Научная статья на тему 'К вопросу общеобразовательной и профессиональной составляющей учебных програм системы подготовки квалифицированных специалистов в рейхскомиссариате «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. )'

К вопросу общеобразовательной и профессиональной составляющей учебных програм системы подготовки квалифицированных специалистов в рейхскомиссариате «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕЙХСКОМИССАРИАТ "УКРАИНА" / REICHSKOMMISSARIAT "UKRAINE" / ГЕБИТСКОМИССАРИАТ / LOCAL AUTHORITY / HEBIETSKOMMISSARIAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко А.Н.

Автор публикации, анализируя ситуацию в образовательной сфере на территории Рейхскомиссариата «Украина» четко обозначает их типологию и конкретное содержание учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу общеобразовательной и профессиональной составляющей учебных програм системы подготовки квалифицированных специалистов в рейхскомиссариате «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. )»

Гончаренко А.Н. ©

Доктор исторических наук, доцент кафедры истории и культуры Украины ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»

К ВОПРОСУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНЫХ ПРОГРАМ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕЙХСКОМИССАРИАТЕ

«УКРАИНА»: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (1941-1944 ГГ.)

Аннотация

Автор публикации, анализируя ситуацию в образовательной сфере на территории Рейхскомиссариата «Украина» четко обозначает их типологию и конкретное содержание учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: орган местного управления, Рейхскомиссариат «Украина», гебитскомиссариат.

Keywords: local authority, Reichskommissariat «Ukraine», hebietskommissariat.

Вопросы подготовки кадров со средним специальным образованием для разных отраслей промышленности, сельского хозяйства и медицины на территории Рейхскомиссариата «Украина» в трагический для страны период немецкой оккупации, все еще остаются недостаточно изученными. Кроме работ А.Потыльчака и И.Гончаренко, мы не найдем достаточно аргументированных научных изысканий из соответствующим предметом исследования [1 - 8].

Понятно, что учебные планы и программы подготовки специалистов являются важной и основной составляющей образовательного процесса. Анализ их содержания позволяет конкретизировать цель и задания учебно-воспитательного процесса, тем более такого сложного и неоднозначного, каким он являлся в годы немецкой оккупации.

Практически все исследователи отмечают факт вынужденных действий оккупантов, а также их принципиальное нежелание усиливать общеобразовательную составляющую профессиональной подготовки специалистов. Выделяется и факт отсутствия унифицированных подходов немецкого и местного руководства к этой проблеме.

Этот факт, пускай косвенно, но все подтверждается служебной перепиской рейхскомиссара Э.Коха, со своими подчиненными, в частности, с генеральными комиссарами [7, 35]. Немецкая администрация, в своих нормативных инструкциях, всячески стремилась отказаться от необходимости введения в учебные планы предметов общеобразовательного профиля, прямо указывая об этом в своих нормативных распоряжениях. Все учебные планы, за которыми проводилось обучение создавались работниками органов местного управления и подлежали утверждению немецкими руководителям.

Несмотря на все эти желания, обусловленные к тому же, идеологией нацизма, действительность и логика подготовки квалифицированных специалистов, имели иной характер. Немецким и местным администраторам приходилось отказываться от этих установок и вводить в учебный процесс предметы общеобразовательного цикла. Так, на территории генерального округа «Волынь и Подолье» в 1942 - 1943 гг. функционировала Шпановская сельскохозяйственная школа с трехлетним периодом обучения. Ее выпускники получали специальность сельскохозяйственного техника. За весь период обучения они изучали двадцать девять 29 учебных предметов. Заметим, что интересно и показательно содержание учебного плана, за которым осуществлялась подготовка будущих специалистов. Среди учебных предметов профессионального уклона в него были введены и предметы, в принципе нежелательные для оккупантов: украинский и немецкий язык, историю Украины, а также физику, математику и химию [9, 2].

© Гончаренко А.Н., 2014 г.

Не были исключением и образовательные учреждения, готовившие специалистов для других сфер производства. В соответствии с учебным планом занятий студентов первого курса лесного техникума в с. Зенцы генерального округа «Киев», будущие специалисты изучали: украинский язык и литературу, немецкий язык, историю Украины и основы всемирной истории, математику, экономическую географию, физику и химию. Студенты, обучающиеся на втором курсе обозначенного техникума продолжали изучать предметы общеобразовательного цикла: украинский и немецкий языки, алгебру, тригонометрию, физику и химию [1, 783].

В учебных заведениях, готовивших специалистов со средним специальным образованием для медицинской сферы, прослеживается подобная ситуация. Например, студенты Винницкого фармацевтического техникума, вместе со специальными предметами должны были изучать Закон Божий, украинский язык, математику, физику, географию и даже историю Украины [10, 80]. Студенты Винницкого медицинского техникума также изучали Закон Божий, историю Украины и немецкий язык [11, 10].

Подобные тенденции прослеживаются в учебных планах учреждений профессионального образования, готовившие специалистов для других сфер хозяйства, например, строительства. В частности, в учебные планы Винницкого строительного техникума (генеральный округ «Житомир») вводились Закон Божий, украинский язык и литература, немецкий язык, математика, экономическая география [10, 69].

Мало того, аналогичные факты прослеживаются в учебных планах учреждений, готовивших кадры различных рабочих специальностей. Так, в соответствии с планом подготовки токарей, слесарей, литейщиков в Гниванской ремесленной школе (гебитскомиссариат «Винница» генерального округа «Житомир»), в 1941 - 1942 гг., в разделе «Теоретическое обучение» предусматривалось, что ученики будут изучать

общеобразовательные предметы: Закон Божий, украинский и немецкий языки, историю Украины, математику и физику. При этом, на один учебный год предусматривалось выделить 4016 часов, из них - на теоретическое обучение -1607 часов [12, 1]. Таким образом, даже для подготовки кадров рабочих специальностей, немецкими властями разрешалось вводить в учебные планы предметы общеобразовательного цикла.

Для подтверждения этих тенденций, назовем следующие факты. Так, например, согласно расчетам по фонду заработной платы на осень 1941 г., преподавательскому составу Винницкого энергетического планировалось выделить 155536 рублей. Заработная плата за преподавание общеобразовательных предметов устанавливалась на уровне 55044 рублей, а за преподавание специальных дисциплин - 56071 рублей. За проведение экзаменов из предметов общеобразовательного цикла, планировалось выплатить 3933 руб., а дисциплин профессионального цикла - 3878 руб. [10, 64].

Таким образом, логика и научно-методические основы организации подготовки квалифицированных специалистов для различных сфер хозяйства влияли на введение в учебные планы соответственных учебных заведений Рейхскомиссариата «Украина» предметов общеобразовательного цикла. Несмотря на противодействие немецких властей, они все же вводились в учебно-воспитательный процесс учреждений профессионального образования всех уровней.

Литература

1. Потильчак О. Нацистська пол^ика у сферi шдготовки спещалю^в iз середньою та вищою спещальною освггою в Укра1ш (1942 - 1944 рр.) / О.Потильчак // Архiви окупацп. 1941 - 1944 / Держ. ком. архiвiв Украши; Упоряд. Н.Маковська. - К.: Вид. дiм «Киево-Могилянська академiя», 2006.- С. 782 - 789.

2. Гончаренко I. Вища професшна освта в Райхскомiсарiатi «Украша»: основш тенденцп розвитку (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко // Науковi записки з украшсько! юторп: Збiрник наукових статей. -Вип. 25. - Переяслав-Хмельницький, 2011. - С. 159 - 165.

3. Гончаренко I. Окремi питання функщонування закладiв професшно! осв^и на теренах Райхскомiсарiату «Укра!на» у контекст реалiзацi! завдань окупацшно! адмшютрацп (1941 - 1944 рр.) / I.Гончаренко // Науковi записки з украшсько! ютори: Збiрник наукових статей. - Вип. 26. -Переяслав-Хмельницький, 2011. - С. 207 - 212.

4. Гончаренко I. Педагопчна освга на теренах генерального округу «Кшв» райхскомiсарiату «Украша» (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко // Мандрiвець. - 2011. - № 2. - С. 34 - 38.

5. Гончаренко I. Стан системи професшно! освгги в Райхскомiсарiатi «Украша» на шпальтах окупащйно! перiодики (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко // Часопис укра1нсько1 ютори / За ред. доктора юторичних наук, професора А.П.Коцура. - Кшв, 2011. - Вип. 21. - С. 130 - 131.

6. Гончаренко I. Функщонування освггньо1 системи на теренах Райхскомiсарiату «Украша»: управлшсько-розпорядчi аспекти (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко // Науковi записки з украшсько! ютори: Збiрник наукових статей. - Вип. 28. - Переяслав-Хмельницький, 2012. - С. 138 - 143.

7. Гончаренко I. Щцготовка спещашспв i3 середньою медичною освггою на теренах Райхскомiсарiату «Укра!на» (1941 - 1944 рр.) / ГГончаренко // Мац^вець. - 2012. - № 2. - С. 34 - 38.

8. Педагопчна освга на тереш генерального округу «Ки!в» Рейхскомiсарiату «Укра!на» (1941 - 1944 рр.) / Вища педагогiчна освпа i наука Укра!ни: iсторiя, сьогодення та перспективи розвитку. Ки!вська область / ред. Рада вид.: В.Г.Кремень (гол.) [та ш.]; редкол. тому: В.П.Коцур [та ш.]; НАПН Укра!ни; Асоцiацiя ректорiв пед. ун-тiв Свропи ; Iн-т вищо! освiти. - К.: Знання Укра!ни, 2013.- С. 143 - 151.

9. Государственный архив Ровенской области.- Ф.Р-295. - Оп. 1. - Д. 8.

10. Государственный архив Винницкой области (далее - ГАВО). - Ф.Р-1312. - Оп. 1. - Д. 1408.

11. ГАВО. - Ф.Р-1312. - Оп.. 1. - Д. 136.

12. ГАВО. - Ф.Р-1312. - Оп. 1. - Д. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.