Научная статья на тему 'К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования'

К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS ECONOMIC EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / EDUCATIONAL COMPONENT / УЧЕБНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / GLOBAL HUMAN EDUCATION / ВУЗЫ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ССУЗЫ / AN UPBRINGING COMPONENT / SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна, Самохин Иван Сергеевич

Рассматриваются учебная и воспитательная составляющие непрерывного образования (экономическое обучение и экономическое воспитание). Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивой корреляцией между непрерывностью школьного и профессионального образования и его эффективностью. Отмечается, что в рамках новой образовательной парадигмы формируются условия, позволяющие будущему работнику все время повышать собственную квалификацию с учетом трансформирующихся требований к содержанию и методам его деятельности. Проведен обзор теоретической литературы о феномене непрерывного образования и его специфике в современном (прежде всего российском) контексте. Изучение факторов, оказывающих воздействие на учебно-воспитательный процесс, позволяет авторам рассматривать экономическое образование как важный компонент «глобального образования человека». Изложены основы авторской концепции непрерывного экономического образования, в которой подчеркивается роль воспитательной составляющей образовательного процесса. Выделены основные этапы экономического образования с акцентом на воспитание личности, определены его ключевые задачи, а также прогнозируемые преимущества для российских школ и профессиональных образовательных учреждений (вузов и ССУЗов). Авторы приходят к выводу, что в обозримом будущем непрерывное экономическое образование должно трансформироваться в систему стимулирования постоянного самосовершенствования личности в неустойчивом социально-экономическом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Educational and Upbringing Components of Continuing Economic Education

The educational and upbringing components of continuing education (economic education and economic upbringing) are considered. The relevance of the chosen topic is determined by the stable correlation between the continuity of school and vocational education and its effectiveness. It is noted that within the framework of the new educational paradigm conditions are being created that allow the future employee to constantly raise his own qualification taking into account the transforming requirements to the content and methods of his activity. A review of the theoretical literature on the phenomenon of continuing education and its specifics in the contemporary (primarily Russian) context is given. The study of the factors that have an impact on the educational and upbringing process allows authors to view economic education as an important component of “global human education”. The principles of the author's concept of continuous economic education, which emphasizes the role of the upbringing component of the educational process, are stated. The main stages of economic education are accentuated, with emphasis on the education of the individual, its key tasks, as well as the forecasted advantages for Russian schools and professional educational institutions (Higher Education Institutions and Secondary Specialized Educational Institutions) are defined. The authors come to the conclusion that in the foreseeable future, continuing economic education should be transformed into a system for stimulating the constant self-improvement of the individual in an unstable social economic context.

Текст научной работы на тему «К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования»

Сергеева М. Г. К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования / М. Г Сергеева, Н. Л. Соколова, И. С. Самохин // Научный диалог. — 2018. — № 7. — С. 331—345. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-331-345.

Sergeyeva, M. G., Sokolova, N. L., Samokhin, I. S. (2018). On the Issue ofthe Educational and Upbringing Components of Continuing Economic Education. Nauchnyy dialog, 7: 331-345. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-331-345. (In Russ.).

ERIHlJUJ«--

Журнал включен

EBSCOfrast

в Перечень ВАК

и L R I С H'S

PtKIODICAlS DIRECTORY-

УДК 378.147:330+373.544

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-331-345

К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования

© Сергеева Марина Георгиевна (2018), orcid.org/0000-0001-8365-6088, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), sergeeva198262@mail.ru.

© Соколова Наталия Леонидовна (2018), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), oushkate@mail.ru.

© Самохин Иван Сергеевич (2018), orcid.org/0000-0002-2356-5798, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), alcrips85@mail.ru.

Рассматриваются учебная и воспитательная составляющие непрерывного образования (экономическое обучение и экономическое воспитание). Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивой корреляцией между непрерывностью школьного и профессионального образования и его эффективностью. Отмечается, что в рамках новой образовательной парадигмы формируются условия, позволяющие будущему работнику все время повышать собственную квалификацию с учетом трансформирующихся требований к содержанию и методам его деятельности. Проведен обзор теоретической литературы о феномене непрерывного образования и его специфике в современном (прежде всего российском) контексте. Изучение факторов, оказывающих воздействие на учебно-воспитательный процесс, позволяет авторам рассматривать экономическое образование как важный компонент «глобального образования человека». Изложены основы авторской концепции непрерывного экономического образования, в которой подчеркивается роль воспитательной составляющей образовательного процесса. Выделены основные этапы экономиче-

ского образования с акцентом на воспитание личности, определены его ключевые задачи, а также прогнозируемые преимущества для российских школ и профессиональных образовательных учреждений (вузов и ССУЗов). Авторы приходят к выводу,

что в обозримом будущем непрерывное экономическое образование должно трансформироваться в систему стимулирования постоянного самосовершенствования личности в неустойчивом социально-экономическом контексте.

Ключевые слова: непрерывное экономическое образование; воспитательная составляющая; учебная составляющая; глобальное образование человека; вузы; ССУЗы.

1. Введение

Неустойчивость социально-экономического контекста в современном обществе, нечеткость перспектив отечественной экономики сдерживают развитие системы подготовки дипломированных специалистов. Деформация или прерывание отлаженных связей образовательных учреждений с работодателями, недостатки рынка труда, незначительное воздействие профессиональных коллективов на совершенствование системы образования препятствуют согласованию ее содержательной стороны с экономическими и социальными императивами, моделированию обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях, поиску рабочих мест для молодых специалистов. С точки зрения А. М. Новикова, главной целью профессионального образования выступает профессиональное совершенствование личности [Цибизова и др., 2012б]. Работник может адаптироваться к условиям определенной организации в ходе производственной практики, а также в рамках специальных курсов, связанных с повышением педагогической квалификации и переподготовкой кадров.

Цели, которые стоят перед образованием в нашем столетии, являются актуальными для человека на протяжении всей его жизни. В наши дни эффективное школьное и профессиональное образование имеет непрерывный характер. Формируются условия, позволяющие будущему работнику все время повышать собственную квалификацию с учетом трансформирующихся требований к содержанию и методам его деятельности. Непрерывное образование ставит перед собой новую глобальную задачу: не передавать какой-то объем необходимой информации, а развивать познавательную потребность и прививать конкретные учебные навыки [Цибизова, 2012б].

2. Непрерывное образование: к определению понятия

Непрерывное образование представляет собой модель выстраивания личности в современном контексте. Это не совокупность отдельных учебных заведений, а система взаимозависимых образовательных элементов, эволюция любого из которых оказывает воздействие на другие.

По наблюдению Т. Ю. Ломакиной, у непрерывного профессионального образования есть три смежные функции: повышение общего культурного уровня, формирование кадрового потенциала и его развитие [Сухо-димцева, 2017]. Осуществление первой функции предполагает получение базовых сведений об окружающей действительности и усвоение основных духовных ценностей; второй функции — обучение будущих специалистов, выстраивание у них ключевых ЗУН (знаний, умений, навыков), нужных для интеграции в рыночную экономическую реальность; третьей функции — совершенствование кадрового потенциала для его успешного приспособления к непрерывно трансформирующемуся производственному и общесоциальному контексту.

Т. Ю. Ломакина предложила концепцию непрерывного профессионального образования, создающую условия для адаптивной и своевременной подготовки и повышения квалификации профессионалов с развитием их мышления и созданием цельной личности. Тем не менее автор отмечает, что в данной системе не репрезентирован феномен профессиональной ориентации, представляющей собой автономную грань непрерывного образования профессионального характера, реализуемую в течение всей жизни человека [Шмелькова, 2008].

Непрерывное профессиональное образование имеет структуру, представляющую собой систему учебных заведений, которые способствуют единству содержания и организации, последовательности и взаимообусловленности всех уровней профессионального образования. На каждом из них выполняется решение учебных и воспитательных задач, учитывающих индивидуальные способности и потребности человека, а также внешние факторы, благоприятствующие развитию данной личности в течение всей жизни.

Эволюция рыночных отношений способствует росту и изменению образовательных запросов, что придает особую актуальность таким проблемам, как увеличение или сокращение числа вузов и ССУЗов в соответствии с нуждами конкретного региона; разработка содержания образования, отвечающего требованиям социума и пожеланиям студентов; формирование условий для образовательной преемственности; создание и интеграция в учебно-воспитательный процесс технологий инновационного характера, благоприятствующих полной реализации потенциала личности с учетом ее психологической и иной специфики [Коржуев, 2009].

В контексте перехода России к рыночной экономике возникает выраженная потребность в концепции подготовки профессиональных кадров, способной к оперативной и действенной реакции на изменения в рыноч-

ной конъюнктуре. В связи с этим привлекает все больше внимания тезис о целесообразности повышения роли фундаментального образования, характеризующегося устойчивостью и способностью при адекватном использовании стать фундаментом для «образования через всю жизнь» ("lifelong education"), которое позиционируется как единственное и необходимое условие для того, чтобы оставаться востребованным практически в любой ситуации [Бахтигулова, 2014].

В настоящее время непрерывное образование является объектом исследования множества гуманитарных наук: педагогики, психологии, экономики, социологии, теории управления. Система профессионального образования выступает неотъемлемой частью того образования, которое получает человек на протяжении всей своей жизни. В данной системе особую роль играет экономическое образование (далее — ЭО). Создание концепции непрерывного ЭО связано с трансформацией социально-экономического контекста, детерминирующего ряд социально-педагогических факторов, благоприятствующих успешному функционированию системы непрерывного ЭО [Никитина, 2014].

3. Специфика непрерывного экономического образования в современном контексте

Эффективность непрерывного экономического образования школьников и студентов рассматривается нами с учетом специфики процесса профессионального обучения. В частности, следует принимать во внимание ряд факторов, оказывающих воздействие на указанный процесс [Зеер и др., 2007]:

— оперативное приобщение современного российского образования к актуальным тенденциям (Болонскому процессу и т. д.);

— радикальную трансформацию образовательной системы на уровне методологии, использование методов и технологий инновационного характера;

— более полное соответствие базовым и дополнительным принципам глобального образования, его ценностно-смысловым ориентациям на каждом уровне общего и высшего образования;

— развитие навыков использования современных информационных технологий, формирование в рамках отечественной системы образования комплексной среды, связанной со всемирной сетью Интернет;

— переформатирование учебных заведений, предоставляющих профессиональные образовательные услуги, в бизнес-организации, имеющие непосредственное отношение к развитию области, государства и мира

в целом в социальном, экономическом и духовном аспектах; вырабатывание условий, благоприятствующих диссеминации экономики знаний;

— выстраивание модели непрерывного образования, получаемого индивидом на протяжении всей жизни; повышение роли образования в создании общества знаний.

Воздействие перечисленных факторов дает нам возможность позиционировать ЭО как составляющую глобального образования че-ловека.

В настоящее время профессиональное образование развивается в условиях рынка, представляющего собой сложный комплекс взаимодействия производителя товаров и услуг с их потребителем. Рынок функционирует в контексте общественных отношений, существующих на должном уровне благодаря достаточно продвинутой правовой системе. Движение России к рыночной экономике и переход к новой модели экономического развития вынуждают нашу страну заниматься поиском новых сценариев совершенствования своей образовательной системы [Рачковская и др., 2016].

Применительно к ЭО тезис о предоставлении непрерывного образования в контексте развивающейся социальной ситуации и научно-технического прогресса предполагает стабильное расширение экономических знаний, которые придают человеку уверенности практически в любой жизненной ситуации и благоприятствуют его профессиональному и интеллектуально-нравственному росту в самом разном возрасте.

Принято выделять следующие факторы, детерминирующие и сопровождающие интерес российской педагогики (исследователей и практикующих специалистов) к проблемам ЭО:

— необходимость в существующем социально-экономическом контексте развивать отечественную экономику, переводить ее на новый уровень, отвечающий современным требованиям;

— важность экономических знаний: если субъекты экономических процессов не обладают определенным объемом соответствующих знаний, это делает невозможным или весьма затруднительным установление продуктивных экономических отношений, прогресс в области науки и технологии, а также эволюцию общественной инфраструктуры;

— значимость высококлассных специалистов: в наши дни производственная сфера испытывает потребность в рационально мыслящих специалистах с высоким интеллектуально-творческим потенциалом, понимающих и умеющих ценить не только утилитарную составляющую собственного труда, но и его нравственную ценность [Цибизова и др., 2013].

ЭО понимается как элемент комплексного процесса формирования профессионально состоятельной личности в течение всей жизни. В контексте рыночной реальности возрастает значимость умений, помогающих устанавливать конструктивные деловые отношения, беседовать на темы, связанные с полученной специальностью, формулировать свои идеи и желания в краткой и отчетливой форме, корректно использовать термины и понятия, относящиеся к экономической сфере и т. п. [Соколова, 2013].

ЭО ориентировано на подготовку будущих специалистов к эффективному реагированию на текущие запросы социума и приспособление к рыночному типу отношений.

При этом ЭО нельзя назвать чем-то сугубо специфическим, не имеющим практически никакого отношения к школьному и профессиональному образованию [Цибизова, 2013]. Переосмысление содержания и задач учебно-воспитательного процесса в школах, вузах и ССУЗах, образования в целом и нравственных ценностей студентов, в частности, (принимая во внимание особенности рыночных отношений) помогает обозначить общий подход к формулированию дефиниции данного понятия. В то же время авторы статьи отталкиваются от того, что в современных условиях ЭО способствует встраиванию молодого специалиста в экономическую систему, сложившуюся в его стране. Следовательно, ЭО выступает элементом системы профессионального образования.

Следует отметить, что ЭО представляет собой целенаправленно выстроенный учебно-воспитательный процесс, благоприятствующий развитию у студента знаний, навыков и компетенций экономического характера, а также экономического мышления, которое репрезентируется в обоснованных суждениях, правильном восприятии содержания и взаимной связи экономических феноменов, а также в стремлении к получению дополнительного экономического опыта через изучение конкретных рыночных ситуаций.

Непрерывное ЭО является компонентом непрерывного образования, которое создает условия для формирования в контексте рыночной экономики эффективного профессионала, пользующегося спросом на рынке труда, и имеет целью развитие дифференцированных экономических компетенций в зависимости от выбранной специальности (экономической или неэкономической), уровня образования и используемых моделей педагога и выпускника. Данное развитие осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: через экономическое обучение и экономическое воспитание [Орешкина и др., 2015; Суходимцева, 2015].

Экономическое обучение представляет собой ориентированное взаимодействие учителя или преподавателя, с одной стороны, и школьника или студента, с другой стороны, направленное на предоставление и усвоение значимой информации экономического характера. В ходе данного обучения формируются различные экономические компетенции (базовые, профессиональные и вспомогательные) [Орешкина и др., 2015].

При выявлении специфики ЭО школьников и студентов мы принимали во внимание то обстоятельство, что без него не представляется возможным сохранение достигнутого уровня государственной / региональной экономики, не говоря о ее дальнейшем развитии. Данная задача выполняется в рамках учебно-воспитательного процесса, функцией которого выступает ознакомление индивида с нормативно-ценностными императивами экономики, формирование у него экономического мышления и соответствующего стиля деятельности.

В условиях непрерывного ЭО для современного (рыночного, демократичного) подхода к реализации обучения и воспитания характерны следующие особенности [Цибизова, 2012а]:

1) диссеминация экономических сведений по формализованному сценарию заменяется выполнением определенных задач, обсуждаемых педагогом и студентами;

2) суть транслируемого содержания не ограничивается пассивным удержанием информации в памяти, а состоит в освоении многообразных и потенциально эффективных данных;

3) целью взаимодействия преподавателя и учащихся является не освоение последними конкретных знаний и навыков, а обмен профессионально значимыми сведениями, результатом чего является увеличение роли самостоятельной деятельности студентов;

4) учебно-воспитательный процесс инициируется и контролируется не преподавателем, а студентом;

5) субъекты образования взаимодействуют друг с другом в формате сотрудничества;

6) функцию обучения может выполнять не только специалист с педагогическим и / или экономическим образованием, но и любой другой человек, владеющий необходимой экономической информацией.

4. Основы воспитательно-ориентированной концепции непрерывного экономического образования

В данном разделе мы представим основы концепции непрерывного ЭО, разработанной нами с опорой на труды отечественных авторов и собственный профессиональный опыт.

Экономическое воспитание как структурированное и ориентированное влияние на обучаемого с учетом особенностей его психической сферы (воли и эмоций) реализуется для развития у современных юношей и девушек экономического мышления (в рамках семьи, организации, сферы деятельности, всего государства); совершенствования деловых свойств экономически сформированного индивида, отвечающих сущности рынка (экономность, прагматизм, рациональность и др.); получения ценной информации в области экономики, управления, налоговой деятельности [Ульянченко, 2007; Никитина, 2016; Цибизова и др., 2012a].

Опираясь на исследование Т. В. Смирновой и Т. Н. Просняковой [Платонова и др., 2007], мы предлагаем следующую классификацию этапов ЭО как динамического процесса с ярко выраженной воспитательной составляющей.

Первый этап — восприятие на уровне эмоций и образов — относится, как правило, к пяти-шестилетнему возрасту, для которого характерно базовое осознание ребенком собственных потребностей и способов их удовлетворения, а также освоение ключевых навыков экономического характера в простейших типах ежедневной деятельности.

Второй этап — вводно-теоретический — соответствует младшему школьному возрасту, когда ребенок знакомится с популярными экономическими понятиями, учится бережливости, демонстрирует креативное отношение к применению всех доступных разновидностей ресурсов.

Третий этап — поисково-мониторинговый — способствует включению школьников 5—7 классов в экономическую деятельность собственной семьи, друзей и знакомых, а также стремлению осознать свою роль в экономическом пространстве.

Четвертый этап — определение области приложения усилий, формирование профессионального самосознания — охватывает последние два класса основной школы (8-й и 9-й), повышая уровень логичности и системности учебно-воспитательного процесса: подготавливает учащихся к осуществлению профессиональной деятельности в контексте различных типов собственности, разнообразных способов организации труда и мотивации работников, предоставляет информацию о базовых принципах обеспечения социально-экономической безопасности в рамках рыночных отношений, конкурентной среды и недостаточного количества рабочих мест.

Пятый этап — конкретизация общественно-профессиональной направленности — предполагает экономическую подготовку учащихся старшей школы на предпрофессиональном или базовом профессиональном уровнях (10-й — 11-й классы). На данном этапе школьники осваивают

стандартный объем экономических знаний и навыков, предусмотренных для соответствующей возрастной группы в рамках выбранной предметной сферы, интегрируются в настоящую экономическую реальность.

Шестой этап — вовлечение в деятельность профессионального характера молодых людей, обучающихся в вузах и ССУЗах, на базе рассмотрения общих экономических вопросов и специфики выбранной профессии.

Главной целью экономического воспитания является формирование экономического мышления. На основе изученной литературы авторы статьи пришли к выводу, что реализация данной цели предполагает выполнение следующих образовательных задач:

1) поступательного развития у школьников и студентов экономического сознания;

2) развития способности к экономическому осмыслению, воспитания привычки бережливого отношения к деньгам и другим ресурсам, культивирования взрослого, зрелого восприятия труда (как физического, так и интеллектуального), постижения азов научного регулирования трудовой деятельности);

3) формирования определенных потребностей и умения соотносить их с собственными материальными ресурсами, а также ориентации на созидательную деятельность как условие наиболее эффективного удовлетворения стремления к самореализации;

4) стимулирования нетолерантного отношения к отсутствию чувства ответственности, к недисциплинированности, небережливости, беспечности, нахождении на иждивении и т. д. 1

Перечисленные задачи подразумевают формирование у школьников и студентов определенных знаний, умений и навыков экономического характера (учебная составляющая), общего вектора отдельно взятой личности, ее свойств (воспитательная составляющая), требующихся в личной, профессиональной и иной социально значимой деятельности индивида. Следовательно, экономическая подготовка будущих специалистов является их предварительной адаптацией к взрослой жизни и к связанному с ней труду на благо общества.

Непрерывность ЭО школьников и студентов состоит в том, что для обозначенного педагогического процесса свойствен постоянный переход от одного образовательного этапа к другому, при этом на каждом из этих этапов присутствуют две ключевые характеристики — универсальность и

1 Похожие задачи выделяет Н. С. Комарова [Комарова, 2011].

цельность (связь между элементами системы, а также с предыдущими и последующими уровнями образования).

В то же время непрерывность ЭО предполагает выделение в его структуре определенных стадий и уровней, что детерминировано наличием существенных различий между индивидами, обусловленных возрастными особенностями. Разумно предположить, что непрерывность ЭО оказывает решающее воздействие на методологию и структуру педагогически формируемой системы воспитания личности с высоким уровнем интеллекта, а цельность и универсальность — на сущность данной системы.

Как известно, форма и содержание представляют собой нерасторжимое философское единство и непрерывно взаимодействуют; изменение одного из упомянутых компонентов обязательно влечет за собой соизмеримую трансформацию другого. Следовательно, при выделении разных этапов ЭО и обучения интеллектуальной элиты социума следует уточнить сущность ее подготовки на каждом уровне образования.

С нашей точки зрения, инновационный педагогический опыт также демонстрирует, что непрерывное ЭО, подчеркивающее роль воспитательной составляющей, имеет возможность стать неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса и будет благоприятствовать:

— освоению школьниками и студентами универсальных знаний и эффективных методов самообучения;

— выстраиванию ценностно-смысловой иерархии ценностей и развитию индивидуальных особенностей;

— формированию навыков, способствующих успешной экономической деятельности (учету, планированию, аналитической работе и т. д.);

— раскрытию личностного и профессионального потенциала, активизации потребности в самосовершенствовании.

Все вышеперечисленное позволяет нам прийти к выводу, что непрерывное ЭО может являться одним из ключевых факторов, определяющих эффективность обучения и воспитания интеллектуальной элиты нашего общества.

Таким образом, дальнейшая работа над содержанием, средствами и технологиями непрерывного ЭО в учреждениях, предоставляющих профессиональное образование, станет важным стимулом для совершенствования системы воспитания личности с высоким уровнем интеллектуального развития. Мы пришли к выводу, что данный процесс осуществляется по следующим многообещающим векторам эволюции ЭО:

— повышение научной ценности экономической информации, предоставляемой в школах, ССУЗах и вузах;

— обогащение академических дисциплин новым содержанием за счет смежных предметов и изучения дополнительных вопросов экономического характера;

— освоение новых методов обучения и воспитания в контексте современной образовательной парадигмы;

— установление связей с социальными партнерами учебных заведений (их выпускниками, финансовыми организациями и т. д.).

Практическая реализация каждого упомянутого вектора развития непрерывного ЭО школьников и студентов требует от всех педагогических работников креативного подхода к приобретению инновационного опыта и использованию его на практике для наиболее эффективного обучения и воспитания интеллектуальной элиты Российской Федерации в ее школах, ССУЗах и высших учебных заведениях.

5. Заключение

В обозримом будущем непрерывное экономическое образование должно трансформироваться в систему стимулирования постоянного самосовершенствования личности в неустойчивом социально-экономическом контексте — лишь при таком условии индивид станет активным участником специализированной деятельности и жизни в целом, что поможет ему проявить себя в качестве субъекта целенаправленных социальных контактов. При наличии подобного условия также складывается его самоанализирующая и самореализующаяся субъектность; мировоззрение человека в рамках выбранной профессии становится инновационным, творческим; в процессе постоянного самосовершенствования имеют место формирование и рефлексивная эволюция ценностно-смысловой иерархии, а также отстаивание (перед обществом и перед самим собой) своего профессионального и человеческого достоинства.

Литература

1. Бахтигулова Л. Б. Методика профессионального обучения : пути и перспективы развития / Л. Б. Бахтигулова // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — Москва : АР-Консалт, 2014. — С. 107—108.

2. Зеер Э. Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 105—110.

3. Комарова Н. С. Роль СМИ в социализации российской молодежи в современном обществе / Н. С. Комарова // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2011. — № 3. — С. 43—53.

4. Коржуев А. В. Современная теория обучения : общенаучная интерпретация : учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — Москва : Академический проект, 2009. — 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Никитина Е. Е. А. М. Новиков и проблемы развития российского профессионального образования (историко-педагогический контекст) / Е. Е. Никитина // Методология профессионального образования : сборник материалов международной научно-практической конференции. — Москва : Институт стратегии развития образования РАО, 2016. — С. 121—125.

6. Никитина Е. Е. Проектная и образовательная деятельность школы № 1466 им. Рушевой Ю. Н. / Е. Е. Никитина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики : монографический сборник. — Москва : Издательство Института эффективных технологий, 2014. — С. 288—300.

7. Орешкина А. К. Формы развития социального пространства системы непрерывного образования : учебное пособие / А. К. Орешкина, Т. Ю. Цибизова, И. С. Носова ; под. ред. А. К. Орешкиной. — Москва : ИИУ МГОУ, 2015. — 158 с.

8. Платонова Т. И. Инновационные педагогические технологии как средство активизации творческой деятельности студентов колледжа / Т. И. Платонова, О. Л. Ульянченко // Сборник научных трудов «Теоретические исследования 2006 года» : материалы ежегодной конференции / под редакцией В. А. Мясникова ; сост. А. В. Овчинников. — Москва : ИТИП, 2007. — С. 280—286.

9. Рачковская Н. А. Исследовательская деятельность лиц с повышенными потребностями в рамках образовательного процесса / Н. А. Рачковская, Т. Ю. Ци-бизова, О. М. Фадеева // Управление, экономика и социальная сфера : проблемы взаимодействия : труды международной научно-практической конференции. — Москва : Московский государственный областной университет, 2016. — С. 69—73.

10. Соколова А. С. Карьера преподавателя вуза : как добиться успеха? / А. С. Соколова. — Москва : ЛЕНАНД, 2013. — 160 с.

11. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 5 / 6. — С. 24—26.

12. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и общество-знания в школе. — 2017. — № 6. — С. 39—43.

13. Ульянченко О. Л. Поисково-исследовательские технологии при изучении предметов гуманитарного цикла / О. Л. Ульянченко // Х! Царскосельские чтения : международная научная конференция : доклады и сообщения / под научной редакцией Н. А. Лобанова. Санкт-Петербург, 25—26 апреля 2007 г. — Санкт-Петербург : Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. — Т. VII. — С. 162—165.

14. Цибизова Т. Ю. Модель реализации программы «Шаг в будущее» / Т. Ю. Цибизова // Современные аспекты фундаментальных наук : труды первого международного симпозиума / под ред. Л. И. Рогачевой, К. А. Неусыпина. — Москва : ИИУ МГОУ, 2013. — С. 148—151.

15. Цибизова Т. Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования / Т. Ю. Цибизова // Профильная школа. — 2012а. — № 4. — С. 9—13.

16. Цибизова Т. Ю. Система управления непрерывным образовательным процессом / Т. Ю. Цибизова // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Приборостроение». Специальный выпуск. — 2012б. — № 5. — С. 203—209.

17. Шмелькова Л. В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении : методические материалы / Л. В. Шмелькова. — Салехард : ЯНОИПКРО, 2008. — 118 с.

On the Issue of the Educational and Upbringing Components of Continuing Economic Education

© Sergeyeva Marina Georgiyevna (2018), orcid.org/0000-0001-8365-6088, Doctor of Education, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), sergeeva198262@ mail.ru.

© Sokolova Nataliya Leonidovna (2018), PhD in Philology, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), oushkate@mail.ru.

© Samokhin Ivan Sergeevich (2018), orcid.org/0000-0002-2356-5798, PhD in Philology, senior lecturer of Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), alcrips85@mail.ru.

The educational and upbringing components of continuing education (economic education and economic upbringing) are considered. The relevance of the chosen topic is determined by the stable correlation between the continuity of school and vocational education and its effectiveness. It is noted that within the framework of the new educational paradigm conditions are being created that allow the future employee to constantly raise his own qualification taking into account the transforming requirements to the content and methods of his activity. A review of the theoretical literature on the phenomenon of continuing education and its specifics in the contemporary (primarily Russian) context is given. The study of the factors that have an impact on the educational and upbringing process allows authors to view economic education as an important component of "global human education". The principles of the author's concept of continuous economic education, which emphasizes the role of the upbringing component of the educational process, are stated. The main stages of economic education are accentuated, with emphasis on the education of the individual, its key tasks, as well as the forecasted advantages for Russian schools and professional educational institutions (Higher Education Institutions and Secondary Specialized Educational Institutions) are defined. The authors come to the conclusion that in the foreseeable future, continuing

economic education should be transformed into a system for stimulating the constant self-improvement of the individual in an unstable social economic context.

Key words: continuous economic education; an upbringing component; educational component; global human education; Higher Education Institutions; Secondary Specialized Educational Institutions.

References

Bakhtigulova, L. B. (2014). Metodika professionalnogo obucheniya: puti i perspektivy razvitiya. In: Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik nauch-nykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. Moskva: AR-Konsalt. 107—108. (In Russ.).

Komarova, N. S. (2011). Rol' SMI v sotsializatsii rossiyskoy molodezhi v sovremennom obshchestve. Vestnik Uralskogo instituta ekonomiki, upravleniya iprava, 3: 43—53. (In Russ.).

Korzhuyev, A. V., Popkov, V. A. (2009). Sovremennaya teoriya obucheniya: obsh-chenauchnaya interpretatsiya: uchebnoye posobiye dlya vuzov i sistemy poslediplomnogo professionalnogo obrazovaniya prepodavateley. Moskva: Akademicheskiy proekt. (In Russ.).

Nikitina, E. E. (2014). Proektnaya i obrazovatelnaya deyatelnost' shkoly № 1466 im. Ru-shevoy Yu. N. In: Nauchno-teoreticheskiye i prikladnyye aspekty muzeynoy pedagogiki: monograficheskiy sbornik. Moskva: Izdatelstvo Instituta effek-tivnykh tekhnologiy. 288—300. (In Russ.).

Nikitina, E. E. (2016). A. M. Novikov i problemy razvitiya rossiyskogo professionalnogo obrazovaniya (istoriko-pedagogicheskiy kontekst). In: Metodologiya professionalnogo obrazovaniya: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moskva: Institut strategii razvitiya ob-razovaniya RAO. 121—125. (In Russ.).

Oreshkina, A. K., Tsibizova, T. Yu., Nosova, I. S. (2015). Formy razvitiya sotsialnogo prostranstva sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye. Moskva: IIU MGOU. (In Russ.).

Platonova, T. I., Ulyanchenko, O. L. (2007). Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekh-nologii kak sredstvo aktivizatsii tvorcheskoy deyatelnosti studentov kolledzha. In: Myasnikov, V. A. (ed.), Ovchinnikov, A. V. (sost.). Sbornik nauchnykh trudov «Teoreticheskiye issledovaniya 2006 goda»: materialy yezhegodnoy konferentsii. Moskva: ITIP. 280—286. (In Russ.).

Rachkovskaya, N. A., Tsibizova, T. Yu., Fadeyeva, O. M. (2016). Issledovatelskaya deyatelnost' lits s povyshennymi potrebnostyami v ramkakh obrazovatelnogo protses-sa. In: Upravleniye, ekonomika i sotsialnaya sfera: problemy vzaimodeyst-viya: trudy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moskva: Moskovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet. 69—73. (In Russ.).

Shmelkova, L. V. (2008). Proektirovaniye innovatsionnoy deyatelnosti v obrazovatel-nom uchrezhdenii: metodicheskiye materialy. Salekhard: YaNOIPKRO. (In Russ.).

Sokolova, A. S. (2013). Karyeraprepodavatelya vuza: kak dobitsya uspekha? Moskva: LENAND. (In Russ.).

Sukhodimtseva, A. P. (2015). K probleme konkurentosposobnosti pedagogov na rossi-yskom rynke truda. In: Professionalnoye obrazovaniye i rynok truda, 5 / 6: 24—26. (In Russ.).

Sukhodimtseva, A. P. (2017). Obnovleniye metodov obucheniya v aspekte metodolo-gii uchebnoy deyatelnosti. Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole, 6: 39—43. (In Russ.).

Tsibizova, T. Yu. (2012a). Profilnoye obucheniye kak komponent sistemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya. Profilnaya shkola, 4: 9—13. (In Russ.).

Tsibizova, T. Yu. (2012b). Sistema upravleniya nepreryvnym obrazovatelnym. Vestnik MGTU im. N. E. Baumana. Seriya «Priborostroyeniye». Spetsialnyy vy-pusk, 5: 203—209. (In Russ.).

Tsibizova, T. Yu. (2013). Model' realizatsii programmy «Shag v budushchee». In: Ro-gacheva, L. I., Neusypina, K. A. (eds.). Sovremennyye aspekty fundamen-talnykh nauk: trudy pervogo mezhdunarodnogo simpoziuma. Moskva: IIU MGOU. 148—151. (In Russ.).

Ulyanchenko, O. L. (2007). Poiskovo-issledovatelskiye tekhnologii pri izuchenii pred-metov gumanitarnogo tsikla. In: Lobanova, N. A. (ed.). XI Tsarskoselskiye chteniya: mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya: doklady i soobsh-cheniya. Sankt-Peterburg, 25—26 aprelya 2007 g., VII. Sankt-Peterburg: Izdatelstvo LGU im. A. S. Pushkina. 162—165. (In Russ.).

Zeyer, E. F., Meshkova, I. V. (2007). Obrazovatelnaya sreda kolledzha kak faktor formirovaniya razvivayushchego professionalno-obrazovatelnogo pros-transtva. Mirpsikhologii, 2: 105—110. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.