Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения доступности информационного ресурса предприятия'

К вопросу обеспечения доступности информационного ресурса предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / INFORMATION / COMPUTERIZATION / INFORMATIONAL LITERACY / INNOVATIONS / SELF-TRAINING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврищева Е. Е.

В работе показано, что для достижения тактических и стратегических целей любого предприятия, в том числе целей инновационного развития, необходимо обеспечение доступности информационного ресурса. Рассмотрены упущенные выгоды предприятия, возникающие в связи с нарушением данного условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF INFORMATION ACCESSIBILITY

The paper proves that in order to achieve tactical and strategic goals of any organization, including those of innovational development, it is essential to provide accessibility of information. Such means as creating the conditions for information «permeability», raising the personnel informational literacy, computerization of information access processes are dealt with.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения доступности информационного ресурса предприятия»

УДК 330

Лаврищева Е. Е. К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ПРЕДПРИЯТИЯ

В работе показано, что для достижения тактических и стратегических целей любого предприятия, в том числе целей инновационного развития, необходимо обеспечение доступности информационного ресурса. Рассмотрены упущенные выгоды предприятия, возникающие в связи с нарушением данного условия.

Кл юче вые слова : информационный ресурс, информатизация, информационная грамотность, инновации.

Важность решения данной задачи отмечается многими учеными. По мнению М. Кастельса, например, «новаторство обусловливается генерацией знаний, чему способствует свободный доступ к информации» [8, с. 124]. Таганов Д. Н. констатирует: «Для того, чтобы фирма могла достигать своих целей, ей необходим своевременный доступ к объективной информации, помогающей принимать стратегические и тактические решения» [13]. Прежде всего, хотелось бы отметить, что мы рассматриваем термин «информация» в широком смысле, как информационный ресурс (ИР) предприятия. Под ИР мы понимаем информацию (знание), имеющуюся в распоряжении предприятия, представленную в различных формах (документах, нематериальных активах), задействованную в ведении производственно-коммерческой деятельности, принятии управленческих решений и обучении и обеспечивающую достижение как текущих, так и стратегических целей. Солидаризируясь с указанными выше авторами, нам хотелось бы подчеркнуть актуальность данной проблемы в связи с возникающими упущенными выгодами предприятия (табл. 1). В качестве объектов исследования выступают крупные машиностроительные предприятия г. Коврова и Владимирской области - ОАО Завод им. В.А. Дегтярева (ОАО ЗиД), ОАО Ковровский механический завод (ОАО КМЗ), ОАО Ковровский электромеханический завод (ОАО КЭМЗ), ОАО ВПО Точмаш (г. Владимир).

Рассмотрим более подробно обозначенные нами проблемы.

А) Доступность информации для внешних пользователей как необходимое условие инвестиционной привлекательности предприятия, роста его капитализации.

Эксперты приходят к выводу о том, что непрозрачность бизнеса увеличивает риски вложений в компанию, отталкивает инвесторов и при этом понижает капитализацию компании. Разработанные в 1999г. специалистами ОЭСР Принципы корпоративного управления представляют собой единые индикаторы состояния корпоративного управления для различных национальных правовых систем. Согласно данным принципам под раскрытием информации и прозрачностью понимается своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании. Информационная прозрачность предполагает раскрытие и информации нефинансового характера -опубликование устава и внутренних нормативных документов. Исследование крупнейших американских компаний за период с 1996 по 2001 г., проведенное консалтинговым агентством «Standard and Poor’s», показало наличие прямо пропорциональной зависимости рыночной стоимости акций компании от качества корпоративного управления, в том числе одной из его важнейших составляющих - прозрачности бизнеса [14]. Аналогичные результаты были получены в исследованиях азиатского подразделения банка «Креди Лионе». Эксперты банка отобрали 100 крупнейших компаний развивающихся рынков Азии, Латинской Америки и Восточной Европы. Категориями оценки качества корпоративного

Таблица 1

Упущенные выгоды предприятия, связанные с проблемами доступности информации (ИР)

Вид информации Упущенная выгода

Информация для внешних пользователей Снижение инвестиционной привлекательности предприятия

Снижение рыночной стоимости предприятия

Информация для внутренних пользователей Неэффективные стратегические и тактические решения

Повышение рисков деятельности предприятия

Снижение эффективности использования ресурсов

Снижение инновационной активности предприятия

управления в данном исследовании были: менеджмент, прозрачность, независимость, подотчетность, ответственность, честность и социальная ответственность. После сравнения компаний оказалось, что рыночная капитализация компаний, получивших наибольшее количество очков в оценке корпоративного управления, в 9,3 раза превышает стоимость их активов [4]. На основании полученных результатов эксперты пришли к выводу, что информационная прозрачность - это важный нематериальный актив, позволяющий наиболее информационно-прозрачным компаниям повышать свою рыночную стоимость благодаря предоставлению информации в объемах, превышающих нормативные требования.

Проведем анализ информационной прозрачности указанных акционерных обществ, опираясь на данные официальных веб-сайтов (в методике «Standard and Poor’s» собственно факт наличия информации в свободном доступе дает 80% максимального балла).

Следует отметить, что за последние два года исследуемые предприятия стали более информационно прозрачными, поскольку еще в 2009 г. не всегда раскрывалась информация о структуре собственности, финансовая информация - учетная политика пред-

приятия, отчетность, составленная в соответствии с национальными или международными стандартами, структура доходов, затрат, репутация аудитора; неполной являлась и операционная информация - она в основном сводилась к кратким сведениям о видах деятельности и продукции и не содержала информации о показателях эффективности, инвестиционные планы на ближайшие годы и социальную отчетность. К сожалению, ни одно из предприятий - объектов исследования еще не перешли на составление бухгалтерской отчетности согласно международным стандартам, до сих пор не является прозрачной информация о вознаграждении менеджмента.

Б) Доступность информации для внутренних пользователей как условие эффективного функционирования предприятия.

А. В. Зубковой и О. Ф. Удаловым было проведено экспертное исследование причин неэффективного функционирования внутренних структурных образований предприятий машиностроения Нижегородской области, из которого следовало, что недостаток информации и ее качество указываются большинством опрошенных в качестве одной из основных причин [6]. Аналогичное исследование проводилось нами на предприятиях г. Коврова в 2011 г., несмотря на временную разницу, результаты не сильно

Таблица 2

Отражение основных компонентов информационной прозрачности (2011 г.)

Структура собственности Права акционеров Финансовая информация Операционная информация Информация о Совете директоров (СД) Вознаграждение менеджмента

Приводится не всегда Сведения о собрании акционеров Аудиторское заключение, Бух. отчетность согласно Российской системы бухгалтерского учета О видах деятельности, стратегии развития, о продукции, показателях эффективности Список СД, отчет о работе Приводится по Совету директоров

Таблица З

Причины неэффективного функционирования машиностроительных предприятий (в %)

Причины Организационные Информационные Кадровые

Подразделения Й ё о 9 X о 3 ЕС О. & Ъ 8 О о | Р & а * К о Д я | •е Недостаточный объем информации Недостаточное качество информации Информационная перегрузка Потеря интереса к работе Отсутствие кадровых стимулов Избыток опыты Недостаток опыта

Функциональные отделы 32 14 З5 38 42 52 60 46 12

Цехи основного пр-ва 22 35 42 27 31 40 46 70 4,3

различаются. Каждому респонденту предлагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа, поэтому сумма процентов не равна 100.

Как видно из таблицы 3, основными причинами неэффективного функционирования предприятия, по мнению большинства респондентов, являются недостаточный объем информации, ее качество и значительная информационная перегрузка. Данные опроса свидетельствуют об имеющихся на предприятии парадоксах информационного характера -избытка и недостатка информации, подчеркивают необходимость решения проблемы доступности информации. Вместе с тем, получение, например, информации о работе высокотехнологичного оборудования (ежеквартальный мониторинг) на ОАО ЗиД, по оценкам его специалистов, способствует росту производительности труда на данном оборудовании примерно на 2 %. На ОАО КЭМЗ с 2007 г. активно внедряется система «канбан», когда «место запасов заняли реальное время и точная оперативная информация» [12]. По оценкам специалистов предприятия, ежегодная экономия оборотных средств составляет чуть более 5%. По мнению П. Друкера, «только сам работник может повлиять на результаты своего труда. А если ему не будет хватать информации, то у него не будет ни стимулов, ни средств для улучшения производительности работы» [5]. Для решения этой проблемы необходим такой элемент ИР, как нематериальные активы (результаты интеллектуальной деятельности, компетенции работников). Использование 178 патентов на изобретения на ОАО ЗиД в 2010 г. позволило получить годовой экономический эффект в сумме 49 млн р., 70% которого обусловлено снижением материалоемкости продукции, а 30% ростом производительности труда.

Компетенции работников (знания, умения, навыки), как один из важнейших нематериальных активов предприятия выступают одним из способов повышения эффективности функционирования предприятия. Даже во время кризиса, предприятия Владимирской области находили средства для реализации программ повышения квалификации работников. В своем интервью местной газете «Знамя труда» заместитель генерального директора ОАО ЗиД по персоналу, режиму и связям с общественностью В. Н. Горячев отметил, что «за первое полугодие 2009 г. профессиональное обучение рабочих прошли 474 человека, переподготовку и повышение руководителей, специалистов и служащих - 1013 работников завода. Обучены 55 новых рабочих, 125 человек прошли переподготовку и обучились второй профессии, 294 - повысили квалификацию по рабочей профессии». [3]

Между тем, мы полностью разделяем точку зрения У Букович и Р. Уильямс, которые отмечают три типа «нарушений» доступа к информации, характерных для предприятий и сегодня:

• при передаче информации сверху вниз. Данные финансового характера очень часто считаются «закрытыми», а чаще всего именно они необходимы менеджменту для принятия правильных решений;

• при передаче информации по горизонтали. Функциональные группы, отделы, подразделения не желают делиться информацией;

• при передаче информации снизу вверх. Работники отбирают информацию, которую необходимо представлять руководителю, что может сказаться на качестве принимаемых управленческих решений [1, с. 153-154].

В) Доступность внешней и внутренней информации как необходимое условие снижения рисков.

Постоянно усложняющиеся технологии в свою очередь создают угрозы для мировой экономической системы и предприятия, как элемента этой системы. Руководителям предприятий постоянно приходится сталкиваться с неопределенностью при принятии управленческих решений. Е. Попов, например, отмечает, что «неопределенность, связанная с недостатком информации, приводит к снижению эффективности управления фирмой и потере полного контроля над контрактными процессами. Отсутствие необходимой информации вызывает как прямые потери, так и возникновение упущенных выгод». [9] Исследуемые предприятия в своих годовых отчетах отмечают такие виды рисков, как политические, правовые, социальные, экономические. Появляется самостоятельное направление исследований - риск-менеджмент, основной целью которого является обеспечение максимальной эффективности управления рисками предприятия. Предлагаемые методы управления рисками основаны, прежде всего, на использовании информации. Например, для снижения экономических рисков в ОАО Точмаш ежеквартально проводится оценка поставщиков на основании собранной и обработанной информации, строится дальнейшая политика работы с ними. Для принятия управленческих решений в области налогового учета необходимо знать и иметь как официальную правовую информацию, так комментарии и разъяснения к ней. Благодаря таким знаниям в 2009 г. ОАО ВПО «Точмаш» удалось опротестовать решение налогового органа на сумму 49,5 млн р. [15]

Г) Доступность информации для внутренних пользователей как условие инновационной активности предприятия.

По данным статистического наблюдения, одними из основных источников информации для технологических инноваций выступают внутренние источники (10% ответивших в 2007 г.) и потребители товаров, работ и услуг (11,3%), а одним из сдерживающих факторов и в 2006 и в 2007 годах выступал недостаток информации (3,9% отметили недостаток информации о рынках сбыта и 6,7% с новых технологиях). [7]

Таблица 4

Причины низкой активности персонала в инновационной деятельности (% ответивших положительно)

Возможные причины % ответивших положительно

Недостаточное материальное стимулирование 40

Нет заинтересованности руководителя (собственника) предприятия 55

Недостаток информации 70

Трудности оформления заявок 80

Психологические аспекты 50

Таблица 5

Показатели доступности информации о предприятии для внутренних пользователей в 2011г.

Показатель ОАО ЗиД ОАО КМЗ ОАО КЭМЗ

Удельный вес активных* информационных ресурсов: - Научно- техническая информация

- Управленческая информация 70 80 60

- Конструкторско-технологическая информация 10 50 30

- Правовая информация 80 90 80

Кол-во ПК на 100 работников 15 11 10

Кол-во ПК с выходом в Интернет на 100 работников 8 7 6

* К активным относят ИР, для которых возможна автоматизированная обработка (поиск, хранение и др.)

Непосредственный опрос руководителей подразделений и работников ОАО ЗиД позволил дополнить данную картину (табл. 4).

Обозначение в качестве причины «Недостаточное материальное стимулирование» в определенной степени объясняется так же доступностью информации, поскольку не все начальники отделений в ходе проводимого нами опроса, например, знали о наличии на предприятии Положения о стимулировании за разработку организационно-технических мероприятий (ОТМ). И если не знают руководители, то, как могут воспользоваться этим их подчиненные.

Учитывая, что для внутренних пользователей доступность информации зависит от возможности ее автоматизированной обработки, обращения к внутренним и внешним базам данных, нами были проанализированы соответствующие показатели на предприятиях объектах-исследования (табл. 5).

Сравнивая полученные значения со средними по РФ, можно сделать вывод, что исследуемые предприятия не выделяются на этом фоне. В целом

по РФ процессы информатизации характеризуются с одной стороны, положительной динамикой (число ПК на 100 работников увеличилось в РФ с 23 в 2006 г. до 35 в 2009 г. [10]), а с другой - еще значительным отставанием от передовых зарубежных стран (в 2006 г. на 1000 человек населения Германии приходилось 655 ПК, Великобритании - 802, США - 799, в РФ в 2008г. - 270) [11]. В европейских странах информатизация дает значительный вклад в рост производительности труда, а в США практически весь рост производительности труда обеспечивается за счет информатизации. [2]

Решение проблемы доступности ИР - это лишь одно из необходимых условий активного вовлечения его в деятельность предприятия, в целом же механизм можно представить следующим образом (рис. 2).

Т.е. для активного вовлечения ИР в деятельность предприятия, для уменьшения его упущенных выгод необходимо организационно-экономическое обеспечение процессов учета, достаточности, доступности и востребованности информации (знания).

Механизм вовлечения ИР в деятельность предприятия

* Учет ИР

— Оценка наличия элементов ИР на предприятии

Механизм обеспечения достаточности ИР

а) определение потребности в ИР; б) формирование ИР - создание или приобретение ИР

Механизм обеспечения доступности ИР

а) создание условий «проницаемости» информации;

б) информационная грамотность персонала;

в) информатизация процессов использования ИР

Механизм обеспечения востребованности ИР *

а) обязанности работников;

б) права пользователей;

в) интерес собственника и руководителей;

г) интерес государства

Рис. 2. Механизм активного вовлечения ИР в деятельность предприятия

Библиографический список

1. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: Руководство к действию: пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2002. - 503 с.

2. Букреев И. Н. Движение России в информационное общество // Информационное общество. - 2009. -Вып. 3.

3. Горячев В. Н. ЗиД попал в десятку// Знамя труда. -2009. - № 31.

4. Дементьева А. Рыночная стоимость и информационная прозрачность бизнеса // Маркетинг. - 2009. - № 1.

5. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента : пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

6. Зубкова А. В., Удалов О. Ф. Факторный анализ пропускной способности подразделений промышленных предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Экономика и финансы». - 2004. - Вып. 2(6).

7. Индикаторы инновационной деятельности: 2009 : стат. сб. / Росстат. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

8. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе : пер. с англ. А. Матвеев / под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.

9. Попов Е. Трансакционная функция // Общество и экономика. - 2007. - № 9-10.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. / Росстат. -М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010.

11. Россия и страны - члены Европейского союза. 2011.: стат. сб./ Росстат. - М., 2011.

12. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: пер. с англ. -М.: Поколение, 2007.

13. Таганов Д. Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 1.

14. http://www.standardandpoors.com/home/ru/ru

15. http://www.vpotochmash.ru/

Lavrishcheva У У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON THE PROBLEM OF INFORMATION ACCESSIBILITY

The paper proves that in order to achieve tactical and strategic goals of any organization, including those of innovational development, it is essential to provide accessibility of information. Such means as creating the conditions for information «permeability», raising the personnel informational literacy, computerization of information access processes are dealt with. Keywords: information, computerization, informational literacy, innovations, self-training organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.