286
К ВОПРОСУ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
ТО THE QUESTION OF THE UNIVERSITY MANAGEMENT AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
i
Г.В. АСТРАТОВА
Заведующий кафедрой экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д.э.н., к.т.н.,
G.V. ASTRATOVA
Head of Economics of Housing and Communal Services and Energy Department of the «Ural State Economic University», Doctor (Dr.) of Economics, Ph. D. of Techniques, Professor
С.Г. ПЬЯНКОВА
Член Правления и Член Президиума Уральского отделения Вольного экономического общества
710 ТО M
287
России, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный
S.G. PYANKOVA
Member of the Board and Member of the Presidium of the Ural Branch of the Free Economic Society of Russia, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, FGBOU VO «Ural State Economic University», Doctor of Economic Sciences
Л.Н. БОНДАРЕВА
Доцент кафедры менеджмента
ФГАО ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический
L.N. BONDAREVA
Associate Professor of Management Department of the Federal State Autonomous Educational Institution «Russian State Vocational Pedagogical University», Ph. D. of Economics
М.А. КОЧЕРЬЯН
Начальник управления по спортивно-массовой и оздоровительной работе, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «Уральский
M.A. KOCHERIAN
Head of Mass Sports and Health Work, Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sport of the «Ural State University of Economics»
7ЯЯ
АННОТАЦИЯ
Проведено монографическое исследование с целью обобщения современных представлений об управлении учреждением высшего образования как системы. Представлены и описаны основные элементы учреждений высшего образования как социально-экономической системы. Выявлено, что управление современным вузом находится в состоянии непрерывной трансформации. Показана необходимость разработки новой целевой парадигмы управления высшим образованием. Исследование имеет теоретико-методологическое значение и может быть рекомендовано ученым и практикам в
ABSTRACT
It was conducted a monographic study with the goal to the synthesis of modern ideas of the higher education institution as a system. It was presented and described the main elements of higher education institutions as a socio-economic system. It was revealed that the management of a modern University is in a constant state of transformation. It was determined the necessity of a new trust paradigm for higher education management developing.The study has theoretical and methodological importance and can be recommended to scientists and practitioners in the field of higher education management.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Образование; высшее образование; вуз; управление высшим образо-
KEYWORDS
Education; higher education; University; higher education management; University management; socio-economic system.
настоящему времени является общепризнанным, что в самом общем виде система представляет собой совокупность образующих определенное устойчивое
единство, взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, деятельность которых обеспечивает достижение целей управления этой системой. Многообразие представлений о системе в человеческом познании приводит к необходимости выделения отдельных типов систем и их свойств. Среди множества видов систем особое место занимает социально-экономическая система — это исторически сложившаяся совокупность групп людей, объединенных формами и целями совместной жизнедеятельности [6].
Одним из ярких примеров социально-экономической системы является современное российское образование, которое «...создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования»1.
Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность из пяти основных элементов2:
1) нормативные документы (Федеральный государственный стандарт и Федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня, направленности);
2) образовательные учреждения, включающие осуществляющие образовательную деятельность организации, педагогических работников, обучающихся и их законных представителей;
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Статья 10. Структура системы образования.
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Статья 10. Структура системы образования.
790
3) органы государственной власти различных уровней и местного самоуправления и иные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
4) организации, оценивающие качество образования и обеспечивающие образовательную деятельность;
5) общественные и прочие объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образовательная система Российской Федерации объединяет общее, профессиональное и дополнительное образование, а также профессиональное обучение. Профессиональное образование в нашей стране реализуется в учреждениях среднего и высшего образования. Учреждения системы высшего образования обеспечивают возможность реализации права личности на образование по следующим основным уровням: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации5.
Учреждения высшего образования (далее — вузы) как социально-экономическая система могут быть охарактеризованы семью компонентами, неразрывно связанными с функционированием этой системы: элемент, подсистема, структура, связь, внешняя среда, цели деятельности, управление системой (табл. 1).
Кроме того, вуз как социально-экономическая система обладает рядом ключевых свойств, которые можно описать как минимум пятью характеристиками: 1) целостность; 2) иерархичность; 3) интегративность; 4) открытость; 5) динамичность (табл. 2). Из таблицы следует, что все пять свойств вуза как системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29 декабря 2012
года с изменениями 2018 года. Статья 10. Структура системы образования.
. ?91
Та б л и ц а 1
Основные компоненты вуза как социально-экономической системы [3]
Основные понятия системы Общее определение понятия Определение элементов системы вуза
Элемент Простейшая неделимая часть системы, предел членения с точки зрения отдельно поставленной задачи Ректорат, деканат, административно-хозяйственная часть, бухгалтерия, редак-ционно-издательский отдел, студенческое самоуправление, кафедры
Подсистема Более крупное объединение элементов, связанное с вычленением взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами системы Управляющая подсистема: - ректорат, деканат, учебная часть. Управляемая подсистема: - профессорско-преподавательский состав, студенты
Структура Иерархия, упорядочение компонентов (часто представлено графически) Ректорат, деканат, учебная часть, хозяйственный отдел, кафедры
Связь Характерное строение системы (статика) и функционирование системы (динамика) Управленческие решения, передающиеся сверху (например, от деканата) вниз (к студентам)
Внешняя среда Множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния приводит к изменениям в системе Элементы внешней среды вуза: 1. Система общегосударственных отношений. 2. Человеческие ресурсы. 3. Научно-технический потенциал. 4. Экономические отношения. 5. Профессионально-кадровый заказ. 6. Социальные отношения
im
Основные понятия системы Общее определение понятия Определение элементов системы вуза
Цели деятельности системы Идеальные устремления в соответствии с реальными возможностями Цели деятельности вуза: 1. Подготовка определенного количества специалистов. 2. Разработка определенного количества научных программ. 3. Обеспечение методической деятельности и т.д.
Управление системой Изменения в менеджменте системы в зависимости от стадии выполнения поставленных задач (планирование, прогнозирования, реализация, контроль) Менеджмент в вузе проходит по стадиям управления
Та б л и ц а 2
Свойства вуза как социально-экономической системы [1,3,7,10,11,12,13,14]4
№ п/п Наименование свойств социально-экономической системы Общая характеристика свойства Проявление свойств социально-экономической системы в вузе
1. Целостность Обозначает, что изменение любого элемента системы влияет и на другие ее элементы, приводя к изменению всей системы в целом Целостность проявляется в реализации единой цели - обеспечение образовательного процесса в вузе
4 Составлено авторами, исходя из изучения источников: Васин С.М., 2007; Ильина Л.Н., 2011; Холод Л.Л., Хрусталев E.H., 2008; Pettman Barrie О., 1977; Van De Ven, Andrew H.; Ganco, Martin; Hinings, C.R. (Bob), 2013; и др.
№ п/п Наименование свойств социально-экономической системы Общая характеристика свойства Проявление свойств социально-экономической системы в вузе
2. Иерархичность Подразумевает наличие разницы между целями системы и целями ее компонентов (подсистем), которые являются для нее подцелями Для вуза характерно наличие социальных и экономических целей, связывающих компоненты общей системы. Социальные цели различаются: по уровням управления, по межличностным и общественным отношениям, и др. Экономические цели подразумевают ответственность разных уровней управления, материальное обеспечение и стимулирование труда, и т.п.
3. Итеративность Представляет собой результат, получаемый от взаимодействия компонентов В вузе имеется ряд функций (образовательная, научная, воспитательная, культурная, международная и др.), которые реализуются благодаря взаимодействию всех элементов системы.
4. Открытость Обозначает, что система непрерывно взаимодействуете окружающей средой в форме энергии, материальных преобразований или информации на границе с системой Как система вуз формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия и образования связей с внешней средой: информация, продукты интеллектуальной деятельности, человеческие и материальные ресурсы и т.п.
294
№ п/п Наименование свойств социально-экономической системы Общая характеристика свойства Проявление свойств социально-экономической системы в вузе
5. Динамичность Динамичность позволяет изучать и описывать эволюцию систем во времени и подразумевает совокупность элементов, для которых задана функциональная зависимость между временем и положением в фазовом пространстве каждого компонента системы Это свойство проявляется как вариативность во времени качественных и количественных характеристик деятельности вуза в целом и отдельных его элементов в частности
Свойства вуза как социально-экономической системы проявляются и во взаимосвязи различных структурных элементов (подсистем) и процедур. Например, применительно к организациям безотносительно их отраслевой принадлежности А.Т. Зуб [2] предлагает выделить взаимосвязь систем и процедур в отдельный ресурс, что обусловлено важностью функционирования таких стратегических систем, как информационная, коммуникационная и сметная. В данной связи коллективом уральских ученых представляется возможным рассмотреть вопросы, решаемые различными системами организации в вузе как отдельный ресурс (табл. 3).
Вуз также может быть представлен как адаптивная структура функционального типа с сочетанием бюрократического и предпринимательского типа организационной культуры. На рисунке 1 представлено схематическое изображение вуза как организационной системы функционального типа.
Та б л и ц а 3
Характеристика вопросов, решаемых различными системами организации в высшей школе [8, с. 294]
Наименование системы Характеристика вопросов, решаемых системой организации
Информационная система • соответствие информационной системы потребностям организации; • правильность предоставления информации; • способность предоставления информации в режиме оп-1те; • доступность информации по мере необходимости; • гибкость информационной системы
Коммуникационная система • степень эффективности в работе коммуникационной системы; • степень взаимодействия горизонтальных систем коммуникации; • развитость неформальных коммуникационных систем; • соответствие коммуникационной системы стратегическим потребностям организации
Сметная система • формирование системы эффективного ценообразования; • оценка уровня сервиса с точки зрения затрат на его организацию; • влияние инвестиций на прибыли (или убытки) организации; • формирование адекватных, своевременных,точных прогнозов
Необходимо отметить, что современный вуз не является застывшей статической системой. Напротив, эта система постоянно изменяется, трансформируется. Так, многими авторами отмечается, что в современных реалиях XXI века происходят сложные и подчас противоречивые процессы реформирования социально-технологического укла-
796
Рис. 1. Вуз как организационная система функционального типа [8, с. 298]
да общества, общественных институтов, социокультурных ценностей и установок и других факторов, приводящие в том числе и к трансформации образовательных систем и учреждений [1]. В данной связи исследователи все чаще говорят о необходимости разработки новой целевой парадигмы управления высшим образованием. В частности, Р.В. Деньков Р.В. и A.B. Пацула отмечают, что необходим «... органичный и плавный переход от сложившейся практики координации исследований к координационному управлению в высшем образовании» [5]. В то же время М.Г. Роман-цов с коллегами [9] отмечают, что современная парадигма высшего образования должна быть направлена на форми-
рование профессиональных компетенций индивида посредством совершенствования системы менеджмента качества вуза. Наконец, исследованиями коллектива уральских авторов [4] отмечается, что тенденции развития и новую парадигму высшего образования необходимо рассматривать, во-первых, в контексте эволюции экономики знания, а во-вторых, как подсистему управления качеством жизни населения. В научной литературе имеются и другие позиции по вопросу целевой парадигмы управления вузом. Считаем необходимым отметить, что данный вопрос требует специальных исследований.
Выводы
1. Рассмотрены некоторые аспекты управления вузом как социально-экономической системой с целью обобщения современных представлений о применении системного подхода к учреждениям высшего образования.
2. Представлены и описаны основные элементы системы образования Российской Федерации, а также — учреждений высшего образования как социально-экономической системы. В частности, показано, что вуз как социально-экономическая система обладает рядом ключевых свойств, которые можно описать как минимум пятью характеристиками: 1) целостность; 2) иерархичность; 3) интегратив-ность; 4) открытость; 5) динамичность.
3. Выявлено, что управление современным вузом находится в состоянии непрерывной трансформации. Приведен ряд мнений, представленных в научной литературе, по вопросу целевой парадигмы управления вузом. Показана необходимость разработки новой целевой парадигмы управления высшим образованием.
?9Я
4. Проведенное исследование имеет теоретико-методо-логическое значение и может быть рекомендовано ученым и практикам в сфере управления высшим образованием. Наше исследование не закончено, не претендует на исчерпывающую полноту и будет продолжено в самом ближайшем будущем.
Библиографический список
1. Васин С.М. Трансформация социально-экономической системы региона: дисс.... докт. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05 / Васин Сергей Михайлович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2007. - 468 с.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
3. Ильина Л.Н. Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой // Креативная экономика. 2011. № 5.-С. 114-118.
4. Качество жизни: проблемы и перспективы XXI века. Научная монография // Под общей и научной редакцией д.э.н., профессора Г.В. Астратовой. — Екатеринбург: УГЛТУ. Отпечатано с готового оригинал-макета в изд-ве ГК «Стратегия позитива» ТМ, 2013. 552 с.
5. Леньков Р.В., Пацула A.B. Смена целевой парадигмы: от координации исследований к координационному управлению в высшем образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //naukovedenie.ru/ PDF /45EVN615.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. - 704 с.
7. Орлова Е.В. Проблемы инновационного управления современным российским вузом //Управление. 2013. № 1 (1). — С. 70-73.
8. Проблемы совершенствования высшего профессионального образования на пути к стратегии развития. Научная монография / Коллектив авторов под общей научной редакцией Г.В. Астрато-вой, М.И. Хрущевой. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. — 348 с.
9. Романцов М.Г., Даниленкова Г.Г., Мельникова И.Ю., Горячева Л.Г. Парадигмы высшего образования в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11.-С. 17-24.
10. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Перед вызовами третьей волны индустриализации: страна, регион //Известия УрГЭУ. 2016. №3(65).-С. 14-25.
11. Холод Л.Л., Хрусталев Е.Н. Анализ финансовой деятельности высшего учебного заведения в рыночных условиях //Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 5. - С. 1-19.
12. Lovelock Cristopher, Jochen Wirtz, Patricia Chew. Essentials of Services Marketing. —Singapore: Prentice Hall, 2009. — 980 pp.
13. Management // by Drucker Peter F. (Author). Rev Ed Hardcover. 2008. - 555 pp.
14. Pettman Barrie O. Socio-Economic Systems // International Journal of Social Economics. 1977. Vol. 4. Issue: 2. pp. 101-119. [Electronic resource] / Access mode: https: //doi.org/10.1108/eb013809.
Bibliographic list
1. Vasin S.M. Transformacija sociarno-jekonomicheskoj sistemy regiona: diss.... dokt. jekon. nauk: 08.00.01, 08.00.05/Vasin Sergej Mihajlovich; [Mesto zashhity: S.-Peterb. gos. un-t]. — Sankt-Peterburg, 2007. — 468 s.
2. Zub A.T. Strategicheskij menedzhment: Teorija i praktika. — M.: Aspekt Press, 2002. - 415 s.
3. Il'ina L.N. Upravlenie negosudarstvennym vysshim uchebnym zavedeniem kak sociarno-jekonomicheskoj sistemoj // Kreativnaja jekonomika. 2011. № 5.-S. 114-118.
W)
4. Kachestvo zhizni: problemy i perspektivy XXI veka. Nauchnaja monografija // Pod obshhej i nauchnoj redakciej d.je.n., professora G.V. Astratovoj.— Ekaterinburg: UGLTU. Otpechatano sgotovogo original-maketa v Izd-ve GK «Strategija pozitiva» TM, 2013. — 532 s.
5. Len'kov R.V., Pacula A.V. Smena celevoj paradigmy: ot koordinacii issledovanij k koordinacionnomu upravleniju v vysshem obrazovanii // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2015. T. 7. № 6. [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https: //naukovedenie.ru/PDF/45EVN615. pdf (data obrashhenija: 10.02.2018).
6. Meskon M.H., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta: Per. s angl. M.: Delo, 1995. - 704 s.
7. Orlova E.V. Problemy innovacionnogo upravlenija sovremennym rossijskim vuzom //Upravlenie. 2013. № 1 (1). — S. 70-73.
8. Problemy sovershenstvovanija vysshego professional'nogo obrazovanija na puti k strategii razvitija. Nauchnaja monografija / Kollektiv avtorov pod obshhej nauchnoj redakciej G.V. Astratovoj, M.I. Hrushhjovoj. Ekaterinburg: Izd-vo AMB, 2004. - 348 s.
9. Romancov M.G., Danilenkova G.G., Mel'nikova I.Ju., Gorjacheva L.G. Paradigmy vysshego obrazovanija vsovremennyh uslovijah // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2011. № 11.-S. 17-24.
10. Silin Ja.P., Animica E.G., Novikova N.V. Pered vyzovami tret'ej volny industrializacii: strana, region // Izvestija UrGJeU. 2016. № 3 (65). — S. 14-25.
11. Holod L.L., Hrustalev E.N. Analiz finansovoj dejatel'nosti vysshego uchebnogo zavedenija v rynochnyh uslovijah // Audit i finansovyj analiz. 2008. № 5. - S. 1-19.
12. Lovelock Cristopher, Jochen Wirtz, Patricia Chew. Essentials of Services Marketing. —Singapore: Prentice Hall, 2009. — 980 pp.
13. Management // By Drucker Peter F. (Author). Rev Ed Hardcover. 2008. - 555 pp.
14. Pettman Barrie О. Socio-Economic Systems // International Journal of Social Economics. 1977. Vol. 4. Issue: 2. Pp. 101-119. [Electronic resource] / Access mode: https: //doi.org/10.1108/eb013809.
Контактная информация:
Астратова Галина Владимировна: почтовый адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли 62/45, телефон: 221-17-94, эл. почта: astragv@usue.ru.
Пьянкова Светлана Григорьевна: почтовый адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли 62/45, телефон (343) 221-26-35, эл. почта: pyankovasg@usue.ru.
Бондарева Любовь Николаевна: почтовый адрес: 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, телефон: (343) 221-46-34 (доб. 401), эл. почта: mail@rsvpu.ru.
Кочерьян Максим Артурович: почтовый адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли 62/45, телефон: 221-27-55, эл. почта: mkocheryan@mail.ru.