Научная статья на тему 'К вопросу определения экономической дефиниции «Казначейский риск»'

К вопросу определения экономической дефиниции «Казначейский риск» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСКИЙ РИСК / TREASURY RISK / ФАКТОР РИСКА / RISK FACTOR / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / FINANCIAL RISK / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / FEDERAL TREASURY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н.И.

Тема. Значительное изменение в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей. В этой связи теоретически и методологически востребованными являются научные исследования природы и специфики казначейских рисков, разработка и внедрение соответствующей методологии и методических инструментов по управлению ими в практической деятельности органов Федерального казначейства, что и обусловило актуальность выбранной темы. Цели. Уточнение дефиниции «казначейский риск», установление его структурных элементов и доминантных признаков. Задача. Теоретическое обоснование понятия «казначейский риск», его структуры в соответствии с особенностями экономической категории. Методология. В работе автор использовал методы сбора и обработки экономической информации, анализ, сравнение и мониторинг научных концепций, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории риска. Результаты. На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации материалов по проблеме исследования уточнены понятийный аппарат и понятие «казначейский риск», его доминантные признаки. Выявлены факторы, влияющие на уровень названного риска, предложены методологические подходы к систематизации основных казначейских рисков. На основе проведенного теоретического обобщения определены основные этапы институционального подхода к становлению риск-ориентированной модели казначейского контроля и внедрения ее в систему управления. Данный контроль рассматривается как целостное единство методических, организационных и технических элементов. Выводы. Казначейский риск как экономическая категория представляет собой разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, характеризующегося вероятностью отклонения качественных характеристик предоставленных услуг органами Федерального казначейства от заданных параметров вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов, процедур, административных и иных регламентов, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании. Значимость. Разработка теоретико-методологической базы и методического инструментария управления данными видами рисков позволит минимизировать количество ошибок, эффективно управлять казначейскими рисками и стать действенным инструментом повышения эффективности бюджетных ресурсов и управления органами Федерального казначейства, общественными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the economic definition of treasury risk

Importance Currently, there is a theoretical and methodological need for scientific researches into the nature and specifics of treasury risks, appropriate methodology and methodological instruments to manage the risks as part of operations of bodies of the Federal Treasury. Objectives The research specifies the definition of treasury risk, figures out structural components and prevailing characteristics. The article provides the theoretical explanation of the treasury risk, its structure in line with the specifics of this economic category. Methods I resorted to economic data collection and processing methods, analysis, comparison and monitoring of scientific concepts set forth in proceedings on the theory of risk by national foreign scholars. Results Based on the theoretical analysis, generalization and systematization of relevant materials, I specified the framework and concept of the treasury risk and its prevailing signs. I identified treasury risk factors, proposed methodological approaches to systematizing the main treasury risks. Upon theoretical generalization, I determined the main phases of the institutional approach to building the risk-oriented model of treasury control and implementing it into the governance mechanism. Conclusions and Relevance The treasury risk represents a financial risk of the biased nature that may cause services of the Federal Treasury to deviate from standards. The theoretical and methodological basis and methodological tools will allow reducing errors, managing treasury risks effectively and becoming an effective tool for making budgetary resources and the Federal Treasury management more efficient.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения экономической дефиниции «Казначейский риск»»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Финансовый учет

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ эКОНОМИЧЕСКОИ ДЕФИНИЦИИ «КАЗНАЧЕЙСКИЙ РИСК» Николай Иванович ДАНИЛЕНКО

кандидат экономических наук, доцент, проректор по общим вопросам и режиму,

Заслуженный экономист Российской Федерации, Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация

danilenko-nikolay@mail.ru

История статьи:

Принята 05.08.2015 Одобрена 10.08.2015

УДК 336.132 JEL: D81, E63

Ключевые слова: казначейский риск, фактор риска, финансовый риск, деятельность, Федеральное

казначейство

Аннотация

Тема. Значительное изменение в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей. В этой связи теоретически и методологически востребованными являются научные исследования природы и специфики казначейских рисков, разработка и внедрение соответствующей методологии и методических инструментов по управлению ими в практической деятельности органов Федерального казначейства, что и обусловило актуальность выбранной темы.

Цели. Уточнение дефиниции «казначейский риск», установление его структурных элементов и доминантных признаков.

Задача. Теоретическое обоснование понятия «казначейский риск», его структуры в соответствии с особенностями экономической категории.

Методология. В работе автор использовал методы сбора и обработки экономической информации, анализ, сравнение и мониторинг научных концепций, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории риска.

Результаты. На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации материалов по проблеме исследования уточнены понятийный аппарат и понятие «казначейский риск», его доминантные признаки. Выявлены факторы, влияющие на уровень названного риска, предложены методологические подходы к систематизации основных казначейских рисков. На основе проведенного теоретического обобщения определены основные этапы институционального подхода к становлению риск-ориентированной модели казначейского контроля и внедрения ее в систему управления. Данный контроль рассматривается как целостное единство методических, организационных и технических элементов. Выводы. Казначейский риск как экономическая категория представляет собой разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, характеризующегося вероятностью отклонения качественных характеристик предоставленных услуг органами Федерального казначейства от заданных параметров вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов, процедур, административных и иных регламентов, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании.

Значимость. Разработка теоретико-методологической базы и методического инструментария управления данными видами рисков позволит минимизировать количество ошибок, эффективно управлять казначейскими рисками и стать действенным инструментом повышения эффективности бюджетных ресурсов и управления органами Федерального казначейства, общественными финансами.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволил органам Федерального казначейства упростить механизм их обслуживания, усилить контроль за наполнением и целевым использованием бюджетных средств.

На современном этапе развития органов Федерального казначейства становится актуальной

задача по совершенствованию организации и управлению процесса ведомственного (внутреннего) контроля. Одним из важных элементов системы внутреннего контроля является анализ казначейских рисков: операционных, технико-технологических, репутационных и прочих.

В этой связи теоретически и методологически востребованными являются научные исследования

природы и специфики казначейских рисков, влияние их на результаты практической деятельности органов Федерального казначейства. Разработка и внедрение на их основе способов, методов и решений с соответствующим инструментарием по управлению казначейскими рисками во всех аспектах казначейской деятельности.

Созданная в Федеральном казначействе система внутреннего контроля и аудита направлена на ведомственный контроль за выполнением государственных функций в установленной сфере деятельности. Анализ казначейских рисков является одним из важных элементов данной системы.

На сегодняшний день у исследователей и практиков не сложилось однозначного определения категории «риска» [1-4]. При этом спектр мнений авторов о содержании дефиниции «риск», представленный в специальной литературе, весьма широк [5-8].

В словаре русского языка С.И. Ожегова даются следующие толкования слова риск: «возможная опасность; действия наудачу, в надежде на счастливый исход»1. В словаре В.И. Даля слово рисковать употребляется в двух значениях: «во-первых, пускаться наудачу, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье; во-вторых, подвергаться опасности, превратности, неудаче»2. Экономическая энциклопедия дает следующее определение: «риск - это неопределенность, связанная с применением решений, реализация которых происходит с течением времени»3.

Категория «риск» присутствует в разных отраслях науки. Например, в психологии риск воспринимается как опасность, как возможность наступления вредных последствий [9 с. 5].

В области права 104 категория риска также находит свое широкое применение. В гражданском праве категория риска является базовой в имущественном страховании, при определении предпринимательской деятельности. В гражданско-правовом институте страхования используется термин «страховой риск», который связан с возможностью наступления

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. 900 с.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Русский язык, 1998. С. 96.

3 Экономическая энциклопедия / авт. и сот. А.М. Бабич. М.: Экономика, 1999. 688 с.

4 Абрамов В.В. О понятии риска как цивилистической категории // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 2. С. 8.

убытков. В уголовном праве также встречается категория риска [11 с. 15].

Этимологически и в области права, и в психологии риск в большинстве случаев трактуется как неопределенность, опасность, как возможность наступления вредных событий.

В экономической литературе, с одной стороны, риск также воспринимается как вероятность убытка, неудачи. Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцев считают, что «риск - это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами»5. Н.В. Хохлов под риском понимает «вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом» [12 с. 47]. А.Г. Каратуев отмечает, что «риск - это потенциальная возможность наступления неблагоприятного для хозяйствующего субъекта, как правило, несущего финансовые потери»6. По мнению М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой и М.А. Комарова, риски бывают чистые и спекулятивные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и финансовые7. В научной литературе существуют различные направления трактовки экономического риска. Наиболее часто он определяется как вероятность, опасность или ущерб8 [14, с. 56; 16, с. 11].

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

- нулевой (нейтральный);

- положительный.

В экономической литературе также выделяется категория «финансового риска». Финансовый риск -это вероятность наступления ущерба в результате

5 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 358 с.

6 Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособ. М.: ФБК-Пресс, 2001. 378 с.

7 Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент: учебник для вузов. М.: Юнити, 1998. С. 213-218.

8 Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2 т. М.: Международные отношения; Балашова Н. Управление операционным риском: анализ современных тенденций // Рынок ценных бумаг. 2001. № 7. С. 68; Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы. 2009. № 2. С. 44.

каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т. е. риск, который следует из природы финансовых операций9.

Риск является неизбежным элементом принятия управленческих решений. Риск как неотъемлемое условие управленческой деятельности предполагает возможность выбора субъектом одного варианта (решения) из нескольких возможных. В современных исследованиях с разных точек зрения рассматривается и природа риска. Выделяют субъективную и объективную вероятность.

Ряд авторов считают, что риск - это «объективная категория, которая позволяет регулировать отношения между людьми, трудовыми коллективами, организациями и другими субъектами общественной жизни, возникающие вследствие превращения возможной опасности в действительность» [17, с. 25, 27, 31]. Риск при этом рассматривается как понятие, представляющее собой возможную опасность случайного наступления отрицательных последствий.

Достаточно широко распространена субъективная концепция риска. С этой позиции риск всегда субъективен, «поскольку выступает как оценка человеком поступка, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив. Субъективная концепция ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения». С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск - это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий». Следует подчеркнуть, что ключевым моментом в изучении природы рисков являлось соотношение риска и неопределенности [18 с. 105].

Анализ множественных определений риска10 [19 с. 83] позволяет выявить характерные признаки понятия «риск»:

- неопределенность исхода действия;

- подразумевает обязательное наличие вероятности ожидаемых неблагополучных результатов;

9 Экономика предприятия: учебник / под ред. Н.А. Сафронова. М.: Юрист, 1998. 535 с.

10 БалабановИ.Т. Риск-менеджмент: учеб. пособ. М.: Финансы и статистика, 1996. 260 с.; Фишер О.В., Чанкселиани Л.Г. К вопросу определения категории налогового риска налогоплательщика // Финансы и кредит. 2010. № 15. С. 4751; Филин С.А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. № 3. С. 21-31.

- характеризуется наличием альтернативных вариантов принятия решений;

- подразумевает вероятность возникновения убытков и/или получения дополнительной прибыли.

При осуществлении своих полномочий в установленной сфере деятельности органы Федерального казначейства находятся в условиях объективного существования риска и связанной с этим вероятностью наступления определенных финансовых, репутационных и иных негативных последствий.

Основной риск казначейской системы заключается в том, что существует возможность ошибки или злого умысла в осуществлении платежей по каким-либо причинам, которые не были инициированы соответствующим получателем или администратором бюджетных средств.

При совершении операций кассовых выплат с лицевых счетов клиентов с целью снижения риска осуществляется контроль за соответствием платежных документов, представленных на бумажных или электронных носителях бюджетополучателем в органы Федерального казначейства, данным реестра направленных платежей, передаваемых для проведения кассовых выплат, осуществляемых получателем бюджетных средств над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств.

Главные задачи казначейского риск-менеджера в данной сфере: обнаружить область повышенного риска; оценить степень риска; разработать и принять меры, предупреждающие риск; минимизировать неустранимый риск; обеспечить нивелирование или оптимизацию уровня казначейского риска.

Учитывая данные обстоятельства, с точки зрения автора, необходимо систематизировать учет и организацию грамотного менеджмента казначейских рисков в целях оптимизации издержек. Кроме того, необходимо осуществить комплекс мер по внедрению процессных технологий в систему управления для повышения качества казначейской деятельности во всех ее аспектах, с совершенствованием функционально-технических стандартов деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов.

К сожалению, в отечественной экономической науке, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения экономической категории «казначейский риск». Понятия казначейского риска на настоящий момент не выработано.

Концепция развития внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе вводит понятие «казначейский риск», под которым понимают: «вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых Федеральным казначейством при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности»11.

В Положении об управлении казначейскими рисками данного ведомства уточнено понятие казначейского риска - это «вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых Федеральным казначейством при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, и/или повлиять на достижение целей, привести к потере денежных средств (иного имущества)»12.

Таким образом, идентификация казначейского риска состоит в выделении в составе казначейских операций, факторов развития событий, приводящих к неопределенности результатов.

С точки зрения автора, данные определения не раскрывают сущности, специфики и детерминантных характеристик, присущих экономической категории «казначейский риск», отличия его от других финансовых рисков. Автор считает, что содержанием дефиниции «казначейский риск», применительно к органам Федерального казначейства, является ее понимание как одной из функций процедур внутреннего казначейского контроля и фактором события или действия, которое является источником данного риска и может повлечь отклонение от прогнозируемого состояния объекта: процесса, процедуры, операции.

Уровень казначейского риска, по нашему мнению, -это расчетная или оценочная величина, которая количественно оценивается в зависимости от размера потерь (ущерба) и вероятностей их возникновения. Если количественно оценить рисковые события невозможно (например, ущерб, обусловленный потерей деловой репутации), обычно используют следующие градации риска:

- очень низкий риск означает, что данное событие (фактор) не может существенно повлиять

11 Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 гг. (с изм., утв. решением Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1).

12 Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе: приказ

Федерального казначейства от 25.01.2011 № 19.

на достижение целей органов Федерального казначейства;

- низкий риск - возможные потери могут и должны быть предотвращены при помощи соответствующих методов управления рисками;

- высокий риск - цели деятельности органов Федерального казначейства могут быть достигнуты с существенными запозданиями или потерями, несмотря на принимаемые меры;

- очень высокий риск - наступление события или следствие действия фактора угрожают достижению целей и нужно отклониться от риска.

Казначейские риски можно объединить в следующие

13

группы13:

- операционные (связанные как с корректностью содержания и декомпозиции технологических операций в административных регламентах, технологических документах, должностных регламентах государственных гражданских служащих, так и с оптимизацией исполнения указанных регламентных норм;

- технико-технологические (обусловленные необходимостью надежного функционирования и эффективного администрирования большого количества технических средств, оборудования для защиты конфиденциальной информации, инженерных сетей и т.д.;

- репутационные (определяемые как риски по правомерности правомочности процесса принятия решений уполномоченными лицами с точки зрения действующего законодательства и нормативных актов в соответствующей сфере компетенции).

Проведенное автором исследование позволяет сформулировать основные характеристики и общее представление о специфике и сущности казначейского риска, отличающее его от иных видов риска и позволяет дать обобщенное определение этой категории:

- казначейский риск проявляется в экономической сфере государства, связан с кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы

13Даниленко Н.И. Методологические аспекты управления казначейскими рисками // Модернизация отечественной экономики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. кофр. «Августовские чтения - 2012» / под общ. ред. С.Г. Журавина. М.: НПО «МАКСС Групп», 2012. 250 с.

Российской Федерации органами Федерального казначейства. Таким образом, можно говорить об экономической природе казначейского риска, который, имея денежное выражение, в свою очередь обусловливает финансовый характер риска. Следовательно, является разновидностью финансового риска;

- казначейский риск сопровождает все операции, процессы, процедуры, связанные с учетом и зачислением доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты всех уровней, кассовых выплат из бюджетов, управление операциями с финансовыми средствами на Едином казначейском счете Федерального казначейства. Он является объективным явлением в функционировании субъекта бюджетных отношений. Субъективное проявление казначейского риска возникает при исполнении органами Федерального казначейства своих полномочий в установленной сфере деятельности. Таким образом, казначейский риск обладает объективно-субъективной природой;

- рисковое событие может произойти или не произойти. В этом выражается наличие вероятности наступления и реализации казначейского риска;

- уровень казначейского риска не является неизменным, он варьируется во времени под воздействием внешних и внутренних факторов;

- казначейский риск характеризуется наличием альтернативных вариантов принятия решения.

Исходя из сущностных и содержательных параметров категорий риска, экономического риска и финансового риска, можно сделать вывод о том, что казначейский риск проявляется в государственном секторе экономики, обладает объективно-субъективной природой и имеет вероятностный характер его возникновения. Является разновидностью категории «финансового риска». Казначейский риск по своему характеру может иметь разные исходы. Однако вероятность ожидаемого результата можно установить, поскольку способы получения релевантной информации позволяют объективно рассчитать риск. Например, сегодня накоплен огромный массив данных, позволяющих получить представление о механизме взаимосвязанных процедур по приему, учету, распределению и зачислению доходов в бюджеты различных уровней, правоприменительной практике и противоречиях в бюджетном законодательстве. Причем благодаря регулярной систематизации

накопленной информации о казначейской системе, о бюджетной политике государства повышаются и оценка вероятности казначейского риска, и достоверность результата.

Таким образом, по мнению автора, экономическая категория «казначейский риск» - это разновидность «финансового риска», имеющая субъективно-объективную природу, характеризующаяся вероятностью отклонения качественных характеристик предоставленных услуг органами Федерального казначейства от заданных параметров, вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании.

Возникновение казначейских рисков на практике обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Классификация факторов казначейских рисков в деятельности органов Федерального казначейства представлена на рисунке.

Внешние факторы казначейских рисков не связаны непосредственно с деятельностью органов Федерального казначейства, они зависят от экономической и социально-политической ситуации в стране (например, изменение политической ситуации или политических решений в Российской Федерации). При анализе внешних факторов обращается внимание на тенденции экономического развития государства и его бюджетную политику.

Внутренние факторы возникновения казначейских рисков связаны непосредственно с деятельностью системы органов Федерального казначейства: с возможными негативными обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера (например, невыполнение или некачественное выполнение установленных процедур сотрудниками органов Федерального казначейства, неполная (неправильная) регламентация процедур и операций, несовершенство информационных систем, используемых органами Федерального казначейства и т.д.).

Предложенная классификация не является полной и окончательной. Она отражает точку зрения автора на классификацию казначейских рисков и возможности дальнейшей доработки и детализации.

Таким образом, исследования природы и специфики экономической категории «казначейский риск», теоретическое обоснование и уточнение содержания данной дефиниции, отличающее ее от других видов

Классификация факторов казначейских рисков в деятельности органов Федерального казначейства

риска, позволили классифицировать факторы видами рисков позволят минимизировать количество

возникновения казначейских рисков и их влияние ошибок, эффективно управлять казначейскими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на текущую деятельность органов Федерального рисками, повысить качество государственных

казначейства. услуг и выполнения государственных функций

Разработка теоретико-методологической базы и органами Федеральн°го казштежлва, результативн° методического инструментария управления данными расходовать бюджетные средства.

Список литературы

1. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. 8-е изд. М.: Дашков и К, 2012. 544 с.

2. ЦакаевА.Х. Экономическая эффективность управления рисками: показатели и критерии // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 8-17.

3. Романов В. С., Бутуханов А. В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски // Труды Международной научной школы МА БРК-2001. СПБ.: Омега, 2001. С. 222-225.

4. Бернстайн П. Против богов: укрощение риска / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2000. 400 с.

5. Слепухина Ю.Э., Чащин В.В. Категория финансового риска: природа возникновения, механизм управления, пространство возможных состояний финансовых рынков. Екатеринбург: Экс-Пресс, 2003. 56 с.

6. Слепухина Ю.Э. Риск как экономическая категория: распределение и перераспределение рисков в страховании // Страховое дело. 2008. № 9. С. 52-60.

7. Костов Т.В., Науменко В.В., Смирнов С.Н. Измерение риска и управление портфелем в условиях низкой ликвидности // Управление риском. 2009. № 3. С. 66-71.

8. Мадера А.Г. Риски и шансы: неопределенность, прогнозирование и оценка. М.: УРСС, 2014. 448 с.

9. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнова С.Д. Подростки группы риска. СПб.: Питер. 2005. С. 5.

10. Никулина Н.Н., Суходоева Л.Ф. Риск-менеджмент в страховом предпринимательстве // Страховое дело. 2012. № 4. С. 56.

11. Прокопович Д.А. Проблемы сочетания централизованного управления холдингом со стремлением снизить риски // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 11.

12. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. 188 с.

13. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 320 с.

14. Грюнинг Х. ван, Братанович С.Б. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 177 с.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Financial Accounting

ON THE ECONOMIC DEFINITION OF TREASURY RISK Nikolai I. DANILENKO

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Chelyabinsk Oblast, Russian Federation danilenko-nikolay@mail.ru

Abstract

Importance Currently, there is a theoretical and methodological need for scientific researches into the nature and specifics of treasury risks, appropriate methodology and methodological instruments to manage the risks as part of operations of bodies of the Federal Treasury. Objectives The research specifies the definition of treasury risk, figures out structural components and prevailing characteristics. The article provides the theoretical explanation of the treasury risk, its structure in line with the specifics of this economic category.

Methods I resorted to economic data collection and processing methods, analysis, comparison and monitoring of scientific concepts set forth in proceedings on the theory of risk by national foreign scholars.

Results Based on the theoretical analysis, generalization and systematization of relevant materials, I specified the framework and concept of the treasury risk and its prevailing signs. I identified treasury risk factors, proposed methodological approaches to systematizing the main treasury risks. Upon theoretical generalization, I determined the main phases of the institutional approach to building the risk-oriented model of treasury control and implementing it into the governance mechanism.

Conclusions and Relevance The treasury risk represents a financial risk of the biased nature that may cause services of the Federal Treasury to deviate from standards. The theoretical and methodological basis and methodological tools will allow reducing errors, managing treasury risks effectively and becoming an effective tool for making budgetary resources and the Federal Treasury management more efficient.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Shapkin A.S., Shapkin V.A. Ekonomicheskie i finansovye riski. Otsenka, upravlenie, portfel' investitsii [Economic and financial risks. Assessment, management, investment portfolio]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2012, 544 p.

2. Tsakaev A.Kh. Ekonomicheskaya effektivnost' upravleniya riskami: pokazateli i kriterii [Economic efficiency of risk management: indices and criteria]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2011, no. 2, pp. 8-17.

3. Romanov V.S., Butukhanov A.V. Riskoobrazuyushchie factory: kharakteristika i vliyanie na riski. Vkn.: Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola MA BRK-2001 [Risk factors: characteristics and impact on risks. In: Proceedings of the International Scientific School MA BRK-2001]. St. Petersburg, Omega Publ., 2001, pp.222-225.

4. Bernstein P. Protiv bogov: ukroshchenie riska [Against the Gods: The Remarkable Story of Risk]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2000, 400 p.

5. Slepukhina Yu.E., Chashchin V.V. Kategoriya finansovogo riska: priroda vozniknoveniya, mekhanizm upravleniya, prostranstvo vozmozhnykh sostoyanii finansovykh rynkov [The category of financial risk: the nature of its origination, management mechanism, possible state space of financial risks]. Yekaterinburg, Eks-Press Publ., 2003, 56 p.

6. Slepukhina Yu.E. Risk kak ekonomicheskaya kategoriya: raspredelenie i pereraspredelenie riskov v strakhovanii [Risk as an economic category: allocation and reallocation of risks in insurance]. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2008, no. 9, pp. 52-60.

Article history:

Received 5 August 2015 Accepted 10 August 2015

JEL classification: D81, E63

Keywords: treasury risk, risk factor, financial risk, activity, Federal Treasury

7. Kostov T.V., Naumenko V.V., Smimov S.N. Izmerenie riska i upravlenie portfelem v usloviyakh nizkoi likvidnosti [Risk assessment and portfolio management under low liquidity]. Upravlenie riskom = Risk Management, 2009, no. 3, pp. 66-71.

8. Madera A.G. Riski i shansy: neopredelennost', prognozirovanie i otsenka [Risks and chances: uncertainty, forecasting and assessment]. Moscow, URSS Publ., 2014, 448 p.

9. Kornilova T.V., Grigorenko E.L., Smirnova S.D. Podrostki gruppy riska [Adolescents within a risk group]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, p. 5.

10. Nikulina N.N., Sukhodoeva L.F. Risk-menedzhment v strakhovom predprinimatel'stve [Risk management in insurance business]. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2012, no. 4, p. 56.

11. Prokopovich D.A. Problemy sochetaniya tsentralizovannogo upravleniya kholdingom so stremleniem snizit' riski [Issues of combining centralized management of the holding and an intention to mitigate risks].

Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2002, no. 2, p. 11.

12. Al'gin A.P. Risk i ego rol'v obshchestvennoi zhizni [Risk and its role in public life]. Moscow, Mysl' Publ., 1989,188 p.

13. Knight F.H. Risk, neopredelennost' i pribyl' [Risk, Uncertainty and Profit]. Moscow, Delo Publ., 2003, p. 320.

14. Van Greuning H., Bratanovic S.B. Analiz bankovskikh riskov. Sistema otsenki korporativnogo upravleniya i upravleniyafinansovym riskom [Analyzing Banking Risk. A Framework for Assessing Corporate Governance and Financial Risk]. Moscow, Ves' mir Publ., 2003, p. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.