э
2012
К вопросу об учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей»
Глазкова И.Б.
Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского
Аннотации:
Приводится теоретическое обоснование дополнений к содержанию учебной программы по основам медицинских знаний для студентов педагогических высших учебных заведений. Разработаны концептуальные основы разработки модуля «Первичная профилактика неинфекционных заболеваний» в курсе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей». Обоснована необходимость формирования у будущих учителей представлений об актуальности профилактической работы, первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний.
Ключевые слова:
основы медицинских знаний, профилактика, неинфекционные заболевания, будущие учителя.
Глазкова І.Б. До питання про навчальну дисципліну «Основи медичних знань та охорона здоров’я дітей». У
роботі надається теоретичне обґрунтування доповнень до змісту навчальної програми з основ медичних знань для студентів педагогічних вищих навчальних закладів. Розроблено концептуальні основи напрацювань модуля «Первинна профілактика неінфекційних захворювань» у курсі «Основи медичних знань та охорона здоров'я дітей», обґрунтовано необхідність формування у майбутніх вчителів уявлень щодо актуальності профілактичної роботи, первинної та вторинної профілактики неінфекційних захворювань.
основи медичних знань, профілактика, неінфекційні захворювання, майбутні
Glazkova I.B. To the question of academic discipline “Fundamentals of medical knowledge and children’s health protection”. The paper provides theoretical grounds for the supplementation to the contents of the curriculum on the fundamentals of medical knowledge for the students of higher educational pedagogic institutions. It gives the conceptual framework for Primary Prevention of Noncommunicable Diseases module presented in the discipline of Fundamentals of Medical Knowledge and Children's Health Protection. It stresses the necessity of educating future teachers on the importance of primary and secondary noncommunicable diseases prevention work.
the fundamentals of medical knowledge, primary prevention, Noncommunicable Diseases, future teachers.
Введение.
Преподавание дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» осуществляется в соответствии с Концепцией медицинского образования педагогических работников [6] на основе учебных программ, которые были разработаны для студентов всех специальностей педагогических высших учебных заведений [7, 9]. Приведенные документы были опубликованы в 2001 году, расширены в 2006 году и в полном объеме отвечали потребностям профессиональной подготовки будущих учителей того времени. Изменения в обществе, связанные с экономическим кризисом, повышением требований к моральной и юридической ответственности учителя за сохранение жизни и здоровья учеников во время пребывания в учебном заведении, актуализируют необходимость совершенствования медицинско-гигиенической подготовки студентов педагогических специальностей. Одним из направлений в решении данной проблемы может быть развитие потенциала подготовки будущих учителей в области медицинских и гигиенических знаний.
Работа выполнена согласно плану НИР Таврического национального университета имени В.И. Вернадского «Применение здоровьесберегающих технологий в высшем профессиональном образовании».
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании дополнений к содержанию учебной программы по основам медицинских знаний для студентов педагогических высших учебных заведений.
Результаты исследований.
В последние годы происходит новое осмысление роли и места дисциплин здоровьесберегающей направленности в профессиональной подготовке будущих учителей. Формирующаяся тенденция обу© Глазкова И.Б., 2012
словлена изменением представлений о значении образования в постиндустриальном обществе, о человеческом капитале, изменении его базовых составляющих в постиндустриальном обществе и т.п. [4]. По мнению Н.В. Гутаревой с соавторами, эти тенденции требуют проверки содержания профессионального образования подготовки соответствующих специалистов вообще и содержания отдельных дисциплин, которые должны ориентировать студентов на будущую профессиональную деятельность в контексте формирования собственной культуры здоровья и культуры здоровья воспитанников [2].
В постиндустриальном обществе гарантией профессиональной успешности и конкурентоспособности будущего специалиста в быстро меняющемся мире становятся умения и навыки, обеспечивающие безопасность жизни и профессиональной деятельности будущего специалиста и тех, чья безопасность зависит от него и его решений [4]. Особые требования в данном контексте предъявляются к учителям, которые должны решать как задачу обеспечения безопасности жизни и сохранения здоровья учащихся, так и задачу формирования у учащихся культуры здоровья и безопасности.
Формирование личности учителя, вооруженного медико-гигиеническими знаниями и умениями, и необходимыми для обеспечения сохранения здоровья и жизни учеников, является целью курса «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» [9]. Содержание Типовой программы дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» отражено в двух модулях: «Первая медицинская помощь в угрожающих для жизни состояниях, которые возникают при заболеваниях внутренних органов, инфекционных болезнях» и «Первая медицинская помощь в угрожающих для жизни состояниях при травмах и
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біологічні
‘---“-----------1 проблеми фізичного
виховання і спорту ____________________
несчастных случаях» [9]. На изучение дисциплины отведено 108 часов. Из 72 часов, рекомендованных для аудиторного изучения дисциплины, 18 предусмотрены для чтения лекций, 8 - для лабораторных работ, 46 - для практических и семинарских занятий. В целом, декларируя направленность курса на обеспечение сохранения здоровья и жизни учеников, разработчики программы ориентируют будущих учителей преимущественно на обучение навыкам оказания первой помощи.
В быстро меняющемся мире содержание подготовки должно стать основой для самообучения специалиста и стимулом для профессионального саморазвития. С этой точки зрения в программу обучения будущих учителей должны быть заложены концептуальные теоретические основы медицинских знаний, позволяющие эффективно осваивать новую медицинскую информацию, выделять ее педагогический контекст, умело транслировать ее при взаимодействии с различными целевыми группами. Одним из ключевых понятий современной медицины является понятие «профилактика» и его производные «первичная профилактика» и «вторичная профилактика». Поскольку в типовой программе дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» данное понятие не рассматривается в методологическом контексте, определим его сущность с позиции подготовки будущего учителя к здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении.
Понятие «профилактика» (греч. prophylaktikos предохранительный, предупредительный) традиционно рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды [5, с. 553]. Известно, что состояние профилактики в стране отражает характер социальных и экономических условий жизни общества, а профилактическое направление было и остается основополагающим принципом охраны здоровья населения. Различают индивидуальную и общественную, первичную и вторичную профилактику.
Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни: личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др. [5]. Предполагается, что будущий учитель получил соответствующие знания, умения и навыки на этапе семейного воспитания и школьного образования при изучении дисциплины «Основы здоровья». С целью пропедевтики будущей здоровьесберегающей деятельности и актуализации знаний в системе индивидуальной профилактики в некоторых вузах введен учебный курс по
ПСИХОЛОГІЯ
выбору студентов «Культура здоровья» [1, 3].
Общественная профилактика включает систему организационных, социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарнотехнических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин, порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия обучения, труда, отдыха, развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры [5, с. 554]. Эффективность мер общественной профилактики в системе образования во многом зависит от знаний, умений и навыков, полученных будущим учителем из курсов «Валеология», «Возрастная физиология», «Школьная гигиена», и т.п.
Первичная профилактика - система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды [5, с. 555]. Целью первичной профилактики является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения. Инструментом учителя в реализации задач первичной профилактики являются здоровьесберегающие образовательные технологии и знания, полученные при изучении дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Вторичная профилактика - система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений [5]. Многочисленные исследования свидетельствуют о значительном снижении показателей здоровья учащихся, о наличии нескольких хронических заболеваний у большинства украинских школьников. Представления о вторичной профилактике, особенностях педагогических действий при обучении детей со сниженными показателями здоровья должны стать важным элементом содержания дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Развитие представлений о первичной и вторичной профилактике неразрывно связано с этиологическим (причинным) подходом к борьбе с наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями и установлением их связи с воздействием различных факторов внутренней и внешней среды на организм. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к основному компоненту человеческого капитала
32012
и
должно стать нормой жизни и поведения всех педагогических работников, способствовать активизации здоровьесберегающей деятельности в учебных заведениях.
Для реализации данной задачи предлагается дополнить типовую учебную программу дисциплины модулем «Первичная профилактика неинфекционных заболеваний». Актуальность разработки данных вопросов и включения их в содержание обучения будущих учителей в курсе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» подтверждают следующие факты, приведенные специалистами ВОЗ [8]. Неинфекционные болезни (НИБ) сегодня являются основной причиной смерти в мире - на них приходится 63% всех ежегодных случаев смерти, что составляет примерно 36 миллионов случаев смерти ежегодно [12].
Около 80% - 29 миллионов случаев смерти от НИБ - происходит в странах с низким и средним уровнем дохода. Неинфекционные болезни не передаются от человека человеку, имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют. Четырьмя основными типами неинфекционных болезней являются сердечно-сосудистые болезни (инфаркт и инсульт), онкологические заболевания, хронические респираторные болезни (хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет. Сердечнососудистые болезни приводят к большинству случаев смерти от НИБ - ежегодно от них умирает 17 миллионов человек [11]. За ними следуют онкологические заболевания (7,6 миллиона), респираторные болезни (4,2 миллиона) и диабет (1,3 миллиона). На эти четыре группы болезней приходится примерно 80% всех случаев смерти от НИБ. Они имеют четыре общих фактора риска: употребление табака, недостаточная физическая активность, вредное употребление алкоголя и нездоровое питание.
НИБ являются основной причиной смерти во всех регионах, кроме Африки, но текущие перспективные оценки указывают на то, что к 2020 г. самый значительный рост смертности от НИБ произойдет в Африке. По прогнозам, к 2030 г. число случаев смерти от НИБ в африканских странах превысит общее число случаев смерти от инфекционных болезней и болезней, обусловленных питанием, а также случаев материнской и перинатальной смертности, которые являются основными причинами смерти.
Риску НИБ подвергаются все возрастные группы людей, проживающих во всех регионах мира [10]. НИБ часто связывают с пожилыми возрастными группами, но фактические данные свидетельствуют о том, что 9 миллионов людей, умирающих от НИБ, входят в состав возрастной группы до 60 лет. 90% этих случаев «преждевременной» смерти происходит в странах с низким и средним уровнем дохода. Дети, взрослые и пожилые люди - все уязвимы перед факторами риска, способствующими развитию неинфекционных болезней, такими как нездоровое питание, недостаточная физическая активность, воздействие табачного дыма или вредное употребление алкоголя [12].
На развитие этих болезней влияют такие факторы, как старение, быстрая незапланированная урбанизация и глобализация нездорового образа жизни. Например, глобализация такого нездорового компонента образа жизни, как нездоровое питание, может проявляться у отдельных людей в виде повышенного артериального давления, повышенного содержания глюкозы в крови, повышенного уровня липидов в крови, излишнего веса и ожирения. Эти состояния называются «промежуточными факторами риска», которые могут приводить к развитию сердечно-сосудистого заболевания.
Среди факторов риска НИБ выделяют изменяемые поведенческие факторы риска и метаболические/физиологические факторы риска [8].
К изменяемым поведенческим факторам риска относятся употребление табака, недостаточная физическая активность, нездоровое питание и вредное употребление алкоголя. Известно, что ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти (5,1 миллиона случаев происходит в результате непосредственного курения табака и 600 000 случаев в результате воздействия вторичного табачного дыма) и, по прогнозам, это число возрастет к 2030 г. до 8 миллионов случаев, что составит 10% всех ежегодных случаев смерти. Около 3,2 миллиона ежегодных случаев смерти могут быть связаны с недостаточной физической активностью. Примерно 1,7 миллиона случаев смерти обусловлено низким уровнем потребления фруктов и овощей. Половина из 2,3 миллиона ежегодных случаев смерти от вредного употребления алкоголя происходит от НИБ.
Приведенные формы поведения приводят к четырем метаболическим/физиологическим изменениям, повышающим риск развития НИБ, таким как повышенное кровяное давление, излишний вес/ожирение, гипергликемия (высокие уровни глюкозы в крови) и гиперлипидемия (высокие уровни жира в крови).
С точки зрения обусловленного числа случаев смерти основным фактором риска развития НИБ в глобальных масштабах является повышенное кровяное давление, с которым связано 13% глобальных случаев смерти. За ним следуют употребление табака (9%), повышенное содержание глюкозы в крови (6%), недостаточная физическая активность (6%) и излишний вес и ожирение (5%). В странах с низким и средним уровнем дохода наблюдается самый быстрый рост числа детей раннего возраста с излишним весом.
Четыре основные группы неинфекционных болезней - сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические болезни легких и диабет - приводят к каждым трем из пяти случаев смерти людей в мире и наносят огромный социально-экономический ущерб во всех странах, особенно в развивающихся. По оценкам специалистов, социально-экономические последствия НИБ катастрофичны и ставят под угрозу прогресс на пути достижения выдвинутых ООН Целей тысячелетия в области развития [11]. Нищета тесно связана с НИБ. По прогнозам, быстрый рост бремени НИБ препятствует проведению инициатив по уменьшению
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
масштабов нищеты в странах с низким уровнем дохода, особенно в связи с возрастанием расходов семей на медицинскую помощь. Уязвимые и социально обездоленные люди болеют больше и умирают раньше, чем люди, занимающие более высокое социальное положение, особенно из-за того, что они подвергаются более высокому риску воздействия со стороны таких вредных продуктов, как табак или нездоровые пищевые продукты, и имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения.
В условиях ограниченных ресурсов расходы на лечение сердечно-сосудистых болезней, онкологических заболеваний, диабета или хронических болезней легких могут быстро истощить семейные ресурсы и повергнуть семьи в нищету. Из-за непомерных расходов, связанных с НИБ, включая зачастую длительное и дорогостоящее лечение и потерю кормильцев, ежегодно в мире 100 миллионов человек оказываются за чертой бедности, что тормозит развитие многих стран и мирового сообщества в целом.
Вредное употребление алкоголя и нездоровые питание и образ жизни имеют место во многих странах в группах как с высоким, так и с низким уровнем дохода. Однако группы с высоким уровнем дохода имеют доступ к службам и продуктам, защищающим их от самых высоких рисков, в то время как для групп с низким уровнем дохода такие продукты и службы часто являются не доступными по стоимости.
Актуальность подготовки будущих учителей к профилактике НИБ подтверждают последние документы ООН и ВОЗ. 19-20 сентября 2011 г. было проведено Совещание высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по неинфекционным заболеваниям, решения которого обеспечивают уникальную возможность для действий международного сообщества, направленных на борьбу с эпидемией НИБ, спасение миллионов человеческих жизней и укрепление инициатив в области развития [11].
Принципиально важным с точки зрения профессиональной подготовки будущих учителей является факт о том, что многие факторы риска начинают действовать и проявляться уже в детстве и, следовательно, истоки возникновения большинства форм неинфекционной патологии, в том числе сердечнососудистых болезней, следует искать, начиная с детского возраста. При этом особая важность широкого внедрения мер первичной профилактики в отношении детей и подростков определяется не только распространенностью среди них факторов риска, но и тем, что именно в детском и юношеском возрасте меры первичной профилактики наиболее эффективны [10]. Так, при переводе на специальную диету до 7-летнего возраста детей, родившихся с повышенным содержанием липопротеидов в крови от родителей, страдавших нарушениями жирового обмена, удается добиться нормализации уровня липопротеидов. С помощью своевременных мер удается также в ряде случаев устранить артериальную гипертензию у детей и юношей. Например, планомерное проведение в тече-
ПСИХОЛОГІЯ
ние года в отношении группы школьников в возрасте 12-13 лет, страдающих артериальной гипертензией, немедикаментозных профилактических мероприятий (ограничение приема соли и углеводов, повышение физической активности, упорядочение режима труда и отдыха) привело к достоверному снижению у них артериального давления.
Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая, прежде всего, меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, обусловлена и тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы, все то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. В этот период учитель может предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска возникновения неинфекционных заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте. Именно у детей следует воспитывать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, чуткости и вниманию к окружающим, рациональному режиму. Эти привычки будут способствовать противодействию влияниям факторов, обусловливающих возникновение и развитие различных форм неинфекционной патологии, коррекции, а возможно, и ликвидации внутренних факторов риска.
Подготовка будущих учителей к осуществлению профилактики неинфекционных заболеваний наиболее эффективно может быть реализована в курсе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» благодаря дополнению курса модулем «Первичная профилактика неинфекционных заболеваний».
Выводы.
Содержание Типовой программы дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» необходимо дополнить модулем «Первичная профилактика неинфекционных заболеваний». Актуальность данного дополнения обусловлена социальным заказом на подготовку будущих учителей, владеющих навыками здоровьесберегающей деятельности, негативными показателями неинфекционной заболеваемости в Украине и мире, высокой эффективностью первичной профилактики данных заболеваний средствами системы образования. В подготовке будущих учителей необходимо уделять особое внимание формированию представлений об актуальности профилактической работы, первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний.
Перспективы дальнейших исследований определены необходимостью разработки содержания модуля «Первичная профилактика неинфекционных заболеваний», совершенствования форм и методов обучения будущих учителей в курсе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Литература:
1. Горащук В.П. Програма спецкурсу «Культура здоров'я» для студентів вищих педагогічних навчальних закладів. - Луганськ: Альма-матер, 2005. - 20 с.
2. Гутарєва КВ., Бабак В.В. , Mусхaрінa Ю.Ю. Haуково-методичне обгрунтування необхідності виховання культури здоров’я у підростаючого покоління // Педагогіка, психологія та медико-6іологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: XОВHОКУ - XДАДM, 2012. - №1. - С. 53-55.
3. Єфімова В^. Швчальна програма з дисципліни «Культура здоров’я» для студентів природничих факультетів університетів.
- Сімферополь: Антиква, 200В. - 14 с.
4. Ефимова В^. К вопросу о роли и месте дисциплин здоровьесберегающей направленности в профессиональной подготовке будущих учителей //Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеоло-гии. Выпуск 4. - Симферополь: HИЦ КИПУ, 2011. - С. 144-147.
5. Кондрусев А.И., Сточик ^M. . Профилактика //Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. АMH СССР. Гл. ред. Б.В. Петровский. - 2-е изд. - M.: Советская энциклопедия. 19В9. - Т.
2. - С. 553-555.
6. Концепція медичної освіти педагогічних працівників [В. Бе-нюмов, С. Страшко, Л. Левицька, К. Флоренсова, В. Сікал, Л. Яблонська, В. Лашкарьова, В. Чорненька, Г. Гусєва, Р. Куделя, Т. Mіжевич] // Інформаційний вісник. - 2001. - № б. - С. 39
- 42.
7. ^вчальні програми дисциплін для студентів всіх спеціальностей педагогічних ВГО (освітньо-кваліфікаційний рівень - бакалавр): Охорона здоров'я дітей та основи медичних знань // Інформаційний вісник. - 2001. - № б. - С. 4В - 57.
В. ^вый доклад ВОЗ: смертность от неинфекционных болезней растет, в наибольшей степени страдают развивающиеся страны. Киев, 1999. - с. б5.
9. Основи медичних знань // ^вчальна програма. - київ: Вид-во HПУ ім. M.H. Драгоманова, 200б. - 20 с.
10. Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними: осуществление глобальной стратегии: Доклад Секретариата Исполнительного комитета ВОЗ. - Сто двадцать вторая сессия 1б января 200В г.
11. Чен M. Шинфекционные заболевания разрушают здоровье, в том числе и экономическое здоровье: Речь на Совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Шций по неинфекционным заболеваниям 19 сентября 2011г.
12. Global status report on noncommunicable diseases 2010 / Geneva, WHO Press, World Health Organization, 2011.
Информация об авторе: Глазкова Ирина Борисовна
[email protected] Таврический национальный университет ул. Студенческая 13, г. Симферополь, 97000, Украина.
Поступила в редакцию 17.01.2012г.
32012
03
References:
1. Gorashchuk V.P Programa speckursu «Kul'tura zdorov'ia» dlia studentiv vishchikhpedagogichnikh navchal'nikhzakladiv [Programm of special course “Health culture” for students of higher pedagogical establishments], Lugansk, Alma-mater, 2005, 20 p.
2. Gutarieva N.V., Babak VV. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.1, pp. 53-55.
3. Iefimova V.M. Navchal’naprogramazdisciplini «Kul ’turazdorov’ia» dlia studentiv prirodnichikh fakul’tetiv universitetiv [Educational program of discipline “Health culture” for students of natural history department of universities], Simferopol, Antiqua, 2008, 14 p.
4. Efimova V.M. Chelovek — Priroda — Obshchestvo: teoriia i praktika bezopasnosti zhiznedeiatel'nosti, ekologii i valeologii [Man — nature
— society: a theory and practice of social safety, ecology and valeology], 2011, vol.4, pp. 144-147.
5. Kondrusev A.I., Stochik A.M. Profilaktika [Prevention], Moscow, Soviet encyclopaedia, 1989, vol.2, pp. 553-555.
6. Beniumov V., Strashko S., Levic’ka L. Informacijnij visnik [Informational herald], 2001, vol.6, pp. 39 - 42.
7. Informacijnij visnik [Informational herald], 2001, vol.6, pp. 48-57.
8. Novyj doklad VOZ: smertnost’ ot neinfekcionnykh boleznej rastet, v naibol ’shej stepeni stradaiut razvivaiushchiesia strany [New lecture of WHO: a death rate grows from uninfectious illnesses, developing countries suffer in a most degree], Kiev, 1999, p. 65.
9. Navchal’na programa “Osnovi medichnikh znan”’ [Scentific program “Basis of medical knowledge”], Kiev, 2006, 20 p.
10. Profilaktika neinfekcionnykh zabolevanij i bor’ba s nimi:
osushchestvlenie global’noj strategii: Doklad Sekretariata
Ispolnitel’nogo komiteta VOZ [Prophylaxis of uninfectious diseases and fight against them: realization of global strategy: Lecture of Secretariat of the Executive committee of WHO], Sto dvadcat ’ vtoraia sessiia 16 ianvaria 2008 g. [One hundred twenty the second session of January, 16, 2008].
11. Chen M. Neinfekcionnye zabolevaniia razrushaiut zdorov’e, v tom chislei ekonomicheskoezdorov’e [Noncommunicable diseases destroy health and economic health too], Rech’ na Soveshchanii vysokogo urovnia General’noj Assamblei Organizacii Ob”edinennykh Nacij po neinfekcionnym zabolevaniiam 19 sentiabria 2011g. [Speech on the Committee of the highest level of General Assembly of U.N.O. on noncommunicable diseases].
12. Global status report on noncommunicable diseases 2010, Geneva, WHO Press, World Health Organization, 2011.
Information about the author: Glazkova I.B.
[email protected] Tavricheskiy National University Student str. 13, Simferopol’, 97000, Ukraine.
Came to edition 17.01.2012.