Научная статья на тему 'К вопросу об оценке эффективности деятельности образовательного учреждения'

К вопросу об оценке эффективности деятельности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛЬ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕЙТИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ANALYSIS / THE EFFECTIVENESS OF ACTIVITY / INDEX / THE SYSTEM OF THE BALANCED INDICES / RATING / STRATEGIC MAP / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшинов Сергей Борисович

В статье исследуются причины возникновения необходимости оценки эффективности деятельности образовательного учреждения. Проанализированы основные недостатки существующих методик расчета эффективности на основе рейтинга вузов. Предложены основные направления анализа и оценки эффективности деятельности образовательного учреждения на основе системы сбалансированных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the questionof evaluation of educational institution functioning efficiency

The reasons for the appearance of the need for the estimation of the effectiveness of the activity of educational establishment are investigated in the article. The main disadvantages in the existing procedures of calculation of effectiveness on the basis of the rating of Institute of Higher Education are analyzed. The basic directions of analysis and estimation of the effectiveness of the activity of educational establishment on the basis of the system of the balanced indices are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке эффективности деятельности образовательного учреждения»

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 330

Сергей Борисович Лапшинов

Первый проректор, Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт бизнеса, информационных технологий и финансов» Иваново, Россия Тел.: 8-910-988-34-98, E-mail: uotdel@mibif.ru

В статье исследуются причины возникновения необходимости оценки эффективности деятельности

образовательного учреждения. Проанализированы основные недостатки существующих методик расчета эффективности на основе рейтинга вузов. Предложены основные направления анализа и оценки эффективности деятельности образовательного учреждения на основе системы сбалансированных показателей.

Ключевые слова: анализ, эффективность деятельности, показатель, система сбалансированных показателей, рейтинг, стратегическая карта, результативность.

Sergey Borisovich Lapshinov

First prorector, Private educational institution

of higher professional education «Institute of

business, informational technologies and

financing»

Ivanovo, Russia

Tel. 8-910-988-34-98,

E-mail: uotdel@mibif.ru

To the questionof evaluation of educational institution functioning efficiency The reasons for the appearance of the need for the estimation of the effectiveness of the activity of educational establishment are investigated in the article. The main disadvantages in the existing procedures of calculation of effectiveness on the basis of the rating of Institute of Higher Education are analyzed. The basic directions of analysis and estimation of the effectiveness of the activity of educational establishment on the basis of the system of the balanced indices are proposed.

Keywords: analysis, the effectiveness of activity, index, the system of the balanced indices, rating, strategic map, effectiveness.

1. Введение

Образовательное учреждение - это сложная организация. У нее достаточно черт, которые наблюдаются в любом бизнесе, а именно: платежные ведомости и счета на миллионы рублей, бухгалтерия и отдел кадров, финансово-экономический и строительные подразделения, информационные системы и охрана. В ее управлении находится движимое и недвижимое имущество. У нее огромное множество «клиентов». Эти клиенты включают в себя не только людей, которые сейчас сидят в аудиториях, но и тех, кто сидел за теми же партами 20 или 30 лет назад; а также все местное сообщество работников и работодателей, которые пользуются полученными знаниями, и, наконец, государство, которому необходимо знать, разумно ли используются его деньги, если речь идет о государственном вузе. В соответствии с законодательством РФ, образовательные учреждения относятся к некоммерческим организациям и вынуждены оценивать свой успех не по финансовым результатам, однако в настоящее время они являются полноправными субъектами рыночных отношений и финансовые показатели играют важную роль при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения. Однако именно нефинансовые показатели деятельности определяют успешность в управлении образовательным учреждением с точки зрения стратегии его развития. Решением указанной проблемы может являться разработка модели оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, учитывающей финансовые и нефинансовые показатели деятельности.

2. Анализ существующих рейтинговых систем оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.

Существующие системы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения имеют существенные недостатки. Наиболее широко используется рейтинговая система оценки, базирующаяся на использовании показателей деятельности вуза и их весовых коэффициентов. Для расчета рейтинга ВУЗа по методике Министерства образования РФ, утвержденной приказом № 631 от 26.02.2001 «О рейтинге высших учебных заведений» используется два глобальных критерия: активность и потенциал.[1] Которые, в свою очередь, декомпозируются на множественные количественные критерии, характеризующие различные аспекты деятельности вуза:

• Д1-Д13 - профессорско-преподавательский состав вуза (квалификация, перспективность, связь с академической наукой);

• Д14-Д19 - контингент студентов и аспирантов;

• Д20-Д26 - научно-педагогическая деятельность ВУЗа;

• Д27-Д30 - деятельность по подготовке и изданию учебной и учебно-методической литературы;

• Д31-Д35 - материально-техническая и информационная база;

• Д36-Д37 - передача денежных средств;

• Д38-Д41 - социально-бытовые условия в ВУЗе.

Агрегирование локальных и интегральных критериев производится в линейной форме.

Подобная система оценки имеет следующие основные недостатки:

• Рейтинг вуза имеет своей основной целью информирование клиентов. Исходя из этой логики, наиболее важной информацией для будущего студента должны быть данные по трудоустройству выпускников: информация о карьерном росте и заработной плате, а - этого в данной методике нет.

• Отсутствие финансовых показателей, характеризующих экономическое состояние вуза и его способность привлекать средства для реализации стратегических целей.

Кроме официальной методики, существуют различные алгоритмы определения рейтинга вуза (по стоимости обучения, по оценкам работодателей, по уровню достижения выпускников) [2], однако и они имеют существенные недостатки, прежде всего касающиеся весовой оценки различных показателей, обычно рассчитываемых экспертным путем. Метод экспертных оценок, при всей его универсальности имеет существенный недостаток - субъективность эксперта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время не суще-

№3, 2010

2

ствует единой методики оценки образовательного учреждения с точки зрения качества функционирования его внутренних бизнес-процессов и оценке эффективности деятельности.

3. Предпосылки создания системы оценки эффективности на основе системы сбалансированных показателей

Наличие большого числа показателей, большинство из которых не имеют четкой функциональной зависимости, делает задачу оценки эффективности образовательного учреждения многокритериальной.

Универсальной системой, позволяющей измерять эффективность работы образовательного учреждения, его подразделений и отдельных сотрудников с использованием как финансовых, так и нефинансовых оценок, является система сбалансированных показателей (ССП).

Предлагаемые теоретико-методологические подходы и разработанные модели ССП в основном предназначены для использования в практической деятельности организаций, ориентированных на максимизацию прибыли. Вопросы стратегического управления непосредственно в образовательных организациях рассматриваются только в небольшом количестве работ.

Внедрение систем сбалансированных показателей (ССП) в образовательных учреждений сопряжено со сложной работой по выявлению и формированию показателей процессов, оценка которых позволит осуществлять все процессы мониторинга и совершенствования деятельности. Существующие подходы к решению задачи организации стройной системы оценки ССП образовательных учреждений основываются на всестороннем анализе механизмов формирования показателей и их мониторинга.

Чтобы адекватно применить основные перспективы стратегической карты для использования в образовательных организациях мы сочли полезным сохранить все четыре классические перспективы ССП. [3]

Сохранение перспективы «Финансы» обусловлено тем, что любая некоммерческая организация, а вуз относится именно к этой категории, не может нормально работать без финансовых ресурсов, но показатели, характеризующие данную перспективу, следует рассматривать с точки зрения ограниченности финансовых ресурсов и необходимости для удовлетворения потребно-

стей клиентов. Ключевым фактором успеха такой организации будет оптимизация затрат и их рациональное использование. Поэтому именно перспектива «Финансы» будет основанием стратегической карты образовательного учреждения.

Работа образовательного учреждения, основной целью которого является удовлетворение потребностей общества в высококлассных специалистах, в первую очередь зависит от квалификации профессорско-преподавательского состава и инфраструктуры. Успешное управление внутривузовскими процессами, удовлетворение потребностей всех групп клиентов и устойчивое финансовое положение всецело зависит от сотрудников вуза и их способностей управлять инфраструктурой. Поэтому после перспективы «Финансы» следует поставить перспективу «Обучение и развитие».

Перспектива «Внутренние бизнес-процессы» включает в себя наибольшее количество целей и показателей. Именно в этой перспективе отражаются наиболее важные процессы, обеспечивающие достижение стратегических целей образовательного учреждения. При этом возникает необходимость в решении двух основных задач: какие процессы необходимо оптимизировать с точки зрения достижения стратегических целей, и какие процессы следует разработать заново.

Перспектива «Клиенты» в случае образовательного учреждения будет являться вершиной, отражающей миссию вуза. Именно удовлетворенность основных групп клиентов образовательного учреждения (студенты и преподаватели, бизнес-сообщество и государство) должна являться основной стратегической задачей. При этом каждая группа приводит к возникновению отдельных целей и показателей в нижележащих перспективах.

Важным инструментом реализации ССП образовательной организации является измерение ее результативности как основы конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Известно, что результативность ха-растеризуются отношением фактически полученных результатов к запланированным. Максимально достигнутая результативность может составить 100 %, а превышение данного результата свидетельствует о некачественном планировании. [4]

Одним из показателей аспектов деятельности образовательной организации является результативность отдельных внутривузовских процессов. Внут-ривузовский процесс - любое действие или последовательность действий в образовательном учреждении высшего профессионального образования, преобразующие входные величины в выходные, использующие управляющее воздействие и материальные и человеческие ресурсы. Каждый процесс в образовательном учреждении обеспечивает достижение целей, представленных на стратегической карте (рис.1). Все процессы делятся на три группы: процессы управления, основные процессы жизненного цикла и вспомогательные процессы.

При оценке эффективности процесса в соответствии с принципом бенч-маркинга, сравним значения показателя характеристики рассматриваемого процесса с принятым эталоном или нормативом.

Важное место при этом занимают статистические методы оценки. Применение математических моделей и строгих критериев оценки позволит повысить эффективность ССП на всех этапах анализа деятельности учебного учреждения. Математическая модель не должна сводиться к выбору ограниченной номенклатуры параметров и показателей, используемых для расчета, либо к ее необоснованному усложнению, что ограничивает восприятие и прозрачность оценки. По этим причинам разработка доступной модели расчета и оценки результативности и мониторинга ССП учебного заведения является важной задачей.

4. Заключение

Разработка математической модели и ее использование при оценке и контроле качественных и количественных показателей процессов существенно сократит время оценки, повысив ее достоверность и адекватность, улучшит качество получаемых результатов, предоставит возможность сравнения деятельности различных образовательных учреждений по единому механизму и методике, создаст предпосылки для прогнозирования деятельности образовательных учреждений для достижения целевых показателей.

Поэтому, данная работа направлена на создание математической модели, формализующей систему сбалансированных показателей учебного учреждения и основанной на измеряемых

Рис. 1. Пример стратегической карты образовательного учреждения

параметрах его деятельности.

В основу механизма расчета и контроля целевых показателей процессов закладывается математическая модель, основанная на применении искусственных нейронных сетей, учитывающая постоянный мониторинг и оценку большого числа входных измеряемых параметров.

Реализация предлагаемой модели и механизма ориентирована на применение в комплексной информационной среде образовательного учреждения.

В ходе выполнения работы необходимо решить следующие основные задачи:

• провести анализ существующих методик расчета, оценки и контроля

№3, 2010

показателей процессов образовательного учреждения.

• описать методики расчета, оценки и контроля показателей функционирования учебного учреждения, основанного на объективно измеряемых параметрах деятельности образовательного учреждения.

• разработать номенклатура показателей функционирования внутривузов-ских процессов и механизм расчета итогового показателя деятельности учебного учреждения (показатель конкурентоспособности).

• описать алгоритм и математическую модель расчета показателей процессов, основанных на международных стандартах, с учетом процесса посто-

янного мониторинга и оценки большого числа измеряемых параметров.

Предполагаемым результатом работы будет создание математической модели расчета показателей эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения на основе использования искусственных нейронных сетей, способной решать сложные задачи мониторинга и оценки показателей. Особенностью модели является ее универсальность, открытость, возможность интеграции большого числа параметров и показателей, а также ее способность для использования в автоматизированных системах управления и поддержки принятия решения. Кроме того, модель предполагает по-

стоянное улучшение за счет введения новых параметров и показателей, что отражается на качестве получаемых результатов оценки.

Применение реализованной математической модели и механизма оценки показателей деятельности образовательных учреждений возможно на любом уровне образования и по любому процессу.

Литература

1. Приказ Минобразования России от 19.02.2003 № 593 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 26.02.2001 № 631 «О рейтинге

высших учебных заведений».

2. Газета «Коммерсантъ» № 30 (3606) от 27.02.2007

3. Каплан Роберт, Нортон Дейвид «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. / 2-е изд., испр. и доп./ — 320 с.

4. В.Н. Нуждин «Стратегия и тактика управления качеством образования». Иваново: Издательство «Иваново», 2006-140с.

References

1. The order of Ministry of Defense of Russia from 19/02/2003 № 593 « About

making the changes in order of Ministry of Education of Russia from 26/02/2001 № 631 « About the rating of Institutes of Higher Education»

2. Newspaper « KoMMepcaHT-Daily» № 30 (3606) from27/02/2007

3. Kaplan Robert, Norton David « The balanced system of the indices. From the strategy to the action» Moscow. : CJSC « Olymp- Business», 2008. / The 2-nd edition., revised and enlarged edition/ -320 p.

4. VN. Nuzhdin «The strategy and the tactics of quality management of education». Ivanovo, Publishing house «Ivanovo», 2006- 140 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.