Научная статья на тему 'Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие?'

Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
883
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В КАДАШАХ / REPAIR AND RESTORATION WORK / CULTURAL HERITAGE SITE / THE CHURCH OF THE RESURRECTION IN KADASHAKH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стригин Б. С., Давутов Е. В., Куприянова Н. В.

В предлагаемой статье затронуты вопросы сохранения памятников культуры г. Москвы. Рассмотрены основные причины разрушения исторических памятников, вопросы финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия. Особое внимание уделено объектам религиозного назначения. На примере Храма Воскресения Христова в Кадашах рассмотрены причины, приводящие к утрате художественного воздействия памятника, даны рекомендации по сохранению храма-памятника и его исторической территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Стригин Б. С., Давутов Е. В., Куприянова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of objects of cultural heritage religious setting: commercial interest or spiritual heritage?

This article touched on the conservation of cultural monuments of Moscow. The main causes of the destruction of the historic Commemorative Cove, questions of funding restoration work on objects of cultural heritage are considered. The risk of loss of ancient identity emerged with the beginning of industrialization of construction methods, which led to the demolition of old neighborhoods and the destruction of green areas. Particular attention is paid to religious sites. For example the Church of Christ Resurrection in Kadashi considered reasons causes the loss of artistic influence of the monument, made recommendations for the conservation of the temple-monument and its historical territory.

Текст научной работы на тему «Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие?»

УДК 05.23.01

Стригин Б.С. - кандидат технических наук, доцент

Давутов Е.В. - экономист-менеджер

Московский государственный строительный университет

Адрес организации: 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 23

Куприянова Н.В. - кандидат технических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие?

Аннотация

В предлагаемой статье затронуты вопросы сохранения памятников культуры г. Москвы. Рассмотрены основные причины разрушения исторических памятников, вопросы финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия. Особое внимание уделено объектам религиозного назначения. На примере Храма Воскресения Христова в Кадашах рассмотрены причины, приводящие к утрате художественного воздействия памятника, даны рекомендации по сохранению храма-памятника и его исторической территории.

Ключевые слова: ремонтно-реставрационные работы, объект культурного наследия, Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Любой исторический город - это абсолютно уникальная составляющая национальной культуры. Его архитектурные памятники несут определённую историческую ценность, передают её грядущим поколениям, а каждое последующее поколение обязано приложить все усилия для того, чтобы сохранить исторические памятники для своих потомков.

«Москва - один из красивейших мировых центров - обязана этим преимуществом своей старине. Отнимите у Москвы старину, и она сделается одним из безобразных русских городов» [1]. Эти слова, сказанные А.В. Щусевым ещё в 1927 году, не только не утратили своей актуальности, но стали пророческими. Мог ли предположить великий архитектор, что из Москвы не просто «уберут старину», оставив её хоть и безобразным, но все-таки русским городом, а заменят эту самобытную старину абсолютно чуждыми нашей культуре архитектурными монстрами, лишат неповторимой индивидуальности, которая формировалась веками.

Опасность утраты старины, самобытности возникла с началом индустриализации методов строительства, которая приводила к сносу старых кварталов и уничтожению зелёных массивов. Современные строительные корпорации, движимые только стремлением получить огромные прибыли, продолжают уничтожать историческую Москву и, прежде всего, её исторический центр, который для любого города является духовной средой, «душой». Став мировым мегаполисом, одним из крупнейших в мире градостроительных проектов, Москва стремительно и непрерывно растёт, очень часто, теряя своё историческое культурное наследие и, в первую очередь, - знаковые национально-религиозные объекты: «...то там, то здесь в исторической части города исчезают памятники, вроде бы случайно, вроде бы невзначай, но, тем не менее, исчезает маленький кусочек нашей истории» [2].

Схема очень простая: начинается реставрация памятника, затем реставрацию подменяют реконструкцией, а реконструкция зачастую заканчивается сносом, и далее -неминуемое новое строительство. Или: памятник доводится до аварийного состояния, а затем - сносится. Памятника нет - и никто не виноват.

Памятники культуры сносились и в 20-е, и в 30-е, и в 60-е годы и, особенно, в 90-е, с приходом рыночной экономики, когда центр Москвы стал превращаться в место для торговли, развлечений, офисов, банков, гостиниц. Он стал объектом, привлекающим разного рода инвесторов, безвозвратно меняющих облик древней Москвы, преследующих только корыстные интересы вопреки сохранению культурно -исторического наследия. В результате пострадали заповедные территории, потерявшие свой исторический облик: панорама Красной площади, Кремля, Китай-города. А памятник Петру I установленный у разделения Москва - реки и Водоотводного канала, закрыл сразу несколько световых «коридоров» на главные ансамбли центра столицы, которым больше 500 лет. В то же время культурные европейские столицы Лондон, Рим, Париж, Вена продолжают сохранять свой исконный исторический облик. В центрах этих городов вы не найдёте новостроя, а исторические здания продолжают жить, оставаясь важнейшей составляющей национальной культуры.

«У широких кругов общественности понимание ценности исторического наследия почти отсутствует, и почти никто не замечает, как происходит подмена подлинной, православной, художественной Москвы скопищем огромных строений в виде стометровых безликих гигантов, лишённых каких-либо признаков культурно-исторической преемственности» [3]. Поэтому вопрос сохранения объектов культурного наследия стоит настолько остро, что если в ближайшее время не остановить уничтожение нашей истории, культуры, духовности через несколько десятилетий мы просто потеряем свои исторические корни.

Попытаемся понять, что происходит с нашей Москвой и как сохранить то, что ещё не уничтожено.

Вопросами защиты объектов культурного наследия в России стали заниматься сравнительно недавно, хотя свод памятников был разработан правительством СССР уже после Великой Отечественной войны, впервые послевоенные годы. В 60-х годах прошлого века стали формироваться списки памятников истории и культуры. Общество охраны памятников в это время было реальной силой. С 1 марта 1979 года был введён в действие закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

После 70-х годов прошлого века Министерство культуры РФ выявило и внесло в реестр 115 исторических городов. В 1990 году в этот список вошли уже 545 исторических городов и населённых пунктов. В настоящее время их более 900. Разработано около 150 проектов охранных зон и 120 генпланов городов. Примерно 40 % этих проектов согласованы с Министерством культуры РФ, но утверждены из них только 5 % (при плановой системе финансирования из госбюджета). Начиная с 1991 года, после государственного реформирования, финансирование разработанных проектов уменьшено в 3-4 раза, в результате чего органы власти областей и городов оставлены без государственной поддержки в вопросах охраны исторического наследия. Реорганизованы градостроительные институты, утрачены профессиональные кадры. Началась беспорядочная застройка в охранных зонах. В 10 раз сокращён список исторических городов. Уменьшены и без того недостаточные финансовые вложения. А ведь реставрация объектов культурного наследия изначально предполагает, в первую очередь, государственное финансирование, а сохранение памятников истории и архитектуры -это, прежде всего, задача государства.

В настоящее время основным программным документом, регулирующим финансирование ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, является федеральная целевая программа «Культура России» разработанная до 2020 года. Наибольший удельный вес объёма финансирования (около 95 %) приходится на объекты культурного наследия религиозного назначения. В целях сохранения объектов культурного наследия в городе Москве разработана государственная программа города Москвы «Культура Москвы». С 28 декабря 2011 года начала действовать программа предоставления субсидий религиозным организациям в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 646-ПП.

Таблица 1

Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия

религиозного назначения

В 2012 г. на программу по восстановлению только православных храмов в городе Москве было направлено 96,1 млн. руб. Софинансирование со стороны религиозных организаций составило 29,4 млн. руб. Проводились работы на 9 объектах, 4 объекта отреставрированы полностью. В 2013 г. из городского бюджета было выделено уже 106,9 млн. руб. Религиозными организациями привлечено 31,6 млн. руб. Проведены ремонтные и реставрационные работы на 13 объектах культурного наследия, 5 объектов отреставрировано полностью. В 2014 г. было предусмотрено предоставление субсидий на реставрацию 9 храмов на общую сумму 132,8 млн. руб. 3 объекта отреставрированы полностью в 2015 году. Религиозные организации за аналогичный период привлекли порядка 32,1 млн. руб.

Рис. 1. Средства, выделенные на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения Москвы в рамках программы предоставления субсидий в 2012-2014 гг.

Всего с 2012 по 2014 гг. благодаря объединению средств, выделенных правительством Москвы, со средствами приходов под постоянным совместным контролем с религиозными организациями проведены ремонтно-реставрационные работы на 24 объектах, (в том числе 9 объектов отреставрированных полностью) на общую сумму 335 млн. руб. в рамках программы предоставления субсидий и 93,1 млн. руб. привлечённых самими религиозными организациями. По состоянию на 26 августа поступило 77 заявок на выделение субсидий в 2015 г. С учётом растущей заинтересованности религиозных организаций в проведении реставрации памятников архитектуры Правительство Москвы приняло решение увеличить сумму ассигнований в 2015 г. до 200 млн. руб. Эффективность программы одобрена Рабочей группой при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений.

В настоящее время на территории города Москвы расположено 570 объектов культурного наследия религиозного назначения. Благодаря реализации двух городских программ число храмов, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилось до 83. Но, несмотря на растущие из года в год объёмы финансирования, средств, выделяемых из федерального бюджета на восстановление объектов культуры, в том числе религиозного назначения, катастрофически не хватает, т. к. они составляют одну десятую часть от необходимого объёма финансирования. С экономической точки зрения выполнять реставрацию объектов культуры невыгодно, потому что, если реставрировать «как надо» -это очень сложный и дорогостоящий процесс. Достаточно сказать, что реставрация в пять раз дороже восстановления. Ещё проще просто снести объект культурного наследия и построить на освободившейся территории новое сооружение, что зачастую и происходит. В ожидании реставрации около 30 % объектов культурного наследия, в т.ч. религиозного назначения приходят в аварийное состояние и разрушаются. Каждый день «умирают» 1-3 памятника, и это говорит о катастрофическом состоянии нашей национальной культуры. А ведь храм - это не просто памятник архитектуры и истории. Это, прежде всего, памятник нашего духовного наследия. Вот почему вопросам ремонта и реставрации этой категории объектов культурного наследия необходимо уделять особое внимание.

Помимо проблем связанных с недостатком финансирования, приводящим к «физической смерти» памятника, появилось понятие его «моральной смерти», когда храм лишается своего исторического пространства и оказывается «заживо замурованным», а для города - утраченным. Рассмотрим это на примере уникального памятника архитектуры, « жемчужины Москвы» - храма Воскресения Христова в Кадашах. Этот памятник московского барокко конца XVII века занимает первостепенное место среди храмов Замоскворечья и входит в ансамбль Московского Кремля, заповедная зона которого стоит на учете в ЮНЕСКО (рис. 2).

а) б)

Рис. 2. Храм Воскресения Христова в Кадашах: а) XIX в.; б) XXI в.

В конце 90-х годов прошлого века началась активная застройка 401-го квартала, на территории которого находится храм. На пересечении 3-го Кадашевского переулка и улицы Большая Ордынка элитный четырёхэтажный жилой комплекс примкнул к уже существующему длинному зданию: образовалась сплошная стена, в результате чего был уничтожен сквозной характер исторической застройки, и закрыт обзор памятника с этой стороны. Появилось трёхэтажное здание банка по 1-му Кадашевскому переулку и трёхэтажное здание фирмы «Билайн» по 3-му Кадашевскому переулку, по своему стилю никак не соответствующие архитектурному стилю квартала. Затем начались проектные разработки на участках, которые примыкают к территории, принадлежащей храму. Предлагалось вплотную к церковной ограде соорудить крупномасштабный комплекс с многоэтажным жильём и подземными гаражами (рис. 3).

Рис. 3. Первоначальный проект застройки

Все ранее сделанные рекомендации по сохранению дробного характера застройки, подчёркивающей доминирующую роль храма, были отброшены, а проектные разработки абсолютно противоречили рекомендациям по режиму реконструкции 401 квартала (табл. 2).

Таблица 2

Рекомендации по реконструкции 401 квартала и предлагаемые проектные разработки

№ п.п. Рекомендации по режиму реконструкции Предлагаемые проектные разработки

1 2 3

1 историко-археологическое изучение культурного слоя скоростная стройка на 12-метровой глубине на участке, исторически принадлежащем церкви (схематично представлено на рис. 3)

2 инженерно -геологическое исследование оснований зданий, укрепление фундаментов снос исторической застройки

3 озеленение квартала средневысокими садово-декоративными кустами или деревьями, учитывая особенности ландшафта и наилучшего обзора памятника озеленение на уровне земли исключается и переносится на крыши четырёх-шестиэтажных зданий

4 мелкомасштабное малоэтажное (не более 2-х этажей, высотой 10,5 м) строительство с целью восстановления внутриквартальной структуры (схематично представлено на рис. 3) вся середина квартала заполняется единым основанием под многоэтажные здания

5 восстановление трассы тупика для возможного осмотра застройки центральной части квартала Кадашевский тупик исключён из системы городских улиц и превращён в заглублённый въезд в подземный гараж и над въездом нависает шестиэтажный объем жилого блока

6 восстановление полноценной территории церковного владения в исторических границах и реставрация классической ограды по 2-му Кадашевскому переулку на церковной земле размещается жилой блок с подземным гаражом и рестораном.

Ситуация, сложившаяся вокруг храма, в связи с первоначальным проектом хорошо видна на чертеже (рис. 4).

кя

к"

[ичшкик нсгорик и культ^рн фс"к|Мтч<(ч<> ЦЦ'КЛЧ 1!ОСирНМ1|Ё Кркюи в Кшшн~

I lf.ll

¿лзронынин иргишнииАчн Иррктсрнч ЛЧИНВ^чоЛ И(1(йЛк11 I рш и ||д территории пачЛинкк грфннни тсгрнт^нч мрялил

ПЧ1111||4 Ил^ннЦтШвЯ ЫьЧриЬри

Рис. 4. Соотношение границ территории Прихода, территории памятника федерального значения «Храма Воскресения Христова в Кадашах» и территории планируемого сноса и строительства

Храм Воскресения Христова в Кадашах - был поставлен под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, в 1995 г. отнесён к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В 1997 г. утверждена охранная зона памятника № 85. Проект комплекса грубо нарушал охранную зону храма - памятника федерального значения, обозначенную Паспортом - основным учётным документом объекта культурного наследия. Расположенный непосредственно на территории храма и вокруг его границы ряд зданий являются памятниками. Так же ряд зданий являются ценными объектами историко-градостроительной среды средневековой Москвы района «Кадашевская слобода». Эти здания представляют собой дома городских усадеб с сохранившимися до нашего времени историческими границами владений слободы.

Любое строительство в зоне памятника представляет для него опасность, так как храм в Кадашах стоит на насыпи, сделанной на болоте. У него частично утрачены фундаменты, и в настоящее время он находится «в хрупком равновесии», а строительство подземных гаражей в зоне памятника непременно вызовет колебание почв.

Приход храма и общественность города Москвы, вставшие на защиту памятника, ценой огромных усилий добились исполнения закона: установлены границы памятника, уточняется охранная зона, на которой по закону запрещено любое новое строительство, и

допускается только регенерация, а вот археологические исследования должны производиться обязательно и в соответствии с охранным обязательством. Ведь Кадашевский квартал - это маленький кусочек Москвы, где это еще возможно. Только после этого можно приступить к обсуждению проектов застроики квартала.

Для того чтобы храм Воскресения Христова в Кадашах и окружающая его историческая территория заняли достойное место в «Замоскворечье» необходимо:

- сохранить малоэтажную застройку, которая подчёркивала бы доминирующую роль храма, сохранив их масштабные соотношения;

- обеспечить доступность всего квартала для жителей города;

- сохранившиеся исторические здания использовать с обновлённым функциональным назначением;

- переориентировать учреждения, расположенные в квартале преимущественно на музейно-просветительскую деятельность;

- включить Кадашевские переулки и тупик в пешеходную зону Третьяковской галереи.

Необходимо так же:

- при разработке строительных проектов учитывать, что любой контраст старого и нового должен быть художественно организован;

- учесть социально-нравственные запреты на соседство памятников национальной культуры с увеселительными заведениями, злачными местами, рынками, ресторанами и т.п.

Исправить ситуацию вокруг Кадашей пытаются ведущие архитекторы Москвы. Так в 2011 году к разработке нового проекта приступил авторский коллектив под руководством архитектора, профессора Международной академии архитектуры Ильи Валентиновича Уткина, которым была предложена концепция, опирающаяся на историю: малоэтажная застройка - блокированные жилые дома (таунхаусы) со своими улочками и со своей городской средой.

Но ведь приход храма и московская общественность выступают не против конкретных проектов, а против какого-либо строительства в этом месте. Их принципиальная позиция - соблюдение Закона, а по закону, как уже отмечалось выше, в охранной зоне возможна только регенерация, то есть восстановление сохранившихся зданий в их объемно-пространственных характеристиках и на тех местах, где они были когда-то построены1.

Рис. 5. Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»

1 Альтернативный проект развития квартала вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах разработан коллективом архитекторов под руководством Канаева И.П. Данный проект предполагает регенерацию квартала и приспособление зданий под современные нужды.

Рис. 6. Альтернативный проект развития квартала вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах

(архитектор Канаев И.П.)

Более того, вопрос не в защите конкретного памятника, вернее, не только в защите, а в ситуации вокруг всех памятников, нуждающихся в защите и охране, и заключается он в требовании исполнения закона с одной стороны и в их игнорировании - с другой. Ведь проблема, рассмотренная в отношении храма Воскресения Христова в Кадашах, стоит перед очень многими храмами Москвы, например, храмом Ильи Пророка на Воронцовом поле, Тверским подворьем на Кузнецком мосту и другими, и суть её в том, что «можно, не прикасаясь к памятнику, обесценить его художественное воздействие» [4].

Список библиографических ссылок

1. Дроздов Д.П. Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью. - М.: Центрполиграф, 2012. - 379 с.

2. Святенко И.Ю. Вступительное слово // Первые Кадашевские чтения. - М.: изд-во ОРПК «Кадашевская слобода», 2007. - С. 8-10.

3. Салтыков А. Вступление // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Выпуск XV. - М.: изд-во ОРПК «Кадашевская слобода», 2014. - С. 3.

4. Локтев В.И. Некоторые теоретические проблемы охраны памятников архитектуры // Первые Кадашевские чтения. - М.: изд-во ОРПК «Кадашевская слобода», 2007. -С. 102-105.

5. Федеральная Целевая Программа «Культура России» (2012-2018 гг.). URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9 (дата обращения: 22.12.2015).

6. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы». URL: http://base.garant.ru/397755/ (дата обращения: 25.12.2015).

7. Постановление Правительства Москвы № 646-ПП. URL: https://www.mos.ru/ documents/?id_4=129342 (дата обращения: 25.12.2015).

8. Об итогах выполнения мероприятий по реставрации памятников в городе Москве в 2014 году и задачах на 2015 год. URL: http://dkn.mos.ru/presscenter/presentations.pdf (дата обращения: 26.12.2015).

9. Проведение ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения за счёт средств городского бюджета 2011-2015 гг. URL: http://www.slideshare.net/Darina170488/2015-45748352 (дата обращения: 26.12.2015).

10. URL: http://www.ikanaev.ru/album/Kadas-14.html (дата обращения: 29.12.2015).

11. Кадаши: продолжение истории. URL: http://archi.ru/russia/49823/kadashi-prodolzhenie -istorii (дата обращения: 29.12.2015).

12. URL: http://www.ikanaev.ru/album/Kadas-7.html (дата обращения: 29.12.2015).

13. Саратовская Е. П. Краткий обзор работ архитекторов на территории 401-го квартала Кадашевской слободы // Первые Кадашевские чтения. - М.: изд-во ОРПК «Кадашевская слобода», 2007. - C. 47-71.

14. Охрана храма памятника. URL: http://www.kadashi.ru/kadashi-v-opasnosti/okhrana-khrama-pamyatnika.html (дата обращения: 29.12.2015).

Strigin B.S. - candidate of technical sciences, associate professor

Davudov E.V. - economist-manager

Moscow State University of Civil Engineering

The organization address: 129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe shosse, 23 Kupriyanova N.V. - candidate of technical sciences, associate professor E-mail: [email protected]

Kazan state University of architecture and engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Restoration of objects of cultural heritage religious setting: commercial interest or spiritual heritage?

Resume

This article touched on the conservation of cultural monuments of Moscow. The main causes of the destruction of the historic Commemorative Cove, questions of funding restoration work on objects of cultural heritage are considered. The risk of loss of ancient identity emerged with the beginning of industrialization of construction methods, which led to the demolition of old neighborhoods and the destruction of green areas. Particular attention is paid to religious sites. For example the Church of Christ Resurrection in Kadashi considered reasons causes the loss of artistic influence of the monument, made recommendations for the conservation of the temple-monument and its historical territory.

Keywords: repair and restoration work, a cultural heritage site, the Church of the Resurrection in Kadashakh.

Reference list

1. Drozdov D.P. Bolshaya Ordynka. Walk in the Zamoskvorechye. - M.: Tsentrpoligraf, 2012. - 379 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Svyatenko I.Yu. Opening remarks // Kadashevskya First reading. - M.: publishing house ORPC «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - P. 8-10.

3. Saltykov A. Intro // Kadashevskya reading: a collection of conference papers. Issue XV. -M.: publishing house ORPC «Kadashevskaya Sloboda», 2014. - 3 р.

4. Loktev V.I. Some theoretical problems of protection of monuments of architecture // First Kadashevskya reading. - M.: publishing house ORPC «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - P. 102-105.

5. Federal Target Program «Culture of Russia» (2012-2018). URL: http://fcpkultura.ru/ new.php?id=9 (reference date: 22.12.2015).

6. The state program of Moscow city «Moscow Culture». URL: http://base.garant.ru/397755 / (reference date: 25.12.2015).

7. The Moscow Government resolution № 646-PP. URL: https: //www .mos. ru/documents/? id_4=129342 (reference date: 25.12.2015).

8. The results of the measures on the restoration of monuments in Moscow in 2014 and tasks for 2015. URL: http://dkn.mos.ru/presscenter/presentations.pdf (reference date: 26.12.2015).

9. Carrying out repair and restoration works on cultural heritage sites of religious significance at the expense of the city budget 2011-2015. URL: http://www.slideshare. net/Darina170488/2015-45748352 (reference date: 26.12.2015).

10. URL: http://www.ikanaev.ru/album/Kadas-14.html (reference date: 29.12.2015).

11. Kadashi: continuation of the story. URL: http://archi.ru/russia/49823/kadashi-prodolzhenie-istorii (reference date: 29.12.2015).

12. URL: http://www.ikanaev.ru/album/Kadas-7.html (reference date: 29.12.2015).

13. Saratov E.P. a Brief review of the works of the architects on-site 401-quarter Kadashevskaya Sloboda // Kadashevskya First reading. - M.: publishing house ORPC «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - Р. 47-71.

14. The protection of the temple of the monument. URL: http://www.kadashi.ru/kadashi-v-opasnosti/okhrana-khrama-pamyatnika.html (reference date: 29.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.