Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза'

К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басанова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза»

жизненных ситуациях, выделенные американскими психологами (R. Moos & J. Schaefer, 1986): установление значимости и смысла ситуации; сохранение эмоционального баланса; решение проблем, вызвавших экстремальную ситуацию; сохранение целостности социального окружения, установление социальных контактов и использование ресурсов социальных поддержки; сохранение личного достоинства и чувства уверенности в себе.

Таким образом, в качестве кратких выводов настоящей работы можно указать следующее.

Исходя из особенностей экстремальных видов деятельности, специалисты, кроме общей профессиональной компетентности, позволяющей им успешно выполнять задачи в обычных организационных условиях, должны обладать еще и специальными видами компетентности. Речь идет об экстремальной компетентности, которая позволяет личности сохранять внутренний баланс, обеспечивать выполнение профессиональных задач и/или сохранять свою целостность при воздействии экстремальных условий деятельности и в различных экстремальных ситуациях.

Экстремальная компетентность реализуется в ряде компетенций, которые могут быть объединены в три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с самоопределением личности в экстремальных ситуациях и меняющихся условиях деятельности; компетенции регуляции и компетенции саморегуляции в экстремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Кроме групп компетенций мы выделяем виды экстремальной компетентности на основе определенных признаков, которые играют ключевую роль как в успешности и безопасности выполнения специалистами профессиональных задач, так и в их профессиональном и личностном развитии: экстремальная развивающая компетентность и экстремальная совладающая компетентность. Это совершенно самостоятельные компетентности, имеющие различные характеристики. Оба вида компетентности необходимы для успешной и безопасной деятельности специалиста. Однако для той или иной профессии, того или иного вида деятельности, их соотношения различны. К примеру, для успешных спортсменов-альпинистов характерно доминирование экстремальной развивающей компетентности, а для успешных спасателей - доминирование совладающей компетентности.

Экстремальная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности, и, в конечном итоге, позволяет не только решать профессиональные задачи в экстремальных условиях деятельности, но, что является наиболее важным, позволяет трансформировать воздействие экстремальной ситуации в новые возможности личности.

Т.А. Басанова

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим развитием информационных технологий все большее внимание уделяется информационному оружию и технологии ведения информационной войны (М.Г. Делягин, 1992; Г.Г. Самерз, Г.Е. Экклз, 1991 и др.). В гуманитарном аспекте под «информационной войной» понимаются активные методы трансформации информационного пространства (А.Е. Тарас, 2003). При этом речь идет об определенной системе изменения в сознании человека картины мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения. Новые жизненные стандарты пропагандируются и

распространяются с помощью мета-технологий, основным объектом которых является массовое сознание. Отметим, что информационное воздействие, оказываемое современными средствами массовой информации, носит, как правило, односторонне негативный характер, способствующий тотальной деградации населения посредством разрушения моральных устоев, актуализации низших витальных потребностей.

Пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации проблемы безопасности позволил выделить ее информационно-психологический аспект (В.Д. Аносов, 1996; А.В. Брушлинский, 1996; А.Е. Войскунский, 1997; Г.В. Емельянов, 1996; Г.М. Зараковский, 1997; В.Е. Лепский, 2002; В.М. Розин, 1997 и др.). Под «информационно-психологической безопасностью личности» мы понимаем состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. Несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, вопросы специальной подготовки студентов вуза в области информационно-психологической безопасности, как правило, не рассматриваются.

Исследованием процессов, характерных для периода обучения в вузе, занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Д.Б. Бромлей, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т.Лисовский, В.А. Сластенин и многие другие. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Неопределенность собственного «Я» и своего будущего определена учеными как ведущая проблема юности. Для сознания молодого человека характерно состояния поиска себя и своего места в мире, единомышленников, смысла жизни не только в узком, индивидуальном смысле, но и в самом широком, глобальном философском плане. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека.

Очевидно, что подготовка высококвалифицированного специалиста на современном этапе развития общества - непростая задача. Для ее реализации необходима не только профессиональная компетентность в выбранной сфере деятельности, но и сохранение собственной информационной целостности. В предусмотренных учебных планах есть дисциплины («экология», «безопасность жизнедеятельности»), в которых основной акцент делается на сохранении телесного здоровья человека, тогда как психологический компонент, оказывающий существенное влияние на формирование личности безопасного типа, остается без внимания. В связи с этим становится особенно актуальным изучение проблемы обеспечения информационно -психологической безопасности студентов вуза в педагогическом процессе.

Анализ научных представлений о безопасности показал, что складывающиеся у каждого человека собственные субъективные представления о безопасности - обыденные (имплицитные) концепции безопасности играют важную роль в процессах ее практического обеспечения.

Изучение данной проблемы ведется нами на протяжении трех лет. Так, на первом этапе в рамках пилотажного исследования были изучены представления о безопасности у студентов технических специальностей вуза. Исследование проводилось в феврале-марте 2004 года на выборке, состоящей из студентов, обучающихся на технических специальностях Таганрогского государственного радиотехнического университета, в возрасте от 18 до 25 лет. Общий объем выборки составил 100 человек.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы специально разработанные нами для этой цели анкеты и опросники, подвергнутые экспертной оценке с целью подтверждения значимости содержания вопросов, включенных в анкеты и опросники для изучения представлений об информацион-

ной безопасности.

Результаты, полученные в ходе исследования, анализировались с применением контент-анализа и методов математической статистики (непараметрического критерия Крускала - Уоллиса, ^критерия Стьюдента).

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты частично подтверждают гипотезу о том, что представления студентов об информационной безопасности фрагментарны, поверхностны, что может быть обусловлено отсутствием специальных знаний, умений, позволяющих противостоять негативному информационному воздействию, и являться причиной их незащищенности в информационно-психологическом плане. В частности, достоверно можно утверждать, что у обследуемой группы испытуемых среди различных видов опасных факторов преобладают физический (38,01%) и информационно-психологический (29,47%) фактор по сравнению с химическим (18,9%) и биологическим фактором (13,62%). На рисунке 1 представлена гистограмма, составленная по результатам опросника «Опасный фактор», в которой отражено процентное соотношение видов опасных факторов по каждому рангу. В частности, это может быть обусловлено тем, что в данном возрасте имеют место различные формы рискованного поведения, приводящие к появлению физических травм. С другой стороны, данный этап развития характеризуется тем, что происходит завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни, осуществляется переход от зависимости (правовой, экономической, нравственной) к независимости от родителей. Это может сопровождаться повышением значимости для студентов информационно-психологического фактора;

100 90

а во | 70 I 60

Я 50 * 40

30 20 10 0

123456789 10

□ Информационно-психологический фактор - 29,5 % О Физический фак№иРа

□Химический фактор - 18,9 % □Биологический фактор - 13,6 %о

Рис. 1. Процентное соотношение видов опасных факторов по рангам

Основным источником негативного информационного воздействия (НИВ), по мнению испытуемых, являются средства массовой информации. Несмотря на то, что некоторые испытуемые знают о наличии определенных эффективных способах защиты от НИВ, многие из них редко их используют, поскольку «это требует определенных усилий и постоянного самоконтроля». 74% испытуемых считают ответст-

г±п

12

42

59

17

53

59

15

60

46

34

25

22

43

29

24

27

20

23

22

19

20

17

3

3

3

4

7

9

3

8

£

9

3

венными за обеспечение информационной безопасности различного рода государственные инстанции и только 26% испытуемых указывают на необходимость наличия собственной ответственности за свою жизнь. Основными учебными дисциплинами, оказавшими влияние на формирование представлений студентов о психологическом аспекте информационной безопасности, в большей степени являются предметы гуманитарного цикла.

Дальнейшее теоретическое исследование показало, что представления, хоть и являются отражением менталитета и социальной практики общества, опираются на индивидуальный опыт субъектов. В связи с этим, существуют основания предполагать, что представления о безопасности, являясь частью мировоззрения, взаимосвязаны с его смысловыми структурами.

Понятие «мировоззрение» является сравнительно традиционным, хотя нельзя считать его полностью вписанным в понятийный строй наук о человеке. К теоретикометодологическим исследованиям мировоззрения можно отнести работы Т.И. Адуло, А.И. Антипенко, М.Г. Ашманиса, Е.К. Быстрицкого, И.И. Жбанковой, В.П. Иванова, Д.А. Леонтьева, В.К. Лукашевич, Р.А. Смирновой, Д.И. Широканова и др., согласно которым мировоззрение соотносится со смысловой реальностью человека.

Под мировоззрением мы, вслед за Д.А. Леонтьевым, понимаем ядро индивидуального образа мира, содержащее как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека (Д.А. Леонтьев, 2000). Оно формируется на протяжении всей жизни человека как в результате обобщения естественнонаучных, социально -исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Д.А. Леонтьевым и его учениками разработана схема, позволяющая эмпирически изучать мировоззрение, исходя из выделенных в нем аспектов (содержательного, ценностного, структурного, функционального). Так, сопоставляя выделенные Д.А. Леонтьевым аспекты мировоззрения и научные представления о ценностно-смысловой сфере личности, можно предположить, что личностные ценности соотносятся с содержательным и ценностным аспектами мировоззрения, а такие характеристики ценностно-смысловой сферы, как наличие, взаимосвязанность, структурированность и возможность регулировать активность личности на разных уровнях ее деятельности и бытия - со структурным и функциональным аспектами мировоззрения.

Под смысловой структурой мировоззрения в настоящей работе понимается проекция в плоскость сознания динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности. В целях эмпирического исследования выделены следующие характеристики смысловой структуры мировоззрения:

- личностные ценности - осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, характеризующие содержательный и ценностный аспекты мировоззрения;

- степень зрелости мировоззрения - связность, структурированность, интегрированность, непротиворечивость смысловых структур;

- общая осмысленность жизни как проявление функционального аспекта мировоззрения, сформированности системы смысловой регуляции жизнедеятельности.

Таким образом, на основании проведенного теоретического анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в содержании представлений о безопасности у субъектов с различными характеристиками смысловой

структуры мировоззрения.

Для диагностики представлений о безопасности на базе результатов пилотажного исследования был разработан опросник «Безопасность». Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева позволила нам диагностировать такие характеристики смысловой структуры мировоззрения, как уровень зрелости мировоззрения и личностные ценности. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) позволил определить уровень осмысленности жизни.

Исследование было проведено в 2005 году на студентах Таганрогского государственного радиотехнического университета, обучающихся на дневной форме обучения. В работе приняло участие 60 человек в возрасте от 17 до 26 лет.

При формировании подвыборок с однородными характеристиками смысловой структуры мировоззрения возникла трудность, связанная с отсутствием эмпирически определяемой взаимосвязи между отдельными исследуемыми характеристиками. В частности, попытка анализа представлений о безопасности у субъектов с определенными однородными типами смысловой структуры мировоззрения (с одинаково высокими, средними или относительно низкими показателями по различным характеристикам) показало, что уровень развитости смысловой структуры мировоззрения не влияет на их представления о безопасности. Учитывая небольшой объем этих выборок (по 5 человек) данные выводы можно рассматривать лишь как предварительное предположение, требующее дополнительных доказательств.

Исходя из предположения о том, что уровень осмысленности жизни, уровень зрелости и характер ценностей (предельные смыслы) напрямую не связаны между собой и отражают различные уровни смысловой структуры мировоззрения, для более детального рассмотрения выдвинутой нами гипотезы исследования были выделены различные подвыборки испытуемых по отдельным характеристикам смысловой структуры мировоззрения. Анализ представлений о безопасности в данных подвыборках показал, что:

- субъекты с высоким уровнем осмысленности жизни выше оценивают собственную способность обеспечить из внешних и внутренних условий безопасности внутренние по сравнению с субъектами со средним уровнем осмысленности жизни;

- субъекты, ориентирующиеся на духовные ценности, выше оценивают значимость сохранности духовных основ существования по сравнению с субъектами, ориентирующимися на эгоцентрические и группоцентрические ценности.

Выявление представлений субъектов о безопасности показало важность изучения этого аспекта. Выдвинутая гипотеза о существовании различий в содержании представлений о безопасности у субъектов с различными характеристиками мировоззрения подтверждена частично.

В процессе эмпирического исследования мы столкнулись со следующими трудностями: сложность отбора субъектов с однородными характеристиками смысловой структуры мировоззрения (с одинаковым уровнем осмысленности жизни, зрелости мировоззрения, личностным ценностям), связанная с характером взаимосвязей между различными характеристиками смысловой структуры мировоззрения. В частности, степенью его развитости и уровнем осмысленности жизни; противоречивость некоторых полученных результатов.

Все это открывает перспективу дальнейшего исследования данной проблемы. Работа, на наш взгляд, может быть продолжена по следующим направлениям:

1. Накопление эмпирического материала с целью уточнения результатов посредством увеличения численности выборок с однородными характеристиками смысловой структуры мировоззрения.

2. Совершенствование научно-методического и диагностического обеспечения определения уровня зрелости мировоззрения.

3. Совершенствование предложенного опросника для диагностики представлений о безопасности и разработка новых методик исследования.

Рассмотрение специфики представлений о безопасности у разных групп людей, различающихся по разнообразным характеристикам (по возрасту, образованию, социальному статусу, профессии, психологическим характеристикам и пр.).

В общем виде обеспечение информационно-психологической безопасности личности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде могут быть выделены в следующие основные группы (Г.В. Грачев, А.К. Грязнов, 1996): 1) регулирование, в частности ограничение информационных потоков; 2) организация внешних потоков (в том числе инициирование распространения определенной информации); 3) распространение способов и средств обработки и оценки информации; 4) формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты; 5) формирование индивидуальной или групповой социально-психологической защиты.

Из указанных выше групп первые две связаны с изменением «внешней для личности информационной среды». Последующие три определяются изменением механизмов и способов взаимодействия человека с «внешней» информационной средой. Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Вторая группа защитных мер связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование и нейтрализацию негативного информационного воздействия, в частности, посредством поиска дополнительной информации из различных источников. Третья группа защитных мер включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей и т.п.). Четвертая группа защитных мер основывается на механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями, что определяет использование личностью при анализе и отборе информации групповых оценок, норм и т.д. Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его социально-психологической защиты.

В заключение отметим, что в качестве одного из перспективных направлений дальнейшей работы можно выделить разработку не только учебно-методического материала, но и различного рода тренинговых программ по развитию у студентов вуза навыков распознавания различного рода негативных информационных воздействий и совладания с ними. Кроме того, возможно проведение некоторых форм психокоррекционной работы по развитию критичности, способствующей повышению уровня информационно-психологической безопасности студентов вуза (например, в форме групповых дискуссий по данному вопросу, ролевых игр, консультаций и т.п.).

Таким образом, организация эффективной системы информационно-психологической безопасности студентов вузов определяет необходимость разработки и реализации соответствующих мер нормативно-правового, социокультурного, организационного, научно-методического, материально-технического и иного характера в рамках комплексной программы обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.