ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(26) 2016
УДК 343.711.63
В.Н. Омелин
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРАЖ НЕФТИ И ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией выявления краж нефти и ГСМ, предлагаются основные направления поисковой работы в данной сфере. Ключевые слова: выявление краж нефти, ГСМ, в сфере хищений нефти.
Россия - единственная среди крупных промыш-ленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует ее [1, с.85]. В недрах, являющихся собственностью России, сосредоточено 5,6% мировых запасов нефти [2, с. 3].
Высокая окупаемость капиталовложений в предприятия нефтегазового комплекса, а также рентабельность их деятельности в целом, обусловленные большим спросом на их продукцию, сделали этот комплекс чрезвычайно привлекательным не только для легальной деятельности, но и для преступных посягательств. Хищение нефти и нефтепродуктов, как правило, - это хорошо организованный криминальный «бизнес». По оценкам экспертов, ежегодно в России похищают свыше 5 млн тонн нефти, а ущерб оценивается примерно в 800 млн долларов. Например, только из акционерной компании «Транснефть» (ОАО «Транснефть» является монополистом по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в России) ежегодно похищается около 130 тысяч тонн черного золота. И это только прямые потери, не считая восстановительных работ и экологического ущерба. Оценка экономических потерь от несанкционированных врезок составляет для нефтяных компаний порядка 55-106 млрд руб., а для бюджета страны -19-37 млрд руб., подсчитали в "ВТБ Капитале" [3].
Одной из особенностей краж нефти и ГСМ является активная деятельность организованных преступных групп, направленная на совершение хищений нефти из нефтепроводов с целью их последующей реализации, в основном в качестве да-вальческого сырья через посреднические фирмы на нефтеперерабатывающие заводы, а также за рубеж. В последние годы получили распростра-
нение хищения нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов путем криминальных врезок с последующей их реализацией через «нелегальные» нефтебазы и нефтехранилища. Черное золото расхищают с помощью подземных скважин длиною в несколько километров. Есть даже подземные бункеры, оборудованные пультами управления и операторским местом [4].
Специфику краж нефти и ГСМ определяют данные о предмете преступного посягательства, которые непосредственно связаны с обстановкой совершения преступления и имеют ряд особенностей: жидкое состояние, взрыво- и пожароопас-ность, ядовитость, изменчивость состава и т.п. Соответственно, отличительной особенностью хищений нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов являются условия для дальнейшего хранения, необходимость специального оборудования для закачки, использование специального транспорта и т.п. Свойства предмета преступного посягательства и обстановка, складывающаяся на объектах добычи, хранения, переработки, транспортировки нефти и ГСМ, напрямую влияют на выбор похитителем места совершения кражи.
Обнаружение информации о кражах нефти и ГСМ, лиц, их совершивших либо подготавливающих, составляет, образно говоря, основу организации оперативно-розыскной деятельности в этой сфере и является необходимым условием успешного предупреждения и раскрытия преступлений органами внутренних дел.
Проведенный нами анализ норм УПК РФ показывает, что такой уголовно-процессуальной задачи, как обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, этот кодекс не содержит. В ч. 2 ст.21 УПК РФ, регулирующей вопросы осуществления уголовно-
Омелин Виктор Николаевич, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний e-mail: [email protected] © Омелин В. Н., 2016 Статья получена: 21.10.2016
го преследования, закреплено лишь положение, что орган дознания (в числе иных субъектов уголовного преследования) в каждом случае обнаружения признаков преступления принимает предусмотренные кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Из текста статьи непонятно, на кого из должностных лиц непосредственно возлагается процессуальная обязанность обнаружения самих признаков преступления, законодатель умалчивает об этом. Кроме того, содержащийся в этой норме закона термин «изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления» далеко не равнозначен термину «установление лиц, виновных в совершении преступления», как это было закреплено в ст. 3 УПК РСФСР.
В ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» выявление преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, указывается в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности. Обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, на оперативные подразделения полиции возлагается Федеральным законом «О полиции» (ст. 12 Закона).
Непосредственно обязанность выявлять преступления, лиц, причастных к их совершению, в числе других основных задач закреплена в Типовых положениях об МВД республик, ГУ(У) МВД по субъектам РФ, управлений, отделов МВД по району, городу и иному муниципальному образованию.
Кроме того, обязанность осуществления поиска первичных оперативно-розыскных данных возлагается не только на низовые оперативные подразделения территориальных ОВД, но и на оперативные службы центрального аппарата МВД РФ (положения о ГУУР, ГУЭБ и ПК, ГУПЭ, ГУТ и др.).
Многие исследователи в сфере оперативно-розыскной деятельности ОВД связывают выявление преступлений, а также лиц, их совершающих, с поисковой деятельностью. Термины «выявление первичных оперативно-розыскных данных», «выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес», «оперативный поиск» в теории оперативно-розыскной деятельности используются как синонимы [5, с.10; 6, с. 49; 7, с. 6-8; 8, с. 365; 9, с. 445].
Чаще всего, согласно проведенному нами опросу практических работников ОВД (всего опрошено 150 респондентов ОВД районного уровня), информация о кражах нефти и ГСМ в ОВД поступает из следующих источников: от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, - отметили 55% опрошенных; сообщений должностных лиц
- 30%; заявления граждан - 20%.
Подавляющее большинство опрошенных практических работников (75%) указали, что более эффективно работа по выявлению новых фактов совершенных краж нефти и ГСМ осуществляется в процессе оперативного сопровождения уголовных дел о таких преступлениях, гласной доследственной проверки.
Практика борьбы с такими кражами показывает, что при выявлении воров доминируют два основных направления оперативного поиска:
на объектах первоочередной оперативной заинтересованности. К ним относятся: места вероятного совершения краж нефти и ГСМ (нефтебазы, нефтеналивные пункты, организации, занимающиеся добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и сбытом углеводородного сырья), места возможного сбыта и хранения похищенного не фтяного сырья (организации, использующие нефтяную продукцию в больших объемах для собственных нужд (например, для отопления - в качестве печного топлива), имеющие возможность для сдачи в аренду хранилищ для нефти и ГСМ (прежде всего, вдоль расположения основных автомобильных трасс);
среди лиц, представляющих оперативный интерес (как совокупности людей, связанных общностью криминальных интересов; работа или профессиональная деятельность которых связана с нефтью или ГСМ).
В местах поиска прежде всего должны устанавливаться объекты, сохранившие на себе следы преступления либо являвшиеся предметами или орудиями преступления. Ими могут быть: первичные и бухгалтерские документы, специальные приспособления для совершения преступлений (средства для производства несанкционированной врезки), емкости для хранения похищенных нефтепродуктов, аудио-, видеозаписи действий правонарушителей.
С целью выявления хищений при поступлении углеводородного сырья нужно изучать накладные и акты сдачи-приема, которые оформляются в день его отгрузки-приема. Информация, полученная из этих документов на этапе поступления сырья на склад и сырьевой парк, может характеризовать деятельность расхитителей по созданию неучтенных излишков. Следует иметь в виду, что, как правило, информация об используемых ворами нефтевозах фиксируется на проходной в организации, в которую осуществляется сбыт краденного или его временное хранение.
Информацией криминального характера обладают аудиторы, проводящие анализ финансово-хозяйственной деятельности объектов нефтегазового комплекса. Они могут располагать сведениями о финансовых и хозяйственных операциях, имеющих незаконный характер.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(26)2016
Данными о кражах нефти и ГСМ также обладают руководители и сотрудники железнодорожных станций, собственники путей необщего пользования (подъездныхпутей), предоставляющие местодля «отстоя» цистернс продукциейтопливно-энергетическо-го комплекса; работники различных коммерческих организаций, имеющих договорные связи с хозяй-ствующимисубъектами не фтяного комплекса.
К иным сведениям, которые представляют оперативный интерес и являются объектами поиска, относятся события преступлений. Это связано с наличием: во-первых, латентной преступности (на ее наличие указали 50% опрошенных нами сотрудников ОВД); во-вторых, замаскированных преступлений; в-третьих, случаев умышленного сокрытия преступлений от учета должностными лицами органов внутренних дел.
К числу наиболее распространенных замаскированных преступлений следует отнести кражи нефти и ГСМ, совершенные при пособничестве материально ответственных и иных лиц с использованием своего должностного положения. Преступные действия таких лиц прикрываются всякого рода подложными документами и с внешней стороны не вызывают сомнений в их правомерности.
Несвоевременное обнаружение краж нефти и ГСМ значительно снижает эффективность раскрытия этих преступлений, поскольку осложняет поиск доказательной информации: преступники стараются избавиться от следов преступления (уничтожается одежда со следами нефтепродуктов, осуществляется перерегистрация нефтевозов и т.п.); существенно ограничиваются возможности ОВД по задержанию правонарушителей путем проведения оперативно-розыскных мероприятий неотложного характера в районе совершения преступления.
Помимо самих событий преступлений, к объектам поиска, представляющим оперативный интерес для органов внутренних дел, относятся обстоятельства, способствующие их совершению. Подобные обстоятельства чрезвычайно разнообразны. В первую очередь - это причины и условия, способствующие возникновению и реализации преступного умысла, например, воздействие преступных элементов на неустойчивых лиц, отсутствие должной
сохранности нефти, нефтепродуктов и т.п.
Для совершенствования деятельности ОВД по выявлению краж нефти и ГСМ руководителям ОВД нужно организовать: разъяснение гражданам и администрации организаций ТЭК о необходимости немедленной передачи в полицию информации о совершении данных хищений; постоянные деловые контакты со службами безопасности (СБ) нефтяных компаний, администрациями нефтегазодобываю-щихуправленийинефтеперерабатывающихзаводов.
Устранение недостатков по своевременному выявлению рассматриваемых преступлений и лиц, их совершающих, по нашему мнению, может быть достигнуто целой системой организационных мер правового, кадрового и материально-технического характера, направленных на активизацию деятельности всех подразделений ОВД по поиску информации о хищениях нефти и ГСМ, проверке и передаче полученной информации в дежурную часть ОВД или непосредственно в оперативные подразделения.
В связи с изложенным, на наш взгляд, при организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению краж нефти и ГСМ сотрудникам ОВД необходимо:
1. Строить такую деятельность на основе данных анализа оперативной обстановки, знания поисковых признаков лиц, совершающих хищения углеводородного сырья на территории обслуживания.
2. Сотрудникам ОВД, которые осуществляют борьбу с кражами нефти и ГСМ, важно определить объекты первоочередной оперативной заинтересованности по данному направлению работы, к которым относятся: места вероятного совершения краж нефти и ГСМ (нефтебазы, нефтеналивные пункты, организации, занимающиеся добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и сбытом углеводородного сырья), места возможного сбыта и хранения похищенного нефтяного сырья (организации, использующие нефтяную продукцию в больших объемах для собственных нужд (например, для отопления - в качестве печного топлива), имеющие возможность для сдачи в аренду хранилищ для нефти и ГСМ (прежде всего вдоль расположения основных автомобильных трасс).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабердеев Р. Р. Теоретико-методологические основы и стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России: монография. М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2014.
2. Нудель С. Л. Преступность в сфере оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012.
3. Официальный сайт РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/28/01/2013/842358.shtml
4.См. интервью вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова // URL: http://voprosik.net/vorovstvo-nefti-v-rossii-usililos/
5. Ульянов Р. И. Организация и тактика поисковой деятельности подразделений криминальной милиции в современных условиях: дис. .. .канд. юрид. наук по специальности. М., 2002. С. 10
6. Тарасюк В. В. Правовые, организационные и тактические вопросы осуществления разведывательного поиска оперативно-поисковыми подразделениями органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук по специальности. М., 1998. С. 49.
7. Бордиловский Э. И. и др. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и их оперативно-розыскная профилактика: учебное пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1992. С. 6-8.
8. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: учебник под ред. В. М. Атмажитова. М., 1990. С. 365.
9. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Гориянова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 445.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Издание Казанского юридического института МВД России
Направления совершенствования деятельности дежурных частей ОВД: материалы всероссийского круглого стола (27 мая 2016 г.). - Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2016. - 50с.
Направления совершенствования деятельности дежурных частей ОВД