АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УСЛУ Г
УДК 339.92
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10403
ДОЛГАЛЕВА Лариса Михайловна
Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, РФ); кандидат биологических наук, доцент; e-mail: [email protected] ШУМАКОВА Елена Викторовна
Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ЛЮ Мин Сы
Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, РФ);
магистрант; e-mail: [email protected]
К вопросу об устойчивости в трансграничном туризме (на примере провинции Хэйлунцзян и Приморья)
В статье рассматривается проблемы трансграничных территорий Юго-восточной провинции Китая и Юго-запада Приморского края с позиций устойчивости. Рассмотрены природные и туристические ресурсы граничащих провинций Китая и России, развитость инфраструктуры двух стран. Основной проблемой неустойчивого, неравномерного развития туризма таких дестинаций авторы считают диспропорциональность размещения транспортных и гостиничных инфраструктур, жесткий пограничный контроль, слабое благоустройство пунктов пропуска на границе. Рассматривая туризм как одну из быстро развивающихся отраслей в современном мире, авторы прогнозируют увеличение турпотоков именно в приграничных областях. Это увеличит глобальный экономический рост туристических стран-лидеров турбизнеса. Как отрасль экономики, туризм может иметь противоположные экологические последствия, которые зависят от выбора пути развития. Разрушение может быть вызвано нерегулируемой туристской деятельностью, инфраструктурным строительством, снижением рекреационного потенциала. Возобновление определяется таким управлением окружающей средой, которое приводит к повышению рекреационной ценности, направленной на минимизацию рекреационной нагрузки, озеленение, перераспределение турпотоков, сохранение природных объектов, что делает модели природопользования устойчивым, конструктивным. Проведенный авторами анализ турпотоков соседствующих регионов Китая и России показывает тенденции к взаимному увеличению как числа посещений китайских туристов России, так и встречного турпотока из России в Китай. Выводы подтверждены анализом инфраструктуры и турпотоков граничащих дестинаций.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, туризм, трансграничное сотрудничество, туристические ресурсы, природно-рекреационный потенциал, турпотоки, охрана окружающей среды
Концепция устойчивого развития, выдвинутая в конце 80-х годов как экологичная система управления окружающей средой, особенно согласуется с туризмом протяженных приграничных пространств, выведенных из сферы экономической деятельности в силу политических, исторических или географических причин. В то же время туризм, как самая толерантная отрасль экономики, способствует развитию инфраструктуры, сферы услуг, логистики, торговли, научных и межкультурных связей, способствует региональной экономической интеграции, активизации пограничных зон соседних стран, вовлечению в экономический оборот ресурсов приграничных территорий. Вместе с тем пограничные территории соседних стран чаще не отвечают критериям устойчивого развития (использование региональных (местных) природных ресурсов, сохранение природной среды, поддержка традиционного уклада жизни населения) или развиваются разбалансировано.
Так, граничащие в юго-западной своей части Приморский край и северо-восточной-провинция Хэйлунцзян являются крупнейшими торговыми и культурными партнерами, богаты туристическими ресурсами и имеют большой потенциал для развития туризма. Между тем, комплексная туристическая экспансия в провинции Хэйлунцзян противопоставлена ограниченному спектру туристических услуг на российской стороне. Развитие туризма (в первую очередь, российского) в китайском секторе в значительной степени способствовало строительству туристических агентств, отелей, туристических курортов, благоустройству достопримечательностей. Аналогичные процессы на российской стороне отставали в развитии, что сдерживало развитие туристических дестинаций в Хэйлунцзяне. В то же время, трансграничному сотрудничеству России и Китая для сопряженного экономического развития в целом и туризма в частности государствами этих стран придаётся большое значение. Так, 2012 и 2013 годы были объявлены «Годом туризма России» в Китае и «Го-
дом китайского туризма» в России соответственно. Согласно статистическим данным, в 2016 году число китайских туристов, посетивших Россию, достигло 1 073 000 человек, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года, число российских туристов в Китае составило 1 183 000 человек (на 31% больше, аналогичного периода прошлого года).
Развитие пограничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией на востоке России имеет большой потенциал для развития, определенный и высокой долей природных территорий. Опыт «зеленой экономики» США показывает повышение ценности дестинации при внедрении ресурсосберегающих технологий [3, 4].
Пятая российская региональная конференция по сотрудничеству в области туризма и обмена (13 октября 2015 года в Харбине), организованная национальным бюро туризма Китая, департаментом туризма Российской Федерации, правительством провинции Хэйлунцзян, привела к консенсусу о необходимости активного использования обменной платформы трансграничных территорий для дальнейшего укрепления сотрудничества в сфере туризма. Кроме того, индустрия туризма в обеих странах расширила туристические проекты обеих сторон, открыла новые маршруты и увеличила трансграничные потоки по железной дороге.
Таким образом, для равномерного, сбалансированного экономического роста пограничных территорий необходимо такое развитие, которое бы сохраняло экологические ресурсы при равномерном росте экономики. В некоторых литературных источниках это названо «устойчивым развитием».
По мнению Н.Н. Моисеева, академика РАН, термин «устойчивое развитие» следует истолковать как разработку и реализацию стратегии общества в состоянии равновесия [6, 7]. Будущее для человечества может быть гарантировано только в условиях более или менее стабильной циркуляции вещества (стабильные биохимические циклы). Стабиль-
ность циклов - это состояние биосферного равновесия.
Глобализация мира, грандиозный рост экономики стран Восточной Азии способствует тесной консолидации регионов на границах стран. Территория, выведенная за пределы охранной зоны (пограничного контроля), используется (или может использоваться) для внешнеэкономического сотрудничества (совместных предприятий производства товаров и услуг, бизнес-центров, туристических фирм, гостиниц, предприятий питания, транспортных компаний, трансграничных национальных парков), направленного на локализацию бизнеса с приграничными территориями соседа. По мнению академика РАН П.Я. Бакланова, приграничье - это «территории, непосредственно прилегающие к государственной границе, испытывающие на себе наибольшее влияние границы и соседней страны и обладающие особым, дополнительным потенциалом развития и международного сотрудничества... специфическим потенциалом приграничья» [1].
Те же авторы выделяют трансграничные территории, состоящие из приграничных территорий, находящихся на стыке государственных границ со сходными природными ресурсами и видами экономической деятельности [2, 5, 13]. В качестве международной трансграничной территории мы рассматриваем географический комплекс, сочетающий как природные ресурсы, так и инфраструктуру, структуру населения, экономику территории.
Туристическая деятельность в приграничных территориях имеет долгую историю и первоначально определялась торговыми интересами, не затрагивая услуги туризма до конца 1970-х годов. В начале 1990-х годов, наряду с ускорением глобальной экономической интеграции, пограничный туризм с успехом развивался в различных частях мира, особенно в Европе и Северной Америке.
Туризм является одной из быстро развивающихся отраслей в современном мире. В «Докладе о мировых экономических тенден-
циях в сфере туризма» еще в 2018 году прогнозировалось, что общее количество глобальных поездок (включая отечественных туристов и международных туристов) в 2017 году достигнет 11,88 млрд. человек, что в 1,6 раз больше численности мирового населения1. Эта величина превысила прогноз.
Общий объем доходов от туризма в мире (включая доходы от валового внутреннего туризма и доходы от международного туризма) в 2017 году составил 5,3 трлн. долл., что эквивалентно 6,7% мирового ВВП1. Роль туризма в содействии глобальному экономическому росту неуклонно повышается.
Развитие большинства отраслей промышленности однозначно негативно сказывается на окружающей среде, но туризм может иметь совершенно противоположные экологические последствия, которые зависят от выбора пути развития, вызванные как разрушением, так и восстановлением окружающей среды [5].
Разрушение может инициироваться туристской деятельностью, инфраструктурным строительством, вызывающим разрушение окружающей среды, снижение рекреационного потенциала.
Возобновление вызвано таким управлением окружающей средой, которое приводит к повышению рекреационной ценности и, следовательно, стоимости туристических ресурсов, обусловленных управлением, направленным на минимизацию рекреационной нагрузки, озеленение, перераспределение турпотоков, сохранение природных объектов, что делает модели природопользования устойчивым, конструктивным [17].
В «Повестке дня на XXI век» туризм рассматривается как отрасль с функцией устойчивого использования ресурсов, подтверждая роль туризма в неистощимом использовании рекреации и сохранении биологического разнообразия.
1 Report on World Tourism Economy Trends (2018). URL: wtcf.org.cn/uploadfile/2017/1114/20171114051111772. pdf
Идея устойчивого развития туризма тесно связана с охраной окружающей среды. Катер И. [11] полагает, что существует четыре основных способа развития между окружающей средой и развитием туризма: беспроигрышный; победный, проигравший; проигравший, победный; безвыигрышный.
Хантер С. [16] также отметил четыре общих закономерности в развитии туризма: экологический приоритет, развитие туризма в условиях окружающей среды, охрана окружающей среды в туризме, приоритет туризма. Достижение устойчивого развития направлено на поиск долгосрочного равновесия между охраной окружающей среды и ростом, и диверсификацией туризма [14]. По мнению Годфри К.Б. [15], и Клейтона А. [12] устойчивость -эффективный способ снижения негативного воздействия туризма, но для этого мы должны игнорировать краткосрочные экономические интересы, уделяя больше внимания социальным и экологическим факторам.
В обсуждении устойчивого туризма Брамвелл В. [9] считает, что важно уделять достаточное внимание не только самоуправлению в туризме, но и туристам и локальным общинам, задействованным в этом бизнесе. Исследования Касканте Д.М. [10] в области управления экономическими, социальными и экологическими практиками в развитии туризма показали важность этих процессов через институциональную реализацию общин.
Причина, по которой устойчивый туризм привлёк всеобщее внимание со стороны международного сообщества, заключается в том, что он основан на особом промышленном статусе туризма и ряду все более заметных экономических, социальных и экологических проблем, связанных с его развитием.
Туризм является одной из новых отраслей с самой быстрой скоростью развития и самым сильным импульсом развития в современном мире. Согласно «Докладу о мировых экономических тенденциях в сфере туризма (2018 год)», общее количество глобальных поездок (включая отечественных ту-
ристов и международных туристов) в 2017 году достигло 11,88 млрд. человек, что в 1,6 раз больше мирового населения. Общий объем доходов от туризма в мире (включая доходы от валового внутреннего туризма и доходы от международного туризма) в 2017 году составил 5,3 трлн. долл. что эквивалентно 6,7% мирового ВВП. Роль туризма в содействии глобальному экономическому росту еще более выражена. Поэтому в контексте быстрого экономического развития устойчивый туризм стал ключевым вопросом.
Увеличивая туристический поток, туристическую деятельность, человек способствует экономическому росту территории, при этом разрушая туристические ресурсы инфраструктурным строительством и повышением туристической нагрузки. Сокращая турпотоки, человек способствует самовосстановлению рекреационных территорий, но при этом де-структурирует инфраструктуру в результате снижения финансовых потоков, инвестируемых в данную территорию. Противоречие целей устойчивого туризма отражает состояние «эколого-экономических качелей», при котором сообщество должно балансировать между решением «строить» и «сохранить» (рис. 1).
Сохранение биоразнообразия
Минимизация " туристской ^ инфраструктуры
Ограничение
турпотоков
\__
----
Рис. 1 - Противоречивость целей устойчивого туризма
Fig. 1 - Contradictory goals for sustainable tourism
■-
Рост турпотоков
Развитие инфраструктуры
Увеличение
Когда идея устойчивого развития туризма была выдвинута, связь между развитием туризма и охраной окружающей среды стала важной проблемой режима устойчивого развития, рассмотренные в ряде работ Катера и Хантера, Годфри [11, 15, 16]. Достижение устойчивого развития направлено на поиск долгосрочного равновесия между охраной окружающей среды и ростом туризма.
Рассматривая геополитические преимущества пограничных районов, отметим удобное положение прибрежных и приграничных районов восточного Китая и юго-западного Приморья: четыре пограничные реки (река Хэйлунцзян, река Уссури, река Туманган и Ялуцзян) разделяют с Россией, Северной Кореей, обеспечивают торговые и культурные контакты, богатые рекреационные ресурсы. Хэйлунцзян и Приморье граничат с 5 пограничными областями протяженностью 2981 км. Это самая длинная российско-китайская граница.
В приграничной зоне провинция Хэй-лунцзян площадью около 160 000 кв. км богата природно-рекреационными ресурсами (коренными лесами, лугопастбищными угодьями, чистой водой, минеральными источниками).
Такие рекреации как Удаляньчи, озеро Ханка и оригинальный лес Большой Хинган, редки в Китае, их приграничное положение позволяет сохранить нативность этих территорий.
В Приморском крае насчитывается 214 памятников природы, 6 государственных заповедников, общей площадью 679423 га (4,1% территории области), в том числе морской площадью 65 900 гектаров и озером Ханка-5,690 га; 13 государственных заказников общей площадью 298,7 тыс. га (1,8% территории области); 2 национальных парка «Удегейская легенда» и «Зов тигра» с общей площадью территории - около 200 тысяч гектаров; Ха-
V о г-
санский природный парк площадью 35 тысяч гектаров; 10 горных вершин, пригодных для альпинизма и скалолазания, 160 гротов и пещер, из которых 40 - объекты туризма. Приморский край богат природными и культурными и историческими туристическими ресурсами, где более 2 тысяч памятников истории и древней культуры [8]. Среди них -средневековые горы Бохай и Юрчен, парк мегалитов, что создает возможность для развития этнографического и культурно-познавательного туризма.
Таблица 1 - Характеристика туристических ресурсов приграничных территорий Приморского края (Россия) и провинции Хэйлунцзян (Китай)
Table 1 - Characteristics of tourism resources in the border areas of Primorsky Krai (Russia) and Hailujiang Province (China)
Приграничные города РФ Уссурийск Пограничный Барабаш Полтавка
Площадь, км2 3625,53 Нет данных Нет данных 325,40
40435 467 7368 22531
Население, чел. 170660 10186 5691 2095
2900000 60000 210000 1940000
Климат муссонный влажный континентальный климат холодно умеренный близок к умеренно холодному климату
Температура
ср. летняя +19 / +26,5 +19,7 / 23,7 +19,5 / +27 +18 / 25,9
ср. зимняя (°С) -11,1 / -8,2 -12,5 / -8,5 - 13,4 / -5 - 15,8 / -8,4
Число гостиниц ** 20 / 19 0 / 3 0 / 2 1 / 9
Аэропорт нет / есть нет / есть нет / нет нет / есть
Приграничные города КНР Муданьцзян Суйфэньхэ Дуннин Цзиси
Примечание: *над чертой - показатели российского приграничья, под чертой ** учитывались только сертифицированные гостиницы по классу звезд.
Китая;
Таким образом, для оценки туристического потенциала приграничных территорий создана матрица, характеризующая туристические ресурсы приграничных территорий Приморского края и провинции Хэйлунцзян (табл. 1). Приграничные города территориальных образований Хэйлунцзян и Приморья отличаются по площади.
Диспропорциональность инфраструктур приграничья двух стран очевидно. Тем не менее, объемы турпотоков смещаются в Россию. В настоящее время число российских туристов, поступающих через порты Хэйлунцзян, составляет половину от общего числа российских туристов, а количество посещений китайских путешественников в Россию через Хэйлунцзян растет значительно быстрее. В 2014 году Хэйлунцзян посещали 618 тысяч туристов, а в первой половине 2015 года - 99 492, что на 19,25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Анализ турпотоков соседствующих регионов за период 2012-2016 гг. показывает снижение турпотоков российских туристов в Китай в 2013, 2014 годах на 10, 6 % соответственно (рис. 2 А), тогда как число китайских туристов, посещающих Россию в аналогичные периоды, повышалось на 9 и 5 % соответственно. Резкое снижение турпотоков отмечено в 2015 году. Российские турпотоки в Китай снизились за год с 2045800 до 1582300 человек (- 23 %), а количество китайских посещений увеличилось с 1125098 до 1353051 человек (+20%). Возросший интерес китайских граждан к культуре России стимулирован как встречными деловыми мероприятиями, развитием делового сотрудничества, увеличивающего потоки майс-туристов (MICE-туристов), так и дипломатическими усилиями обеих стран. Дисбаланс российских посещений определялся скорее экономическими причинами, чем снижением интереса к стране. В 2016 и 2017 годах отмечена тенденция к взаимному увеличению как числа посещений ки-
тайских туристов России с 1353051до 1565524 человек (+16%), так и встречного турпотока из России в Китай (+6%). Анализ туристических посещений граничащих провинций показал более острые процессы в аналогичные периоды (рис. 2 Б): резкое снижение посещений россиян в провинцию Хэйлунцзян с 1527864 в 2012 г. до 972879 туристов в 2013 г., что составило - 36%; в 2014 г. Китай посетили 919053 приморцев (-6%), в 2015 г.- 609696 (-34%). Положительный баланс приморских путешественников в Китай отмечен только в 2016 г.-741779 туристов (+22%). В то же время динамика турпотоков китайских граждан имеет тенденцию к стабильному росту: с 2012 по 2016 гг. число туристических посещений приграничных территорий составила (с % к предыдущему году) в 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годах 245000 чел., 268156 чел. (+9%), 286780 чел. (+7%), 329434 чел.,(+15%), 420431 чел. (+28%).
Рост турпотоков с китайской стороны обеспечивается в большей степени деловыми интересами, ростом числа международных мероприятий - Тихоокеанского туристического форума, Восточного экономического форума, экологического форума «Природа без границ» и других, а также повышением инвестиционной привлекательности Приморского края, упрощением визового оформления, делающие привлекательными деловые поездки для бизнесменов КНР. В тоже время, большая часть китайских путешественников предпочитают шопинг или деловой туризм ввиду низкого уровня развития инфраструктуры. Значительная часть туристов, планирующих посещение культурно-исторических и природных достопримечательностей, предпочитают поездки в Москву, Санкт-Петербург и на о. Байкал. Привлечение транзитных туристов хотя бы на несколько дней возможно только при развитии приграничной инфраструктуры, сопряженной с уникальными природными ресурсами Приморья.
Динамика турпотоков Китай-Россия, Россия-Китай
3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000
о
2426200
ZIODOUU 2045800
1*^ 1582300 1676214
_______ 1565524
978988 1071515 1125098
2012
2013
2014
2015
2016
■ Число Китайских туристов в Россию
■Число Российских туриста в в Китай
А
Динамика турпотоков Хэйлунцзян- Приморье и Приморье-Хэйлунцзян
2000000 1500000 1000000 500000 0
1527864
245000 2012
972879
268156 2013
919053
286780 2014
329434 2015
741779
420431 2016
Число Китайских туристов в Приморский край Число Российских туристов в Хэйлунцзян
Б
Рис. 2 - Динамика турпотоков между Россией и КНР (А) и провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем (Б) в 2012-2016 гг. (по оси абсцисс - годы, по оси ординат -число туристов) [14, 2 3]
Fig. 2-Dynamics of tourist flows between Russia and the PRC (A) and the Heilongjiang Province and Primorsky Krai (B) in 2012-2016 (on the abscissa - years, on the ordinate - the number of tourists). Source: [14, 2 3]
Увеличение числа3 российских туристов из приграничных территорий в провинцию Хэйлунцзян обусловлено условиями, предоставленными китайской стороной за счет открытия приграничной торговли, диверсификации услуг, сопровождающих туризм. В
2 Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. URL: primorsky.ru
3 Heilongjiang Bureau of Statistics. Heilongjiang Statistical Yearbook [M]. Beijing: China Statistics Press, 2011.
настоящее время приграничный туризм в провинции Хэйлунцзян представлен однодневными многодневными турами, шопинг-турами, экскурсионными, образовательными, лечебными, спортивными, природными -всем спектром туристических услуг, от пограничного торгового шопинга до высокотехнологичных курортных и лечебных услуг. Число российских посетителей горнолыжного курорта Ябули, озера Цзинбо, озера Ханка, Уда-ляньчи, горнолыжного курорта Цзихуа, Чан-
шань и других растет ежегодно. С развитием пограничного туризма значительно продвинулось строительство туристических агентств, туристических отелей и живописных мест в провинции Хэйлунцзян.
Между тем, рекреационная инфраструктура приграничных территорий развита неравномерно, как с численным, так и с качественным преобладанием средств размещения на
китайской стороне (рис. 3). В пограничных городах Китая больше отелей, чем в аналогичных поселениях Приморья. Так, помимо отелей, имеющих категорию (классификации гостиниц разных типов по уровню комфортности и предоставляемого сервиса - звёзды) в Му-даньцзяне и Цзиси построено много беззвёздных отелей. Так, число отелей в Муданьцзяне достигает 391, в том числе 372 отеля без звезд.
s
«
00 Я
S
£
«
m
«
§■5
1 & S
Цзиси Дуннин Суйфэньхэ Муданьцзян
Полтавка 38
Барабаш-Левада > 3 Пограничный 7
Уссурийск 38
0 50
244
131
104
391
100
150
200
250
300
350
400
450
Рис. 3 - Количество мест для размещения в приграничных территориях Хэйлунцзяна и Приморского края
Fig. 3 - Number of places for accommodation in the border areas of Heilongjiang and Primorsky Krai
Количество отелей в городах в приграничном регионе России не является идеальным, однако, по сравнению с другими пограничными районами, отели в Уссурийске относительно многочисленны. Из данных видно, что, хотя количество отелей в приграничных городах Китая является достаточным, боль-
шинство из них являются беззвёздными отелями, а число звездных отелей, особенно пятизвездочных отелей, невелико. А количество отелей в российских пограничных городах недостаточно, число звездных гостиниц особенно невелико, а выбор туристов относительно невелик (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение отелей различных категорий комфортности в приграничных территориях РФ и КНР
Table 2 - Distribution of hotels of various categories of comfort in the border areas of the Russian Federation and China
Российские города Уссурийск Пограничный Барабаш-Левада Полтавка
Китайские города Муданьцзян Суйфэньхэ Цзиси Дуннин
5-звездные отели 0 0 0 0
1 0 1 0
4-звездные отели 0 0 0 2
2 0 2 1
3-звездные отели 14 0 0 4
11 1 4 0
2-звездные отели 3 0 0 0
5 2 2 1
1-звездные отели 4 0 0 2
0 0 0 0
Беззвёздные отели 17 7 3 30
372 101 235 129
Над чертой - приграничные территории РФ, под чертой-приграничные районы КНР
Практика доказала, что строительство туристических транспортных инфраструктур является основным условием развития туризма и оказывает важное влияние на развитие туристических ресурсов и даже на развитие индустрии туризма. Через карту движения мы можем четко видеть развитие инфраструктуры в приграничных территориях Хэйлунцзяна и Приморского края. Му-даньцзян и Уссурийск являются двумя крупными городами в Хэйлунцзяне и Примор-
rv */ */
ском крае. Они имеют самый высокий уровень транспортной инфраструктуры. Суйфэньхэ и Пограничный расположены ближайших к границе районах Хэйлунцзяна и Приморского края, поэтому транспортная инфраструктура там развивается лучше, чем окружающие города (табл. 3).
Таблица 3 - Транспортная инфраструктура в приграничных территориях Хэйлунцзяна и Приморского края
Table 3 - Transport infrastructure in the border areas of
Heilongjiang and Primorsky Krai
Регион Город Аэропорт Ж/д станции Автовокзал
Уссурийск - + +
Приморский край Пограничный - + +
Барабаш- +
Левада
Полтавка - - +
Муданьцзян + ++ +
Хэйлунц- Суйфэньхэ + + +
зян Дуннин - + +
Цзиси + +++++ +
Между тем, развитие транспортных связей между странами может отрицательно сказаться на природных комплексах, которые могут утратить свою экономическую ценность, а значит, и привлекательность для туризма.
Индустрия приграничного туризма - относительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль экономики Приморья и провинции Хэйлунцзян. Приморский край имеет более значительный рекреационный и туристический потенциал по сравнению с Китаем при
более развитой туристической инфраструктуре соседней китайской провинции. Низкая плотность населения (7 чел. на кв. км), природоохранная политика государства, ведущая отсчет с 30-х годов 20-го века, свободный выход к морю, позволили сохранить уникальный природный потенциал с преимуществом транспортных трансграничных узлов. В то же время, отсутствие или слабое развитие инфраструктуры при возрастающих турпотоках из соседней провинции КНР может более губительно сказаться на природных комплексах. Несмотря на огромный туристический потенциал, российские рекреационные ресурсы используются не в полной мере. Не развита туристическая и таможенная инфраструктура, нет аэропортов малой авиации, позволяющих быстро добраться к природным туристическим объектам.
Таким образом, развивая пограничный туризм провинции Хэйлунцзян с Приморьем, что имеет большое значение как для развития туризма в провинции Хэйлунцзян, так и для развития национальной экономики в целом, необходимо руководствоваться принципами устойчивого развития как гаранта развития приграничной экономики с сохранением природных экосистем. Пограничные города -Хэйхэ, Суйфэньхэ, Дуннин, Мишань, Фуюань, Тунцзян, Лобэй и Жаохэ - стали туристическими трансграничными центрами, где развивается торговля, досуговая индустрия, в то время как приграничные города Приморского края находятся в депрессивном состоянии. Туристическая инфраструктура на китайской стороне более развита - имеются гостиницы, аэропорты, транспортная инфраструктура. Для туризма в Китае обустроено 25 национальных портов первого класса, в том числе 13 портов, осуществляющих единовременный проездной паспорт для трансграничного туризма между Китаем и Россией.
Имея высокий природно-рекреацион-ный потенциал, огромные по площади национальные парки и заповедники, российский сосед, декларирующий готовность к развитию
экотуризма, не прилагает усилий к обустройству экотроп, гостиниц кратковременного пребывания, улучшения качества существующей экоинфраструктуры.
Развитие трансграничного сотрудничества в сфере экотуризма - важный фактор экономического роста приграничных территорий.
Список источников:
1. Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Приграничные и трансграничные территории как объект географических исследований // Известия РАН. Серия Географическая. 2004. №4.
2. Бакланов П.Я., Тулохонов А.К. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / отв. ред. П.Я. Бакланов, А.К. Тулохонов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 610 с.
3. Долгалева Л.М. Зеленеющая Америка, или урбанизм для здоровой жизни // Бюлл. БСИ ДВО РАН. 2011. Вып. 8. С. 79-85.
4. Долгалева Л.М., Гатауллина С.Ю. Потенциал экологических ресурсов резерватов Забайкалья для развития «зеленого» туризма (на примере национального парка «Алханай») // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. №4(31). С. 71-79.
5. Искаков Н. Устойчивое развитие: наука и практика. М.: РАЕН, 2008. 466 с.
6. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М.: РИЦ ИСПИ, 1996. 167 с.
7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ООО «Юнисам», 1996. 190 с.
8. Селедец В.П. Уссурийский государственный природный заповедник // Растительность памятников природы в бассейне залива Петра Великого (юго-западная часть Приморского края). 2008. С. 30-31.
9. Bramwell B., Lane B. Sustainable Tourism and the Evolving Roles of Government Planning // Journal of Sustainable Tourism. 2010. Vol.18. Iss.1. Pp. 1-5.
10.Cascante D.M., Brennan M.A., Luloff A.E. Community Agency and Sustainable Tourism Development: The Case of La Fortuna, Costa Rica // Journal of Sustainable Tourism. 2010. Vol. 18. Iss.6. Pp. 735-756.
11.Cater E. Environmental Contradictions in Sustainable Tourism // The Geographical Journal. 1995. Vol. 161. Iss.1. Pp. 21-28.
12.Clayton A. Strategies for Sustainable Tourism Development: The Role of the Concept of Carrying Capacity // Social and Economic Studies. 2002. Vol.51. Iss.1. Pp. 61-98.
13.Ganzei S.S., Mishina N.V. (2002), International transboundary territories in the south of the Russian Far East and their role in sustainable natural resource use in border regions // Journal Korean Geogr. Society. Vol. 37. Iss. 5. Pp. 522-535.
14.Zhang Jiekuan, Ji Mei, Zhu Puxuan. A Review of the Research Development of Foreign Tourism Sustainable Development // China Population, Resources and Environment. 2013. Vol. 23. Iss.4. Pp. 139-146.
15.Godfrey K.B. Attitudes Towards Sustainable Tourism in the UK: A View from Local Government // Tourism Management. 1998. Vol. 19. Iss. 3. Pp. 213-224.
16.Hunter C. Sustainable Tourism as an Adaptive Paradigm // Annals of Tourism Research. 1997. Vol.24. Iss.4. Pp. 850-867.
17.Niu Yafei, Wang Wenyi. Research on Concept and Theory of Sustainable Tourism // ForeignUr-ban Planning. 2000. Vol.3. Pp. 17-21.
Larisa M. DOLGALEVA a a-c Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia);
Elena V. SHUMAKOVA b a PhD in Biology, Assistant Professor; e-mail: [email protected]
Min Sy LIUc b PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: [email protected]
c master student; e-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF SUSTAINABILITY IN CROSS-BORDER TOURISM (Using the example of the province of Hailujiang and Primorye)
The article deals with the problems of cross-border areas of the South-Eastern Province of China and the South-West of the Primorsky Territory from the standpoint of sustainability. The natural and tourist resources of the bordering provinces of China and Russia, infrastructure development of the two countries are considered. The main problem of the unstable, uneven development of tourism of such destinations the authors consider the disproportionate placement of transport and hotel infrastructures, tight border control, poor improvement of border checkpoints. Considering tourism as one of the fastest growing industries in the modern world, the authors predict an increase in tourist flows precisely in the border areas. This will increase the global economic growth of tourist countries leading tourism industry. As a branch of the economy, tourism can have opposite environmental consequences, which depend on the choice of development path. Destruction can be caused by unregulated tourist activities, infrastructure construction, and a decrease in recreational potential. Renewal is determined by such environmental management, which leads to an increase in recreational value, aimed at minimizing the recreational load, landscaping, redistribution of tourist flows, conservation of natural objects, which makes environmental management models sustainable and constructive. The analysis of the tourist flows of the neighboring regions of China and Russia carried out by the authors shows a tendency towards a mutual increase in the number of visits by Chinese tourists to Russia and the counter tourist flow from Russia to China. The findings are confirmed by an analysis of the infrastructure and the flow of tourists to bordering destinations.
References
1. Baklanov, P. Ya., & Ganzey, S. S. (2004). Prigranichnye i transgranichnye territorii kak ob'ekt ge-ograficheskih issledovanij [Cross-border and transboundary territories as an object of geographical research]. Izvestija RAN. Serija Geograficheskaja [Izvestia RAS. Ser. Geography], 4. (In Russ.).
2. Baklanov, P. Ya., & Tulokhonov, A. K. (2010). Prigranichnye i transgranichnye territorii Aziatskoj Rossii i sopredel'nyh stran (problemy i predposylki ustojchivogo razvitija) [Cross-border territories of Asian Russia and neighboring countries: (problems and prerequisites for sustainable development)]. Novosibirsk: Publishing House of the SB RAS. (In Russ.).
3. Dolgaleva, L. M. (2011). Zelenejushhaja Amerika, ili urbanizm dlja zdorovoj zhizni [Green America, or urbanism for a healthy life]. Bjulleten BSI DVO RAN [Bulletin BSI FEB RAS], 8, 79-85. (In Russ.).
4. Dolgaleva, L. M., & Gataullina, S. Yu. (2014). Potencial ekologicheskih resursov rezervatov Za-bajkal'ja dlja razvitija «zelenogo» turizma (na primere nacional'nogo parka «Alhanaj») [The potential of ecological resources of the Transbaikalia reserves for the development of green tourism (on the example of the Alkhanay National Park)]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovanija [Oikumena. Regional Studies], 4 (31), 71-79. (In Russ.).
Keywords:
sustainable development, tourism, transboundary cooperation, tourism resources, natural and recreational potential, tourist flows, environmental protection
5. Iskakov, N. (2008). Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika [Sustainable Development: Science and Practice]. Moscow: RAEN. (In Russ.).
6. Moiseev, N. N. (1996). Civilizacija na perelome. Puti Rossii [Civilization at the turning point. Ways of Russia]. Moscow: RIC ISPI. (In Russ.).
7. Moiseev, N. N. (1996). Ekologija i obrazovanie [Ecology and education]. Moscow: LLC "Unisam". (In Russ.).
8. Seledec, V. P. (2008). Ussurijskij gosudarstvennyj prirodnyj zapovednik [Ussuriysk State Nature Reserve]. Rastitel'nost' pamjatnikov prirody v bassejne zaliva Petra Velikogo (jugo-zapadnaja chast' Primorskogo kraja) [Vegetation of natural monuments in the basin of Peter the Great Bay (southwestern part of Primorsky Territory)], 30-31. (In Russ.).
9. Bramwell, B., & Lane, B. (2010). Sustainable Tourism and the Evolving Roles of Government Planning. Journal of Sustainable Tourism, 18(1), 1-5.
10.Cascante, D. M., Brennan, M. A., & Luloff, A. E. (2010). Community Agency and Sustainable Tourism Development: The Case of La Fortuna, Costa Rica. Journal of Sustainable Tourism, 18(6), 735-756.
11.Cater, E. (1995). Environmental Contradictions in Sustainable Tourism. The Geographical Journal, 161(1), 21-28.
12.Clayton, A. (2002). Strategies for Sustainable Tourism Development: The Role of the Concept of Carrying Capacity. Social and Economic Studies, 51(1), 61-98.
13.Ganzei, S. S., & Mishina, N. V. (2002). International transboundary territories in the south of the Russian Far East and their role in sustainable natural resource use in border regions. Journal Korean Geogr. Society, 5(37), 522-535.
14.Zhang Jiekuan, Ji Mei, Zhu Puxuan (2013). A Review of the Research Development of Foreign Tourism Sustainable Development. China Population, Resources and Environment, 23(4), 139146.
15.Godfrey, K. B. (1998). Attitudes Towards Sustainable Tourism in the UK: A View from Local Government. Tourism Management, 19(3), 213-224.
16.Hunter, C. (1997). Sustainable Tourism as an Adaptive Paradigm. Annals of Tourism Research, 24(4), 850-867.
17.Niu Yafei, Wang Wenyi (2000). Research on Concept and Theory of Sustainable Tourism. Foreign Urban Planning, 3, 17-21.
Долгалева Л.М., Шумакова Е.В., Лю М.С. К вопросу об устойчивости в трансграничном туризме (на примере провинции Хэйлунцзян и Приморья) // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 30-41. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10403.
Dolgaleva, L. M., Shumakova, E. V., & Liu, M. S.
(2019). On the issue of sustainability in cross-border tourism (Using the example of the province of Hailujiang and Primorye). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 30-41. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10403. (In Russ).