_Аннотация
Современное развитие экономики, находящее отражение в форме новой культуры, закладывает основу для приспособления объектов культурного наследия к новым условиям существования без потери их исторического значения. А также заставляет задуматься об оптимизации вложения средств в реставрацию и содержание объектов культурного наследия государства, которое в дальнейшем привлечет девелоперов.
Ключевые слова: объект культурного наследия, управление эффективностью затрат реставрация, финансирование реставрационных работ, бюджетное финансирование, реставрационная политика
Гринцевич Е.А.
аспирантка факультета экономики и управления на предприятиях строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, ведущий экономист ГУК ГМП «Исаакиевский собор» [email protected]
Петербург: памятники культуры, реставрация
и финансирование
к вопросу обоснования научно-методического
подхода к управлению эффективностью затрат на цели реставрации объектов культурного наследия
Развитие современной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который находится под охраной ЮНЕСКО, неразрывно связано с сохранением культурного наследия. В связи с этим возникает очень много проблем:
- нехватка бюджетных средств на содержание всех объектов культурного наследия;
- совершенствование политики государства, направленной на
формирование партнерских отношений в области сотрудничества с коммерческим сектором при реализации стратегии сохранения и приспособления памятников архитектуры;
- выбор объекта культурного наследия, способного к самоокупаемости за короткие сроки. Все эти проблемы требуют незамедлительных решений.
оссийское предпринимательство, 2010, № 2 (2)
Культурное наследие Санкт-Петербурга
К сожалению, на сегодняшний момент отсутствуют исследования, посвященные проблеме эффективного управления финансированием работ по охране, реставрации и приспособлению объектов культурного наследия к современным экономическим условиям. Нет и методик расчета цены объекта культурного наследия, которая будет не только покрывать все расходы на реставрацию и переоснащение, но и принесет прибыль инвестору, превышающую в несколько раз прибыль от постройки нового здания. Подход, базирующийся на сносе практически всего здания, когда остаются лишь наружные стены, не отвечает современным моральным и экономическим требованиям. Повышение роли Санкт-Петербурга на международном уровне как одного из популярнейших туристических городов Европы возможно лишь при развитии городской инфраструктуры, гостиничного сервиса. Кроме того, важна популяризация объектов культурного наследия, связанная с развитием и реставрацией исторической городской среды. Для осуществления намеченных целей возникает необходимость решения экономических вопросов реставрации объектов культурного наследия.
В настоящее время реставрация, содержание и капитальный ремонт памятников архитектуры финансируются из различных источников:
- бюджетных (городских и федеральных, региональных);
- внебюджетных источников (Фонд развития Санкт-Петербурга,
инвесторы, арендаторы и собственники).
Одним из важнейших показателей бюджетного финансирования в области управления, охраны и реставрации объектов культурного наследия является количественный показатель (перечень нуждающихся в реставрации памятников архитектуры). Также на городском и федеральном уровне разрабатываются различные целевые программы и подпрограммы. В Санкт-Петербурге около 7,7 тыс. объектов культурного наследия:
- более 3 тыс. федеральных объектов;
- более 2 тыс. объектов, имеющих региональное значение;
- более 1,1 тыс. вновь выявленных объектов.
Функции по исполнению программ и бюджетных планов возлагаются на комитеты, в ведомстве которых находятся эти объекты культурного наследия. Контролирует расходование бюджетных средств комитет финансов, через который проходят все платежи, идущие на реставрацию объектов культурного наследия.
Финансирование реставрационных работ
Критический анализ финансирования мероприятий по охране объектов культурного наследия должен осуществляться по следующей схеме:
1) разбиение объектов культурного наследия на группы по функциональному назначению;
2) оценка динамики финансирования реставрации по годам с учетом различных источников финансирования;
региональная экономика
3) выявление абсолютного отклонения по отношению к предыдущему периоду, с учетом различных источников финансирования;
4) выявление процентного соотношения источников финансирования;
5) анализ финансовых показателей с точки зрения качественных оценок (количество отреставрированных памятников в анализируемых периодах);
6) обобщение различных по своему предназначению памятников архитектуры с целью выявления бюджетной эффективности.
Этот подход к оценке эффективности финансирования реставрационных работ показал, что бюджетных средств недостаточно для сохранения всех имеющихся памятников архитектуры. А популяризация приватизации объектов культурного наследия будет эффективна только тогда, когда будет осуществляться рациональное вложение государственных средств.
Методические основы управления финансированием реставрации
Наличие указанных проблем обуславливает совершенствование развития методических основ эффективного управления финансированием работ по реставрации объектов культурного наследия города Санкт-Петербурга. Перед разработкой данных методических основ должны быть определены и решены следующие задачи:
- анализ финансирования мероприятий по охране и реставрации объектов культурного наследия из различных источников;
- раскрытие сущности реставрационной политики в С.-Петербурге;
- поиск и определение критериев, которым должен соответствовать объект культурного наследия, выгодный для привлечения инвестиций;
- укрупненная оценка затрат, идущих на реставрацию исторически значимых объектов;
- оценка и анализ современного состояния объектов культурного наследия (доходных домов, особняков, дворцов);
- изучение и анализ законодательного обеспечения охраны, реставрации и развития объектов исторической недвижимости;
- разработка методики определения рыночной стоимости объекта культурного наследия после проведения комплексной реставрации;
- разработка методики определения арендной платы, полученной от сдачи объекта культурного наследия.
Эффективность вложений в реставрацию
Основная цель решения поставленных задач - обоснование эффективности сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Наиболее существенные результаты, доказывающие верность направления научных изысканий, по мнению автора, состоят в следующем:
- развитие и научное обоснование положения эффективности реставрации (щадящего ремонта) и сохранения объектов культурного наследия;
- предложение экономической классификации объектов культурного наследия;
- разработка методики управления финансированием реставрационных работ;
российское предпринимательство, 2010, № 2 (2)
Таблица
Определение эффективности вложений в отрасль реставрации объектов культурного наследия
Методы оценки Этапы
Инженерно-технические 1. Определение свойств объекта
2. Получение исторической справки по объекту
3. Анализ объективных данных о физическом состоянии объекта
3.1. Конструктивные особенности
3.2. Внешнее и внутреннее убранство
3.3. Годы постройки
3.4. Годы проведения реставрации или капитального ремонта
3.5. Физический и моральный износ в %
4. Рассмотрение альтернативы приспособления объекта к современным условиям
Экономические 1. Определение исторической значимости объекта
2. Определение структуры затрат
3. Определение основных принципов и требований построения финансовой системы управления затратами
4. Анализ структуры расходов с точки зрения их окупаемости
5. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости с точки зрения суммарного износа
6. Отнесение объекта к той или иной экономической категории: А - объекты, способные к самоокупаемости без постоянного вливания инвестиций; Б - объекты, способные к самоокупаемости при постоянном инвестировании средств; В - объекты, которые развивать экономически не выгодно
7. Поиск оптимальных технико-экономических решений, которые будут целесообразны при развитии отдельно взятого объекта архитектурного наследия
Юридические 1. Разрешено ли этот объект приватизировать (если он не входит в федеральный список особо ценного имущества)
2. Наличие смет, методик, архитектурно-реставрационных заданий, паспортов зданий
3. Срок оформления договора купли-продажи
4. Срок оформления охранного обязательства
5. Страхование гражданской ответственности
- проведение анализа финансирования мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия из различных источников;
- разработка методики расчета стоимости объекта культурного наследия после проведения реставрации;
- определение методики расчета арендной платы, полученной от сдачи объекта культурного наследия. Обобщение методов определения эффективности вложений в отрасль реставрации объектов культурного наследия приведены в табл. (см. выше).
Л О С
региональная экономика
Исследование теории и практики реставрационной политики на городском и государственном уровне позволяет сделать следующие выводы:
- имеются пробелы в законодательном обеспечении по осуществлению приватизации объектов культурного наследия;
- отсутствует научно-методический подход к управлению эффективностью затрат при производстве реставрационных работ на данных объектах.
Литература
1. Восстановление памятников культуры. Проблемы реставра-
ции. / Под ред. Лихачева Д.С. - М.: Искусство,1981.
2.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ТК Велби, Проспект,2008. - 424 с.
3. Петербургская стратегия сохранения культурного наследия. / Приложение к Постановлению правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681.
4. Степанов И.С. Экономика строительства. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 620 с.
Grintsevich E.A.
Post-graduate student, Department of Economics and Management at Construction Enterprises, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Leading economist, SCI SMM "Isaakievsky Sobor" (St. Isaac's Cathedral)
To the Question of Justification of Scientific and Methodical Approach to Managing Cost Efficiency in Restoration of Cultural Heritage Objects
_Abstract
Modern development of the economy, reflected in the form of a new culture, lays the foundation for adapting objects of cultural heritage to the new conditions of their existence without losing their historical significance. It also makes us think about the optimization of investments in the restoration and maintenance of the state cultural heritage which subsequently will attract developers.
Keywords: object of cultural heritage, cost efficiency, restoration, funding of restoration works, budgetary funding, restoration policy
российское предпринимательство, 2010, № 2 (2)
Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.