Научная статья на тему 'К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Настольно-издательские системы» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»'

К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Настольно-издательские системы» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
343
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Настольно-издательские системы» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»»

А. В. Кайсина

К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Настольно-издательские системы» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

Курс «Настольно-издательские системы» входит в блок дисциплин, являющихся факультативными, представляет собой один из элементов дополнительного содержания обучения студентов. Данной дисциплиной закладываются основы эффективного использования информационных технологий по обработке и созданию печатной продукции в профессиональной деятельности. Курс имеет общекультурное значение и носит междисциплинарный характер.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

• основные виды полиграфической продукции;

• этапы допечатной подготовки полиграфической продукции;

• назначение и роль настольных издательских систем в сфере компьютерной полиграфии;

• основные принципы работы в настольных издательских системах;

• основные требования к созданию полиграфической продукции;

• порядок и технологии создания макетов электронных публикаций;

• интерфейс и основные приемы работы в настольноиздательских системах MS Publisher и AdobeInDesignCS 5;

уметь:

• создавать простейшие документы полиграфической продукции;

• внедрять мультимедийные объекты при создании электронных макетов печатной продукции;

• использовать объекты настольной издательской системы при создании электронных макетов печатной продукции.

• осуществлять компоновку текста и изображений средствами настольной издательской системы;

владеть:

• элементами управления среды AdobeInDesign CS 5 в процессе создания макетов публикаций образовательного характера.

• технологией создания макетов публикаций с помощью настольных издательских систем MS Publisher и AdobeInDesignCS 5.

Adobe InDesign CS - программное средство, представляющее собой профессиональный комплекс мощных средств и инструментов для выполнения работ по сборке текстовой и графической информации, созданию различных типов полиграфической продукции, таких как газеты, книги, рекламные листовки, журналы, визитные

311

карточки, буклеты. InDesign сочетает в себе широкие возможности типографики, привычный интерфейс программных продуктов Adobe и обширные возможности по художественному оформлению печатной продукции.

Удобная и функциональная панель инструментов, присутствующая в таких программах, как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, пользуется огромной популярностью среди пользователей, поэтому именно она «украсила» собой очередную версию Adobe InDesign CS 5. Многочисленные пользователи программных продуктов, выпущенных компанией Adobe Systems, настолько привыкли к этой панели, что создатели Adobe InDesign CS 5 решили не делать исключения и внедрить ее и в свой новый программный продукт.

В работе над созданием макета печатной продукции важным моментом является предпечатная проверка изготавливаемого проекта. Именно поэтому разработчики программы Adobe InDesign CS 5 снабдили ее специальной функцией, которая позволяет делать проверку на любом из этапов дизайна проекта. Для того чтобы избежать серьезных ошибок, достаточно лишь время от времени делать предпечатную проверку макета.

Кроме того, при помощи программы уже созданные объекты можно выкладывать в сеть Интернет и просматривать на дисплее любого подходящего для этой цели устройства. В созданный при помощи программы Adobe InDesign CS 5 проект можно вставить различные анимационные элементы, фрагменты видео или музыкальное сопровождение. Пока для работы в программе доступны только F4V/ FLV - форматы видео и звуки в формате МР3, подобная функция как нельзя лучше подойдет производителям печатной продукции, которые стремятся к увеличению читательской аудитории.

Adobe InDesign CS 5 предоставляет возможность преобразовывать, видоизменять все необходимые объекты одновременно, такой подход существенно экономит время в случае работы с идентичными объектами, сводя к минимуму однообразную рутинную работу. Существует возможность создавать подписи с анимационным эффектом и ставить красочные метки на страницах.

Все объекты, созданные в программе Adobe InDesign CS 5, можно экспортировать в программу Adobe Flash CS5 Professional (XFL) Для этого пользователю достаточно лишь перевести объект в соответствующий формат (XFL) и открыть его в указанной программе. Использование Adobe Flash CS5 Professional позволяет включать в состав проекта навигационные и интерактивные элементы (это особенно актуально, когда речь идет о работе со сложными проектами).

Интерактивные документы можно также преобразовывать в формат SWF. Подобные файлы предназначены для воспроизведе-

312

ния при помощи программы Adobe Flash Player и дают возможность включения в проект новых интерактивных элементов (таких, например, как переход страниц или гиперссылка).

На сегодняшний день русскоязычным пользователям доступна версия программы Adobe InDesign CS 5 RUS. Это значительно упрощает работу пользователю. Преимуществом данной вариации является то, что все элементы интерфейса полностью русифицированы и не представляют сложности в работе.

Основы работы в настольной издательской системе Adobe InDesign CS 5. Рабочее пространство Adobe InDesign CS. Обзор основных инструментальных средств и функций программы. Палитры и инструменты. Использование клавиш быстрого доступа. Использование фреймов. Линий контура и заливок фона. Сохранение и печать созданных документов.

Все вышесказанное позволяет отобрать учебный материал курса, который включает три раздела.

Основы работы с текстом в программе Adobe InDesign CS. Понятие «шрифт». Характеристики шрифтов: гарнитура, шрифт (как комплект шрифта), размер шрифта кегль), интерлиньяж. Типы шрифтов. Работа с текстовыми фреймами. Использование режимов Character formatting и Paragraph Formatting (Форматирование абзаца) в палитре Control. Правила ввода текста: использование неделимых пробелов, тире и дефисов, кавычек и знаков штриха, повышенной и пониженной буквицы. Расчет формата строки абзаца. Корректурные знаки.

Компоновка текста и изображений. Система измерений в Adobe InDesign CS. Единицы измерения. Многоколонный текст. Импортирование текста. Управление текстовым потоком. Подчеркивание и абзацные линейки. Проверка правописания. Работа с изображениями (масштабирование и кадрирование изображений). Использование палитры Control для изменения изображений во фреймах. Работа с таблицами в Adobe InDesign CS.

Создание макетов пакета документов средствами настольной издательской системы Adobe InDesign CS 5. Деловые бланки и формы. Технология создания пакета документов. Дизайн текста. Разработка фирменного бланка, конверта, визитной карточки. Разработка акцидентных газетных объявлений. Разработка для телефонной книги. Разработка формы.

На основе описанного содержания выделим следующие лабораторные работы:

1. «Создание одностраничного документа средствами Adobe InDesingn CS 5».

2. «Верстка многостраничного документа (журнал, бюллетень)».

3. «Настенный перекидной календарь формата А3».

313

4. «Создание рекламного бюллетеня».

5. «Шрифт и текст в InDesign CS 5».

6. «Создание визитной карточки. Версия для печати».

7. «Верстка одностраничной рекламной статьи».

8. «Верстка одностраничной листовки формата A5».

9. «Создание буклета формата А4 c одним сгибом».

Освоение отобранного содержания дисциплины «Настольноиздательские системы» позволит сформировать у бакалавров педагогического направления профессиональные компетенции в области использования возможностей современных технических средств и информационных технологий при создании печатной продукции.

А. В. Койвунен

Электронный конструктор урока по ФГОС как инструмент для подготовки уроков

В условиях глобальной информатизации системы общего образования возникает необходимость создания в общеобразовательных организациях информационного пространства для деятельности школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей и всех заинтересованных лиц. Технологии в современном мире развиваются с очень высокой скоростью. Современный учитель должен легко и быстро адаптироваться в новых условиях, повышая качество и эффективность своей работы.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют принципиального изменения профессионального сознания учителей. Появилась необходимость развивать мотивационные, методические и материальные условия, чтобы педагогический коллектив успешно мог справиться с новыми задачами при достижении нового уровня качества образования.

Качество образования, в свою очередь, складывается из множества критериев. При этом ведущий критерий оценки - качество проведения урока, так как именно урок продолжает оставаться основной формой организации учебной деятельности.

Разработка урока с нуля по новым стандартам может занимать до четырех часов. Это очень сложный и трудозатратный процесс. Новые стандарты четко описывают необходимые компетенции, которые нужно сформировать у учеников, но унифицированного инструментария подготовки к урокам нет. А необходимость в подобном инструменте ощущается остро. У каждого педагога есть свои наработки, приемы и методы, но нет единой коллекции приемов и методов, которыми могли бы пользоваться все без ограничений.

314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.