Научная статья на тему 'К вопросу об ускорении процесса реализации инновационных проектов в сфере малого бизнеса'

К вопросу об ускорении процесса реализации инновационных проектов в сфере малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / СКОРОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / INNOVATION / INNOVATION PROJECTS / THE INFRASTRUCTURE MARKET / THE RATE OF INNOVATION PROJECTS / A SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин Д. П.

В статье рассматриваются вопросы связанные с проблемой ускорения процесса реализации инновационных проектов, с помощью механизмов инфраструктуры рынка инноваций. Особое внимание уделяется инновационному региону, как составной части экономической системы страны, как фактору обуславливающему приток новых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF ACCELERATING THE IMPLEMENTATION OF INNOVATION PROJECTS IN SMALL BUSINESS

The questions related to the problem of accelerating the implementation of innovative projects, through the mechanisms of market infrastructure innovations. Particular attention is given to innovative region, as part of the country ’s economic system, both factors lead to an influx of new innovations.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ускорении процесса реализации инновационных проектов в сфере малого бизнеса»

статочным для обоснования организационно - системной устойчивости.

Превышение целевых показателей означает отставание и недоиспользование организационного потенциала, превышение фактических значений позволяет поставить вопрос о составе менеджмента определением преобладающего архетипа и его оценкой.

Системная устойчивость может быть достигнута и за счет сугубо рыночных механизмов. При этом необходимо подчеркнуть, что при отсутствии ПОСУ и специальных мер антикризисной направленности сбалансированность достигается за счет ухудшения системного качества. В этой связи важным прогностическим парамет-

ром может стать период времени сохранения ситуации дезоптимизации или несбалансированности, или, аналогично, период одно-направленнного снижения ОСП и ПОСУ. Общий вывод состоит в том, что все разбалансированные системы имеют пониженную чувствительность к управляющим воздействиям. Это позволяет объяснить низкую эффективность мер, хорошо проявивших в сбалансированных экономических системах. Значительные размеры ПОСУ и ОСП часто имеют передовые в производственно - техническом отношении крупные корпоративные структуры. Макроэкономическая стабилизация правомерно основывается на появлении ядра в виде системы крупных корпоративных структур.

К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Зимин Д.П., аспирант кафедры национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова»

В статье рассматриваются вопросы связанные с проблемой ускорения процесса реализации инновационных проектов, с помощью механизмов инфраструктуры рынка инноваций. Особое внимание уделяется инновационному региону, как составной части экономической системы страны, как фактору обуславливающему приток новых инноваций.

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, инфраструктура рынка, скорость реализации инновационных проектов, малый бизнес.

ON THE QUESTION OF ACCELERATING THE IMPLEMENTATION OF INNOVATION PROJECTS IN SMALL BUSINESS

Zimin D., The post-graduate student, National and regional economy chair, FGBOU VPO « Plekhanov Russian University of Economics»

The questions related to the problem of accelerating the implementation of innovative projects, through the mechanisms of market infrastructure innovations. Particular attention is given to innovative region, as part of the country’s economic system, both factors lead to an influx of new innovations.

Keywords: innovation, innovation projects, the infrastructure market, the rate of innovation projects, a small business.

В условиях возрастающей глобализации мирового экономического пространства постоянно повышается значение фактора развития цивилизации - научно-технического прогресса, приводящего к ускоренному развитию отдельных территорий и формирующего вектор стратегической направленности инновационного развития регионов. Инновационный сектор стал одним из приоритетных направлений развития экономики в развитых и развивающихся странах, но в России не смотря на большой потенциал развития данной сферы есть ряд факторов сдерживающих процесс развития инновационного сектора и как следствие изменения структуры экономики.

Проблема активизации инновационной деятельности не сводится только к увеличению объема средств, инвестируемых в нововведения. Речь идет о формировании нового сектора экономики

- рынка инновационной (в том числе научно-технической) продукции, т.е. о создании условий для взаимодействия финансового и промышленного капиталов в сфере инновационной деятельности, необходимо создать условия, при которых инновации будут не толь-

ко рождаться как идеи, но смогут найти свое практическое применение. Причем в условиях постоянно ускоряющихся бизнес процессов и смены предпочтений потребителей, в современном мире, скорость внедрения инноваций или доведения их до стадии коммерческого продукта становиться одной из важнейших проблем.

Рыночный механизм реализации результатов инновационной деятельности - инновационного проекта - включает в себя организацию производства инновационного продукта и освоение рынка новой конкурентоспособной инновационной продукции. Именно здесь инновационный продукт становится товаром, которому присущи все традиционные фазы жизненного цикла. Принципиальную схему ускоренной реализации инновационных проектов можно представить в виде замкнутого цикла (рис. 1).

Меры, которые обеспечивают ускоренную реализацию инновационных проектов, должны предусматривать:

- совершенствование механизма формирования и корректировки приоритетных направлений развития науки и техники и новых технологий на федеральном уровне в увязке со стратегией социально-

Рис. 1. Принципиальная схема ускоренной реализации инновационных проектов в регионе

Рис. 2. Схема формирования интеллектуально-инновационного пространства региона

экономического развития регионов страны и возможностями федерального и регионального бюджетов;

- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инновационных проектов, в том числе высокорисковых. При этом особую важность имеют такие формы стимулирования инновационной деятельности, как развитие венчурного инвестирования и создание системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

- подготовка менеджеров в области коммерциализации научных разработок и инновационных проектов;

- проведение протекционистской политики при экспорте продукции высокотехнологичных производств.

Но помимо, мер, которые можно использовать, как способы увеличения скорости реализации инновационных проектов, на данных процесс принципиальное влияние оказывает, инфраструктура, созданная вокруг инновационного сектора и те условия, в которых живут люди, потенциальные потребители и генераторы инновационных продуктов, говоря про условия, главным образом подразумеваем общество.

Высшей ступенью интеллектуального развития общества яв-

ляется переход территории из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний. Важнейшим результатом интеллектуализации населения территории становится возникновение интеллектуально-инновационного пространства.

Интеллектуализация населения и появляющиеся на ее основе различные инновации не могут возникнуть в короткое время. Требуется относительно длительный период, включающий сначала накопление знаний, а затем превращение их в образ мышления основной массы населения. Интеллектуальные одиночки могут лишь предложить оригинальные идеи, описать их и даже изготовить опытные образцы, но перевести их в ранг массового потребления под силу только коллективным усилиям.

Российский опыт формирования регионов инновационного развития в условиях рыночной экономики сравнительно невелик. Инновационное развитие регионов требует решения ряда проблем, к которым относятся:

- разработка концептуальных подходов к формированию российской инновационной системы;

- законодательное разграничение полномочий федеральных, региональных, органов местного самоуправления в части, касаю-

Рис.3. Схема построения НИБ

Рис.4. Роль государства в формировании биржи для высоких технологий

щейся инновационной деятельности и ее ресурсного обеспечения;

- корректировка механизмов ресурсного обеспечения программ развития наукоградов;

- совершенствование системы организованного и нормативного правового сопровождения разработки, принятия и реализации программ развития наукоградов.

Решение этих проблем создаст реальную основу для формирования региональных инновационных систем как базы Российской инновационной системы. Однако переход территории из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний является процессом долгосрочным и помимо него необходимо обратить внимание на несколько инфраструктурных проблем рынка инноваций в России, решение которых может повлиять не только на скорость реализации инновационных проектов, но и на рынок инноваций в целом.

Одним из важнейших вопросов является получение информации о разрабатываемых и запатентованных инновациях всем заинтересованным лицам. Для этого необходимо построить национальную инновационную базу, схема которой представлена на рис.

3.

Помимо центров коммерциализации технологий, организуемых при вузах и научных учреждениях, в ряде регионов действуют центры трансфера технологий, создаваемые консорциумами НИИ и университетов, частными предприятиями, а также сетевые организации, объединяющие данные центры.

Примером, подобной сети может выступать общероссийская сеть трансфера технологий ^ТТ^. Сеть RTTN обладает целым рядом преимуществ, которые делают важным элементом национальной инновационной системы:

Единство форматов Технологическая информация, которой обмениваются между собой центры трансфера технологий, представляется в едином формате.

• Совместимость с крупнейшей европейской сетью трансфера технологий ЖС.

• Ориентация на профессиональных участников процесса трансфера технологий.

• Контроль качества входящей информации.

• Возможности для масштабирования сети.

Есть и существенные недостатки. Во-первых, RTTN и созданные на ее платформе и в качестве ее составной части региональные сети трансфера технологий не занимаются активным поиском и экспертизой разработок (появление в сети технологического предложения зависит исключительно от инициативы самих разработчиков или центра НИР). Во-вторых, в этих сетях не предусмотрены механизмы передачи проектов далее по цепочке институтов поддержки малого инновационного предпринимательства, существующих в регионе.

В качестве элемента развития инфраструктуры рынка инноваций и механизма увеличения их финансирования и как следствие скорости реализации инновационных проектов могли бы выступить

биржевые технологии, в частности организация специальной биржи ориентированной на работу с небольшими инновационными компаниями.

Во всем мире, одним из самых эффективных инструментов по привлечению свободного российского капитала в инновационный бизнес выступает специальная биржа, её особенностью является специализация на инвестировании только высокотехнологичного венчурного сектора, работа с небольшими инновационными компаниями и привлечение помимо прочих мелких частных инвесторов (населения) и государственная поддержка (финансовое и административное участие государства). Необходимость последнего объясняется тем, что само государство заинтересовано в стремительном развитии экономики на базе новейших достижений науки и техники и повышении конкурентоспособности российских товаров.

На сегодняшний день у России, несмотря на относительно недолгий по сравнению с ведущими странами опыт формирования инфраструктурных институтов рынка, имеется ряд предпосылок для успешного образования и функционирования биржи для высоких технологий при поддержке государства:

- заинтересованность и участие государства в становлении венчурного и инновационного бизнеса;

- необходимость вовлечения всех регионов страны в инновационный процесс в довольно короткие сроки;

- уже имеющиеся попытки ведущих бирж страны привлечь средние и

небольшие технологичные инновационные компании к фондовому рынку в целях предоставления возможности этим компаниям получения дополнительных инвестиций, необходимых для развития бизнеса.

В итоге основой российской биржи высоких технологий выступило бы частно-государственное партнерство при самом активном участии государства в образовании биржи и обеспечении благоприятных условий для её дальнейшего успешного функционирования (рис.4).

Поскольку основной целью создания российской биржи высоких технологий является привлечение свободных, внутренних финансовых средств в передовые технологии промышленного сектора и научную сферу, БВТ можно представить в виде аккумулирующего (капитал) и связующего (бизнес, прикладную науку, население) ядра, направленного на стимулирование инновационной активности ключевых субъектов малого инновационного бизнеса.

Другой не менее важной составляющей успеха такой биржевой системы является её постоянная готовность соответствовать изменяющимся требованиям экономической среды: учёт запросов инвесторов, самих компаний; постоянное совершенствование нормативной базы с целью ее адаптации к условиям современного российского рынка.

В результате подобная система способствовала бы:

- резкому увеличению ликвидности и прозрачности рынка за счет многократного расширения его потенциальных участников;

- расширению возможностей реализации инновационных проектов за счет увеличения числа потенциальных инвесторов (частных инвесторов с небольшим капиталом; населения; зарубежных и российских крупных компаний, желающих инвестировать в высокодоходные проекты, а также приобретать научные разработки по относительно невысокой цене);

- возможности оценки самим рынком степени востребованности инновационных идей вне зависимости от стадии развития, объема капитализации, финансовой истории и других факторов, ограничивающих их допуск на традиционные фондовые биржи;

- созданию новых рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных кадров (специалистов).

Высокотехнологичная биржа обеспечила бы, по крайней мере, два условия успешного функционирования предпринимательской инновационной экономики - капитал и “выходы”.

Таким образом, с помощью вышеизложенных механизмов, по мнению автора, можно добиться значительных успехов по разви-

тию рынка инноваций в Российской Федерации и как следствие, увеличения скорости прохождения разных стадий жизни инновационного продукта.

Литературы:

1. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000;

2. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992;

3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001;

4. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002;

5. Fairy, W. Investment Income and Profit Margins in Property Liability Insurance // Journal of Economics, 2007, № 7.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Дулов К.А., аспирант ФАОУДПО ГАСИС Статья посвящена анализу технологических инноваций, содействующих устойчивому развитию российской электроэнергетики. Ключевые слова: технологические инновации, устойчивое развитие электроэнергетическая отрасль, окружающая среда, энергоемкость.

TECHNOLOGICAL INNOVATION AS A BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ELECTRICITY

Dulov K., the post-graduate student, FAOUDPO GASIS This article analyzes the technological innovations that promote the sustainable development of the Russian power industry. Keywords: technological innovation, sustainable development, electricity industry, environment, energy.

В качестве альтернативы экстенсивному развитию экономики, в последние годы все более становится очевидным необходимость перехода к новому типу развития - устойчивому, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В ряду проблем, стоящих перед нашей страной в решении задачи перехода к устойчивому экономическому развитию, важное место занимают проблемы отечественной электроэнергетики, состояние которой сегодня уже не отвечает современным требованиям ни в количественном, ни в качественном отношении. Исходя из парадигмы устойчивого развития, не будет преувеличением сказать, что главная проблема российской экономики в целом заключается в высокой энергоемкости по потреблению, а главная проблема российской электроэнергетики как отрасли экономики -в высокой энергоемкости производства электроэнергии. Другой стороной этой проблемы является негативное воздействие объектов электроэнергетики на окружающую среду [1-3].

Переход на инновационную модель российской экономики предоставляет новые возможности для устойчивого развития электроэнергетической отрасли. Это развитие базируется на активизации научных исследований в области повышения энергоэффективности, производства и расширения использования альтернативных видов энергии, диверсификации направлений деятельности, модернизации производства, внедрения высоких технологий, развития кадрового потенциала, формирования инновационной инфраструктуры.

В наших предыдущих публикациях рассматривались тенденции развития и территориальные особенности инновационной активности в российской электроэнергетике [4], предложен методический подход к разработке индикаторов инновационной активности в электроэнергетической отрасли на региональном уровне [5].

Рассмотрению технологических инноваций, содействующих устойчивому развитию российской электроэнергетики, предпошлем статистический анализ таких индикаторов устойчивого развития стран, как энергоемкость и доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Важность этих индикаторов, наряду с интегральным измерителем устойчивого развития - индексом скорректиро-

ванных чистых сбережений, отмечалась в докладе [6]; в частности, в нем подчеркивалось, что для России энергоемкость - это ключевой индикатор, характеризующий устойчивость развития как энергетического сектора, так и страны в целом.

Традиционно под энергоемкостью подразумевается энергоемкость ВВП по потреблению. Однако для России этот показатель не учитывает экономические, экологические и социальные последствия добычи и производства энергоресурсов на экспорт, он отражает лишь ту часть негативных воздействий на природную среду и здоровье населения, которые обусловлены процессами энергопотребления и, следовательно, является «частичным» индикатором масштабов зависимости российской экономики от экспорта, давления энергетического сектора на природную среду и общество. Поэтому, наряду с энергоемкостью ВВП по потреблению, необходимо также рассматривать энергоемкость ВВП по производству энергоресурсов - индикатор, рассчитываемый как отношение производства первичной энергии к ВВП. Этот индикатор отражает суммарный объем вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот (как для удовлетворения внутренних потребностей, так и для экспортных нужд), что позволяет принять его в качестве косвенной характеристики масштабов экономического давления на природную среду и здоровье населения.

Для выявления места России среди других стран по указанным индикаторам рассмотрим данные, приведенные в докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации «Энергетика и устойчивое развитие» [3], а также в источнике [7], сведенные нами в табл. 1.

Как видно из табл. 1, наша страна по доле возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - 3,0% - опережает лишь такие страны, как Саудовская Аравия, Республика Корея, Украина и Великобритания, а по энергоэффективности производства опережает лишь Саудовскую Аравию.

Более детальный анализ приведенных в табл. 1 данных выполним с помощью аналитических процедур и графических построений, предоставляемых пакетом статистических программ анализа данных общественных наук SPSS Base [8].

На первом этапе статистических исследований проверим вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.