Научная статья на тему 'К вопросу организации преемственности медицинской помощи населению'

К вопросу организации преемственности медицинской помощи населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5456
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность / лечебно-профилактические организации / скорая медицинская помощь / поликлиника / стационар / первичная медико-санитарная помощь / сабақтастық / емдеу-профилактикалық ұйымдар / жедел медициналық көмек / емхана / стационар / медициналық-санитариялық алғашқы көмек

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М Д. Атарбаева, Г К. Каусова, В Ш. Атарбаева

статье освещены вопросы организации преемственности медицинской помощи населению на современном этапе развития здравоохранения для эффективности и экономичности использования имеющихся ресурсов здравоохранения, увеличения доступности и повышения качества медицинской помощи. Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М Д. Атарбаева, Г К. Каусова, В Ш. Атарбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ХАЛЫҚҚА МЕДИЦИНАЛЫҚ КӨМЕК КӨРСЕТУ БОЙЫНША САБАҚТАСТЫҚТЫ ҰЙЫМДАСТЫРУ МӘСЕЛЕСІ

ҚазақстанРеспубликасы халқына медициналық көмек көрсету бойынша ұйымдастыру шараларын бұдан әрі жетілдіру – ЕПҰ өзара қарым-қатынасы, сабақтастығы және оларды үйлестіру көрсетілетін медициналық көмектің сапасын жоғарылатуға және пациенттердің өмір жасын ұзартуға ықпал ететін болады.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации преемственности медицинской помощи населению»

Э.С. САЯТОВА, F.M. ЭЛИКЕЕВА, А.М. ШАХИЕВА

С.Д. Асфендияров атындагы К,аз¥МУ

19 FАСЫР: ВЕРНЫЙ КДЛАСЫН^Ы ЖЕР С1ЛК1Н1С1 ЖЭНЕ МЕДИЦИНАЛЬЩ К0МЕК

ТYЙiн: Верный ;аласындагы 1887 жылгы мамыр айындагы жер сшюша ете ауыр санитарлы^-гигиеналы^ зардапка экелiп со;ты: 2638 уй ;ирап, 332 адам ;аза тапты, жуздеген адамдар ауыр жара;ат алды. Кала мацы эпидемиялы; аурулардын, алдын - алу шаралары Yшiн, санитарлы; жагдай мен тургындардын, ауруларын кадагалауга мшдетл дэрiгерлер бекiтiлген телiмдерге белiндi. Азаматты; тургындарга медициналы; кемек керсету Yшiн уа;ытша лазарет жумыс жасады. 1887 жылдын, KYзiнде алгаш рет Верный калалы; ауруханасы ашылды. Онда ауруларды амбулаторияга ;абылдау жэне халы;ты госпитальга жат;ызу жумыстары ЖYргiзiлдi. Аурухана курамында бастап;ыда 20, кейiн 10-15 тесек болды, акушерлж-гинекологиялы; жэне балалар белiмдерi болган жо;.

ТYЙiндi сездер: жер сшюша, комитет, ;айырмалды;, ;арыз, санитарлы; ба;ылау, ;ам;оршылы;, ;аржыландыру.

A.S. SAYATOVA, G.M. ALIKEEVA, A.M. SHAHIEVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

19TH CENTURY: THE EARTHQUAKE AND MEDICAL CARE IN THE CITY OF VERNY

Resume: Earthquake in Verny led to serious sanitary consequences in May 1887: 2,638 homes were destroyed, killing 332 people, hundreds of people were injured. In order to prevent epidemic diseases area of the city was divided into sections, each of which was attached to a doctor responsible for health status monitoring and disease incidence of residents. In order to provide medical assistance to the civilian population there was a temporary hospital, and in autumn 1887 the Verny city hospital was first opened, which provided outpatient and inpatient care. In the structure of the hospital there were initially 20, then 10-15 beds, and obstetric-gynecological and children's departments were not present. Keywords: earthquake, committee, donation, loan, sanitary supervision, guardianship, financing.

УДК615.859:614.212

М. Д. АТАРБАЕВА, Г.К. КАУСОВА,В.Ш. АТАРБАЕВА

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В статье освещены вопросы организации преемственности медицинской помощи населению на современном этапе развития здравоохранения для эффективности и экономичности использования имеющихся ресурсов здравоохранения, увеличения доступности и повышения качества медицинской помощи. Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.

Ключевые слова: преемственность,лечебно-профилактические организации, скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, первичная медико-санитарная помощь.

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаева в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Республикой Казахстан (РК) во всех сферах экономики и социального развития[1-4]. В этих условиях национальное здравоохранение должно обеспечить поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни граждан наиболее эффективными способами с учетом изменения глобальных и локальных вызовов. Задачи организации преемственности медицинской помощи населению на современном этапе развития здравоохранения заключаются в том, чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, увеличить доступность и

повысить качество медицинской помощи. Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в течение последних лет привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению. В настоящее время развитие здравоохранения в РК характеризуется широким применением

экономических методов управления, углубленным анализом состояния стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи населению и реформированием их с учетом перспективных потребностей, внедрением в практику прогрессивных форм лечения и профилактики заболеваний. Основные направления реформирования

здравоохранения определены концепцией развития здравоохранения РК, цель которой — создание условий для сохранения и улучшения здоровья населения за счет снижения заболеваемости и смертности [5,6].Одно из условий реализации плана -

обеспечение единства системы здравоохранения при повышении качества медицинской помощи. Однако успех реформ зависит не только от оптимизации деятельности лечебно-профилактических

организаций (ЛПО), но и от обеспечения преемственности между отдельными элементами различных секторов здравоохранения [7,8]. Система медицинской помощи населению состоит в организации взаимосвязанных последовательных мероприятий, призванных обеспечить

преемственность и комплексный подход к диагностике и лечению заболеваний. Эти мероприятия реализуются в ЛПО различного уровня, представляющих этапы медицинской помощи и различающихся по мощности, оснащению, специализированным профильным подразделениям и службам, квалификации и подготовке персонала. Преемственность в деятельности ЛПО - сложная функциональная система взаимодействия, призванная обеспечить единую систему в организации лечебно-диагностического процесса: логического по содержанию, последовательного во времени и адекватногопо этапам оказания медицинской помощи [9].

В условиях реформирования здравоохранения необходима слаженная работа всех звеньев оказания медицинской помощи, и актуален вопрос о преемственности между поликлиникой, скорой медицинской помощью (СМП) и стационаром. Продуктивный диалог между этими структурами обеспечит этапность и доступность медицины для широких слоев населения, это основной принцип работы здравоохранения в целом. Кроме того, немаловажен вопрос рационального использования ресурсов оказания помощи: следует предотвращать назначение излишних обследований на догоспитальном этапе, необоснованность вызовов СМП и дорогостоящее пребывание пациента в стационаре без необходимости [10,11]. В соответствии с современными требованиями в условиях реформирования от руководителей ЛПО требуются новые подходы, совершенствование и оптимизация работы.

Результаты исследований, проведенных в развитых странах, показывают, что в системах, ориентированных на специализированную помощь, может усиливаться неравенство в отношении доступа. Системы здравоохранения в странах с низким уровнем доходов, ориентированные преимущественно на предоставление первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), обычно в большей степени обеспечивают защиту малоимущих слоев населения, равноправие и доступность. На уровне практического здравоохранения большинство исследований, в которых проводится сравнительный анализ медицинской помощи, предоставление которых возможно в рамках как ПМСП, так и специализированной помощи, показывают, что большая ориентация на врачей общей практики (первичного уровня) снижает уровень затрат и увеличивает степень удовлетворенности пациентов, не оказывая отрицательного влияния на качество предоставляемой помощи или на результаты лечения пациентов. В большинстве исследований, анализирующих возможности предоставления некоторых видов услуг в рамках первичной, а не вторичной медико-санитарной помощи, показано, что в ряде случаев такие изменения могут быть экономически более целесообразными. Расширение

служб ПМСП не всегда может приводить к снижению уровня затрат, поскольку в результате этого выявляются ранние неудовлетворенные

потребности, повышаются возможности доступа и повышается коэффициент использования медицинских служб.

ПМСП является центральным звеном всей системы здравоохранения, основным, наиболее доступным, экономически и социально приемлемым видом массовой медицинской помощи [12,13]. ПМСП детскому населению является основой оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения [14,15].

В целях обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, преемственности на этапах её оказания, приближения к месту жительства пациента первичной специализированной медицинской помощи выделяют три уровня в соответствии с функциональными задачами при оказании первичной медико-санитарной помощи. Первый уровень - подразделения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь в части обеспечения первичного приема населения и диспансерного наблюдения по территориально-участковому принципу. Второй уровень - лечебно-диагностический

(специализированные отделения), оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе осуществляющие консультативно-диагностическое обеспечение прикрепленного по территориальному принципу населения. Третий уровень - лечебно-диагностические специализированные

подразделения стационарных подразделений, на базе которых оказывается специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь. Перемены в здравоохранении значительно повышают требования к профессиональной компетентности медицинского персонала, стимулируя врачей и медицинских сестер постоянно совершенствовать свои знания и умения, а руководителя к поиску новых подходов к повышению качества и оптимизации труда. Выявление способов оптимизации деятельности медицинского персонала может обеспечить совершенствование его профессиональной деятельности, что будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи населению [16-17]. Интересы пациента, требуют обеспечения оптимального взаимодействия всех участников оказания медицинской помощи, реализации единой доктрины лечебно-диагностического процесса, адекватного по этапам оказания медицинской помощи при обеспечении преемственности по вертикали и горизонтали органов и организаций здравоохранения. Преемственность в работе стационара и поликлиник занимает приоритетное значение в медицинском обслуживании населения. От того, в какой мере и насколько качественно решаются задачи, стоящие перед поликлиникой, зависит объем работы и других медицинских организаций, в частности, стационаров [18,19]. В условиях, проводимых в здравоохранении РК реформ, развитие амбулаторно-поликлинической

помощи остается в числе важнейших приоритетов в здравоохранении. Результаты экспертной оценки показали, что основными причинами неправильной диагностики при направлении на стационарное лечение являлось неполноценное обследование больных в поликлинике и недостаточная квалификация врачей. Имеющаяся в сопроводительных документах информация о проведенных в поликлинических условиях лабораторных исследованиях не всегда могла быть использована врачом стационара по следующим причинам: не проставлены даты выполнения анализов; имелась достаточно полная лабораторная информация, но к моменту госпитализации больного - устарела; недоверие врачей стационара к анализам, сделанным в поликлинике. Это приводит к дублированию исследований, неоправданным экономическим потерям и нерациональному использованию лабораторно-диагностической базы поликлинических и стационарных организаций. В настоящее время, даже в условиях экономического стимулирования поликлиники через способы оплаты медицинской помощи, остается актуальной проблема недостаточной преемственности между амбулаторно-поликлиническими и стационарными организациями. Ослабление преемственности влечет потерю информации, дублирование лабораторно-диагностических исследований, что оказывает существенное влияние на длительность и эффективность всего лечебно-диагностического процесса. В этих условиях необходима разработка, внедрение и соблюдение стандартов лабораторно-диагностических исследований в амбулаторно-поликлинических организациях при различных нозологических формах, упорядочениепотоков пациентов в поликлинике с учетом приоритетности нуждающихся в госпитализации, а также полное и своевременное информирование врачей поликлиник об объеме и результатах проведенного в стационаре обследования и лечения с целью дальнейшего правильного ведения больных на постгоспитальном этапе [14-16]. Больному нужно рассматривать своего амбулаторного врача как первую и последнюю инстанцию для обращения и принятия решений. Следует наладить ознакомление стационарных врачей со списком жизненно необходимых лекарственных средств (ЛС), чтобы в дальнейшем на амбулаторном уровне пациент имел возможность продолжать, индивидуально подобранное лечение. Для улучшения преемственности необходимо своевременно информировать врача поликлиники о выписке пациента из стационара, перечне лекарственных препаратов, необходимых для продолжения лечения в амбулаторных условиях [1618].

Очень важно наладить непрерывное обучение с проведением совместных научно-практических и клинико-анатомических конференций, принять единые правила формулировки диагнозов и практику чередования работы врачей амбулаторно-поликлинической и стационарной служб, особенно в объединенных больничных организациях. Единые показания для госпитализации, использование единых протоколов ведения больных и регулярный мониторинг пациентов с факторами риска и полипрагмазией позволят обеспечить

преемственность работы стационара и поликлиники [17,18].

Для объективной оценки преемственности можно использовать следующие показатели: средние сроки ожидания плановой госпитализации; структуру отказов в госпитализации; длительность предоперационного периода при госпитализациях для плановых хирургических вмешательств; своевременность направления больных на плановую госпитализацию; степень полноты подготовки к плановому стационарному лечению;удельный вес необоснованного дублирования обследований больных в стационаре; обмен документацией до и после лечения пациента в стационаре; процентную долю расхождения диагнозов;

летальность в течение времени менее суток; распределение больных, госпитализированных по экстренным показаниям, по срокам госпитализации от начала заболевания; отношение умерших на дому к общему числу пациентов, проживающих в районе деятельности ЛПО.

Одним из приоритетных направлений в развитии здравоохранения является смена работы терапевта поликлиники: предупреждение обострений, снижение числа обращений, вызовов скорой помощи и госпитализаций, повышение качества жизни пациентов, снижение числа предотвратимых смертей, от лечения обострений к их предупреждению. Для реализации этих планов нельзя забывать и о пациентах с хроническими заболеваниями, для которых в поликлиниках следует развивать дневные стационары, создавать реабилитационные отделения [19,20].

Проблема улучшения преемственности между СМП, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью продолжает оставаться одной из актуальных задач здравоохранения. Решение этой задачи на современном этапе, когда происходят процессы реформирования всех звеньев лечебно-профилактической помощи населению, приобретает особую значимость. В этих условиях одним из путей совершенствования качества оказания СМП является обеспечение четкой преемственности между СМП и другими службами ЛПО. Немаловажное значение в преемственности между СМП и другими ЛПО имеет передача информации медицинскому персоналу ЛПО об оказанной экстренной помощи пациенту на данном этапе для дальнейшего продолжения амбулаторного или стационарного лечения. Однако в реализации преемственности СМП и др. ЛПО имеется ряд нерешенных проблем, требующих всестороннего анализа и разработки конкретных мероприятий по их устранению [16,21].

Заключение. Несмотря на важность комплексного подхода к организации взаимодействия между различными уровнями и этапами медицинской помощи, в настоящее время не всегда имеет место преемственность между ЛПО. Реформирование работы амбулаторно-поликлинических и

стационарных лечебно-профилактических

организаций, СМП, а также внедрение новых форм предоставления медицинской помощи (отделения общей врачебной практики, диагностические центры, стационарзамещающие подразделения) требуют изучения и разработки форм и методов их взаимодействия, что в значительной степени должно обеспечить устойчивое качество системы предоставления медицинской помощи населению, включающее в себя эффективную медицинскую помощь и удовлетворенность оказанными услугами пациента [23-19-21].

Таким образом, требуется дальнейшее

совершенствование организационных мероприятий по оказанию медицинской помощи населению РК -взаимодействие ЛПО, преемственность и

координация их деятельности будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи и продолжительности жизни пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019гг. (утверждена Указом Президента РК от15.01.2016г. №176).

2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2020 годы. Астана, 2016. З.Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». Астана, 2010.

3 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 2012.

4 Абдуллаев М.Ш. Роль многопрофильного стационара в работе с поликлиниками.// Медицина. - 2013.- №4.- С.3-6.

5 Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник /. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2013. - 288 с.

6 Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: метод. рекомендации. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

7 Сибурина Т.А., Бадаев Ф.И. // Менеджер здравоохранения. - 2006. - № 1. - С.19-24.

8 Тоцкая Е.Г., Новоселов В.П.Экспертная оценка перспективных форм организации оказания стационарной медицинской помощи при совершенствовании взаимодействия технологий амбулаторного и госпитального этапов / Организация здравоохранения и общественное здоровье. - М.: 2004г.-С.38-41.

9 Гройсман В.А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением: - Тольятти, 2000. - 247 с.

10 Кучеренко В.З.,Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования: Учебное пособие. - М., 2000. - 261 с.

11 Кучеренко В.З., Филатов В.И.. О тенденциях развития больничной помощи населению // Советское здравоохранение. - 1989. - №7. - С. 3-6.

12 Стародубов В.И. Прогноз развития системы здравоохранения Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2004. - №2. - С. 4-10.

13 Шарабчиев Ю.Т., ДудинаТ. В.Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха /Клиническая практика и здоровье, 2013г.- № 4. - С.16-34.

14 Сквирская Г.П. Проблемы и задачи медицинских работников со средним образованием в ходе модернизации системы оказания первичной медицинской помощи // Главная медицинская сестра. - 2013. - № 7. - С. 52 - 76.

15 Михалевич П.Н., Шешко В.Ф.Преемственность работы врача общей практики в сельской местности с сельскими медицинскими организациями/Вестник ВГМУ, 2008.-том 7.- №3.-С.1-6.

16 Вартанян, Ф. Е. Роль и место врачей общей практики в системе здравоохранения развитых стран / Ф. Е. Вартанян // Главврач. - 2003. - № 1. - С. 35-38.

17 Ростовцева Н.Ю. О преемственности в работе амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. -Иркутск, 2009г.- С.21-25.

18 Бапаева. М.К., Ошибаева А.Е.Оценка преемственности в ведении, приверженности к лечению и удовлетворенности лечением больных артериальной гипертонией, г.Алматы, Медицина, 2016.-№7 (169).- С.2-8.

19 Фесенко К.С. Анализ взаимодействия и преемственность в работе поликлиники и дневного стационара при ведении пациентов разного возраста. - Курск, 2014г. - С.17-24.

20 Т.В. Калинина, Л.П. Плахотя, М.В. Щавелева. Методика анализа деятельности поликлиники для взрослых. Учебно-методическое пособие. - Мн.: БелМАПО, 2003. - 36 с.

Г.К. КАУСОВА, М. Д. АТАРБАЕВА, В.Ш. АТАРБАЕВА

«КДСЖМ» К,азацстандыц медицинауниверситетi

ХАЛЬЩКД МЕДИЦИНАЛЬЩ К6МЕК К0РСЕТУ БОЙЫНША САБАЦТАСТЬЩТЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУ МЭСЕЛЕС1

Тушн: КазакстанРеспубликасы хал;ына медициналы; кемек керсету бойынша уйымдастыру шараларын будан эрi жетiлдiру - ЕП¥ езара карым-катынасы, саба;тастыгы жэне оларды уйлеспру керсетшетш медициналы; кемектщ сапасын жогарылатуга жэне пациенттердщ емiр жасын узартуга ы;пал ететш болады.

ТYЙiндi сездер: сабактастык, емдеу-профилактикалы; уйымдар, жедел медициналы; кемек, емхана, стационар, медициналык-санитариялык; алгашкы кемек.

G.K. KAUSOVA, M.D. ATARBAEVA, V.SH. ATARBAEVA

Kazakhstan's medical university "KSPH"

TURNING TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF PORTABILITY OF MEDICAL

CARE TO THE POPULATION

Resume: Further improvement of organizational actions on the delivery of health care to the population of the Republic of Kazakhstan - cooperation of medical and preventive associations, portability and coordination of their activities will promote the improvement of quality of provided medical care and life expectancy of patients.

Keywords: portability, medical and preventive associations, emergency medical services, policlinic, hospital, primary health care.

УДК 614.2

Н. Н. МУСАЕВА, Г.К. КАУСОВА

Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №4

В статье представлены результаты реализации проекта оказания медицинской помощи, используя принципы «мультидисциплинарного осмотра» и «бригадного ведения пациентов» согласно мировым стандартам «Emergencyroom» на базе ГКБ №4.

Ключевые слова: мультидисциплинарный осмотр пациентов, медицинская информационная система «Авиценна», автоматизация поиска информации.

Введение. В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык;» на 2016-2019 годы, а также в «Программе развития города «Алматы-2020», определена основная концепция - улучшениекачестваоказываемых медицинской помощи и развития

электронногоздравоохранения позволяющая строить единое информационное пространство. Главная задача клиник - повышение качества жизни населения путем оказания доступной квалифицированной медицинской помощи с использованием современных достижений мировой науки и практики, на основе принципа гуманизма, профессионализма и социальной ответственности. Системы качества являются эффективным инструментом для достижения основной цели любой медицинской организации [1]. От правильной организации работы приемного отделения многопрофильной больницы зависит эффективность медицинской помощи [2].

Борьба за здоровье пациента начинается в стационаре с приемного отделения, поэтому это важнейшее подразделение, от того, насколько правильно и оперативно организована его работа, во многом зависит успех последующего лечения. К работе приемного отделения стационаров оказывающих, специализированную помощь больным с экстренной патологией предъявляются строгие требования и надлежащее качество медицинской помощи. Среди критериев оценки качества медицинской помощи наиболее значимыми, по мнению самих пациентов, является уровень врачебной квалификации и высокий профессионализм (39%), полнота и быстрота выполнения лечебно-диагностических мероприятий (33%), чуткое и внимательное отношение к больным (44%), организованность в работе (14%) [3]. Оценка населением качества медицинской помощи является определяющим критерием отношения государства и общества к вопросам охраны здоровья населения. Для

реализации принципа ориентации на потребителя необходимо определить потребности внешних и внутренних потребителей, а также степень их удовлетворенности. В рамках такой модели мнение пациентов рассматривается как система суждений населения о здравоохранении относительно вопросов, затрагивающих их интересы [4-9]. Сложившийся с годами система оказания экстренной помощи в приемном отделении больницы подразумевает собой осмотр пациента в отведенном специалисту кабинете. В данном случае при необходимости сдачи анализа, получении консультации, смежного специалиста пациенту нужно обойти все кабинеты, собирая одно заключение за другим. Вся эта ситуация порождает у пациентов чувство негатива, недоверия и порой агрессии к медицинским работникам. В связи с этим в Республике Казахстан (РК) впервые на базе городской клинической больнице №4(ГКБ) реализован проект оказания медицинской помощи, используя принципы «мультидисциплинарного осмотра» и «бригадного ведения пациентов» согласно мировым стандартам «Ете^епсугоот» [10].

Основные задачи и цели при совершенствовании работы приемного отделения ГКБ №4:

Мультидисциплинарный осмотр пациентов; Сокращение времени пребывания пациентов; Выделение и направление ургентных потоков пациентов; Контроль за поступившими пациентами «Adoculus»; Снижение количества недовольств и жалоб; Создание зоны комфорта и доверия. Место куда доставляется пациент «Ете^епсугоот». Там, в едином поле размещаются все клинические специалисты готовые одновременно осмотреть пациента и определить тактику лечения пациента. Все пациенты, находящиеся на дообследовании находятся в поле зрения медицинского персонала. Так и медицинский персонал доступен для пациента. Разграничиваются потоки пациентов нуждающихся в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.