К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМЫ ДЕТСТКИХ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПОРАТОВ И ПИТАТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Михеева A.B.
Смоленский государственный медицинский университет
Резюме. Статья посвящена проблемам развития маркетинговых технологий в сфере детской фармацевтической продукции. Авторами статьи были проанализированы особенности восприятия рекламы на рынке лекарственных препаратов для детей и способы их рекламирования. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена дефицитом научных разработок в данном направлении
Ключевые слова: Реклама, фармакология, педиатрия, детские медицинские препараты, детские питательные смеси.
Наше исследование посвящено анализу особенностей восприятия рекламы на рынке лекарственных препаратов и средств ¡мшены для детей и способов их рекламирования в современной России. Актуальность и новизна выбранной темы исследования обусловлены дефицитом научных и лабораторных разработок в области детской фармакологии и, как следствие, - низким уровнем медицинской культуры родителей, что создает обширное пространство для воздействия рекламы на сознание родителей, обеспокоенных здоровьем и безопасностью их детей. В настоящее время медицина не располагает достаточным арсеналом лекарственных средств, разрешенных к применению в детском возрасте. Наблюдается острый дефицит данных по безопасному применению препаратов у детей, слишком мало специфических педиатрических лекарственных форм.
Актуальность и новизна выбранной темы исследования обусловлены дефицитом научных и лабораторных разработок в данном направлении. Для сравнения: в 2006 г. ЕМЕА зарегистрировала 2593 препарата для взрослых и только 21 - для детей[32]. Здоровье детей сегодня является важнейшим национальным приоритетом России. Поэтому было создано целое направление «Национальная стратегия действий в интересах детей с участием представителей Минздрава», одной из главных задач которой является охрана здоровья детей и подростков.
Проанализировав конъюнктуру рынка детской фармацевтической продукции и продуктов для детского питания, мы сделали вывод, что лишь немногие фармацевтические компании занимаются развитием и производством детских лекарственных препаратов [6-15]. Среди них можно отмстить «Санофи» (компания запустила научное направление «Педиатрическая инициатива»), «Abbott» (ком-
пания взяла курс на расширение линейки детских препаратов, куда входят Симилак, Эншур, Г люцерна, Педиашур).
Было поведено анкетирование, в ходе которого молодые люди отвечали на вопросы о том, как в их семьях осуществляется выбор лекарственных средств для детей. Результаты проведенною анкетирования, направленного на выявление способов влияния рекламы на потребителя, таковы.
Наличие в семье человека с медицинским образованием влияет на выбор лекарственных средств. Например, лишь 15,4 % таких семей при выборе лекарств -опираются на советы врача, основной процент опрошенных доверяет личному опыту (34,6%). Показательно, что в семьях, ще нет медицинских работников, последний показатель почти достигает 40%, а рекламе в выборе лекарственных препаратов доверяют порядка 25 %. Наличие врача в рекламе (детские смеси Симилак, препарат для лечения аллергии Эриус, обезболивающий препарат Пенталгин) у 50% повышает уровень доверия к данному товару, в то время как в семьях, которые не имеют прямого отношения к медицинской сфере, лишь 33% считают эту деталь важной. Вероятно, большое значение играет в этом корпоративная этика.
Обе группы респондентов считают наиболее важным фактором при выборе лекарственных средств эффективность препарата. Наличие в семье человека с медицинским образованием, согласно результатам опроса, повышает уровень доверия к отечественным лекарственным препаратам. Согласно данным об объемах продаж детских лекарственных препаратов, основанных на отчетах фармацевтических компаний Bayer,Такеёа,«Ферросан А/С», «Бутс Хелсюр Интернешнл», Берлин-Хеми, Аквион, Bristol-Myers Squibb , «Материа Медика
Холдинг», Рихард Битгаер А Г. ФИРН М, «Фарм-ставдарт-Лексредсгва», Юнифарм. Доверием потребителей среди детских жаропонижающих пользуются как российские, так и зарубежные препараты, причем объемы продаж отечественных лекарственных средств от гриппа и простуды превышают показатели зарубежных аналогов, а детские витамины, в основном, представлены иностранными производителями^ -11]
Наиболее эффективной рекламой детской фармацевтической продукции является та, в которой основной акцент делается на надежности рекламируемого препарата, например, указание бренда (Берлин-Хеми производство Германия, устойчи-
вая ассоциация с качеством продукции), участие врачей-педиатров в рекламном ролике (Similac Premium), использование данных; врачебной статистики (эффективность данного препарата подтверждена независимыми научными исследованиями).
Мы проанализировали приемы, используемые в рекламе детских фармацевтических препаратов, и выявили основные приемы: эмоциональное обращение и юмор (препарат- Амбробене), рациональное обращение (Эспумизан). При рекламе детских витаминных комплексов (Вигрум, Мульти-табс, ВитаМишки, Пиковит, Алфавит) зачастую использовано эмоциональное обращение[3, с.36].
Литература
1. Багиев В. Л.: Маркетинг: учебник для ВУЗов. - СПб. - 2007 г.
2. Дроговоз С. М„ Щекина Е. Г. Проблемы педиатрии: безопасные лекарства - детям.//Провизор - № 12 - 2008.
3. Морозова Н. С. Этапы планирования рекламной кампании// Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №6 - С. 34 - 39.
4. Шапошников В., Астарова Г. Методологические аспекты поведения маркетинговых исследований// Практический маркетинг. - 2007 - № 2 - С. 14 - 21.
Использованные Интернет- ресурсы: 5- http://www.graridars.ru/5tudent/marketing/vliyanie-reklamy.htiTil
6. http://www.sostav.by/articles/poloiitelnye-i-otricatelnye-storony-reklamy.html
7. http://www. unmultimedia.org/ra dio/russian/archives/143265/
8. http;//m.expert.ru/expert/2014/24/innovatsii-vernut-zdorove/
9. http://www.easyderivatives.ru/articles/2047Td-13.09.2014
10. http://abbott-russia.ru/Droduce/food/
11. http://www.who.int/childmediciDes/media/backgrounder/BGl /ru/
12. http://www.grandars.ru/student/inarketing/nuzhda-i-potrebnost.html
13. http://rekJajna-today.ru/reklama-kak-sostavnaya-chast-marketmga/ceIi-i-funkcLi-reklamy/
14.http://www.rae.ru/monographs/65-2460
15. http://www.advlab.ru/articles/article528.htm
16. http://www.rbcdailv.ru/market/56294997904I683
17. http://www.pharmaby.eom/p/nycomed.html
18- http://www.takeda.com.ru/media/news-releases/2008/4092008/
19. http://spfo.ru/content/
20. http://www.sostav.rii/artides/2008/05/27/ko1/
21. http://www.remedium.ru/news/world/detail.php?ID=28563
22. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090922224349.shtml
23- http://briansk.ru/news/vcomed-planiruet-uvelichit-aa-20-25-obem-prodazh-v-rf-i-sng.2007315.3643S btml
24- http://ww.vedomosti.ru/new5paper/artides/2007/04/12/intervvu-hokan-berHund-gendirektor-nvcomed
25. http://www.takeda.com.ru/media/news-releases/2007/16032007/
26. http://www.vidal.ru/novosti/260l
27■ http://www.takeda.com.ru/--/media/Countries/ru/Files/Takeda-Fartsheet RUS-l.pdf
28. http://www.tadviser.ru/index.php/
29. http://www.takeda.com.rU/~/media/Countries/ru/Files
30. http://www.me^ioks.ru/artide.php?sid-21857
31. http://ww.medlibrary.net/article/17609-kompaniva-nikomed-podvela-itogi-pervogo-polugodiva/
32. httD://wwv,'.pharmvestnik.ru/publs/lenta/novosti-kompanii/20133.html
33. http://www.dsm.ru/docs/analytics/godovoy othet cd 2012.pdf
34. http://dsm.ru/docs/analvtics/dsm report20I3.pdf
35. http://www.dsm.ru/docs/analvtics/dsm ll.pdf
36. http://www.dsm.rn/docs/analytics/farmrinok roeeii. itogi 2010.pdf
37. http://www.dsm.ru/docs/analytics/pharm_rynok09.pdf