Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения студентов ВГСХА'

К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения студентов ВГСХА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вербальное общение / коммуникации / невербальное общение / поведение / деловое общение / verbal communication / interaction / nonverbal communication / behavior / business communication

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Снегова Елена Сергеевна

Вербальное и невербальное общение являются первостепенными и неотъемлемыми составляющими процесса социализации личности. Взаимодействие между вербализованными и невербализованными средствами, которые в свою очередь отличаются гармоничностью, а также соответствуют ситуации общения, её основным задачам – направлено на реализацию функции поддержки всего коммуникативного акта. Значение речевой деятельности или невербальных средств, а, следовательно, и их сочетание зависит от самой ситуации общения. Благодаря вербальному и невербальному поведению мы в состоянии достаточно адекватно построить свои взаимоотношения, поведение с той или иной личностью, а также выбрать подходящую стратегию общения и взаимодействия с собеседником

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE PECULIARITIES OF VERBAL AND NONVERBAL COMMUNICATIVE VGSA STUDENTS’ BEHAVIOUR

The personality socialization process has two essential and integral parts, namely the verbal and nonverbal communication. The interactions of verbal and nonverbal means, which have some harmony and match the communicative situation and its primary tasks, is aimed at the realization of the all the communicative act supporting function. The importance of oral activity or nonverbal means and, hence, their combination depends on the communicative situation itself. Thanks to people verbal or nonverbal behavior, we are able to interact with each other quite adequately as well as we can choose an appropriate strategy of communication and interaction with our interlocutors.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения студентов ВГСХА»

УДК 159.923+159.34

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВГСХА

Снегова Елена Сергеевна.

г. Великие Луки, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, доцент, 27lena79@mail.ru.

Аннотация. Вербальное и невербальное общение являются первостепенными и неотъемлемыми составляющими процесса социализации личности. Взаимодействие между вербализованными и невербализованными средствами, которые в свою очередь отличаются гармоничностью, а также соответствуют ситуации общения, её основным задачам - направлено на реализацию функции поддержки всего коммуникативного акта. Значение речевой деятельности или невербальных средств, а, следовательно, и их сочетание зависит от самой ситуации общения. Благодаря вербальному и невербальному поведению мы в состоянии достаточно адекватно построить свои взаимоотношения, поведение с той или иной личностью, а также выбрать подходящую стратегию общения и взаимодействия с собеседником.

Ключевые слова: вербальное общение, коммуникации, невербальное общение, поведение, деловое общение.

TO THE PROBLEM OF THE PECULIARITIES OF VERBAL AND

NONVERBAL COMMUNICATIVE VGSA STUDENTS' BEHAVIOUR

Snegova Yelena.

Velikie Luki, The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Velikie Luki State Agricultural Academy», the Chair of Humanities and Science, associate professor, 27lena79@mail.ru.

Abstract. The personality socialization process has two essential and integral parts, namely the verbal and nonverbal communication. The interactions of verbal and nonverbal means, which have some harmony and match the communicative situation and its primary tasks, is aimed at the realization of the all the communicative act supporting function. The importance of oral activity or nonverbal means and, hence, their combination depends on the communicative situation itself. Thanks to people verbal or nonverbal behavior, we are able to interact with each other quite adequately as well as we can choose an appropriate strategy of communication and interaction with our interlocutors.

Key words: verbal communication, interaction, nonverbal communication, behavior, business communication.

Коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. По данным, представленных в книге А. Пиза, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем, человек говорит словами лишь в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения [4, с. 5]. Следовательно, большую часть информации о человеке мы получаем посредством невербальных характеристик. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению [3, с. 50-51].

Важная особенность самого поведения в деловом общении заключается в том, что оба собеседника по очереди выполняют роли говорящего и слушающего, поэтому любая пауза или любая «речь» не должны слишком затягиваться. У каждого из партнеров есть свой лимит времени, и если один из них слишком долго говорит, интерес к тому, что он говорит, чаще всего ослабевает. Любое деловое общение направлено на достижение конкретного результата [1, с. 12-13; 2, с. 3].

В своём исследовании мы провели констатирующее изучение вербального и невербального проявления в поведении личности, посредством опроса-анкетирования студентов экономического факультета в количестве 33 человек и получили следующие результаты.

Согласно методике «Ориентация в языке невербального общения» от 11 до 33 баллов набрали 67% студентов, что характеризуется нежеланием и неспособностью студентов правильно оценивать людей в соответствии с правилами невербального общения, так как данные навыки у них отсутствуют в силу каких-то обстоятельств. 33% набрали от 34 до 55 баллов - данному контингенту доставляет удовольствие наблюдать за поведением окружающих без возможно дальнейшей интерпретации данных наблюдений, хотя именно обобщение интерпретационных характеристик способствовало бы правильному выстраиванию отношений с людьми, полагаясь не только на слова, сказанные собеседником, но и на манеру поведения во время данных высказываний. И наконец, ни один из студентов не владеет отличной интуицией, способностью понимания других людей в процессе коммуникаций на основе баланса между вербальным и невербальным аспектами поведения. Следовательно, от 56 до 77

баллов (наивысший уровень) не набрал никто.

В соответствии с методикой «Приятны ли Вы в общении» 12% студентов обладают повышенной неспособностью слушать собеседников, из-за чего возникают сложности в общении с такими людьми, 88% - являются общительными, внимательными и приятными собеседниками. И наконец, никто из студентов не относит себя к третьему уровню, который характеризовал бы их центром и душой любой компании, без совета которых не смогли бы обойтись многие. Но тогда возникал бы вопрос по отношению к таким личностям «А не приходилось ли им соблюдать чужие интересы в ущерб своих собственных?». А это, как показывает практический опыт общения, не всегда просто.

И наконец, мы провели опрос по методике «Умеете ли вы чётко излагать свои мысли?» и получили следующие результаты. 45% респондентов чётко излагают свои мысли, продумывая заранее фразы, которые будут ими сказаны. 46% опрошенных не всегда могут грамотно изложить свою точку зрения, из-за чего в большинстве случаев происходит недопонимание партнёрами друг друга. И 9% студентам необходимо развивать логическое мышление, поднимать свою самооценку и обязательно на первых порах заниматься репетицией своих высказываний и выступлений, и уже со временем всё должно прийти в норму. Таким людям рекомендуется излагать мысли как в устной, так и в письменной формах.

Невербальное общение рассматривается как общение без помощи слов, которое часто возникает бессознательно. Оно может дополнять и усиливать словесное общение или ему противоречить, ослабляя его. Вербальное общение принято трактовать как процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.

В процессе общения задействованы такие психические процессы, как мышление и речь, а также реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей, как формирование, актуализация и диагностика способностей человека.

Как правило, речь отождествляют со словом, а именно с вербальной знаково-символической её функцией. В свою очередь звуковая речь как средство общения невербально несёт слушателю весьма важную и значимую информацию о говорящем, его отношении к предмету разговора, к самому собеседнику, к самому себе и т.п.

Следовательно, хотя речь и является универсальным средством общения, приобретает она своё значение только при условии включения в систему деятельности неречевых знаковых систем. И именно поэтому коммуникативный процесс будет являться неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Сама же невербальная коммуникация реализуется в процессе речевого общения наряду с вербальной, а, следовательно, составляет второй по отношению к слову канал информационного плана в системе общения.

Вербальная коммуникация является наиболее универсальной, в то время как невербальная - более древней.

Можно заключить, что невербальное поведение человека помогает создать образ собеседника; выражает взаимоотношения партнеров в процессе общения, помогает сформировать эти самые отношения; является индикатором актуальных психических состояний личности; выступает в роли уточнения, изменения, понимания вербального сообщения; усиливает насыщенность сказанного в эмоциональном плане; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между партнерами по общению; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Данное исследование позволяет констатировать, что на сегодняшний день студенты не владеют техникой и тактикой распознавания и дальнейшей интерпретации невербальных аспектов поведения - и это вполне логично и объяснимо. Но в тоже время многие из них проявляют интерес к наблюдениям за поведением окружающих, являются общительными и внимательными собеседниками, заранее продумывают процесс общения. Следовательно, можно заключить, что если всё вышеперечисленное со временем не угаснет, то при желании они смогут овладеть мастерством кинетического жанра.

Библиографический список:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие. - М.: Издательство "Омега-Л", 5-е из. - 2009. - 304 с.

2. Бабаева А.В. Мамина Р.И. Маркова О.Ю. Деловое общение: учебное пособие. - М., 2005 - 60 с.

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - Изд-во «URSS», 2014. - 112 с.

4. Пиз.А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Изд-во «Изд. дом Гутенберг», 2000. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.