Научная статья на тему 'К вопросу определения градиентов набора высоты'

К вопросу определения градиентов набора высоты Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1828
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНСИРОВКА САМОЛЕТА С ОТКАЗОМ ДВИГАТЕЛЯ / ГРАДИЕНТ НАБОРА ВЫСОТЫ / AIRCRAFT BALANCING / ENGINE FAILURE / CLIMB GRADIENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Круглякова Ольга Валентиновна

Показано влияние балансировки самолета с отказом двигателя на градиент набора высоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Круглякова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINE OF GRADIENT CLIMB

Represented results of research determine of gradient climb.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения градиентов набора высоты»

УДК 629.07.73

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАДИЕНТОВ НАБОРА ВЫСОТЫ

О. В. КРУГЛЯКОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ципенко В.Г.

Показано влияние балансировки самолета с отказом двигателя на градиент набора высоты.

Ключевые слова: балансировка самолета с отказом двигателя, градиент набора высоты.

В процессе сертификации самолета как по гражданским, так и по военным нормам летной годности необходимо демонстрировать соответствие летно-технических характеристик и характеристик устойчивости и управляемости требованиям сертификационного базиса. Рассмотрим один из таких примеров. Двухдвигательный самолет при отказе одного двигателя должен иметь градиент набора высоты на начальном участке набора 3,5 %, а также крен на 5 секунде при невмешательстве в управление не должен превышать 30°.

При классическом расчете учитываются потери на балансировку не более 3 % от располагаемой тяги. Однако для удовлетворения требования к крену на 5 секунде на турбовинтовом самолете с сильным влиянием обдува необходимо автоматически отклонять интерцептор и руль направления для парирования кренящего момента. В этом случае увеличивается коэффициент лобового сопротивления и потери на балансировку самолета возрастают, что может привести к невыполнению требований по градиенту набора высоты.

На рис. 1 показано влияние различных вариантов балансировки самолета с отказом двигателя на величину градиента набора высоты.

Определение градиентов набора высоты 5з=20° 0=20т.

Мощность 2-го двигателя - 3500 л .с. 1-й зафлюгирован

V, км/ч ИН

При балансировке самолета с Ь = 0° и убранным интерцептором потери на балансировку минимальны и сопоставимы с принимаемыми по упрощенной формуле. Разница в величинах градиента 0,7 % на скорости набора высоты. Выпуск интерцептора приводит к снижению величины градиента еще на 1 %. При балансировке самолета с максимально допустимым креном 5° увеличиваются потери на балансировку до 16 % от располагаемой тяги, что недопустимо из-за невыполнения требований норм по обеспечению градиента набора высоты.

Рассмотрение влияния автоматического отклонения интерцепторов и элеронов для парирования отказа двигателя (рис. 2) показало, что влияние автоматического отклонения элеронов на 10° по эффективности парирования крена сопоставимо с отклонением интерцептора на 30° и позволяет обеспечить непревышение крена 30° на 5 секунде при невмешательстве летчика в управление. При этом сопротивление, создаваемое элеронами, значительно меньше, чем от интерцептора.

Демонстрация крена на 5 сек после отказа 2-го двигателя 5з=20° (5=20т У=1.2У3.

Мощность работающего двигателя - 3500 л.с., отказавший зафлюгирован

К вопросу определения градиентов набора высоты 163

Таким образом, для совместного выполнения требований сертификационного базиса к летнотехническим характеристикам и характеристикам устойчивости и управляемости необходимо парировать крен автоматическим отклонением элеронов, а градиенты набора высоты с отказом двигателя определять при условии балансировки самолета с Ь = 0°.

DETERMINE OF GRADIENT CLIMB

Kruglyakova O.V

Represented results of research determine of gradient climb.

Key words: aircraft balancing, engine failure, climb gradient.

Сведения об авторе

Круглякова Ольга Валентиновна, окончила МАИ им. С. Орджоникидзе (1988), кандидат технических наук, заместитель главного конструктора по аэродинамике, динамике полета и системе управления в ОАО "Ил", докторант кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - динамика полета, математическое моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.