Научная статья на тему 'К вопросу оптимизации ремонтных работ дорожных покрытий лесовозных автомобильных дорог'

К вопросу оптимизации ремонтных работ дорожных покрытий лесовозных автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ / МЕЖРЕМОНТНЫЕ СРОКИ / LOGGING ROADS / ROAD SURFACE / REPAIR WORK / REQUIRE REPAIRS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Левушкин Д. М.

Левушкин Д.М. К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. В статье разработан метод управления качеством дорожных покрытий на основе оптимизации ремонтных работ. По результатам приведенных расчетов с помощью данного метода были составлены планы ремонтных работ на опытных участках дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levushkin D.M. QUESTION OF OPTIMIZATION REPAIR WORKS OF ROAD SURFACES LOGGING ROADS. In the article developed a method for quality control of road surfaces on the basis of optimizing the repair work. According to the results of calculations presented by this method were made up of plans for repairs to the road experimental plots.

Текст научной работы на тему «К вопросу оптимизации ремонтных работ дорожных покрытий лесовозных автомобильных дорог»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

физико-механических свойств материалов и полуфабрикатов.

Библиографический список

1. Боровик, В.С. Проектирование организации нововведений в дорожно-строительных работах:

дис.... д-ра техн. наук / В.С. Боровик. - М., 1999. - 256 с.

2. Калгин, Ю.И. Технико-экономические аспекты повышения межремонтных сроков дорожных одежд / Ю.И. Калгин // Научный вестник ВГАСУ Серия «Дорожно-транспортное строительство». - Воронеж, 2003. - Вып. 1. - С. 47-51.

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ ДОРОЖНЫХ

покрытий лесовозных автомобильных дорог

Д.М. ЛЕВУШКИН, ст. преп. каф. транспорта леса МГУЛ

В настоящее время планирование ремонтных работ в дорожных организациях осуществляется по существующим межремонтным срокам службы покрытий дорог. Практически отсутствует объективная информация о состоянии проезжей части, ее транспортно-эксплуатационных показателях.

Сущность разрабатываемого метода управления качеством дорожных покрытий на основе оптимизации ремонтных работ сводится к созданию системы оптимального планирования, которая обеспечивает удовлетворительное состояние проезжей части при минимальных затраченных ресурсах. Существует Z возможных вариантов ремонтных работ. Каждый из них требует определенных затрат Q Фактическое состояние дорожной одежды, которое оценивается показателями W, определяет сроки проведения ремонтов t Суть задачи состоит в том, чтобы из Z возможных вариантов ремонтных работ выбрать удовлетворяющий условию

R(QP t) ^ Wmax при Qi ^ и t ^j. С1)

Ограниченные материальные ресурсы дорожной организации определяют еще одно условие: суммарные затраты на ремонтные работы EQ . не должны превышать имеющихся возможностей дорожной организации.

Учитывая, что затраты на новое строительство, реконструкцию и капитальные ремонты достаточно постоянны, а для управления качеством дорожных покрытий вполне достаточно среднего и текущего ремонтов, то в дальнейшем будут рассматриваться в основном затраты по двум последним видам ремонтных работ [1].

levushkin@mgul.ac.ru

Система оптимального планирования в своей основе содержит принцип минимальных народнохозяйственных затрат. Таким образом, практическое решение поставленной задачи основано на минимизации среднегодовых суммарных дорожно-транспортных затрат с учетом стоимостей средних и текущих ремонтов и транспортных затрат

£ L(t) £ t(>)

Зсп = — + —----+ —-------> min , (2)

ср t t t

где Зср - среднегодовые суммарные затраты;

Q,L(t) - затраты на средний и текущий ремонты;

T(t) - транспортные затраты;

t - координата времени.

Для реализации условия (1) необходимо иметь физические зависимости для его составляющих, объективную информацию о состоянии дорожной одежды и условиях эксплуатации автомобильной дороги.

Слагаемые формулы (1) подчиняются определенным физическим законам. Ниже рассматриваются расчетные формулы и зависимости для практической реализации условия (1) и прогнозирования состояния проезжей части автомобильных дорог.

Затраты на выполнение среднего ремонта Q определяют на основе калькуляций дорожной организации в зависимости от вида выполняемых ремонтных работ. Там же берутся данные по стоимости текущего ремонта.

В процессе службы дороги происходит разрушение покрытия. При этом степень

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2012

127

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

разрушения зависит от условий движения, срока службы и других факторов

т(0 4)’00НУ‘г~'° Ai25^(t+,). (3) 1.95-г^

где o(t) - площадь разрушений в % от площади проезжей части на t-й год службы, отсчитываемый от нулевого года планирования;

Np - расчетная интенсивность движения, приведенная к автомобилям труппы

А;

q - среднегодовой прирост интенсивности движения;

Кпр - коэффициент запаса прочности дорожной одежды;

К = Е,/Е ,

пр ф тр7

где Еф, Етр - фактический и требуемый модули упругости дорожной одежды; to - срок службы покрытия до нулевого года наблюдений;

9- коэффициент, зависящий от типа покрытия: асфальтобетон - 1,15, щебеночное, обработанное вяжущим материалом - 1,90, битумоминеральные смеси (смешение на дороге) - 5,50.

Экспериментальные исследования, проведенные на дорогах общего пользования Республики Коми, подтвердили зависимость (2) и показали возможность ее использования при прогнозировании объемов разрушений дорожных покрытий [2].

При определении ежегодных затрат на текущий ремонт можно использовать выражение

ДО = 0,01FW(t)py, (4)

где F - площадь покрытия, на 1 км дороги,

м2;

р - стоимость текущего ремонта 1 м2 покрытия с учетом местных условий, руб./м2;

у - коэффициент, учитывающий затраты по содержанию проезжей части.

Выражение (4) получено по материалам экспериментальных исследований и в результате обработки статистических данных дорожных хозяйств. Установлена величина коэффициента у, который для дорог республиканского значения равен 2,5; районного -

2,0 и местного - 1,6. Выражение (4) с учетом (3) принимает вид

L(f) S.mO^Fpve^N^-'- д125,/ад+» (5) Kip ’

Суммарные затраты за период t получены путем интегрирования выражения (5)

ад=J

= ,f5.1310-4Fp'|,9^JVp?-t АП5^1Л1)± =

к,

пр

4,1-ю-4Fpi»e3/^-<' (_0:П5Ж, _

К,

1,5

пр

■1). (6)

Тогда среднегодовые суммарные затраты на текущий ремонт будут равны t

Транспортная составляющая суммарных затрат зависит от интенсивности и состава движения, себестоимости перевозок. Если принять какой-либо автомобиль за расчетный, а остальной состав движения привести к нему, то транспортные затраты определятся выражением

T(t) = 306N а(0, (8)

где N - приведенная интенсивность движения в единицах расчетных автомобилей, ед./сут.;

a(t) - себестоимость перевозок для расчетного автомобиля в i -ом году, руб./ маш.км;

306 - число рабочих дней в году.

Анализ состава движения на автомобильных дорогах показал, что наиболее рационально принять за расчетный автомобиль

ЗИЛ-130.

Статистический анализ позволил определить среднее значение себестоимости перевозок автомобилем ЗИЛ-130, а экспериментальные исследования подтвердили полученные ранее результаты по взаимосвязи между себестоимостью перевозок и скоростью движения, скоростью движения и ровностью проезжей части.

128

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2012

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Получена зависимость

а = 0,106 + 9-Ш"* 5-£, (9)

где S - показатель ровности проезжей части, измеренный толчкомером, см/км.

Для определения характера изменения себестоимости перевозок во времени a(t) изучен вопрос деградации ровности проезжей части. Экспериментальные исследования подтвердили полученные ранее закономерности изменения показателя ровности в процессе эксплуатации дороги [2]. Формула для прогнозирования состояния ровности проезжей части после соответствующей корреляции имеет вид

St = S0 + a Pe0-05t, (10)

где St - показатель ровности проезжей части дороги на t-й год эксплуатации, см/км;

S0 - показатель ровности проезжей части при t = 0, см/км;

a - параметр, определяемый по формуле (для двухполосных дорог)

a =

0,65(15,3-5)8

(A„-2)0'6,/(J^-0,7):

^exp[4,5-10“4JV/> +

+ 0,87(Кпр - 0,8) - 2,3-10-^J, (11) где B - ширина проезжей части, м;

5 - коэффициент, учитывающий дорожно-климатическую зону; hu - приведенная толщина верхних связных слоев дорожной одежды, см. Используя зависимость (10) и (11) из (8), получим

T(t) = 306^Э[0,106 + 9-10-5(S0 + at-e°,°5t)]. (12) Интегрирование выражения (12) позволяет подучить величину суммарных транспортных затрат за время t

t t

2 T (t) = f 306NJ0,106 + 9^10-5(S0 +

0 0

+ at-e°,°5t)]dt = 306^Э(Г(0,106 + 9^0"5S0) +

+ 9-10'5a-[(e°,°5t / 0,05)(t - 20) + 400]}.

Среднегодовые суммарные транспортные затраты будут равны

2 t (t)

— =306^Э[0,106 + 9-10-5S0 +

+ 1,8^10_3at"1(e0 05t(t - 20) + 20]. (13)

Учитывая (6) и (12), выражение (2) для определения среднегодовых суммарных дорожно-транспортных затрат будет иметь вид

зср =j+4’ но^г1#J’5FPY|/e^v0<r'° х

хе0,125Jkj. ^0,125^ + З06-Уэ[0,106 +

+9-10-5 S0 +1,810-3 at_1 (e0,05t (t - 20) + 20)]. (14) Применение выражения (14) при выполнении условия (1) позволяет определить оптимальные сроки проведения ремонта и выбрать наиболее рациональные виды ремонтных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам расчетов с помощью разработанного метода управления качеством дорожных покрытий лесовозных автомобильных дорог были составлены планы ремонтных работ на опытных участках дорог. Анализ полученных планов показал, что многие участки дорог подлежат ремонту в установленные межремонтные сроки. Однако имеется значительное количество участков, где действующие межремонтные сроки оказываются как больше, так и меньше рекомендуемых. Это связано как с качеством выполнения предыдущих ремонтов, так и с условиями работы одежд, изменениями в составе движения и другими факторами, влияющими на эксплуатацию дорожных покрытий.

Библиографический список

1. Бурмистрова, О.Н. Совершенствование надежности и эффективности лесовозных автомобильных дорог в условиях Северо-Западного региона: дисс. ... д-ра техн. наук / О.Н. Бурмистрова. - Воронеж: ВГЛТА, 2006. - 392 с.

2. Скрыпников, А.В. Технический отчет оценки прочности дорожной одежды автомобильной дороги местного значения Ираель-Ижма-Усть-Цильма / А.В. Скрыпников, Е.В. Кондрашова. - Сыктывкар, 2009. - 32 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2012

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.