Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности должностных лиц за преступления против государственной власти и интересов государственной службы в Российской Федерации и Республике Абхазия'

К вопросу об ответственности должностных лиц за преступления против государственной власти и интересов государственной службы в Российской Федерации и Республике Абхазия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
должностное лицо / государственная власть / неотвратимость наказания / государственная служба / коррупция / государство / official / state power / inevitability of punishment / public service / corruption / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ажиба Арнольд Радиевич, Ю. В. Николаева

В данной статье рассмотрено понятие должностное лицо, также основные виды преступлений против государственной власти и интересов государственной службы. Также выделены факторы, способствующие совершению указанного вида преступлений. Сформулированы основные способы борьбы с такого рода преступным проявлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RESPONSIBILITY OF OFFICIALS FOR CRIMES AGAINST STATE AUTHORITY AND INTERESTS OF PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

This article considers the concept of an official, as well as the main types of crimes against state power and public services. The factors contributing to the commission of these types of crimes are also highlighted. Formulated basic ways to combat this kind of criminal manifestation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности должностных лиц за преступления против государственной власти и интересов государственной службы в Российской Федерации и Республике Абхазия»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10253 АЖИБА Арнольд Радиевич,

аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации е-таИ: mail@law-books.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Ю.В. НИКОЛАЕВА

Специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие должностное лицо, также основные виды преступлений против государственной власти и интересов государственной службы. Также выделены факторы, способствующие совершению указанного вида преступлений. Сформулированы основные способы борьбы с такого рода преступным проявлением.

Ключевые слова: должностное лицо, государственная власть, неотвратимость наказания, государственная служба, коррупция, государство.

AZHIBA Arnold Radiyevich,

Graduate Student, Department of Legal Regulation Economic activities of the Financial University Under the Government of the Russian Federation

Research supervisor: Doctor of Law, Associate Professor YU.V. NIKOLAEVA

ON THE RESPONSIBILITY OF OFFICIALS FOR CRIMES AGAINST

STATE AUTHORITY AND INTERESTS OF PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Annotation. This article considers the concept of an official, as well as the main types of crimes against state power and public services. The factors contributing to the commission of these types of crimes are also highlighted. Formulated basic ways to combat this kind of criminal manifestation.

Key words: official, state power, inevitability of punishment, public service, corruption, state.

Известный австро-венгерский политический деятель Йожеф Этвёш писал, что благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан1. Соглашаясь с данным тезисом, скажем, что эффективно действующее государство немыслимо без прочной системы

https://ruxpert.ru

органов государственной власти. Должностные лица любого ранга обязаны соблюдать законы, честно выполнять свой служебный долг. Поддерживаем мнение, высказанное А.И. Бастрыкиным о том, что нарастающий вал должностных преступлений требует не только репрессивных, но и научно обоснованных, хорошо выверенных законодательных мер [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Как известно, охрана установленного порядка реализации государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления обеспечивается различными нормативными правовыми актами, самым репрессивным их которых является уголовный кодекс. Уголовный кодекс Республики Абхазия (далее - УК РА), так же, как и УК РФ содержит в своей структуре самостоятельную главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Простое сопоставление содержания родственных глав УК РФ и УК РА позволяет заключить, что перечень деяний, предусматривающих уголовную ответственность в УК РА значительно уже по сравнению с УК РФ. Например, такие деяния, как «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» (ст.285.3 УК РФ); «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» (ст.285.4 УК РФ); «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа» (ст.286.1 УК РФ), а также статьи об ответственности за посредничество во взяточничестве и мелкое взяточничество (ст.ст. 291.1 и 291.2 УК РФ соответственно) не имеют самостоятельного уголовно-правового запрета в соответствующих статьях УК РА. Помимо различий, имеется и схожий подход законодателя двух стран к закреплению признаков должностных преступлений в общих нормах, а именно установление уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность.

Опыт Российской Федерации при конструировании рассматриваемых составов преступлений выбран не случайно. Его изучение в особенности интересно, учитывая близость правовых систем. В основе российского уголовного права лежит классическое юридическое мировоззрение, сформировавшееся в XIX в. Российское и абхазское уголовное право, характеризует также близость основных принципов и институтов, общность главных концептуальных идей, в частности, идеи правового государства и первоочередной защиты личности.

Вместе с тем, для совершенствования норм, регламентирующих уголовную ответственность за должностные злоупотребления в Российской Федерации и Республике Абхазия, необходимо обращение не только к современным тенденциям, но и к имеющемуся международному опыту. Говоря об эффективной борьбе с должностными преступлениями коррупционной направленности необходимо отметить, что на мировой арене достаточно примеров стран, где действительная и

непримиримая борьба с коррупцией, дала свои плодотворные результаты. Республика Сингапур в этом вопросе занимает достаточно заметное место. По данным Л.В. Градченко [1] результатом усилий сингапурского руководства стала разработка долгосрочной антикоррупционной стратегии, носившей комплексный и системный характер. В её основу положено решение двух взаимосвязанных блоков задач. Первый ориентирован на устранение условий для совершения коррупционных действий. Он включает разработку и совершенствование антикоррупционного законодательства; формирование специальных органов по борьбе с коррупцией; особый надзор за теми видами деятельности, где властные полномочия могут быть использованы для извлечения личной выгоды; контроль за прохождением бюджетных средств; сокращение, упрощение и прозрачность большинства административных процедур. И если сам набор используемых в Сингапуре антикоррупционных инструментов схож с таковым в большинстве стран, то отличительной чертой его применения стали продуманность, системность, последовательность, высокая эффективность, жёсткие авторитарные методы их реализации [1].

Второй компонент антикоррупционной стратегии связан с ликвидацией побудительных мотивов для совершения коррупционных действий. Его главным содержанием стали формулирование и утверждение на практике принципов «честного и неподкупного правительства», распространение их на всю государственную службу.

Мы поддерживаем мнение о том, что для эффективной борьбы с коррупцией необходимо осуществить системный подход, в основе которого должны лежать фундаментальные принципы права, такие как равенство всех перед законом, неотвратимость наказания и как показывает международная практика гарантом действительного исполнения любого закона является — политическая воля высшего руководства страны [1].

Говоря о должностных преступлениях, полагаем возможным выделить несколько их групп. Во-первых, преступления, объединенные по признаку специального субъекта - должностного лица, как конструктивного признака основного состава. Объединяющим для данной группы преступлений является и объект уголовно-правовой охраны - общественные отношения в сфере установленного порядка осуществления государственной власти и интересов государственной службы. Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений первой группы является злоупотребление должностными полномочиями. Ответственность за данное деяние предусмотрено статьей 285 УК РА. Закон определяет его как «использование должностным лицом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». По сути, содержание объективных и субъективных признаков данного преступления совпадают с аналогичным, предусмотренным в ст. 285 УК РФ. Общественная опасность злоупотребления должностными полномочиями состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

Другим преступлением против государственной власти и интересов государственной службы является нецелевое расходование бюджетных средств. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена статьей 286 УК РА. Норма об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств является специальной по отношению к общей норме — злоупотребление должностными полномочиями. Ее специфика заключается в конкретизации действий должностного лица, по сути своей являющихся частным случаем злоупотребления должностными полномочиями. Кроме того, здесь значительно сужен круг лиц, являющихся субъектом данного преступления. Следует иметь в виде, что в отличие от общего состава должностного злоупотребления, в законе не указаны мотивы преступления и не требуется наступления последствий, указанных в ст. 285 УК РА. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного и внебюджетного законодательства. В УК РФ ответственность за данное преступление предусмотрена в статье 285.1. Кроме того, в общей норме предусмотрены ответственность за превышение должностных полномочий (ст.288 УК РА). Объективная сторона данного деяния выражена в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которая может выполняться как в виде активных действий, так и бездействия. Признаки данного преступления совпадают с аналогичными, предусмотренными в ст.286 УК РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Что касается получения/дачи взятки, то они являются наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, опаснейшего криминального явления, которое подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует их в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. Взяточничество по праву относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, тщательно скрываемая обоими. УК РА предусматривает ответственность как за получение, так и за дачу взятки.

Вторая группа должностных преступлений значительно шире первой и к ней можно отнести преступления, совершаемые лицом с использованием своих служебных полномочий, в т.ч. обладающим признаками должностного лица. К названной группе могут быть отнесены иные деяния также по признаку специального субъекта - должностное лицо, которое выступает квалифицирующим признаком. В отличие от названной выше первой группы преступлений видовой и непосредственный объекты могут здесь быть различны, тогда как общественные отношения государственной власти и государственной службы выступают лишь в качестве дополнительного объекта. К названной группе, например, можно отнести следующие преступления: предусмотренные п. «в» ч.2 ст.121 УК РА (торговля людьми, совершенная лицом с использованием своего служебного положения); ч.2 ст.131 УК РА (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершенная лицом с использованием своего служебного положения); ч.3 ст.156 УК РФ (мошенничество, совершенная лицом с использованием своего служебного положения); п. «б» ч.3 ст.173 УК РА (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, совершенная лицом с использованием своего служебного положения) и т.п.

Целесообразность совершенствования норм об уголовной ответственности за должностные преступления и выработки эффективного механизма противодействия преступности должностных лиц вызвана не только пониманием места и роли данных норм в государственном строительстве любого государства, в том числе Российской Федерации и Республики Абхазия. Общеизвестно, что преступления должностных лиц относятся к числу коррупционных, обладающих различным уровнем латентности, причем, что наиболее опасно, латентности искусственной. Не останавливаясь на очевидных положениях общественной опасности и последствиях коррупционной преступности, скажем лишь, что для Респу-

блики Абхазия последствия коррупционной преступности вдвойне опасней, ибо она вызывает недоверие к государственной власти, подрывает авторитет государства перед обществом и ведет к созданию негативного имиджа страны на международной арене. Проблема противодействия должностным преступлениям усиливается вследствие отсутствия в Республике Абхазия закона «О государственной службе». Как известно, немаловажное значение имеют соответствующие разъяснения Верховного суда. Думается, что в этом направлении Верховному суду Республики Абхазия предстоит значительный объем работы.

Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Абхазия установлены тесные, партнерские отношения, имеющие законодательную основу, по разным направлениям. В их числе Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в борьбе с преступностью от

11.11.2009 г.; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Абхазия в сфере правового обеспечения от

24.12.2010 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24.11.2014 г. и т.д. Вопросы взаимодействия о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях урегулированы Соглашением между Правительством Москвы (Российская Федерация) и Правительством Республики Абхазия от 13.11.2009 г., между Администрацией Краснодарского края и Правительством Республики Абхазия от 28.07.2009 г. Думается, что назрела необходимость проведения совместных фундаментальных теоретических и практических исследований по вопросам уголовно-правовой охраны нормального функционирования органов государственной власти, интересов государствен-

ной службы и службы в органах местного самоуправления, учитывая накопленный колоссальный научный потенциал России. Учитывая сказанное, полагаем, что вопросы систематизации и дифференциации ответственности должностных лиц за преступления против государственной власти и интересов государственной службы в интересах безопасности и эффективного взаимодействия Российской Федерации и Республики Абхазия требует своего дополнительного комплексного исследования и анализа.

Список литературы:

[1] Градченко Л.В. Об опыте Сингапура по противодействию коррупции // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 3 (24). С.126-138.

[2] Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (17 мая 2018 года, г. Хабаровск) / Ф.М. Абубакиров, В.В. Агильдин, Е.Ю. Антонова и др.; под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова; Хабаровский краевой суд, Российское объединение судей в Хабаровском крае, Дальневосточный филиал Российской академии правосудия. Хабаровск: Юрист, 2018. 132 с.

Spisok literatury:

[1] Gradchenko L.V. Ob opyte Singapura po protivodejstviyu korrupcii // Problemy nacional'noj strategii. 2014. № 3 (24). S.126-138.

[2] Sluzhebnye prestupleniya: voprosy teorii i praktiki pravoprimeneniya: sbornik materialov Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (17 maya 2018 goda, g. Habarovsk) / F.M. Abubakirov, V.V. Agil'din, E.YU. Antonova i dr.; pod red. T.B. Bas-ovoj, K.A. Volkova; Habarovskij kraevoj sud, Rossi-jskoe ob»edinenie sudej v Habarovskom krae, Dal'nevostochnyj filial Rossijskoj akademii pravo-sudiya. Habarovsk: YUrist, 2018. 132 s.

\

ЮРКОМ ПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.