— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-33 УДК 005.7:614.2
© ®
Attribution
сс by
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЯХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Романович О.Г.1, Мурзалиева Г.А.2, Рахманалиева А.А.3, Кочербаева А.А.4
13 4Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, 2Проект «Автономия организаций здравоохранения» - Фаза II / «Укрепление системы управления здравоохранением», финансируемый Правительством Швейцарии, Кыргызстан
Аннотация. Обеспечение полной доступности и надлежащего качества медицинских услуг и высокотехнологичной медицины является основой работы системы здравоохранения на национальном и глобальном уровнях, что невозможно без повышения потенциала руководителей организаций здравоохранения, в том числе по вопросам эффективного управления и лидерства. Цель: определение управленческих компетенций руководителей в здравоохранении и контуров будущих исследований в условиях глобальных вызовов. Методы исследования: контент-анализ литературных источников, синтез, дедукция и индукция. Результаты: приведена классификация управленческих компетенций руководителей в здравоохранении; представлена структура компетенций Каталога компетенций по квалификации «Управление здравоохранением» в Кыргызской Республике в рамках Программы по охране общественного здоровья и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна»; определены направления будущих исследований по развитию компетентности руководителей организаций здравоохранения.
Ключевые слова: менеджмент, лидерство, здравоохранение, компетенция, компетентность, руководитель организации здравоохранения, каталог компетенций.
1■3 4State Educational Institution of Higher Professional Education Kyrgyz-Russian Slavic University named after the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin, 2SDC Funded «Health Facilities Autonomy» - Phase II / «Health Management Strengthening» Project, Kyrgyzstan
Abstract. Ensuring full availability, adequate quality, and high-tech medicine is at the core of the medical systems' functionality on national and global levels, which is impossible without raising managers' competency, including the aspects of effective management and leadership. Objective: to define the managerial competencies of the leaders in medical organizations, and determine the scope of future research in the face of global challenges. Research methods: literary source content analysis, synthesis, deduction and induction. Results: a classification of healthcare managers' competencies is established; the competency structure of the Catalog of Competencies for the «Healthcare Management» qualification in the Kyrgyz Republic is presented within the framework of the public health protection and healthcare system development Program for 2019-2030, titled «A healthy person is a prosperous country»; future research directions for the development of the healthcare organizations' managers competencies has been identified.
Keywords: management, leadership, healthcare, competence, competency, head of a healthcare organization, catalog of competencies.
Введение. теля быть лидером, причем, не только формаль-
TO THE QUESTION OF THE MEDICAL COMPETENCIES OF THE ORGANIZATIONS' MANAGERS
Olga G. Romanovich1, Gulgun A. Murzalieva2, Aizhan A. Rakhmanalieva3, Ainura A. Kocherbaeva4
В настоящее время существует устойчивая корреляция между успешными организациями и эффективным руководством. Умение управлять во многом определяется искусством руководи-
ным вследствие назначения его на эту должность, но и тем, кто умеет вести за собой коллектив, вдохновлять и мотивировать, обладает ярко выраженной харизмой.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Повышенным интересом к вопросам лидерства определяются современные тенденции и в развитии управления здравоохранением, поскольку активные процессы реформирования изменяют среду ведения медицинской деятельности. Это обусловливает значительное внимание к личностным характеристикам руководителя-лидера, его компетенциям, а также признание решающего значения руководителей-лидеров в обеспечении мотивации медицинских работников и заинтересованных сторон в процессе совершенствования оказания медицинской помощи.
Система здравоохранения любой страны нуждается в грамотных управленческих кадрах, поскольку цели и задачи, стоящие перед отраслью, могут быть реализованы только при профессиональном и грамотном применении организационных и управленческих принципов, методов и технологий. Одной из приоритетных задач государственной политики в области развития и совершенствования системы здравоохранения является подготовка высококвалифицированных кадров управления здравоохранением.
Дискуссионный характер приобретает вопрос: врач или менеджер? - кто должен руководить организацией здравоохранения? Его можно считать и риторическим, однако, позволим себе утверждать, что все более очевидна важнейшая роль повышения управленческой компетентности руководителей организаций здравоохранения и наличие высококачественного дополнительного профессионального образования руководителей организаций здравоохранения, от деятельности которых будет во многом зависеть состояние охраны и укрепления здоровья населения. Как размышляет В. Гаров: «Когда врач занимает руководящую должность на национальном, региональном или местном уровнях, основным препятствием для широкого концептуального стратегического мышления и видения в его деятельности оказывается преобладание клинического мышления врача» [1]. Именно вопрос: «Какими управленческими компетенциями для формирования лидерского стиля мышления и действий наряду с клиническими компетенциями, связанными непосредственно с функциями оказания медицинской помощи, должны обладать современные руководители организаций здравоохранения?» - определил вектор исследования в данной статье.
Обсуждение.
В конце 80-х годов 20 в. на очередном заседании ВОЗ был поднята тема о необходимости подготовки руководящих медицинских кадров, что сделало этот вопрос важным во всем мире. В настоящее время данный вопрос не утратил своей актуальности и как подчеркивает И.В. Малахова в своем исследовании 2021 г.: «...с каждым годом растет потребность в подготовке руководителей организаций здравоохранения, владеющих современными управленческими технологиями и экономическим мышлением» [2].
Методология процесса управления деятельностью организации здравоохранения по мнению А.Н. Попсуйко, Я.В. Данильченко, Е.А. Бациной может быть представлена следующим образом:
«1) технологии, обеспечивающие разработку и реализацию организационных решений;
2) технологии, обеспечивающие лечебно-диагностический процесс, качество и безопасность медицинской помощи;
3) технологии управления человеческими ресурсами» [3].
Данная структура свидетельствует о целесообразности назначения на руководящие позиции в медицинские организации специалистов, имеющих лидерские качества и специальную подготовку в области организации здравоохранения и общественного здоровья. По мнению О.Е. Хоро-шаева: «Это также будет способствовать формированию корпоративной культуры в медицинских коллективах и повышению качества медицинской помощи населению» [4].
Вопросы, связанные с аспектами эффективного менеджмента и лидерства в здравоохранении, определения компетенций, необходимых врачам, которые будут выполнять руководящие роли в медицинском менеджменте, стали объектом внимания зарубежных исследователей с 90-х годов 20 в. В то время Lane D.S. и Ross V. обращали внимание на то, что «компетенции могут служить основой для расширения текущего основного обучения профилактической медицине в области управления и администрирования, а также для разработки новых программ обучения, позволяющих вооружить врачей специальными знаниями, которые им понадобятся для обеспечения управленческого лидерства» [5].
На современном этапе развития системы здравоохранения ключевая роль в достижении максимального эффекта и реализации поставленных задач принадлежит руководителю медицинской организации. Изменения, происходящие в сфере здравоохранения, формируют ряд профессиональных требований к деятельности руководителя, выходящих за рамки клинических компетенций. Мы выделяем два направления исследований в этой области современными учеными.
Ряд ученых обозначают необходимость и важность владения достаточным уровнем управленческих навыков и знаний у руководителей сферы здравоохранения.
Так, А.В. Шулаев говорит о взаимосвязи обладания определенными умениями и навыками в профессиональной управленческой деятельности и отраслевой и экономической специфики функционирования медицинской организации [6], а О.П. Маслова приходит к выводу о том, что основой эффективного управления являются как знания и полезный опыт других компаний, так и
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
собственный опыт, различные опробованные инструменты и навыки [7].
И.И. Хайруллин делает акцент на пациентоори-ентированности функционирования медицинских организаций и это, прежде всего, связано с развитием у персонала необходимых коммуникационных и социальных компетенций [8]. Ему вторит Е.З. Осипова, утверждая об обладании современным руководителем в сфере здравоохранения профессиональными знаниями и коммуникативными навыками, умении мыслить системно и аналитически, эффективно управлять всеми видами ресурсов [9].
Обзор литературных источников показал, что не существует единой классификации компетенций в области здравоохранения. Все обсуждаемые навыки можно суммировать в понятии профессионализма и способности руководителя медицинского учреждения привести свое личное и организационное поведение в соответствие с преобладающими этическими и профессиональными стандартами. Эти стандарты включают чувство ответственности перед пациентом и обществом, с доминирующим акцентом на предоставление качественных медицинских услуг и стремление к постоянному обучению и совершенствованию. Кроме того, В.А. Винокуров рекомендует «начать подготовку врачей, обладающих минимумом правовых знаний, что будет способствовать существенному снижению числа претензий со стороны пациентов, а медицинским работникам - грамотно защищать свои права» [10].
Таким образом, можно классифицировать управленческие компетенции руководителей в здравоохранении на 4 группы:
1) компетенции, связанные с принятием решений (стратегирование, поиск и анализ информации, прогнозирование, управление рисками);
2) компетенции, связанные с коммуникацией (управление внутренними и внешними корпоративными коммуникациями, антикризисные коммуникации, построение личного бренда руководителя, управление конфликтами в правовом поле);
3) компетенции, связанные с управлением человеческими ресурсами (в том числе, мотивация и развитие персонала, а также программы наставничества);
4) компетенции, связанные с целеполаганием (достижение запланированных результатов, их мониторинг и оценка).
Другая часть исследований связана с вопросами формирования управленческого потенциала отрасли здравоохранения. По мнению И.В. Бабы-ной: «Сегодня необходимо предусмотреть комплексную систему подготовки и повышения квалификации руководителей всех уровней и направлений в сфере здравоохранения с позиций компе-
тентностного подхода» [11], а Е.Б. Страндстрем большую роль в решении этих вопросов отводит медицинскому ИЯ-менеджменту [12]. При этом А.В. Соловьева обращает внимание на то, что руководители организаций здравоохранения в большей степени готовы осваивать новые знания не в привычной академической среде, а непосредственно в своей ежедневной деятельности, на «рабочих местах», через решение конкретных задач в реальных процессах [13].
Исследования, направленные на поиск мер по развитию лидерства и навыков профессионального менеджмента в сфере здравоохранения, проводились в различных странах СНГ. Нам интересен опыт соседей - стран Центральной Азии, в частности, Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Так, для Казахстана были определены ключевые приоритетные компетенции менеджеров здравоохранения, которым они хотят обучаться:
- коммуникативным навыкам;
- осведомленности об инициативах в здравоохранении местного, национального, глобального уровней;
- тайм-менеджменту и др. [14].
В Узбекистане дальнейшее совершенствование механизмов управления в здравоохранении связано с разработкой и внедрением новых функциональных и квалификационных требований к руководителям, стимулированием и поддержкой обучения менеджмента клиник через внедрение современного менеджмента в систему здравоохранения, обеспечение внедрения передового опыта в области менеджмента [15; 16]. Это еще раз доказывает внимание стран к эффективному развитию здравоохранения через проводимые реформы в данной отрасли, в том числе и за счет качества подготовки АУП каждой организации здравоохранения. Не исключением является и Кыргызская Республика.
Результаты.
В настоящее время в Кыргызской Республике активно проводятся реформы системы здравоохранения. Одной из целей развития в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период 2018-2040 годы [17] в стране является формирование культа образованного человека, стремящегося к здоровому образу жизни. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики [18] в ближайшее время развитие страны сосредоточено, в том числе, на ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие».
Правительством Кыргызской Республики в декабре 2018 года принята Программа по охране общественного здоровья и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна» [19]. В рамках принятого документа реализуются мероприятия
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
по повышению потенциала руководителей организаций здравоохранения по вопросам эффективного управления посредством разработки новых требований к квалификации и компетенции руководителей организаций здравоохранения, а также разработки и внедрения учебных программ по управлению организациями здравоохранения на разных уровнях системы здравоохранения.
Одним из результатов совершенствования системы обеспечения компетентности руководителей организаций здравоохранения стал разработанный Каталог компетенций по квалификации «Управление здравоохранением» (О.Г. Романович и Г.А. Мурзалиева - авторы, члены рабочей группы по разработке Каталога Компетенций). (Приложение к Приказу МЗ КР от 25.04.2022 г. № 508 об утверждении каталога компетенций по квалификации «Управление здравоохранением») [20]. Каталог компетенций отвечает на основной вопрос - кто нужен системе управления организациями здравоохранения - какой спектр знаний, навыков и умений необходим для обладания способностью быть руководителем организации здравоохранения в Кыргызской Респуб-
Компетенции да1
лике. Каталог компетенций является как ядром, так и исходным звеном всей системы обеспечения компетентности руководителей организаций здравоохранения. Каталог компетенций руководителей - это точка отсчёта чёткого понимания требований к компетенции и платформа для обновления всей системы развития знаний, навыков и умений руководителей и объективных сопоставлений требуемых и фактических компетенций конкретного руководителя или претендента на руководящую функцию при отборе на должность, аттестации, оценки деятельности, направлении на усовершенствование и др. [20, с. 13-14].
В основу определения структуры компетенций данного Каталога изначально была заложена м одел ь компетенций International Hospital Federation (IHF) [21], предложенная в Leadership Competencies for Health Services Managers в 2015 г. (Leadership, Communication and Relationship Management, Professional and Social Responsibility, Health and Healthcare Environment, Business), адаптированная под потребности и специфику Кыргызской Республики (табл. 1).
Таблица 1
Каталога [20, с. 22]
№ Основная категория Код Структура категории Компетенции
1 Лидерство, управленческие навыки и 1.А Командная работа и лидерство ПК-1.1 ПК-1.2
системное мышле- 1.Б Формирование организационной культуры ПК-1.3
ние 1.В Управление изменениями и стимулирование инноваций ПК-1.4
1.Г Управление рисками ПК-1.5
1.Д Системное мышление ПК-1.6
2 Коммуникация и 2. А Формирование отношений в организации ПК-2.1
построение отношений 2.Б Коммуникация и ведение переговоров ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4
2.В Управление конфликтами ПК-2.5
3 Профессионализм и ответственность 3.А Личная и профессиональная ответственность ПК-3.1 ПК-3.2
3.Б Профессиональное развитие и обучение на протяжении всей жизни ПК-3.3 ПК-3.4
3.В Вклад в профессию ПК-3.5
3.Г Этическое поведение и социальная сознательность ПК-3.6
4 Здоровье и сфера здравоохранения 4. А Система здравоохранения ПК-4.1 ПК-4.2
4.Б Общественное здоровье ПК-4.3 ПК-4.4
5 Управление дея- 5. А Общий менеджмент ПК-5.1
тельностью органи- 5.Б Организационное развитие и управление ПК-5.2
заций здравоохране- 5.В Стратегическое планирование и маркетинг ПК-5.3
ния 5.Г Управление кадрами здравоохранения ПК-5.4 ПК-5.5
5.Д Финансовый менеджмент ПК-5.6 ПК-5.7
5.Е Управление информацией ПК-5.8
5.Ж Управление материальными ресурсами ПК-5.9
5.З Управление качеством ПК-5.10 ПК-5.11
Каждая компетенция в данном каталоге была описана с позиций знаний и навыков, которыми должен обладать руководитель организации здравоохранения в Кыргызской Республике.
Таким образом, 32 компетенции стали основой для определения необходимых дисциплин для обучения руководителей организаций здравоохранения Кыргызской Республики (табл. 2) [20, с. 55-56].
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Таблица 2
Дисциплины по управлению здравоохранением на основе Каталога Компетенций по квалификации «Управление здравоохранением» (2022-2023 гг.)
№ Название дисциплины Компетенции
1 Основы управления в здравоохранении ПК-5.1, ПК-5.2
2 Организационное поведение и лидерство ПК-1.1, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-3.4, ПК-5.2
3 Этика делового общения ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.6
4 Принципы и методы принятия решений ПК-1.2, ПК-1.5
5 Стратегическое планирование и маркетинг в здравоохранении ПК-2.4, ПК-3.5, ПК-5.3
6 Финансовый менеджмент в организациях здравоохранения ПК-5.6, ПК-5.7
7 Система и политика здравоохранения ПК-1.6, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.4
8 Управление информацией и информационными ресурсами в здравоохранении ПК-4.3, ПК-5.8
9 Управление кадрами здравоохранения ПК-3.3, ПК-3.5, ПК-5.4, ПК-5.5
10 Правовые основы деятельности руководителей организаций здравоохранения ПК-3.1, ПК-3.2
11 Управление организационными изменениями и инновациями ПК-1.4
12 Основы экономики здравоохранения ПК-4.1, ПК-4.2
13 Управление материальными ресурсами в организациях здравоохранения ПК-5.9
14 Управление непрерывным повышением качества в здравоохранении ПК-5.10, ПК-5.11
15 Мониторинг, оценка и анализ деятельности системы здравоохранения ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.10, ПК-5.11
Однако здравоохранение быстро развивается и претерпевает быстрые изменения, вызванные появлением глобальных сдвигов парадигмы. Как подчеркивает Н.В. Проказина: «В условиях возросшей неопределенности и неизвестности формируется ключевой запрос на управленческие компетенции, которые позволят... сохранить стабильность в сложных нелинейных турбулентных процессах постоянных изменений, . обеспечивая не только адаптацию к изменяющимся условиям, но и возможность определять стратегические ориентиры на будущее» [22]. В связи с этим, необходимы изменения в структуре компетенций данного Каталога. В качестве ориентира можно предложить модель лидерских компетенций для руководителей здравоохранения (модель лидерства IИР 2023) [23]. К тому же, С.В. Чистякова говорит о важности лидерства для компаний, пытающихся быстро реагировать на изменения окружающей среды [24]. В последнее время особенно актуальными становятся компетенции, связанные с цифровизацией процессов и наращивание потенциала в области подготовки лидеров здравоохранения, ориентированных на достижение целей устойчивого развития. Данные направления могут стать основой будущих исследований, связанных с определением новых компетенций, необходимых руководителям здравоохранения в условиях современных вызовов.
Заключение.
Результативность деятельности медицинских организаций определяется не только наличием современных технологий и качеством подготовки медицинского персонала, способного своевременно и правильно оказывать медицинскую помощь, но и подготовкой квалифицированных управленческих кадров.
В современных условиях потребность в пациен-тоориентированном типе руководителя организации, способном на высоком профессиональном уровне решать задачи охраны и укрепления здоровья граждан, перспективного развития отрасли, отвечающего потребностям и растущим запросам различных групп населения, обусловили необходимость повышения эффективности и качества медицинских услуг через разработку и создание устойчивой системы повышения управленческих компетенций руководителей здравоохранения.
Отправным пунктом в процессе развития устойчивой системы повышения управленческих компетенций руководителей организаций здравоохранения следует рассматривать обновление или разработку Каталога компетенций - перечня требований к знаниям и навыкам руководителя организаций здравоохранения в соответствии с уровнями системы здравоохранения.
Эффективный лидер системы здравоохранения, обладающий необходимыми управленческими компетенциями, умеет привлекать и эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами, соблюдая взаимные обязательства по следованию согласованным стратегиям развития и сотрудничества в области здравоохранения; умеет принимать грамотные оперативные и стратегические решения, понимать основные ценности и цели системы здравоохранения в стране, современные тенденции развития организаций здравоохранения; а также постоянно стремиться к овладению новыми технологиями и знаниями, обладать тягой к новаторству, творческой инициативе, предприимчивости, поступательному самообразованию и профессиональному росту.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Гаров В. Дефицит лидерства в здравоохранении - барьер для хорошего управления медицинским учреждением / В. Гаров, С. Гаров, Д. Гугутков // Национальная Ассоциация Ученых. 2018. № 10(37). С. 16-18.
2. Формирование резерва руководящих кадров в здравоохранении различных стран. Сообщение 2 / И.В. Малахова, Т.В. Дудина, М.Г. Василевская, Д.Ю. Рузанов // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2021. № 3(108). С. 4-19.
3. Технологии управления: от теории к практике применения в учреждениях здравоохранения / А.Н. Попсуйко, Я.В. Данильченко, Е.А. Бацина [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66. № 5. С. 2.
4. Хорошаев О.Е. Опыт отечественного и зарубежного здравоохранения по назначению на должности руководителей медицинских организаций специалистов без медицинского образования (обзор литературы) / О.Е. Хорошаев, В.Н. Трегубов // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Т. 67. № 2.
C.156-162.
5. Lane D.S. Defining competencies and performance indicators for physicians in médical management /
D.S. Lane V. Ross // Am J Prev Med. 1998. Vol. 14. Iss. 3. P. 229-236.
6. Шулаев А.В. Оценка эффективности и степени зависимости показателей медицинской организации от уровня управленческих компетенций руководителя / А.В. Шулаев, Р.Ш. Хисамиев, П.В. Зиновьев // Вестник современной клинической медицины. 2021. Т. 14. № 5. С. 68-73.
7. Маслова О.П. Развитие управленческих компетенций руководителя в повышении результативности бизнес-процессов / О.П. Маслова, Е.Г. Сафронов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2020. № 4(63). С. 50-55.
8. Хайруллин И.И. Корпоративная модель компетенций в деятельности медицинской организации как фактор повышения ее качества / И.И. Хайруллин, А.В. Камашева, В.В. Жаворонков // Менеджер здравоохранения. 2019. № 3. С. 6-12.
9. Осипова Е.З. Квалификация управленческого персонала медицинского учреждения / Е.З. Осипова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 326-334.
10. Винокуров В.А. Проблемы правового образования врачей / В.А. Винокуров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 6. С. 100-107.
11. Бабына И.В. Ключевые компетенции «эффективных менеджеров» в здравоохранении / И.В. Бабына, М.П. Куркина // Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Курск, 20 мая 2021 года. Курск : Курский государственный медицинский университет, 2021. С. 7-13.
12. Страндстрем Е.Б. Медицинский HR-менеджмент: проблемы и пути решения / Е.Б. Страндстрем // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 5. № 12(132). С. 21-26.
13. Соловьева А.В. Развитие управленческой компетентности в системе повышения квалификации организаторов здравоохранения / А.В. Соловьева, А.А. Родионов // Тверской медицинский журнал. 2020. № 2. С. 186-190.
14. Сактаганова Г.С. Развитие и повышение потенциала менеджеров здравоохранения / Г.С. Сактаганова // Journal of Health Development. 2020. Т. 1. № 35. С. 30-37.
15. Хакимов В.А. Организация непрерывного профессионального образования руководителей системы здравоохранения в условиях особой эпидемиологической ситуации - пандемии COVID-19 / В.А. Хакимов, Д.А. Асадов // Актуальные вопросы современного медицинского образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, Ижевск, 16-17 декабря 2021 года. Ижевск : Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2021. С. 250-253.
16. Хакимов В.А. Механизмы трансформации подготовки, повышения квалификации и формирования резерва руководящих кадров в системе здравоохранения / В.А. Хакимов // Innova. 2022. № 4(29). С. 1821.
17. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. URL : https://www.gov. kg/ru/programs/8
18. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL : http://www.stat.kg
19. Программа Правительства КР по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна». URL : https://www.gov.kg/ru/programs/13
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
20. Каталог компетенций по квалификации «Управление здравоохранением». Бишкек, 2022. 58 с. URL : https://ahm.org.kg/wp-content/uploads/2023/04-HFA_RU_proof_28.11.2022.pdf
21. Глобальный каталог компетенций управления здравоохранением IHF 2015. URL : https://ihf-fih.org
22. Проказина Н.В. Управление в условиях неопределенности: новые подходы к развитию управленческой культуры / Н.В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 5. С. 80-97.
23. Модель лидерства IHF 2023. URL : https://ihf-fih.org/wp-content/uploads/2024/05/IHF-Leadership-Model-2023.pdf
24. Чистякова С.В. Стратегическое поведение организации на разных этапах развития / С.В. Чистякова, Н. Голд // Наука и общество. 2020. № 2(37). С. 144-148.
References:
1. Valchin G. Deficit of Leadership in Public Health - barrier for Good Management of the Medical Institution / G. Valchin, G. Svetoslav, D. Gugutkov // Eurasian Scientific Community LLC. 2018. № 10(37). P. 16-18.
2. Managerial Personnel Reserve Formation in the Health Sector in Different Countries. Report 2 / I.V. Mala-khova, T.V. Dudina, M.G. Vasilevskaya, D.Y. Ruzanov // Questions of Informatization and Administration of Health, 2021. № 3(108). P. 4-19.
3. Management technologies: from theory to practice in healthcare institutions / A.N. Popsuiko, Ya.V. Danilchen-ko, E.A. Batsina [et al.] // Social aspects of public health. 2020. Vol. 66. № 5. P. 2.
4. Khoroshaev O.E. Experience of domestic and foreign healthcare in appointing specialists without medical education to positions of heads of medical organizations (literature review) / O.E. Khoroshaev, V.N. Tregubov // Healthcare of the Russian Federation. 2023. Vol. 67. № 2. P. 156-162.
5. Lane D.S. Defining competencies and performance indicators for physicians in medical management / D.S. Lane V. Ross // Am J Prev Med. 1998. Vol. 14. Iss. 3. P. 229-236.
6. Shulaev A.V. Assessing the effectiveness and degree of dependence of the indicators of a medical organization on the level of managerial competencies of the manager / A.V. Shulaev, R.Sh. Khisamiev, P.V. Zinoviev // Bulletin of modern clinical medicine. 2021. Vol. 14. № 5. P. 68-73.
6. Shulaev A.V. Assessing the effectiveness and degree of dependence of the indicators of a medical organization on the level of managerial competencies of the manager / A.V. Shulaev, R.Sh. Khisamiev, P.V. Zinoviev // Bulletin of modern clinical medicine. 2021. Vol. 14. № 5. P. 68-73.
7. Maslova O.P. Development of managerial competencies of a leader in increasing the effectiveness of business processes / O.P. Maslova, E.G. Safronov // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economics. 2020. № 4(63). P. 50-55.
9. Osipova E.Z. Qualification of management personnel of a medical institution / E.Z. Osipova // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. № 5-1. P. 326-334.
10. Vinokurov V.A. Problems of legal education of doctors / V.A. Vinokurov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2023. № 6. P. 100-107.
11. Babyna I.V. Key competencies of «effective managers» in healthcare / I.V. Babyna, M.P. Kurkina // Modeling and forecasting the development of sectors of the socio-economic sphere: Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Kursk, May 20, 2021. Kursk : Kursk State Medical University, 2021. P. 7-13.
12. Strandstrom E.B. Medical HR management: problems and solutions / E.B. Strandstrom // Economics and management: problems, solutions. 2023. Vol. 5. № 12(132). P. 21-26.
13. Solovyova A.V. Development of managerial competence in the system of advanced training for health care organizers / A.V. Solovyova, A.A. Rodionov // Tver Medical Journal. 2020. № 2. P. 186-190.
14. Saktaganova G.S. Development and improvement of the potential of healthcare managers / G.S. Saktagano-va // Journal of Health Development. 2020. Vol. 1. № 35. P. 30-37.
15. Khakimov V.A. Organization of continuous professional education of healthcare system managers in a special epidemiological situation - the COVID-19 pandemic / V.A. Khakimov, D.A. Asadov // Current issues of modern medical education: Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Izhevsk, December 16-17, 2021. Izhevsk: State budgetary educational institution of higher professional education «Izhevsk State Medical Academy» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2021. P. 250-253.
16. Khakimov V.A. Mechanisms for transformation of training, advanced training and formation of a reserve of management personnel in the healthcare system / V.A. Khakimov // Innova. 2022. № 4(29). P. 18-21.
17. National development strategy of the Kyrgyz Republic for 2018-2040. URL : https://www.gov. kg/ru/programs/8
18. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. URL : http://www.stat.kg
19. Program of the Government of the Kyrgyz Republic for the protection of public health and development of the healthcare system for 2019-2030 «A healthy person is a prosperous country». URL : https://www.gov.kg/ ru/programs/13
20. Catalog of competencies for the qualification «Healthcare Management». Bishkek, 2022. 58 p. URL : https:// ahm.org.kg/wp-content/uploads/2023/04-HFA_RU_proof_28.11.2022.pdf
21. IHF Global Catalog of Health Management Competencies 2015. URL : https://ihf-fih.org
22. Prokazina N.V. Management under conditions of uncertainty: new approaches to the development of management culture / N.V. Prokazina // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2022. Vol. 17. № 5. P. 80-97.
23. IHF Leadership Model 2023. URL : https://ihf-fih.org/wp-content/uploads/2024/05/IHF-Leadership-Model-2023.pdf
24. Chistyakova S.V. Strategic behavior of an organization at different stages of development / S.V. Chistyakova, N. Gold // Science and Society. 2020. № 2(37). P. 144-148.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Информация об авторах
Романович Ольга Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой
менеджмента экономического факультета,
Кыргызско-Российский Славянский университет
имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина,
Бишкек, Кыргызская Республика
ORCID https://orcid.org/0000-0002-6038-4750
SPIN-код: 3182-4042
Мурзалиева Гулгун Арстанбековна
кандидат медицинских наук,
координатор проекта «Автономия организаций
здравоохранения» - Фаза II / «Укрепление системы
управления здравоохранением»,
финансируемого Правительством Швейцарии
Рахманалиева Айжан Алмазовна
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры
менеджмента экономического факультета,
Кыргызско-Российский Славянский университет
имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина
ORCID ID: 0009-0006-5274-5284
SPIN-код: 8223-8366
Кочербаева Айнура Анатольевна
доктор экономических наук,
профессор,
профессор кафедры
менеджмента экономического факультета,
директор Международного аналитического клуба
«Иссык-Куль - Большая Евразия»,
Кыргызско-Российский Славянский университет
имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина
ORCID ID: 0000-0003-4205-8940
SPIN-код: 3153-1512
Scopus AuthorID:57202029218
Web of Science Researcher ID: AAD-1263-2019
Web of Science Researcher ID: V-3329-2017
Olga G. Romanovich
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor,
Head of the Department of Management,
Faculty of Economics,
Kyrgyz-Russian Slavic University
named B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID https://orcid.org/0000-0002-6038-4750
SPIN-rafl: 3182-4042
Gulgun A. Murzalieva
Candidate of Medical Sciences,
Coordinator of the Project
«Autonomy of Organizations Health» - Phase II /
«Strengthening the health management system»,
funded by the Swiss Government
Aizhan A. Rakhmanalieva
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Management, Faculty of Economics,
Kyrgyz-Russian Slavic University
named B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID ID: 0009-0006-5274-5284
SPIN-rafl: 8223-8366
Ainura A. Kocherbaeva
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Management,
Faculty of Economics,
Director of the International Analytical Club
«Issyk-Kul - Greater Eurasia»,
Kyrgyz-Russian Slavic University
named B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID ID: 0000-0003-4205-8940
SPIN code: 3153-1512
Scopus Author ID:57202029218
Web of Science Researcher ID: AAD-1263-2019
Web of Science Researcher ID: V-3329-2017