Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПО УСТРАНЕНИЮ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыновченко В.В., Таратухина С.С., Шамкина Е.В.

Целью данной научной статьи является исследование вопроса об управлении диверсифицированной компанией, о возможных проблемах, а также способов по их устранению. В работе предложены рекомендации по совершенствованию концепций управления диверсифицированной компанией и рассмотрены теоретические аспекты процесса диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартыновченко В.В., Таратухина С.С., Шамкина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE MANAGEMENT OF THE DIVERSIFIED COMPANY

The purpose of this research paper is to investigate the issue of managing a diversified company, possible problems, and ways to eliminate them. The paper suggests recommendations for improving the management concepts of a diversified company and examines the theoretical aspects of the diversification process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ»

Использованные источники:

1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» / Министерство здравоохранения и социального развития России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/

2.Приоритетный национальный проект «Здоровье» / Сайт Министерства здравоохранения Астраханской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minzdravao.ru

УДК 0ЗЗ.ЗЗб

Мартыновченко В.В.

студент

факультет «Информационно-экономические системы»

Россия, г. Ростов-на-Дону Донской государственный технический университет

Таратухина С.С. студент

факультет «Информационно-экономические системы»

Россия, г. Ростов-на-Дону Донской государственный технический университет

Научный руководитель: Шамкина Е.В., кандидат экономических наук доцент кафедры «Финансы и кредит» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону Martynovchenko V. V.

student

Faculty "Information and Economic Systems"

Russia, Rostov-on-Don Don State Technical University Taratukhina S.S.

student

Faculty "Information and Economic Systems"

Russia, Rostov-on-Don Don State Technical University Supervisor: Shamkina EV, Candidate of Economic Sciences Assistant Professor of the Department of Finance and Credit

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ TO THE QUESTION OF THE MANAGEMENT OF THE DIVERSIFIED COMPANY

Целью данной научной статьи является исследование вопроса об управлении диверсифицированной компанией, о возможных проблемах, а

также способов по их устранению. В работе предложены рекомендации по совершенствованию концепций управления диверсифицированной компанией и рассмотрены теоретические аспекты процесса диверсификации.

Ключевые слова: диверсифицированные компании, проблемы и способы по устранению, управление организациями

The purpose of this research paper is to investigate the issue of managing a diversified company, possible problems, and ways to eliminate them. The paper suggests recommendations for improving the management concepts of a diversified company and examines the theoretical aspects of the diversification process.

Keywords: diversified companies, problems and methods for eliminating, managing organizations

Целью данной научной статьи является исследование вопроса об управлении диверсифицированной компанией, о возможных проблемах и способах их устранения. В работе предложены рекомендации по совершенствованию концепций управления диверсифицированной компанией и рассмотрены теоретические аспекты процесса диверсификации.

Тема управление диверсифицированной компанией является актуальной на сегодняшний день и будет оставаться таковой в ближайшем будущем. Так как от правильного управления зависит эффективность и выживаемость диверсифицируемого предприятия.

Данный вопрос прежде и до сегодняшних дней не обретал отображения ни в отечественной финансовой литературе, ни на практике. В настоящее время, еще не создано универсальной методики, которая удовлетворила бы потребности определенного количества организаций, желающих или вынужденных диверсифицироваться. Имеющийся теоретический опыт, основывался прежде всего на образовавшимися с годами практическими разработками компаний. Однако данный навык стал до такой степени неоднозначен и двойственен, что препятствовал выработке общей концепции диверсификации.

К основным задачам данной статьи, отнесем следующее:

1. Необходимо дать определение диверсификации, определить основные задачи диверсифицированной компании

2. Определить пути диверсификации компании

3. Рассмотреть проблемы управления диверсифицированной компании, а также предоставить способы их разрешения.

4. Предоставить рекомендации по совершенствованию концепции диверсифицированной компании.

На практике может быть представлено огромное число стратегических альтернатив формирования и увеличения компаний в обстоятельствах рынка. Одной из подобных альтернатив и представляется диверсификация.

В финансовой литературе встречается огромное количество понятий диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация, это такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Многие

подразумевают под ней различные процессы, следовательно, значимым фактором является способность истолковать и распознать эту концепцию применительно к собственным обстоятельствам. При этом, можно дать общее, широкое понятие диверсификации, но с определенными замечаниями. Это даст некоторую базу для последующего анализа. С финансовой точки зрения диверсификация - это одновременное формирование нескольких не взаимозависимых научно-технических типов производства или обслуживания, увеличение перечня изготавливаемой продукции или услуг.

Диверсификация предоставляет вероятность компаниям «удерживать на плаву» при непростой финансовой конъектуре за счет выпуска обширного перечня продукции и услуг: потери с невыгодных продуктов (на время, в особенности новым) перекрываются пользой с иных типов продукции.

Диверсификация - это: во-первых, усвоение компаний в сферы, не обладающие производственной зависимостью или многофункциональной связью от главной сферы их работы. Во-вторых, популяризация хозяйственный работы в новые области (увеличение номенклатуры продукта, типов, предоставляемых услуг и т.д.).

Диверсификация связана с многообразием использования товаров, изготавливаемых фирмой, и создает результативность функционирования фирмы отдельного продукта, решая задачи обеспечения стабильного поступательного роста. Если продукция фирмы обладают весьма маленьким использованием, в таком случае компания становится специализированной; если они находят многообразное использование, то это -диверсифицированное предприятие.

Ценность диверсификации заключается в создании межотраслевой структуры с тем, чтобы сократить расходы на поиск новых приоритетных областей и координировать их развитие, тем самым увеличивая эффект от использования рыночных возможностей. Однако развивающиеся рынки имеют свою специфику. Типичной чертой развивающихся рынков являются корпорации, работающие во многих не связанных между собой секторах, что негативно сказывается на эффективности таких компаний.

В отличие от компаний, корпорации этого типа более сложные, с точки зрения управленческой дисциплины в дочерних компаниях и их модернизации. Бизнес-группы могут быть подвержены проблеме агентства из-за их пирамидальных структур, которые усиливаются акционерами с контрольным пакетом акций, управляющим компанией, чтобы максимизировать собственные выгоды, а не выгоды всех акционеров.

Однако, использование стратегии диверсификации и несоблюдение определенных правил корпоративного управления, может быть успешным шагом на развивающихся рынках в ответ на их институциональные недостатки, повышением эффективности и путем полного использования всех имеющихся ресурсов.

Кроме того, развивающиеся страны характеризуются семейными корпорациями, которые заинтересованы в диверсификации своего бизнеса, чтобы не создавать конкуренцию между родственниками в той же отрасли, а также создать устойчивый бизнес для будущих поколений. В отношении управления диверсифицированные семейные корпорации практически лишены проблемы агентства, поскольку все члены семьи заинтересованы в получении максимальной выгоды, то есть прибыли; Однако проблема заключается в том, что доля независимых директоров сводится к нулю в таких компаниях, поскольку владельцы не доверяют посторонним.

Итак, стратегия диверсификации может привести к значительно большему выигрышу на развивающихся рынках, чем в развитых, из-за вышеупомянутых причин. В среднем, диверсифицированные компании имеют более высокую долю независимых директоров в совете директоров, а структура корпоративного управления систематически зависит от степени диверсификации. Несмотря на все преимущества диверсификации на развивающихся рынках, многие компании выходят за пределы оптимального уровня, что приводит к негативным последствиям диверсификации и к разорению компании.

Задачи диверсификации пребывают в строгой значимости с бизнесом и управлением.

Весь штат сотрудников, а также оборудование должны использоваться с целью достижения в будущем наибольшего многообразия товаров и услуг.

Повышение производительности совершается за счет увеличения количества оборудования и качества компании, что проводит к увеличению ассортимента продукции.

Заинтересованность в какой-либо организации, которая проявляет непосредственное участие или контролирование над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.

Вся процедура вовлечения доступных средств, предпринимательской способности руководства, технических навыков, патентов и иных ресурсов обязана проходить таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого некоторые положительные стороны и ряд преимуществ, например, гарантированные поставки материала и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сделок с другими компаниями. В других вариантах компании имеют все шансы формировать новую корпорацию.

Приведенные задачи нельзя привести со всеми подробностями, так как каждой диверсифицированной ситуации присущи разные аспекты.

Возможные пути диверсификации:

Путь №1: изучение только что появившихся участков. Вполне вероятен прогноз, что структура российского рынка значительно преобразуется. После произошедших преобразований в торговле и дистрибуции, которые были вызваны ростом розничных сетей, начинаются структурные преобразования и в промышленности. Компании,

занимающиеся производством, обращаются к аутсорсингу - это активизирует прогресс специализированных компаний, которые в дальнейшем будут составлять конкуренцию менее эффективным внутренним отдалениям. Для большинства предприятий находится исключительный шанс стать беспрекословным лидером на развивающихся рынках.

Путь №2: альянсы. Российская практика показывает, что благополучные альянсы в зарубежных компаниях - редкость. Большинство российских предприятий считают более эффективным для преодоления отставания вхождение в альянсы с зарубежными предприятиями, приобретение лицензий. На данный момент РФ - это дешёвая рабочая сила и энергоресурсы для зарубежных предприятий, в свою очередь есть "багаж", который интересен нам. Таким образом, есть вещи, которые интересны нам, то есть возможно взаимовыгодное разделение труда.

Путь №3: зарубежные рынки. Освоение новых продуктов в России, диверсификация или специализация, осуществление экспансии бизнеса на внешний рынок? Так звучит главный вопрос данного пути. Для России свойственна более всего диверсификация.

Специалисты указывают на дефицит альтернативных, конкурентоспособных продуктов на зарубежных рынках. Но утверждать, что альтернатив нет - нельзя, поэтому нужно двигаться в сторону изобретения такого продукта. Возможно предположение, что процедура специализации наберёт обороты в скором времени.

Т.к. диверсификация - это очень трудоёмкая и каверзная процедура, необходимо тщательное изучение компании, для того чтобы понять есть ли в этом необходимость.

Предприятия, находящиеся на стадии становления, не могут претендовать на завоевание новых рынков в связи с тем, что диверсификация полностью зависит от их финансового состояния. Диверсификация - процесс, который требует постоянного внимания, т.к. рынок, политическая ситуация неустойчивы и нуждаются в отслеживании и контроле. Поэтому в начале деятельности предприятия следует просчитывать несколько вариантов работы, новые виды товаров и тд. Но это только в теории, на практике же всё происходит иначе: текущая работа не даёт компаниям проектировать новые курсы работы. По итогу, компании наталкиваются на упадок сбыта, с которым они вынуждены бороться исключительно путём сокращения кадров, в которые были вложены финансы и годы обучения.

Итак, предложим несколько рекомендаций по совершенствованию концепций управления в диверсифицированных компаниях:

1) Оценка уровня корпоративного управления должна быть незаменимым элементом системы управления диверсифицированными компаниями

2) Необходимо проводить ежегодные собрания акционеров, способствовать проведению дистанционного голосования и использовать принцип «одна акция, один голос».

3) Необходимо совершенствовать практику управления в диверсифицированных компаниях в отношении состава и структуры совета директоров, поскольку увеличение состава и структуры повышает добавленную экономическую стоимость

4) Необходимо создать комитеты управления, аудита и вознаграждения, а также обеспечить оптимальное соотношение независимых директоров к общему числу членов совета директоров.

5) Необходимо также соблюдать стандарты корпоративного управления в отношении раскрытия информации, поскольку увеличение индекса раскрытия информации приводит к росту экономической добавленной стоимости

6) Необходимо перейти от анализа стандартных показателей учета к показателям экономической прибыли путем внедрения системы финансового управления. Это позволит улучшить как инвестиции, так и бизнес-операции путем выявления неперспективных областей, а также поможет выбрать наилучший способ распределения ресурсов.

7) Внедрить комплексный подход к анализу деятельности компании, включая анализ как финансовых показателей, так и качественных характеристик предприятий, такие как корпоративное управление.

Целью данной научной статьи являлось исследование вопроса о проблемах управления диверсифицированной компанией, а также приведение способов по их устранению.

В ходе работы были решены нижеприведённые задачи:

1. Дано определение понятию диверсификация:

Диверсификация - это одновременное формирование нескольких не взаимозависимых научно-технических типов производства или обслуживания, увеличение перечня изготавливаемой продукции или услуг.

2. Приведена основные задачи диверсифицированной компании

3. Рассмотрены пути диверсификации предприятия:

- Освоение новых сегментов;

- Альянсы;

- Зарубежные рынки.

4. Рассмотрены проблемы диверсификации предприятия:

Диверсификация очень трудоёмкий и сложный процесс, который

может принести не только дивиденды, но и проблемы и убытки. В любой момент может измениться как ситуация на рынке, так и политическая ситуация: введение или отмена лицензирования; установление или повышение таможенных пошлин; наложение запретов на производство той или иной продукции. Все это повлечет за собой усложнение сбыта, усиление конкуренции, необходимость прекращения того или иного вида деятельности.

5. Предоставлены способы разрешения проблем управления диверсифицированной компанией

6. Приведены рекомендации по совершенствованию концепции диверсифицированной компании.

Использованные источники: 1.Андерсон Р., Бейтс Т., Биджак Дж. И леммон М. (2000) Корпоративное управление и диверсификация фирм. Финансовый менеджмент, вып. 29, no.

1. стр. 5-22.

2.Рейтинги корпоративного управления и результаты деятельности компаний. Финансовый менеджмент, 38 (1), 139-160.

3.Газин Г. (2003) корпоративное управление в России: реальное конкурентное преимущество.

4.Ивашковская И.В., Кукина Е.Б. И Пенкина И.В. (2010) Экономическая улучшенная сила. Концепция. Подходы. Инструментарий. Журнал исследований корпоративных финансов, 2 (14), 103-108.

5.Ивашковская И.В., Пономарева М.О. И Settle, A. (2007) Деятельность директоров и стратегическая эффективность. Проблемы теории управления и практики, №. 8

6.Ивасаки И. (2014) Мировой финансовый кризис, корпоративное управление и устойчивое выживание: российский опыт. Журнал сравнительной экономики, том. 42, no. 8, 178-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.