыков. Это моторные навыки, требующие реализации локомоторных актов и предметно-манипулиционные, которые требуют более точных действий. Таким образом, как следует из результатов исследования при составлении программы реабилитации, необходимо учитывать особенности развития двигательных качеств и способностей детей, что и должно быть положено в основу разрабатываемых программ.

Список литературы: 1.Андрианова Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений. Вестник Новгородского государственного университета, 2015.-№88.-С.17-19.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018

2. Григорьев Д.В., Червякова Е.С. Формирование психомоторных функций у детей с отклонениями в развитии. Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания». -№2(35).-2015.-С.54-58.

3. ПлаксуноваЭ.В. Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом. // Аутизм и нарушения развития. -№3.-2008.-С.10-12.

4. Плаксунова Э.В. Исследования физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутического спектра. Аутизм и нарушения развития 2014.-№1(42).- С.26-32.

5. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей аутистов. Аутизм и нарушения развития. 2008.- №2.- С,50-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.