Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринова Ирина Викторовна, Зимовец Александр Владимирович

В работе проанализированы вопросы и проблемы, связанные с организацией учебного процесса, разработкой методики обучения в условиях цифровизации образования. Проведённые исследования обозначили круг проблем, с которыми сталкивается преподаватель в процессе формирования подходов к эффективному внедрению цифровых технологий в учебный процесс. В рамках исследования изучались особенности использования современных электронных технологий в рамках освоения образовательной программы студентами уровня среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маринова Ирина Викторовна, Зимовец Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

И.В. МАРИНОВА

Кандидат физико-математических наук, доцент Доцент кафедры экономики и финансов ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

А.В. ЗИМОВЕЦ

Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры экономики и финансов ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе проанализированы вопросы и проблемы, связанные с организацией учебного процесса, разработкой методики обучения в условиях цифро-визации образования. Проведённые исследования обозначили круг проблем, с которыми сталкивается преподаватель в процессе формирования

подходов к эффективному внедрению цифровых технологий в учебный процесс. В рамках исследования изучались особенности использования современных электронных технологий в рамках освоения образовательной программы студентами уровня среднего профессионального образования.

Образовательные технологии, образовательные ресурсы, цифровизация образования, электронная образовательная среда.

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 14.33.09.

В условиях внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности человека и становления цифрового общества всё большую актуальность приобретает практика использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов. Серьёзные шаги по внедрению цифровых технологий в образование реализуются на государственном уровне. Как известно, с 2019 года в России запущен национальный проект «Образование», одной из задач которого является «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1]. Необходимо отметить, что вступили в силу и национальные проекты, реализуемые Российской Федерацией в сфере образования. В рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект, получивший название «Цифровая образовательная среда». Он будет действовать до 2024 года и предусматривает «внедрение цифровых технологий в 30% образовательных учреждений для не менее 500 тысяч обучающихся»; «обеспечение всех образовательных организаций скоростным интернетом». При этом основной задачей преподавателя остаётся обеспечение высокого качества обучения учащихся и создание условий в процессе обучения для освоения ими профессиональных компетенций, с одной стороны, и современные возможности коммуникации в цифровом обществе - с другой.

Период перехода на дистанционный формат обучения, связанный с пандемией СОУГО-19, значительно активизировал и ускорил внедрение цифровых образовательных технологий на всех уровнях образования. Актуальность исследования связана с назревшей необходимостью разработки принципиально новых методических подходов к планированию и структурированию современного урока, который предполагает использование современных методов обучения с учётом возможностей цифровой образовательной среды. Цель проводимого исследования - оценить эффективность и безопасность

применения цифровых образовательных технологий, обозначить подходы к организации учебного процесса с применением современных электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих современный уровень подачи информации. В ходе исследования были изучены имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет образовательные ресурсы, разработанные для разных уровней образования. Опыт изучения различных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) показывает, что ни один из них не соответствует всем требованиям и представлениям конкретного преподавателя о том, как должна быть организована дидактическая среда [2].

В работе «Технологии электронного обучения и дистанционного образования в профессиональном обучении» Н.А. Сергеева рассматривает понятие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, приводит обзор программных образовательных платформ, проводит анализ достоинств и недостатков использования технологий электронного обучения в профессиональном образовании [4]. В работе О.Ю. Заславской предложена совокупность параметров, таких как «научность, систематичность, наглядность, доступность, интерактивность, визуализация, адаптивность содержания сценария интерактивного урока» [5], для обоснования эффективности дидактических материалов. Несмотря на то, что проблема перехода к использованию современных методов подачи информации в рамках образовательного процесса широко обсуждается педагогическим сообществом и уже разработано множество эффективно работающих образовательных платформ, на деле трансформация методов обучения происходит медленно, а зачастую и вовсе игнорируется на уровне образовательных организаций.

Интересное исследование представлено в работе Б.Е. Стариченко «Цифровизация образования: реалии и проблемы» [6]. Автор подробно рассказывает о реализации проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), который начал действовать в восьми школах Москвы с 2016 г., а в 2018 г. был распрост-

ранен на все школы города. В работе [6] обозначен ряд отрицательных результатов, выявленных в рамках МЭШ. К таковым относятся «недовольство родителей; отсутствие научного, педагогического и практического обоснования проекта; не доказана педагогическая эффективность использования электронного обучения в школе; отсутствует юридическое обоснование перехода к «цифровой школе», имеются несоответствия ряду основных законов; не изучены последствия и влияние используемых технологий на здоровье детей, в частности, формирования интернет-зависимости детей; не учтен опыт других стран; усиление неравенства в возможностях получения образования» [6]. Б.Е. Стариченко указывает на целый ряд отрицательных последствий внедрения цифровых технологий, которые были выявлены в зарубежных образовательных учреждениях, где переход к таким форматам обучения начался значительно раньше, чем этот процесс стартовал в России. Так, автор указывает на «угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине, но умалчиваются авторами проекта: цифровое слабоумие (утрата умственных способностей), утрата навыков письма, утрата способностей воспринимать большие тексты, проблемы с речевым развитием у детей, проблемы со зрением, снижение социальных навыков, экранная зависимость и др.». Анализ научных работ, опубликованных на сегодняшний день на тему «цифровой трансформации образования», показал, с одной стороны, неизбежность этого процесса, множество положительных факторов, которые способствуют переходу системы образования в России на прогрессивный и современный уровень, с другой стороны - обозначил серьёзные проблемы, которые требуют тщательной проработки и научного обоснования безопасности предпринимаемых реформ.

На факультете среднего профессионального образования Таганрогского института управления и экономики в рамках исследования был проведён опрос обучающихся по различным специальностям на предмет их отношения к дистанционному формату обучения и эффективности использования цифровых

образовательных технологий в учебном процессе. В опросе участвовали все учащиеся факультета, анализ проводился в процентном отношении по каждой группе отдельно и по факультету в целом. Статистический анализ данных позволяет сделать вывод о репрезентативности результатов опроса, так как характеристики выборки, полученные по каждой учебной группе как части генеральной совокупности полученных данных, соотносились между собой и соответствовали выводам, которые были сделаны по генеральной совокупности в целом. Результаты опросов приведены в табл. 1. На момент опроса старшие курсы уже имели опыт полностью дистанционного обучения в период пандемии, и частичного дистанционного обучения, когда лекционные занятия в потоках проводились в дистанционном формате. Анализ подобного опроса, проведённого в период дистанционного обучения в 2019/2020 учебном году, ранее был опубликован в работе [3]. Все полученные результаты согласовываются с теми исследованиями, которые были проведены авторами работы [4] в шести институтах страны.

За период с начала 2021 г. по настоящий момент отношение к использованию в процессе обучения дистанционного формата несколько изменилось.

Возросла степень готовности учащихся самостоятельно работать с образовательными ресурсами, появились признаки позитивного отношения к лекциям, проводимым на платформе Zoom. Данная программа является определённым лидером, предназначенным для проведения видеоконференцсвязи. Как отмечается в работе [6], на сегодня эта программа имеет, пожалуй, самый богатый функционал, в том числе в базовой версии. Использование такого инструмента, как Zoom, позволило проводить лекции в дистанционном формате, но с сохранением возможности элементов обратной связи: опросов, вопросов, дискуссий, голосования поднятием рук, чата. При этом многие учащиеся оценили возможность, находясь дома, хорошо слышать лектора, видеть доску или презентацию на экране компьютера, задавать вопросы в чате, не мешая общему изложению материала, что зачастую сложно в большой потоковой аудитории. _Таблица 1

Вопрос Ответ «Да» (% опрошенных) Ответ «Нет» (% опрошенных) Ответ «Затрудняюсь ответить» (% опрошенных)

Считаете ли Вы, что занятия лекционного типа могут достаточно эффективно проходить в дистанционном формате? 68 27 5

Имеются ли у Вас дома все необходимые технические средства для полноценного обучения с использованием цифровых технологий? 63 35 2

Можете ли Вы утверждать, что работа с интернет-ресурсами может повысить качество образования? 17 72 11

Считаете ли Вы, что не имеете достаточных навыков работы с ресурсами интернет? 54 27 19

Считаете ли Вы что получение знаний в аудитории более эффективно, чем дистанционное обучение? 88 8 4

Считаете ли Вы, что использование в учебном процессе компьютерных технологий вредит вашему здоровью (усталость глаз, боли в спине, головные боли и т.п.) 72 22 6

В результате анализа полученных ответов было отмечено, что 68 % контингента обучающихся на факультете СПО ТИУиЭ считают, что занятия лекционного типа могут достаточно эффективно проходить в дистанционном формате с использованием видеоконференции, организованной в Zoom. Однако 37% учащихся считают, что не обеспечены дома необходимыми техническими средствами для полноценного обучения с использованием цифровых технологий. Так, существуют проблемы с наличием видеокамер, микрофонов, скоростного, бесперебойного интернета. Более половины опрошенных не имеют достаточных навыков работы со специали-зироваными образовательными платформами. И подавляющее большинство обучающихся предпочитают получать знания в аудитории. Результаты опросов учащихся первого курса, проходящих подготовку по специальностям СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.07 «Банковское дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», показали, что большинство из них не могут подобрать электронные образовательные ресурсы по заданной теме самостоятельно. Лишь 17 % ответили «Да» на вопрос о том, обеспечивает ли работа с интернет-ресурсами качество образования. Безусловным является тот факт, что продолжительная работа за компьютером может занимать более восьми часов в день. Так, один учебный день может включать лекции в дистанционном формате и выполнение самостоятельной работы: компьютерные тесты, просмотр презентаций, работа с электронной образовательной средой. Как результат 72% учащихся связывают проблемы со здоровьем с широким использованием цифровых образовательных технологий. Анализ полученных результатов опроса показал, что проблемы цифровой трансформации образования, которые поднимаются педагогическим сообществом в целом ряде научных работ, не являются надуманными, связанными с нежеланием менять годами сложившуюся систему образования, а наоборот, отражают реально сложившуюся ситуацию, которая требует глубокого изучения и выработки таких подходов к реформам в образовании, которые обеспечат здоровое, безопасное и эффективное обучение.

В последние годы вместе с реализацией проекта «Цифровая образовательная среда» начали свою работу разнообразные образовательные платформы, особенно широко представленные на уровне школь -ного образования. Так, в пилотном режиме работает онлайн-платформа «Цифровой Образовательный Контент», которая осуществляет бесплатный единый доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России. Одна из крупнейших российских образовательных онлайн-платформ Учи.ру осуществляет образовательный процесс для более чем 8 млн учеников по всей стране. По версии SimilarWeb платформа Учи.ру занимает второе место по посещаемости среди образовательных сайтов в мире за 2020г. С помощью данного образовательного ресурса во многих странах мира, начиная с США, Китая, Индии и заканчивая Вьетнамом и Индонезией, изучают многие школьные предметы. Школьными

учителями широко используется прекрасно зарекомендовавшая себя полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций «Якласс». Она позволяет значительно облегчить работу школьных учителей, минимизировать затраты времени на составление и проверку домашних заданий, организовать тестовую проверку знаний по широкому кругу дисциплин и разным уровням сложности. На базе сервиса «Облако знаний» разработаны интерактивные уроки и цифровые домашние задания, привязанные к тематическому рубрикатору. Учитель может использовать рабочие тетради, имеющиеся в данном сервисе, как для организации самостоятельной работы, так и для автоматизации выполнения домашних заданий, при этом эффективно оценивается уровень освоения универсальных навыков. Крупнейшей онлайн-школой в России является Фоксфорд. Программы обучения, которые предлагаются данным ресурсом, охватывают возрастные категории от дошкольников до учителей, которые могут пройти обучение и повысить свою квалификацию. Широко представлены курсы для всех возрастных категорий. Онлайн-школа Фоксфорд даёт возможности получить дополнительные знания по школьным предметам, подготовиться к олимпиадам, экзаменам, изучать иностранные языки, учиться программированию. В бесплатном доступе имеются учебники для всех классов, тренажеры и тесты. Доступен переход на полностью домашнее обучение, если это необходимо. Безусловное преимущество использования подобного рода цифровых ресурсов в организации учебной деятельности в том, что школьные предметы могут изучаться в интерактивной форме, возможно, по индивидуальной траектории. Платформа позволяет развивать гибкие навыки, увеличивать темп прироста знаний, улучшать качество преподавания за счет разностороннего подхода к изложению самых разных предметов, изучаемых в рамках образовательной программы.

В сфере профессионального образования выбор образовательных онлайн-платформ весьма ограничен, особенно слабо представлены или вовсе отсутствуют цифровые ресурсы по профессиональным дисциплинам. Многие учебные заведения среднего профессионального образования пользуются в своей работе виртуальной обучающей средой на базе Moodle, которая является веб-платформой, относящейся к бесплатным программным средам с открытым доступом к коду. Данная система легко адаптируется к целям того или иного образовательного проекта. В электронной образовательной среде Moodle создаются учебные методические комплексы дисциплин, включающие в себя лекции, задания к практическим занятиям, сценарии интерактивных уроков, задания к самостоятельной работе, тесты и другие материалы для осуществления контроля изученности дисциплины. Но не существует на сегодняшний день разработанных и доказавших свою эффективность методик проектирования урока с учетом уровня развития цифровой образовательной среды образовательной организации. Весьма условно можно оценить степень сформированности дидактической среды, уровня развития профессиональных

компетенций преподавательского состава и моделей восприятия, актуальных для контингента обучающихся по конкретной специальности. Цифровые технологии, грамотно внедренные в учебный процесс, должны способствовать выработке навыков эффективного поиска и обработки информации, новых форм «удаленной» коммуникации, визуализации изучаемых или исследуемых вещей и процессов. События последних лет показали, что открытый доступ к любой информации, в том числе и учебной, средствами интернет-ресурсов может быть опасен как средство «информационной войны», в связи с этим возникает ещё и проблема контроля содержания и качества наполнения цифровых источников информации.

Цифровая трансформация образования подразумевает разработку новых форм и методов обучения. Меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Переход к новой, основанной на цифрови-зации парадигме образования предполагает осуществление ряда мер, таких как оснащение образовательных учреждений качественным программным обеспечением, которое должно быть реализовано на базе российских разработок; обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к качественным образовательным ресурсам всех уровней образования; подготовка и обучение преподавательского состава; разработка эффективных методик встраивания цифровых технологий в учебный процесс; изменения в организации образовательных структур. На сегодняшний день переход к новым формам организации учебного процесса вызывает негативное отношение родителей, которые ориентированы в своих предпочтениях на традиционные формы обучения. Загруженность преподавателей не позволяет уделять достаточно времени для освоения, анализа и подбора цифровых информационных ресурсов, которые удовлетворяли бы запрос конкретного преподавателя. Возникают проблемы с подбором индивидуальных траекторий для учащихся по уровням сложности.

Результатом проведённого исследования стал анализ современного состояния информационно -коммуникационных и цифровых технологий в российском образовании. Был очерчен круг проблем, с которыми сталкивается педагогическое сообщество на современном этапе цифровой трансформации образования. Предпринята попытка обозначить возможные подходы к организации учебного процесса с использованием цифровых технологий. Сделан вывод о том, что создание качественной базы цифровых учебно-методических материалов, соответствующих основным дидактическим принципам обучения, является необходимым условием повышения продуктивности в образовательном процессе, что, в свою очередь, позволит сделать его интересным для учащихся, повысить мотивацию к освоению профес-

сиональных навыков и компетенций, получить качественное образование, соответствующее современным требованиям к профессиональной подготовке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Национальный проект «Образование». - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionaln yy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 29.03.2022). - Текст : электронный.

2. Маринова И.В. О проблемах и возможностях применения когнитивных карт урока при изучении курса математики уровня СПО / И.В. Маринова. - Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2021. - №1(33). - С.23-26.

3. Маринова И.В. О проблемах организации учебного процесса при дистанционном формате обучения / И.В. Маринова. - Текст : электронный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 17 апреля 2021 года. - URL: https://tmei.ru/images/sampledata/nauka/Konferenc/ Sbornik_XXII_konf_2021 .pdf

4. Воробьёва И.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании / И.А. Воробьёва, А.В. Жукова, К.А. Минакова. - Текст : непосредственный // Педагогические науки. - 2021. - № 01 (103). -С. 133-135.

5. Сергеева Н.А. Технологии электронного обучения и дистанционного образования в профессиональном обучении : сборник статей Международного научно-методического конкурса «Преподаватель года 2019» / Н.А. Сергеева, А.В. Сергеев.

- Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. - С. 174-182.

- Текст : непосредственный.

6. Заславская О.Ю. Организация взаимодействия между преподавателем и студентами в ходе обучения созданию и использованию электронных образовательных материалов / О.Ю. Заславская. - Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15. -№ 4. - С. 351-362. - DOI 10.22363/2312-86312018-15-4-351-362. - URL: https://cyberleninka.ru /article/n/organizatsiya-vzaimodeystviya-mezhdu-prepodavatelem-i-studentami-v-hode-obucheniya-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-elektronnyh (дата обращения: 28.04.2021).

7. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б.Е. Стариченко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 16-26. - DOI: 10.26170/po20-04-02.

© Ирина Викторовна Маринова, 2022 © Александр Владимирович Зимовец, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.