Научная статья на тему 'К вопросу осмысления культурного ландшафта Тюменской области'

К вопросу осмысления культурного ландшафта Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
287
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бурнашева А. В.

Статья посвящена осмыслению культурного пространства Тюменской области в системе культурного ландшафта. Систематика культурных ландшафтов – необходима для логического упорядочения наблюдаемого множества природно-культурных территориальных комплексов. Территория Тюменской области обладает такими территориями, в связи с этим требуется их анализ, учёт в связи с проблемами их сохранения и использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу осмысления культурного ландшафта Тюменской области»

К ВОПРОСУ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ © Бурнашева А.В.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

Статья посвящена осмыслению культурного пространства Тюменской области в системе культурного ландшафта. Систематика культурных ландшафтов - необходима для логического упорядочения наблюдаемого множества природно-культурных территориальных комплексов. Территория Тюменской области обладает такими территориями, в связи с этим требуется их анализ, учёт в связи с проблемами их сохранения и использования.

Изучение истории культуры России помогает понять её целостность, а также сущность сложных историко-культурных и социальных процессов современности. Освещение многих культурологических вопросов дает возможность воссоздавать логику историко-культурных процессов. Одним из таких вопросов является изучение культурного ландшафта территории. Россия всегда формировалась как пространство различных национально-культурных традиций. Многообразие этнических контактов, особенности социально-экономических и природно-хозяйственных условий наложили отпечаток на все сферы жизни населения различных территорий страны. В результате чего территории характеризуется своеобразным культурным пространством [5, с. 4].

Направление экономического, технического, экологического, социального развития задаёт культура. Она же формирует представления о качестве жизни и благополучии сообщества. Культура определяет духовный потенциал общества и представляет собой систему мышления, ценности, цели, верования и познание, необходимые для ориентации в мире. Погруженный в культурное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную сферу [3].

То, что культура связана с географическим пространством, ставит ее в зависимость от особенностей ландшафта, характера местности, климатических условий и пр. Географическое пространство ограничивает культуру по многим параметрам, заставляет подчиняться своим непреложным константам, неподвластным техническим возможностям человечества. Может быть, поэтому во второй половине XX в. исследователи, в первую очередь - географы, обратились к изучению смыслов географического пространства.

* Преподаватель кафедры Сервиса и туризма, соискатель.

Прежде всего, географические открытия провоцировали внутренние мутации культуры, так как еще не освоенная и не обозначенная информация о географическом пространстве требовала пересмотра устоявшейся картины мира. При переосмыслении внешних границ, культура неизбежно меняет внутренние ценности, ориентиры, категории. Равновесие культурного пространства восстанавливается за счет изменения или перераспределения смысловой нагрузки на географические объекты. Все это говорит о теснейшей связи культуры и ландшафта [4, с. 444].

Трактовок понятия «культурный ландшафт» достаточно много. Впервые в научный оборот термин «культурный ландшафт» ввел О. Шлютер, подразумевавший под ним лишь объективные результаты антропогенной деятельности на поверхности земли. К 1930-х гг. географы, во главе с К. Зауэром организовали направление социально-экономической географии (культурной географии), изучающей пространственно'-культурные различия и территориальные распределения культур. В результате чего был написан труд «Морфология ландшафта», где было введено понятие «культурный ландшафт». Автор определил его как пространственное отражение накопленной эволюции культур в определенной местности, проекцию культур на природный ландшафт [6]. Ученый указывал на то, что «культурный ландшафт есть географический ареал в своем финальном значении. Все его формы являются результатом деятельности человека, которая характеризует ландшафт [2, с. 19-23].

В отечественной традиции существует ряд фундаментальных исследований (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Р.О. Якобсон, Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, М.С. Каган др.), отражающих косвенно исследуемую тематику. Однако существует направление в культурно-географической мысли, последователи которого непосредственно развивают идеи культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, Р.Ф. Туровский, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков, А.Г. Дружинин, Д.Н. Замятин, В.П. Максаковский, М.В. Ра-гулина и др.).

Становление школ изучения культурной географии на Западе и в России развивались не равномерно. В первом случае внимание исследователей уделялось преимущественно культурным, а во втором природным компонентам ландшафта [7].

Как правило, культурная география и культурный ландшафт интерпретируются как разделы географических исследований. Однако сегодня проявляется тенденция, согласно которой, в культурную географию проникают методы гуманитарных наук, прежде всего философско-культурологической направленности [8].

Так, например, оценивая культурное пространство тюменской области, следует отметить, что данная территория в силу своей обширности (более 2000 км с севера на юг) имеет несколько десятков относительно самостоятельных культурных зон, в которых культурный ландшафт Тобольска и его

окрестностей отвечает следующим параметрам: уникальной культурной традиции (она дала основание многим сферам деятельности, распространившимся во всех городах Сибири от военно-сторожевых функций, сельского хозяйства и кустарного производства до архитектуры, изобразительного творчества культурно-бытовых традиций сибиряков); уникального образца культурного ландшафта, иллюстрирующего особенности данной территории, Тобольск расположен на гряде холмов, представляющей собой остаточное явление отступившего в доисторический период ледника. Подлинность культурного ландшафта Тобольска подтверждается наличием исторически достоверных свидетельств эволюционных процессов, характерных именно для этого района и явившихся результатом взаимодействия разных этнических культур и природы Сибири. Возможно, со временем культурный ландшафт Тобольска будет рассмотрен как объект Всемирного культурного наследия.

Уровень и своеобразие сложившейся культуры Тюменской области и Тобольска в частности, выступают условием качества создаваемого культурного ландшафта данной местности, что дает основание некоторым исследователям говорить о тобольском типе культуры. Созданные географические образы пронизывают эту культуру, придают ей неповторимость и уникальность: от лесостепи на юге области, до тундровой пустыни на севере. Необходимо осмыслить географическое пространство тюменского региона, это даст возможность осмыслить будущее данной территории.

В последние годы особенно остро ощущается потребность в разработке новой стратегии сохранения культурного наследия Тюменской земли. В соответствии с этим могут быть сформированы новые подходы к сохранению наследия. Среди возможных подходов следует выделить:

- генетический, когда наследие рассматривается как носитель исторической памяти, причем не одного народа, а совокупности этнических групп, проживающих на территории Тюменской области и определяющих сохранение самобытности национальной и интернациональной культуры региона. Наследие при этом выступает в роли своеобразного кода, с помощью которого историческая память включается в современные процессы жизнедеятельности общества.

- экологический, когда бережное отношение к наследию рассматривается как необходимое условие устойчивого развития общества и биосферы. Культурное и природное наследие Тюменского региона выступают в качестве своеобразного ядра сложной социокультурной и природной системы «общество - окружающая среда». Это сложный конгломерат отношений, так как Тюменская область является основным поставщиком углеводородного сырья в России, что, несомненно, влечет ряд проблем экологического характера. В этой связи должна быть разработана система профилактических меро-

приятий, определяющих стабильность территории и вместе с тем, не препятствующих её дальнейшему развитию.

- территориальный, когда наследие выступает в роли фактора сохранения и преумножения культурного и природного разнообразия региона, этнических групп его населяющих. Разнообразие тюменской территории может быть достигнуто только при условии сохранения и постоянного обновления всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли, включающих самые разнообразные формы материальной и нематериальной культуры [1].

Таким образом, процесс регионального осмысления как часть общих социальных трансформаций современной России требует соответствующего культурологического осмысления. Культурный ландшафт можно рассматривать как результат послойного освоения его территории, осуществлявшегося в разные времена, разными сообществами - носителями различных ценностных и смысловых кодов культуры. Комплексное изучение культурного ландшафта региона Тюменской области может способствовать не только более глубокому пониманию определенных исторических процессов, но и ее современной социокультурной ситуации.

Список литературы:

1. Веденин Ю.А. Роль географической науки в изучении, сохранении и актуализации наследия [Электронный ресурс] // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие / Четвертый выпуск научных трудов семинара «культурный ландшафт». - М., 2009. - Режим доступа: www.geogr.msu.ru/ science/mdis/land/publ/kultlandscape (дата обращения: 8.11.11).

2. Sauer C.O. Morphology of Landscape // University of California Publications in Geography. - 1925. - Vol. II, No. 2. - P. 19-23.

3. Красовская Т.М. Культурные ландшафты и устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие. Четвертый выпуск научных трудов семинара «культурный ландшафт». - М., 2009. - Режим доступа: www.geogr.msu.ru/science/mdis/land/publ (дата обращения: 8.11.11).

4. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - С. 444.

5. Ляпкина Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири. (конец XVII - начало XX вв.): автореф. дисс. ... д-ра культурологии. - СПб., 2007.

6. Николаенко Д.В. Джон Райт и Карл Зауэр основоположники гуманистической географии Запада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hiv-aids-epidemic.com.ua/past-0004 (дата обращения: 23.11.11).

7. Рагулина М.В. Концепции культуры и культурный ландшафт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.docs.google.com/viewer?a=v&q= cache:HUZQuyhaZ4J:teoria-practica.ru/-7-2012/culture/ragulina.pdf (дата обращения: 14.09.12).

8. Уваров М.С. Научно-аналитический обзор источников по теме культурной географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.philosop-hy.spbu.ru/userfiles/science/reviews (дата обращения: 18.08.12).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ © Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена роли музыкального искусства и образования в самоидентификации личности в пространстве культуры. В работе раскрывается сущность процессов, позволяющих личности раскрыть глубинную сущность своего внутреннего мира, способствующих осознанию ею своей принадлежности к национальной культуре, социализации, обретению ощущения устойчивости в социокультурном пространстве нашего времени.

На современном этапе развития общества потребность в самоидентификации личности, в ценностном осмыслении окружающего мира, своей роли в этом мире, взаимодействия между «Я», «Мы», «Они», между «своим» и «чужим» ощущается особенно остро, поскольку проблема самоидентификации, как правило, выходит на первый план в периоды социальных кризисов, смены идеологических и ценностных парадигм, когда человек теряет привычные ориентиры и испытывает определенное стрессовое состояние, которое принято называть кризисом социальной идентичности. В социальной психологии под этим понятием подразумевается осознание человеком своей принадлежности к определенной национальной, социальной и культурной общности. Проблема самоидентификации личности на протяжении многих лет находится в центре трудов философов, психологов, социологов, педагогов. К ней многократно обращается Н. Бердяев в своих трудах, посвященных интерпретации русской идеи, в размышлениях о назначении человека, истине и откровении, смысле истории и путях гуманизма. Ее детально освещает А. Маслоу, связывая с ней цель и значение гуманистического образования. Проблема самоидентификации рассматривается в аспекте личностного общения (К. Абульханова-Славская), как часть современного человекознания (Б. Ананьев), как область социальной психологии (Г. Андреева). С решением этой проблемы связывается соотношение поня-

* И.о. декана факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.