5. Сластенин В. А., Ильин В. С. Перестройка высшего образования и формирование социально -активной личности учителя // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987, С. 3-12.
6. Мамбетакунов Э. М.Современные проблемы подготовки учителей физики // Вестник Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына. Вып. 4 . Бишкек: КНУ. С. 11-15.
7. Мамбетакунов Э. М.Методическая подготовка учителя физики в университете // Вестник Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына. Вып. 4. Бишкек: КНУ. С. 94-99.
8. Бабаев Д. Б. Дидактические основы профессионального становления учителя физики в процессе непрерывного образовпания. Дисс. на соиск. д.п.н. Бишкек, 1994. 305 с.
9. Торогелдиева К. М. Научно-методические основы подготовки будущих учителей математики в вузах Кыргызской Республики. Дисс. на соиск. д.п.н. Бишкек, 2008. 365 с.
10. Субанова М. С. Пути повышения практической подготовки будущего учителя биологии.// Материалы Республиканской научно-практической конференции. Б., 1985. 123 С.
11. Дюшеева Н. К. Психолого-педагогические основы профессионально-личностного формирования будущего учителя. Дисс. на соиск. д.п.н. Бишкек, 2009. 298с.
12. Зайцев О. С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999. 383 с.
13. Кособаева Б. Подготовка учителя для современной школы // Известия Кыргызской академии образования. Бишкек, 2004. № 1. С. 37-40.
14. Кособаева Б. Основные этапы профессионального становления личности учителя химии. В сб. Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи. Алматы. Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. С. 157-162.
15. Митяева А. М.Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика, 2008. № 8. С. 57-64.
16. Фроловская М. Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога // Педагогика, 2007. № 6. С. 60-63.
17. Федоренко Е. Ю., Матушкина В. В. Профессиональное самоопределение начинающего педагога: преодоление противоречий // Народное образование, 2014. № 3. С. 110-114.
To the problem of optimization implementation of distance learning (SDL)
Nesvit V.1, Evsyukov V.2, Skotarenko V.3, Fesenko A.4, Bondarec O.5 К вопросу оптимизации внедрения дистанционного обучения (СДО) Несвит В. Д.1, Евсюков В. А.2, Скотаренко В. В.3, Фесенко А. В.4,
Бондарец О. А.5
'Несвит Виталий Дмитриевич /Nesvit Vitaly - кандидат технических наук, доцент; 2Евсюков Виктор Алексеевич / Evsyukov Viktor - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики; 3Скотаренко Виктор Васильевич /Skotarenko Viktor — декан строительного факультета,
заведующий кафедрой, кафедра архитектуры домов и сооружений; 4Фесенко Андрей Викторович /Fesenko Andrey - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра механизации производственных процессов в животноводстве; 5Бондарец Олег Анатольевич / Bondarec Oleg — ассистент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
Аннотация: согласно приказу №11-ФЗ от 28.02.12 «О внесении изменений в закон РФ об образовании» все вузы, имеющие аккредитацию, обязаны ввести СДО. В статье дан анализ практики оптимизации внедрения СДО и даны рекомендации к решению части проблем.
Abstract: according to the order №11 -FZ dated 28.02.12 "On Amendments to the Law on Education of the Russian Federation all universities with accreditation are required to enter the SDL." The article analyzes the practice of optimizing the implementation of SDS and recommendations to address some of the problems.
Ключевые слова: СДО; мотивация по А. Маслоу; информационное медиапространство; образовательные технологии; тесты подбора групп.
Keywords: SDL; Motivation by Maslow; News media space; educational technology; groups of selection tests.
УДК 378.147.88
Основная часть: Поскольку альтернативы введения СДО нет, задача всех вузов: внедрение и совершенствование СДО в учебный процесс в короткие сроки и с высокой эффективностью. Поскольку несколько отстали с внедрением СДО, время превращается в ресурс. Для этого необходимо как можно шире показывать преимущества СДО перед традиционной системой обучения. В данной статье не рассматриваются все активы исторического экскурса в становление СДО в мире. Заинтересованные могут ознакомиться со статьей авторов [3]. Одним из основных преимуществ СДО является ее глобализация: студент может из любой точки страны поступить в любой вуз этой страны, учиться и сдавать экзамены в любое удобное для него время. При активизации внедрения СДО необходимо сделать выводы из ошибок, которые были сделаны, когда ввели Болонскую систему. Поскольку не было проведено широкой онлайн-компании по показу преимуществ этой системы перед традиционной, постольку и сторонников традиционной системы оказалось намного больше. Задача отвечающих за введение СДО - внедрить в понимание социума все ее преимущества перед традиционной.
Для того, чтобы создать достаточное количество преподавателей, воспринимающих СДО, как неотъемную часть того социума, в котором происходит их деятельность, уже проведена определенная работа. Это можно проследить, если проанализировать дискуссии в прессе по системе СДО. Количество статей на тему СДО увеличивается в прогрессии и более подробно и более аргументированно подается идея о необходимости введения СДО [5; 6].
Также в последнее время в отечественных педагогических кругах внедряется СДО более прогрессивно и учитывается опыт отечественных вузов. Так, получает широкое распространение предложенный еще Дьяченко метод «обучаясь - обучай», т.е. проходит активизация обучения и его интенсификация за счет того, что в обучении принимают участие все стороны учебного процесса -обучители и обучаемые. Это метод включает в себя интерактивные дискуссии всех со всеми, с привлечением синхронной и асинхронной почты, т.е. интернет-ресурсам дают возможность как бы провести занятие в огромном зале, вмещающем всех заинтересованных. Сюда включаются и мозговые атаки, метод Дельфи и т.д.
Особенно важно понимать, что в такой среде можно использовать важный фактор для оптимизации творческой составляющей - коллективный разум. Дело в том, что в любом индивиде живет т.н. «уровень шума», т.е. человек знает, что сделать какую-то вещь невозможно. При раскрытии творческого потенциала любого индивида, особенно остро встает проблема, затронутая Г. В. Ф. Гегелем [4] в «Феноменологии духа». Он отмечал, что есть искривления теоретических концепций о природе человека, которые так формируют психофизический его профиль, что создают устойчивое желание не искать новое. Зачем? Если есть накатанная колея (постулат: поступай так и получишь то-то). Поэтому проще не искать оригинальных решений, приводящих к глобальным открытиям, а подгонять заданное решение к известным прототипам, настраивать заранее психофизику индивида только на корелляцию известного. Иначе говоря, создают индивиду «уровень шума», который глушит творческую составляющую, ищущую новое, заранее глуша любые поиски нетрадиционных решений. Любое изобретение проходит три стадии: это сделать невозможно; да, это может быть и наконец: кто же этого не знает. И у многих творческих молодых людей, особенно обучающихся на последних курсах вузов, нет необходимого «толчка» для включения творческого поиска. «Уровень шума», как раз и тормозит процесс: зачем искать, если это априори невозможно
Существует притча: один человек, имеющий большой алмаз, хотел его огранить. Но ни один ювелир, знающий истинную цену алмаза, не брался за огранку, когда владелец алмаза пришел в ювелирную мастерскую, неожиданно ювелир позвал подмастерье и отдал алмаз ему со словами: «Боря, ограни человеку алмаз, сделай его бриллиантом». Боря ушел, а на возмущенную тираду владельца, что даже именитые ювелиры не взялись за огранку такого алмаза, владелец мастерской сказал: «Вы знаете, сколько стоит алмаз, я знаю, сколько он стоит, а Боря не знает, поэтому он сделает».
Поэтому именно СДО может помочь в реализации творчески-создавательного потенциала любого представителя студенческой молодежи, имеющего творческие задатки. Именно развитие их в той массе людей, занимающихся таким же мозговым штурмом, принцип состязательности, те намеки и подсказки, «вытаскивающие» на подсознательном уровне из того «трепа», как выражались физики 60-х, и помогает формированию творческого потенциала молодежи обучающихся в СДО.
Кроме того, глобализация СДО позволяет показать, что именно СДО, с его инфомедиавозможностями покажет, что человек, прошедший СДО, научившийся активно самостоятельно работать может занять более достойное место под солнцем, чем получивший образование в традиционной системе.
Система СДО, как раз и поможет преодолеть синдром перехода от старой системы.
Сейчас перед студентами необходимо ставить в качестве примера успешного человека, обучавшегося по СДО. Показывать, что именно СДО делала все, чтобы этот человек чего-то достиг.
С введением СДО необходимо вводить ряд сравнительно новых терминов и принципов обучения, вернее переходить от традиционных к новым. Вообще, необходимо понять всем переходящим на обучение в СДО, что основной упор в ней делается на то, что обучающийся (взамен традиционно «обучаемый»), очень порядочный и целеустремленный человек, выполняющий все писаные и неписаные законы обучения. Кроме того водится ряд понятий, несколько непривычных для слуха преподавателей и студентов. Тьютор - персонаж обучающей среды, который помогает студенту СДО получить образование. Все что касается выполнения графика, переписки, выполнения заданий учебного процесса и т.д., т.е. буфер - связующее звено между студентом и СДО. Главное: у него как у английского короля, на знамени которого написано: «Никаких обязанностей перед государством, кроме супружеских», одно обязательство довести своего подопечного до защиты диплома.
Далее новым является понятие в средствах организации (е-leming) электронного обучения: системы электронного обучения - LMS, системы управления учебным контентом - LCMS, авторские программы системного обучения (продукты) - АР (Authoring Packages).
Причем LMS/ LCMS необходимые атрибуты всей системы обучения, которые в наших условиях почти полностью отсутствуют. А они являются значительным факторам, влияющим на всю подготовку студента СДО, вернее без LMS/ LCMS (LMS - Leaming management systems, LCMS - Leaming content management systems) почти невозможно эффективное обучение в СДО. В тех странах, которые ранее перешли к СДО. Они уже разделились на коммерческие и те, которые государство оплачивает, т.е. на свободно-конвертируемые. У нас уже есть некоторые системы, как коммерческие, так и те, которые находятся в свободном плавании. Мы приведем некоторые из них, не останавливаясь на расширенном раскрытии всех особенностей вариантов.
1. Битрикс «Управление сайтом».
2. «Netcut», разработанная в 1999 году: имеет три действия: «Standart»: Plus, Extra и Small Business.
3. «in Dynamic 2.3».
4. Amigo. CMS.
5. «Прометей».
Из них наиболее оптимальной является «Прометей», которая взяла лучшее из предыдущих и главное используется, как в России, так и в странах СНГ. Главное, что она одобрена в Минобразовании РФ и рекомендована к использованию в РФ. Правда программа стоит порядка 20 - 30 тыс. руб. Наряду с вышеуказанными платными, существует ряд бесплатных программных продуктов.
Дистанционное образование на Западе дисциплинирует студентов тем, что, как правило, по СДО занимаются уже те студенты, которые работают и им нужна переквалификация или повышение квалификации, т.е. стимул: окончив курс в СДО, он получит повышение зарплаты. Пример из опыта: человек в США получал 15$ в час, после окончания вуза он стал получать 35$ в час, т.е. в месяц прибавка: было 15 * 8 = 120 * 20 = 2400$, стало 35 *8 = 280 * 20 = 5600$ - зарплата повысилась вдвое. Главное, сдать экзамены «на халяву» невозможно, уговорить преподавателя - безнадега, - экзамены и зачеты фиксируются и анализируются.
В нашем случае этот стимул не работает, в силу ограничения ресурса, т.е. студент окончив ВУЗ возможно не получит повышение оклада. Но... Этот стимул (с оговорками) можно ввести, но... трудно.
Второе: на том же Западе, который начал СДО больше столетия назад (например, во время иракской войны многие обучались во время военных действий по СДО) и сейчас ее все время оптимизирует, анализ подбора групп студентов ведется постоянно. (Тесты Айзека, тест IQ, группированные тесты и т.д.). Это делается затем, чтобы соблюсти школьный принцип. Например, понятие класса: это группа одного возраста с одинаковым уровнем знаний. Кроме того существует обязательно обратная связь - преподаватель не начнет новую тему, пока не будет усвоена старая. А для этого и существуют группировочные тесты. Определяется психопрофиль студента: амбоверт, интроверт, экстраверт и одновременно уровень интроверсии. Далее: там не считают, что студент что-то должен, а ему создается потребность по А. Маслоу.
Это то, что мы можем ввести без вливания дополнительных средств в организацию учебного процесса. Кроме того, мы должны изменить количество адептов традиционной формы обучения, переубедить часть из них (всех переубедить невозможно), что традиционализм в обучении и СДО не создают глобальных помех друг другу. Если этого не сделать, то СДО будет внедряться медленно, и мы можем не успеть в поезд, который пока идет мимо нас медленно, не убыстряясь и мы должны совместить скорость внедрения СДО со скоростью поезда. Есть скептики, которые против перенимания опыта в других странах, ранее начавших применять СДО. Утверждают, что наши университеты не хуже известных зарубежных. Авторы согласны с этим. Однако, например, в Массачусетском университете 53 лауреата Нобелевской премии, в университете Сан-Диего 47 лауреатов Нобелевской премии и т. д. То есть нам необходимо применять все лучшее, что мы можем
взять из их методик, для того, чтобы переработать, переосмыслить известное и сделать нашу систему лучшую. Лозунг догнать и перегнать не устарел. Поэтому уже сейчас необходимо принять ряд мер:
а) провести семинары по СДО;
б) разработать дидактику и методику СДО применительно для нашего региона (нет спутниковых СДО, нет асинхронной почты, нет миллионных вливаний в учебный процесс);
в) разработать систему коммуникаций применительно к конкретному ВУЗу и рассмотреть вопрос о консорциуме ВУЗов нашего региона, исходя из возможностей последнего;
г) методкомиссиям разработать группировочные тесты, ибо без этого все вышеизложенное будет просто не работать. Не поедет Мерседес, если у него все четыре колеса будут разные: 12", 15", 20", 24". А если поедет, то только в бок другому Мерседесу;
д) договориться с ведущими вузами РФ о передаче наработок по СДО. Например, с ЮЖГОУ. Там, с его 100 кафедрами и 30 факультетами есть наработки инфомедиапространства, оптоволоконных кабелей и т.д;
е) создать по кафедре уже сейчас ШеЬ-к^^!^ по всем дисциплинам;
ж) определить, какая обучающая программа предпочтительнее для нашего региона и сделать ее стартовой и бесплатной.
Литература
1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых и философия образования, 2011. № 6 (39). С. 322-329.
2. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов, как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование, 2009.№ 11. с.124-125.
3. Вольвак С. Ф., Нестерова Н. П., Несвит В. Д., Бондарец О. А. О внедрении дистанционных технологий в учебный процесс вузов. Мелитополь. Вестник УОМААО №3, 2014. с.218-224.
4. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель // Перевод с немецкого Г. Г.Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с.
5. Громова Т. В. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению. Народное образование, 2006. № 6. с. 153-157.
6. Джалиашвили З. О. Организация дистанционного образования. [Электронный ресурс]. Элитариум: центр дистанционного образования. Режим доступа: http://www.elitarium.ru./2006/03/24/organizacija-sistemy.distancionnogo_obrazovanija.html.
7. Лавров Е. А. Диалог компьютера и студента / Е. А. Лавров, Н. А. Барченко // Высшее образование в россии, 2000. № 6. с. 120-123.
8. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении// Актуальные проблемы современной науки, 2011.№ 1. с.96.
9. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М: изд. центр «Академия», 2006. 400 с.
10. Несвит В. Д., Бондарец О. А., Вольвак С. Ф., Пушка О. С., Выхватнюк Р. В. Информационное сопровождение курсового и дипломного проектирования по техническим дисциплинам. -Материалы Всеукраинской научно-методической конференции. Каменецк-Подольск - Подольский: ФОП Сысин Я. И., 2014. с. 210-214.
11. Несвит В. Д., Евсюков В. А., Кироиченко В.Е., Бондарец О. А. Оптимизация измерения динамических нагрузок на зубьях передач Новикова / Проблемы современной науки и образования. № 10 (52), 2016.