Научная статья на тему 'Особенности выбора программного обеспечения для процесса обучения cтудентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов'

Особенности выбора программного обеспечения для процесса обучения cтудентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
766
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ВЕРСТКА / LAYOUT / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PUBLISHING SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Семенов Д. И.

В статье рассматриваются особенности выбора издательского программного обеспечения для максимально эффективного обучения студентовдизайнеров правилам верстки полиграфических материалов. В ней показаны критерии отбора программ с целью их сравнения, содержательного анализа и эффективности использования в обучении студентов-дизайнеров, а также даны предложения по использованию этих программ администрацией вуза в качестве руководства по выбору программного обеспечения для компьютерных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines peculiar problems in selecting publishing software for the most effective teaching publishing layout rules to design students. The article demonstrates the criteria of software selection in order to compare them, analyse their contents and examine their effectiveness in training design students. Besides the article contains suggestions of this software use as a guide for choosing software for university computer classes.

Текст научной работы на тему «Особенности выбора программного обеспечения для процесса обучения cтудентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов»

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРАВИЛАМ ВЕРСТКИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Д. И. Семенов

Аннотация. В статье рассматриваются особенности выбора издательского программного обеспечения для максимально эффективного обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов. В ней показаны критерии отбора программ с целью их сравнения, содержательного анализа и эффективности использования в обучении студентов-дизайнеров, а также даны предложения по использованию этих программ администрацией вуза в качестве руководства по выбору программного обеспечения для компьютерных классов.

Ключевые слова: дизайн, верстка, компьютер, издательское программное обеспечение.

Summary. This article examines peculiar problems in selecting publishing software for the most effective teaching publishing layout rules to design students. The article demonstrates the criteria ofsoftware selection in order to compare them, analyse their contents and examine their effectiveness in training design students. Besides the article contains suggestions of this software use as a guide for choosing software for university computer classes.

Keywords: design, layout, computer, publishing software.

Ф

106

Проблема выбора издательского программного обеспечения для обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов возникает в результате постоянного развития программного обеспечения и необходимости его изучения для работы с версткой полиграфических материалов. Новизна исследования заключается в выборе критериев для сравнения программ, основанных на результатах применения авторского учебно-методического комплекса для обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов.

Сравнения издательских программных пакетов проводились дизайнерами, специалистами в области полиграфической продукции и разработчиками программного обеспечения с самого начала их появления и обновлялись по мере их развития. Критерии их сравнения варьировались в зависимости от целей и задач, поставленных авторами сравнительных анализов. Например, в зависимости от эффективности работы издательских программных пакетов на разных графических платформах, удобства верстки макетов газетного или журнального формата,

автоматизации процесса верстки, удобства интерфейса и др.

Следует отметить, что на американском интернет сервере существует авторитетный в среде людей, работающих в области полиграфии, сайт www.quarkvsindesign.com (quark против indesign), посвященный сравнительному анализу этих двух издательских программ. Российским аналогом можно назвать сайт www.rudtp. ru - форум по дизайну и полиграфии, на котором есть раздел, рассматривающий критерии отбора издательских программных пакетов общего пользования.

В 2009 г. компания Adobe, которой принадлежит InDesign, выпустила руководство по переходу с Quark Xpress на InDesign, собрав, проанализировав, систематизировав и ответив на большинство вопросов, волновавших пользователей и владельцев компаний, работающих в сфере полиграфического производства. Параллельно с Adobe Quark выпустила свое руководство, только не по переходу с InDesign на Quark, а по удобству совмещения работы в обеих программах [1]. Таким образом, вопрос сравнения Adobe InDesign и QuarkXpress является всегда актуальным и важным для учебных заведений, готовящих специалистов в области графического дизайна. Особенно, если мы имеем в виду постоянно прогрессирующее развитие области производства полиграфической продукции и всего печатного рынка, в целом, а также самих редакторов многостраничной верстки. Заметим, что параллельно с развитием программного обеспечения и их правильным подбором должны обновляться и дополняться методические материалы по

правилам верстки и техническому набору текста, поскольку они непосредственно основаны на освоении издательских программных пакетов.

Определим факторы, обуславливающие критерии выбора издательского программного обеспечения для обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов:

1. Бюджет, выделяемый на приобретение программного обеспечения. Следует сказать, что компания Adobe разработала специальные системы скидок для высших учебных заведений. Так, например, программа Adobe InDesign CS5, приобретаемая в розницу, обойдется в 27 400 руб. В то же время для вуза ее стоимость составит 6 100 руб. Полный пакет Creative Suite 5 Design Premium, в который входят три обязательные программы для установки в компьютерные аудитории для обучения графическому дизайну - Illustrator, Photoshop, Acrobat, в том числе InDesign, обойдется в розницу 74 400 руб. Стоимость того же пакета, приобретаемого вузом, составит 18 500 руб. В отличие от Adobe у 107 компании Quark нет специально разработанных систем скидок для высших образовательных заведений. Поэтому стоимость QuarkXPress 8 для всех покупателей составит 30 500 руб.

2. Гарантийное обслуживание. В случае возникновения технических проблем, требующих обращения в сервисную службу, если установлен пакет программ Adobe, можно обращаться в единую сервисную службу для всех программ Illustrator, Photoshop, Acrobat, в том числе InDesign. Однако для программы QuarkXPress потребуется обращение в ее собственную сервисную службу.

3. Интерфейс программы QuarkXPress с первой версии, выпущенной в 1987 г., разрабатывался исходя из идеи того, что им будут пользоваться профессионалы. Отсюда не удивительно, что первая версия вышла только для платформы Macintosh [3]. Подобное устройство интерфейса вполне удобно для людей уже знающих его, но затрудняет его изучение пользователей без опыта. Интерфейс же программы InDesign с самой первой версии разрабатывался как интуитивно понятный, то есть удобный и простой для изучения рядовыми пользователя. По этому принципу построены интерфейсы всех программ Adobe, входящих в Creative Suite, что облегчает и ускоряет процесс их изучения студентами-дизайнерами. Изучая одну программу из пакета Adobe, студент, по сути, уже начинает изучать и все другие программы.

4. Особенности распространения программных пакетов. При подготовке студентов-дизайнеров к изучению правил верстки полиграфических материалов необходимо

IU0 учитывать, какое программное обеспечение больше всего распространено у потенциальных работодателей. Так, Adobe InDesign больше распространен в среде рекламных и брендинговых агентств, издательских домов, дизайн студий. QuarkXPress распространен в среде типовых типографий и книжных издательств [2]. В нашем случае студенты в курсе «Проектирование в графическом дизайне» работают в области рекламно-графического и журнального дизайна. Поэтому для обучения правилам верстки полиграфических материалов предпочтительнее использовать программу InDesign.

5. Справочные материалы, самоучители и руководства пользователя. В процессе обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов немаловажным фактором является доступность справочных материалов для возможности самостоятельной внеаудиторной работы. Руководства пользователя существуют, как у Adobe InDesign, так и у QuarkXPress. Однако количество самоучителей по Adobe InDesign превышает практически в два раза количество самоучителей по QuarkXPress. Наряду с этим к справочным материалам мы относим и профессиональные полиграфические форумы, количество которых у InDesign так же больше, чем у QuarkXPress.

6. Функциональные возможности. Поскольку первая версия программы QuarkXPress была разработана раньше Adobe InDesign, ее функциональные возможности на первом этапе сильно превышали возможности Adobe InDesign первых версий. Однако со временем и выходом новых версий InDesign быстро прогрессировал в функциональном плане. На сегодняшний день последними версиями являются QuarkXPress 8 и Adobe InDesign CS 5. Причем, функциональные возможности у них практически равны. Отличаются они, в основном, интерфейсом и небольшими специфическими функциями. И все же InDesign обладает несколькими важными плюсами. Первый из них - это взаимодействие и интеграция между программами, входящими в состав Creative Suite 5 Design Premium. Кроме того, в QuarkXPress 8 добавлена поддержка только файлов Illustrator и Photoshop [4]. Второй плюс - открытый код програм-

мирования, который позволяет создавать свои уникальные решения нестандартных задач. Третий - это возможность задавать разные размеры полос в одном документе, что особенно удобно для таких задач, как, например, создание ряда объектов разного размера для одного проекта (визитка, почтовая открытка, фирменный бланк, конверт), имеющих общие элементы оформления [5].

Проведя сравнительный анализ издательского программного обеспечения можно сделать следующие выводы:

• приобретение Adobe InDesign финансово выгоднее QuarkXPress, особенно если покупать Creative Suite 5 Design Premium;

• гарантийное обслуживание одной сервисной службой всего пакета Adobe Creative Suite 5 Design Premium удобнее, нежели обращение в разные службы;

• интерфейс Adobe InDesign проще изучить в отличие от интерфейса QuarkXPress по причине одинакового принципа его построения в Adobe Creative Suite 5 Design Premium;

• у большинства потенциальных работодателей установлен Adobe InDesign;

• количество самоучителей по Adobe InDesign превышает практически в два раза количество самоучителей по QuarkXPress;

• функциональные возможности сравниваемых программ практически равны, однако Adobe InDesign обладает весьма важными преимуществами: интеграция между программами в пакете Creative Suite 5 Design Premium, открытый код программирования, возможность задавать разные размеры полос в одном документе.

Выделив критерии для отбора программ, проведя на их основе сравнительный анализ издательского программного обеспечения и суммировав выводы, мы приходим к общему выводу о выгоде приобретения программного обеспечения Adobe для установки в компьютерных аудиториях для обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов.

В случае принятия решения об установке в компьютерных классах программного обеспечения Adobe, необходимо включать освоение пакета Creative Suite 5 Design Premium в курс «Проектирования в графическом дизайне». Выбор издательского программного обеспечения Abode накладывает свои особенности на процесс обучения студентов-дизайнеров правилам верстки полиграфических материалов:

1. Интерфейс. Знакомство с новой программой всегда начинается с изучения интерфейса. К четвертому курсу, когда по программе начинается изучение InDesign, студенты уже ознакомлены с редактором векторной графики Adobe Illustrator и редактором растровой графики Adobe Photoshop, соответственно логика построения интерфейса программ Adobe им уже известна, благодаря чему нет необходимости затрачивать время на изучение нового интерфейса, можно сразу переходить к изучению палитр.

2. Палитры. После общего ознакомления с палитрами схожими с другими программами, такими как, Character (Шрифт), Paragraph (Абзац), Transform (Трансформирование), Layers (Слои) и прочими, стоит более внимательно рассмотреть специфические палитры программы

109

ф

110

InDesign. Для понимания принципа работы редактора многостраничной верстки необходимо освоить использование шаблонов и стилей, для этого в первую очередь стоит рассмотреть палитры Character styles (Стили шрифта), Paragraph styles (Стили абзаца), Object styles (Стили объекта), Table styles (Стили таблицы), Pages (Страницы) [6].

3. Технология производства полиграфической продукции. Поскольку программа InDesign предназначена для подготовки многостраничного документа к печати, для успешного ее освоения студентам необходим параллельный материал по технологии производства полиграфической продукции. Например, свойства документа bleed и slug (внешний и внутренний вылеты) требуют пояснения технологии изготовления ножа для вырубки макета из печатного листа. Палитра Separation preview так же требует пояснения принципа устройства офсетной печати и офсетной машины.

4. Сходства и отличия программ. Новый материал всегда усваивается легче при сравнении его с уже имеющимися знаниями. Программа InDesign имеет ряд схожих свойств с программой Illustrator, начиная с того, что работа в ней тоже строиться по принципу векторной графики. При обучении работе в программе InDesign стоит указывать на аналогичные свойства и функции в других программах. Но наряду со схожестью присутствуют и различия. Например, в InDesign ни один объект не может находиться в макете сам по себе, он обязательно должен быть в своем фрейме (блоке), в то время как в Illustrator для написания текста не обязательно создавать текстовый блок.

5. Сетка базовых линий и строение шрфита. Одним из свойств верстки является приводность - совпадение строк на сторонах листа, а также в соседних колонках и на полосах, принадлежащих развороту. В InDesign за приводность верстки отвечает функция align to baseline grid (привязка к сетке базовых линий). Сетку базовых линий можно задать как для всего разворота, так и для отдельного текстового блока. Студентам проще освоить принцип привязки текста к сетке базовых линий, если предварительно наглядно объяснить строение шрифта и понятие интерлиньяжа.

6. Шрифты и изображения. При использовании в макете InDesign изображений и шрифтов программа автоматически создает их эскизы для отображения на мониторе, но не встраивает в себя сами оригиналы файлов. Для того чтобы избежать ошибок с корректным отображением макета и сдачей макета в печать необходимо объяснять студентам принцип работы палитры Links (связи), управляющей используемыми в документе изображениями, палитры Preflight (Предварительная проверка), отвечающей за проверку всего документа, и функции Package (Сбор макета), которая автоматически собирает в выбранную папку все используемые шрифты и изображения. Функция Preflight также проверяет, используются ли в макете изображения в цветовой модели RGB, которая в большинстве случаев не предназначена для печати. Для полного понимания этой функции потребуется дополнительный материал о цветовых моделях и пространствах, в котором так же следует упомянуть о разрешении растровых изображений.

ф

7. Презентационные материалы. Перед запуском производства любой полиграфической продукции идет стадия ее утверждения. Для этого создаются презентационные материалы. Программа InDesign позволяет делать pdf файлы, которые можно просматривать в Adobe Acrobat или Reader. Эти файлы можно делать как просто постраничными, так и содержащими мультимедийные свойства, такие как навигация, пояснения, защищенность. Для того чтобы студенты могли подготавливать высококачественные презентационные материалы, необходимо обучить их не только принципу работы интерактивных элементов, таких как, например, кнопка, и палитра Hyperlinks (Гиперссылки) в InDesign, но также программе последующей обработки pdf файлов Adobe Distiller. Она позволяет регулировать размер конечного файла и совместимость с различными версиями Adobe Acrobat.

В заключение следует подчеркнуть важность комплексного подхода к разработке методической программы по правилам верстки полиграфических материалов, которая должна включать в себя не только изучение одного редактора многостраничной верстки, но и сравнение его с другими редакторами, а также материалы о строении шрифта и технологии производства полиграфической продукции.

5.

Adobe Illustrator CS 2, CorelDraw X. - Москва: Технолоджи-3000, 2008. - 348 с. Леонтьев Б. К. Дизайн и верстка в самой популярной настольной издательской системе QuarkXPress для Windows 98. - Москва: Познавательная книга плюс, 1999. -190 с.

Руководство по QuarkXPress 8. - Quark Inc.: электронное издание, 2008. - 461 с. Использование Adobe InDesign CS5. -Adobe Systems Incorporated and its licensors: электронное издание, 2010. -791 с. ■

111

2.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Леонтьев Б. К. Книжно-журнальная верстка в QuarkXPress 6.0. - Москва: Новый издательский дом, 2006. - 156 с. Абражевич С. Н. 100% самоучитель. Верстка на компьютере: QuarkXPress 7, Adobe InDesign CS 2, Adobe Photoshop CS 2,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.