Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1
УДК 37.013
К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства высшей школы
Я. А. Гончарук
Гончарук Ярослав Алексеевич, аспирант кафедры социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, [email protected]
Статья раскрывает содержание понятия «физкультурно-обра-зовательное пространство» в контексте высшей школы. Предпринята попытка обоснования физкультурно-образовательного пространства высшей школы как самодостаточного типа образовательного пространства. Показаны социально-педагогический, социальный, практический и методологический уровни, актуализирующие необходимость обоснования физкультурно-образова-тельного пространства. Подробно рассмотрена социологическая литература, посвященная проблематике совершенствования управления развитием образовательного пространства высшей школы. Особое внимание акцентируется на необходимости введения рациональной и регулируемой системы управления данным пространством посредством проектного управления. Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство, образовательный процесс, субъекты физкультурно-образо-вательного пространства, проектное управление.
On the Problem of Physical Culture High School Educational Space Substantiation
Y3. A. Goncharuk
Yaroslav A. Goncharuk, https://orcid.org/0000-0002-8146-5197, Belgorod National Research University, 85 Pobedy Str., Belgorod 308015, Russia, [email protected]
The article reveals the content of «physical culture and educational space» concept in the context of higher education. An attempt was made to justify the physical culture and educational space of higher education as a self-sufficient type of educational space. Socio-ped-agogical, social, practical and methodological levels, actualizing the need to justify the physical culture and education space are shown. The detailed reviews of sociological literature devoted to higher school educational space management improving development are given. The author focuses on the need to introduce a rational and regulated system for managing this space by means of project management methods.
Keywords: physical culture and educational space, educational process, subjects of physical culture and education, project management.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-1 -32-35
В современной России наблюдается практика интеграции инструментов управления, в том числе и проектного, из сферы бизнеса в различные сферы деятельности, в том числе и образование, оказавшееся в новых условиях функционирования. Динамика условий управления
физкультурно-образовательным пространством вуза, по мнению ряда исследователей, связана, прежде всего, с ролью государства в управлении системой образования, отмечалось стремление «последовательного усиления роли общественной составляющей в управлении образованием»1. На практике же проявлялось усиление централизованного государственного управления за счет более строгого контроля организационно-финансовых и имущественных отношений вузов.
Под термином «образовательное пространство» принято понимать пространство, характеризуемое новыми тенденциями в развитии отечественного образования2. Образовательное пространство современной высшей школы исследовалось рядом ученых, которые выявляли такие его типы, как: культурно-образовательное, единое воспитательное, информационно-образовательное, социально-образовательное, пространство педагогических исследований и проч.3
Физкультурно-образовательное пространство вуза представляет собой целостное пространство, в котором осуществляется взаимодействие вуза с различными образовательными учреждениями на основе интеграции, открытости, непрерывности образовательного процесса, направленное на физкультурное образование, развитие обучающихся, а также обеспечивающее дополнительные возможности повышения готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности4.
В качестве субъектов физкультурно-образо-вательного пространства вуза правомерно рассматривать множество категорий, таких как государство, бизнес, гражданское общество5. Однако в условиях позиционирования физкультурно-об-разовательного пространства вуза как регулируемого результата проектного управления, мы полагаем, наиболее эффективным будет выделение трех субъектов: 1) обучающиеся; 2) профессорско-преподавательский состав; 3) административно-управленческий аппарат. Обратим внимание, что на данный момент мотивации субъектов физкультурно-образовательного пространства высшей школы в значительной степени расходятся, что создает преграду развитию данного пространства. Таким образом, состояние субъектов физкультурно-образовательного пространства вуза находится в зависимости от диспозиции этих субъектов, что требует обоснованного и эффективного механизма регулирования.
© Гончарук Я. А., 2019
Я. А. Гончарук. К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства
Значимость развития физкультурно-обра-зовательного пространства вуза обозначена на федеральном уровне. Так, главной инициативой правительства в этой области является программная и нормативная основа системы физического воспитания различных групп населения РФ. Относительно студенческой молодежи наиболее актуальной программой выступает возрождение ВФСК «ГТО», который включает «виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний и навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков»6. Высокая степень интегрированности показателей здоровья нации, способности противостоять внешним и внутренним потенциальным агрессорам, продолжительности и качества жизни обусловливают высокую актуальность эффективного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза.
Моральное старение традиционных методов развития и управления образовательным пространством высшей школы предопределяет необходимость всесторонних преобразований в физ-культурно-образовательном пространстве вуза. Можно констатировать проблему эффективности управления физкультурно-образовательным пространством вуза, вызванную как нежеланием большинства сотрудников педагогического кол -лектива признать данную работу приоритетной7, так и низкой готовностью руководителей образовательных учреждений применять современные технологии управления. Среди прочих факторов, препятствующих эффективному управлению развитием физкультурно-образовательного пространства вуза, можно выделить проблемы социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного характера. Данные факторы ограничивают разработку и внедрение личностно ориентированных высокоэффективных моделей физического развития и совершенствования будущих специалистов. Отметим, что модернизация физкультурно-образовательного пространства вуза поставила перед вузом задачу качественного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания студентов. Таким образом, проявляется необходимость формирования устойчивой схемы проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи.
Интеграция управленческих технологий позволяет снизить стихийный характер принимаемых инноваций в процессе развития физ-культурно-образовательного пространства вуза и предоставляет возможность контроля над всеми его субъектами, вырабатывая оптимальные пути снятия социальных барьеров. Опираясь на существующие положения, профессиональное сообщество рассматривает технологию проектного
управления как приоритетную, делая упор на методологии проектного управления, регламентирующей порядок действий на каждой стадии ведения деятельности и возможность получения результата в условиях ограниченности ресур-сов8. Таким образом, обоснованность проблемы противоречия развития физкультурно-образова-тельного пространства вузов его оптимизацией обусловливает актуальность темы.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования эффективного проектного управления развитием физкультурно-об-разовательного пространства вуза обусловлена поиском путей повышения его результативности. Ряд современных исследований отмечают низкий уровень физического здоровья. Так, более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний. Исходя из опыта российских высших образовательных учреждений, более половины студенческой молодежи распределяются в специальные медицинские группы по дисциплине «физическая культура». Таким образом, подтверждается позиция исследователей, что уровень физического здоровья молодых людей планомерно снижается в прямой зависимости от курса обучения9. Наравне с социальными проблемами, состоянием среды воспитания, генетическими параметрами, педагогическими условиями и прочими факторами ряд исследователей обращают внимание на недостаточную эффективность управления развитием физкультурно-образовательного пространства вузов.
На социальном уровне значимыми представляются выявление у участников проекта социальных и психологических барьеров реализации технологии управления и адаптация теории проектного управления к современным российским реалиям.
На практическом уровне немаловажным является фактор высокой конкуренции современных вузов в привлечении абитуриентов. Исходя из этого, перед учреждениями высшего образования стоит острая проблема совершенствования инструментария самоуправления, в том числе и управления физкулкгурно-образовательным пространством. В сложившейся ситуации низкая добровольная физкультурно-оздоровительная активность участников физкультурно-образо-вательного пространства вуза не только свидетельствует о слабой организационной составляющей, но и формирует отрицательный имидж вуза. Таким образом, общественное мнение студенческой молодежи об организации и управлении физкультурно-образовательным пространством вуза находится в сфере интересов высшего руководства вуза, а государственная политика оздоровления нации лишь усиливает данный интерес.
На методологическом уровне актуальность обусловлена недостаточной проработанностью
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1
вопросов применения концепции проектного управления развитием физкультурно-образова-тельного пространства вуза. Практика проектного управления динамично расширяет сферу применения и требует комплексного использования различных средств, методов и инструментов.
В современной социологической литературе проблематика совершенствования управления развитием образовательного пространства вуза широко представлена как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Сегодня сформировалась практика рассмотрения общих проблем управления качеством образования. Актуализацией проблем совершенствования управления и оценки состояния системы образования России в различное время занимались многие исследователи (Н. В. Василенко, А. И. Голубева, А. Ю. Горчаков, Д. В. Денисов, Д. Н. Ермаченко, Р. В. Иванов, О. А. Куприн, Э. М. Коротков, Е. А. Омельченко, И. С. Семенова, Е. В. Яковлев и др.), которые отмечали необходимость комплексного подхода к изучению моделей управления образовательным пространством вуза, акцентируя внимание на диверсификации образования. Так, Э. М. Корот-ков подчеркивает «возрастающую потребность в индивидуальном выборе дисциплин, формировании собственной программы образования, развитии самостоятельной работы. Выбор дисциплин студентом способствует осмысленному подходу к формированию своей карьеры, мотивации образовательного процесса, изучению и осознанию особенностей профессиональной деятельности» 10.
Социологический аспект условий совершенствования системы управления развитием образовательного пространства вуза рассматривается с позиции применения социологического анализа в процессе выбора оптимальной технологии управления (Г. Г. Еремеева, А. В. Куз -нецов, О. С. Минаева, Э. М. Салихова и др.). Исследователи отмечают тесную взаимосвязь между технологиями управления и системой образования. Так, по мнению О. С. Минаевой, «высшее образование непосредственно вплетено в систему социального управления и является субъектно-объектным образованием не только по своей природе, но и по реальной роли в этой системе»11.
Обособленной сферой изучения управления образовательным пространством вуза является практика модернизации и применения инноваций в условиях глобализации. Ряд ученых (С. А. Беляков, Н. В. Кабеева, С. Л. Кайфеджян, И. В. Митрофанова, В. Г. Новиков, Г. А. Чернышёва, Е. А. Шварцкопф и др.) указывают, что «с позиций управления модернизация образования не является особенным процессом и реализуется в рамках обычного управления»12. Данная позиция отражает правомерность применения управленческого теоретического и практическо-
го опыта в процессе управления развитием физ-культурно-образовательного пространства вуза.
Непосредственно вопросам конструирования эффективного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза посвящены работы многих исследователей (С. А. Акимов, Б. М. Антонов, М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, Б. М. Гзовский, Т. А. Глазин, Г. В. Дроби-нин, Н. В. Жмарев, В. Ю. Козлов, С. С. Коровин, Е. А. Короткова, С. И. Крамской, В. П. Моче-нов, А. А. Нестерова, Т. А. Овечкина и др.) Так, С. И. Крамской подчеркивает, что «повышение эффективности социального управления процессом физического воспитания молодежи позволяет реализовывать целевые установки социальной политики РФ, направленной на укрепление здоровья нации, в первую очередь, молодежи, способствует социальной ориентированности государственного управления процессом физического воспитания студенческой молодежи»13. Ряд исследователей, в том числе С. С. Коровин и С. А. Акимов, рассматривают цель управления как оптимизацию процесса развития физкультурно-образователь-ного пространства вуза; упорядоченность системы взаимодействия его субъектов по овладению физической культурой14. Однако данные исследования носят более теоретико-методологический характер, поскольку не имеют достаточно данных относительно реализации успешного внедрения методик и технологий управления в образовательный процесс.
Несмотря на достаточно широкое внимание исследователей к технологии проектного управления в образовании, опыт реализации проектного управления в процессе развития физкультурно-образовательного пространства вуза практически не отражен в научной сфере, лишь несколько работ представляют отечественную практику (среди них труды С. А. Боженова, Т. Г. Волченковой, С. С. Жук, П. С. Селезнева, О. В. Скопина). Вместе с тем проблема проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза требует дальнейшей теоретической доработки с целью перенесения полученного опыта в практическую сферу применения.
Таким образом, на данный момент практически отсутствуют научные работы, рассматривающие опыт управления проектом на всех его стадиях реализации, что особенно важно в условиях диверсифицированного вектора в образовании современной молодежи.
Примечания
1 Беляков С. А. Модернизация образования в России : совершенствование управления. М. : МАКС Пресс, 2009. С. 179.
2 См.: Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
34
Научный отдел
Я. А. Гончарук. К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства
3 См.: Жеребятникова Г. В. Образовательное пространство вуза : современное осмысление понятия // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2012. С. 45-49.
4 См.: ШипиловР.М. Открытое физкультурно-образова-тельное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.
5 См.: Бондырева И. Б., Яковлева А. В. Взаимодействие субъектов образовательного пространства // Науч. журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 18-25.
6 О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 // Российская газета : [сайт]. URL: http://rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (дата обращения: 24.02.2016).
7 См.: Новоточина Л. В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении инновационного типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
8 См.: ЯкимоваМ. Н. Проект как инструмент реализации государственной политики в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Екатеринбург, 2017.
9 См.: Осипов А. Ю., Гольм Л. А., Михайлова С. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестн. ЧГУ 2012. № 2 (39). Т. 2. С. 178-181.
10 Коротков Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2007. С. 20.
11 Минаева О. С. Высшее образование в системе социального управления : дис. ... канд. социол. наук. М., 1997. С. 122
12 Беляков С. А. Указ. соч. С. 55.
13 Крамской С. И. Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодежи (на материалах Белгородской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. С. 26.
14 См.: Коровин С. С., Акимов С. А. Методические основы управления физкультурным образованием в формировании физической культуры личности // Вестн. ОГУ 2016. № 1. С. 27-31.
Образец для цитирования:
Гончарук Я. А. К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства высшей школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 32-35. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-32-35
Cite this article as:
Goncharuk Уа. A. On the Problem of Physical Culture High School Educational Space Substantiation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 1, рр. 32-35 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-32-35