УДК 343.3.7
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
КОРРУПЦИИ В РОССИИ
В.В. Наумов, И.А. Иванова
Рассматриваются проблемы, тенденции и результаты противодействия наиболее общественно опасной форме коррупции - взяточничеству.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, дифференциация величины взятки, контроль коррупционных правонарушений.
Продолжающиеся преобразования социально -экономических условий развития российского общества обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства не только в соответствии с общемировыми стандартами и передовым опытом, но и национальными особенностями. Подтверждением этому служат изменения, внесенные в УК России Федеральный закон от 08.03.2015 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые коснулись и архитектоники ст. 290, 291 уголовного закона. Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что одним из приоритетных направлений в области уголовной юстиции было и остается противодействие коррупции.
Напомним, в ст.1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указано: «коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Кроме того, данные деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица, относятся к коррупционным. Речь идет о ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.
Безусловно, общественная опасность коррупционных правонарушений весьма велика. Данные деяния посягают не только на общественные отношения, связанные с осуществлением должностных полномочий, но и на законные права и интересы граждан, представляя в отдельных случаях угрозу их жизни и здоровья, а также интересы организаций, общества и государства.
Следует отметить, что вовлеченность населения в нашей стране в коррупционные правонарушения достаточно велика, в частности, на «бытовом уровне», поэтому исключительно репрессивные меры не решат всех существующих проблем. В связи с этим, требуется не только поиск новых и реформирование уже существующих институтов, которые позволили бы не только эффективно сдерживать и контролировать коррупционные
правонарушения, но и свести к минимуму общественно опасные последствия данных деяний. Полагаем, что, в первую очередь, требуется выработать эффективный алгоритм противодействия коррупции и более активно применять инструменты общественного (социального) контроля, а самое главное, необходимо изменить отношение общества к данной проблеме в целом.
Следует отметить, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, было осуждено: в 2010 г. - 2032 чел., в 2011 - 1802 чел., в 2012 -2442 чел., в 2013 г. - 1571 чел., за 9 мес. 2014 г. - 1231 чел. За совершение преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ было осуждено: в 2010 г. -3360 чел., в 2011 г. - 2858 чел., в 2012 г. - 2093 чел., в 2013 г. - 3239 чел., за 9 мес. 2014 г. - 3416 чел. За совершение преступления, предусмотренного ст. 2911 УК РФ было осуждено: в 2011 г. - 11 чел., в 2012 г. - 63 чел., в 2013 г. - 124 чел., за 9 мес. 2014 г. - 114 чел. [4]. При этом в 2014 г. лишь к 14% лиц от общего числа осужденных по данным составам преступлений было применено наказание в виде лишения свободы, а к 72% - наказание в виде штрафа.
Исследование уголовных дел с целью установления величины получаемых взяток позволяет сделать вывод о том, что взятки, эквивалентные сумме до 500 рублей, были получены (переданы) в 10,9% случаев от общего числа зарегистрированных преступлений; в сумме от 500 рублей до 1 тыс. рублей - 16,4%; в сумме от 1 тыс. до 10 тыс. рублей - 47,7 %; от 10 тыс. до 50 тыс. рублей - 16%; от 50 тыс. до 150 тыс. рублей - 4,6%; от 150 тыс. до 1 млн. рублей - 3 %; свыше 1 млн. рублей 1,2% [4]. За получение взятки в размере свыше 1 млн. рублей к уголовной ответственности привлечено 45 должностных лиц.
В связи с этим очевидным представляется, что в настоящее время правоохранительные органы концентрируют основные усилия на противодействии так называемой «низовой» коррупции (в 3/4 уголовных дел размер взятки не превышает 10 тыс. рублей). При этом наиболее общественно опасным формам преступного поведения не уделяется достаточного внимания.
Так, например, в 2013 году бывший губернатор Тульской области Д. был осужден к 9,5 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 900 тыс. рублей за получение взятки. Приговором Советского районного суда г. Тулы установлено, что в ноябре 2010 года В., занимая должность директора департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, по предварительному сговору с Д., который в указанный период времени занимал должность губернатора Тульской области, через посредника получили взятку от управляющего директора ЗАО «Корпорация «ГРИНН» в сумме 40 млн. рублей. Деньги были получены за предоставление корпорации в аренду на три года земельного участка для строительства гипермаркета.
В связи с этим, представляется целесообразным дифференциация величины взятки. Полагаем необходимым с целью экономии сил и средств уголовной юстиции, а также активизации работы по выявлению наиболее общественно опасных преступлений коррупционной направленности, выделить получение и дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве в сумме до
10 тыс. рублей в самостоятельные составы преступлений с производством предварительного расследования по данным делам в форме дознания.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. Федеральный выпуск № 256.
3. «О противодействии коррупции»: Федеральный закон РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Криволапов Г.Г., Наумов В.В. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности: учебное пособие. Тула, 2014. 122 с.
Наумов Вячеслав Викторович, канд. юрид. наук, доц., зав. кафедрой уголовного права и процесса, Россия, Тула, Тульский институт экономики и информатики,
Иванова Ирина Алексеевна. канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой экономики, Россия, Тул, Тульский институт экономики и информатики.
TO THE QUESTION OF CRIMINAL-LEGAL ANTI-CORRUPTION RUSSIA
V. V. Naumov, I.A. Ivanova
The problems, trends and results of combating the most dangerous form of public corruption - bribery.
Keywords: corruption, anti-corruption, the differentiation value of the bribe, control of corruption offenses.
Vyacheslav Naumov Viktorovich, Ph.D., Assoc., Head of the Criminal Law and Procedure, , Russia, Tula, Tula Institute of Economics and Informatics,
Ivanova Irina Alekseevna, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Economics, Russia, Tula, Tula Institute of Economics and Informatics.