Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВ ДРУЖБЫ РОССИИ И КИТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВ ДРУЖБЫ РОССИИ И КИТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-китайские отношения / общественные организации / общества дружбы / двухсторонние договоры / китайско-российская общественность / Russian-Chinese relations / public organizations / friendship societies / bilateral treaties / Chinese-Russian public

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ян Вэньхуэй

Статья посвящена анализу основных направлений в деятельности обществ дружбы России и Китая в постсоветский период. В частности, определены основные периоды в развитии обществ дружбы России и Китая, раскрыты приоритеты и характер сотрудничества общественности двух стран, проанализированы роль обществ дружбы в укреплении российско-китайских отношений и уровень их влияния в странах. Выделены два основных периода: с 1992 по 1999 г., когда определялись общие контуры сотрудничества в гуманитарной области и его механизмы (Межправительственная комиссия по культурному взаимодействию) и с начала 2000-х гг., когда гуманитарные отношения РФ и КНР все более приобретали комплексный и системный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF COOPERATION OF THE FRIENDSHIP SOCIETIES OF RUSSIA AND CHINA IN THE POST-SOVIET PERIOD

The article is devoted to the analysis of the main directions in the activities of the friendship societies of Russia and China in the post-Soviet period. In particular, the main periods in the development of the friendship societies of Russia and China are identified, the priorities and nature of cooperation between the public of the two countries are revealed, the role of friendship societies in strengthening Russian-Chinese relations and the level of their influence in the countries are analyzed. Two main periods are identified: from 1992 to 1999, when the general contours of cooperation in the humanitarian field and its mechanisms were determined (Intergovernmental Commission on Cultural Interaction) and from the early 2000s, when humanitarian relations between the Russian Federation and the PRC increasingly became complex and systemic nature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВ ДРУЖБЫ РОССИИ И КИТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

25. Xarici Ölkslsrds Ya^ayan Azsrbaycanlilarla üzrs Dövlst Komitssinin arxivi. 8 s.

ХАЗИЕВА САБИНА АКИФ ГЫЗЫ - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры "Всеобщая история и технология преподавания истории", Азербайджанский государственный педагогический университет (Khazieva@mail.ru). KHAZIEVA, SABINA AKIF GIZI - Ph.D. in History, Senior Lecturer at the Department of General History and technology of teaching history", Azerbaijani State Pedagogical University (Khazieva@mail.ru).

УДК 94 (470+510):327.33 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-256-263

ЯН ВЭНЬХУЭЙ

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВ ДРУЖБЫ РОССИИ И КИТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: российско-китайские отношения, общественные организации, общества дружбы, двухсторонние договоры, китайско-российская общественность.

Статья посвящена анализу основных направлений в деятельности обществ дружбы России и Китая в постсоветский период. В частности, определены основные периоды в развитии обществ дружбы России и Китая, раскрыты приоритеты и характер сотрудничества общественности двух стран, проанализированы роль обществ дружбы в укреплении российско-китайских отношений и уровень их влияния в странах. Выделены два основных периода: с 1992 по 1999 г., когда определялись общие контуры сотрудничества в гуманитарной области и его механизмы (Межправительственная комиссия по культурному взаимодействию) и с начала 2000-х гг., когда гуманитарные отношения РФ и КНР все более приобретали комплексный и системный характер.

YANG WENHUI

ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF COOPERATION OF THE FRIENDSHIP SOCIETIES OF RUSSIA AND CHINA IN THE POST-SOVIET PERIOD

Key words: Russian-Chinese relations, public organizations, friendship societies, bilateral treaties, Chinese-Russian public.

The article is devoted to the analysis of the main directions in the activities of the friendship societies of Russia and China in the postSoviet period. In particular, the main periods in the development of the friendship societies of Russia and China are identified, the priorities and nature of cooperation between the public of the two countries are revealed, the role of friendship societies in strengthening Russian-Chinese relations and the level of their influence in the countries are analyzed. Two main periods are identified: from 1992 to 1999, when the general contours of cooperation in the humanitarian field and its mechanisms were determined (Intergovernmental Commission on Cultural Interaction) and from the early 2000s, when humanitarian relations between the Russian Federation and the PRC increasingly became complex and systemic nature.

В условиях масштабной трансформации системы международных отношений, в том числе смены многих направлений межгосударственного взаимодействия, особое значение приобретают российско-китайские отношения стратегического партнерства, играющие важную роль в укреплении стабильности международного порядка и установлении принципов новых международных отношений. Современный этап взаимоотношений двух стран характеризуется как «наилучший в истории». В частности, в совместном заявлении от 20 мая 2014 г отмечалось: «Отношения между Россией и Китаем в результате совместных целенаправленных усилий вышли на новый этап всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия» [1].

В совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики «О развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» от. 5 июня 2019 г. вновь развивалась идея партнерства, высказывалось твёрдое намерение «поддерживать и углублять стратегический доверительный диалог на высшем и высоком уровне, повышать эффективность действующих и по необходимости создавать новые механизмы двустороннего сотрудничества, обеспечивать возрастающую отдачу от динамично развивающихся по всем направлениям практических связей, обменов по гуманитарной и общественной линии, усиливать тесную координацию действий во внешнеполитической сфере» [2]. Таким образом, китайско-российское сотрудничество неуклонно превращается в основу стабильности в евразийском регионе и играет важную роль в обеспечении международной безопасности, в частности, в содействии созданию равноправной и справедливой системы международных отношений. Это сотрудничество по существу способствует преодолению неоколониалистской стратегии США на установление мирового господства.

Гуманитарное сотрудничество является неотъемлемой частью в процессе формирования прочных отношений российско-китайского стратегического партнерства. В истории российско-китайских отношений мы можем увидеть различные периоды, когда дружба сменялась взаимным недоверием и даже вооруженными конфликтами. Это указывает на то, что отношения

стратегического партнерства «нуждаются в серьёзном расширении социальной базы и требуют существенного повышения уровня взаимного доверия» [3, с. 7].

В данной системе координат общественные организации двух стран, включая общества дружбы, в качестве важных каналов сегодня осуществляют народную дипломатию. Они во внешних политических инструментариях России и Китая играют значительную роль в соединении всех слоёв общества и укреплении общественной базы российско-китайских отношений. Как констатировал Президент РФ В. Путин на юбилее Общества российско-китайской дружбы (ОРКД): «С деятельностью Общества связана практически вся современная история российско-китайских отношений, которые сегодня вышли на уровень всеобъемлющего доверительного

партнерства и стратегического взаимодействия» [4]. Однако до сих пор ни в российском, ни в китайском научном сообществе, особенно применительно к постсоветскому периоду, данной проблеме не уделено достаточного внимания. Поэтому она является актуальной для исследования. Хронологические рамки статьи определяются именно постсоветским периодом.

По мнению российских авторов, современные взаимодействия РФ и КНР в гуманитарной сфере могут быть разделены на два основных периода. Начальный - с 1992 по 1999 г. - во многом определялся первым межправительственным соглашением о сотрудничестве в гуманитарной области и направлялся созданной в этих целях Межправительственной комиссией по культурному взаимодействию. Второй - с начала 2000-х гг. по настоящее время - характеризуется тем, что гуманитарные отношения РФ и КНР все более приобретали комплексный и системный характер [5, с. 517А].

Однако для понимания особенностей нового периода деятельности обществ дружбы необходимо кратко напомнить о более ранних этапах их деятельности. Как известно, 29 октября 1957 г. в Москве было создание Общество советско-китайской дружбы (ОСКД). С первых дней своего существования ОСКД наладило связи с Обществом китайско-советской дружбы (ОКСД), созданным в Китае еще в октябре 1949 г. - сразу после провозглашения Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.). После распада СССР в феврале 1992 г. ОСКД и ОКСД последовательно были переименованы в Общество российско-китайской дружбы (ОРКД) и Общество китайско-российской дружбы (ОКРД), которые являются наследниками и продолжателями славных традиций дружественных общественных обменов между Россией и Китаем.

Деятельность ОРКД и ОКРД не могла регулироваться только внутренними документами обществ и политическими установками руководителей государств. Основой их деятельности стали международные договора, заключенные между Россией и Китаем. Именно они обеспечили нормативно-правовую базу для работы обществ дружбы. Знаковое значение здесь имело подписание 5 июля 1956 г. между КНР и СССР «Соглашения о культурном сотрудничестве», которое заложило основы для дальнейшего широкого культурного обмена Китая и СССР. Оно предусматривало всестороннее развитие сотрудничества [8, с. 316 -317].

Деятельность ОСКД и ОКСД расширилась после подписания «Соглашения о сотрудничестве ОСКД и ОКСД» в Москве 12 ноября 1959 г. Соглашение содействовало установлению непосредственных контактов трудовых коллективов СССР с отделениями ОКСД в провинциях и городах Китая, с китайскими предприятиями и учреждениями.

С начала 60-х годов прошлого века серьезные трудности в китайско-советских отношениях оказали огромное негативное влияние на двухсторонние общественные связи. С одной стороны, две стороны продолжали сотрудничать и обмениваться в некоторых сферах в условиях строгих ограничений. Следуя традиции ОСКД и ОКСД взаимно посылали вежливые приветствия в связи с важными праздниками и юбилеями. С другой стороны, они находились в резком противоречии, даже общества дружбы превратились в инструменты для полемики между государствами и правящими партиями.

С 1980-х гг. общественные обмены между Китаем и СССР постепенно нормализовались. Это в первую очередь отражается в двухсторонних обменах делегациями. В октябре 1983 г. ОКСД впервые после 18-летнего перерыва пригласило в Китай делегацию ОСКД. А в ноябре 1983 г. по приглашению ОСКД Советский Союз посетила делегация ОКСД во главе с Лян Шуфэнь — вице-губернатором и заместителем председателя ОКСД провинции Хубэй [9].

После распада Советского Союза, несмотря на то что у Китая и России имелись разногласия по целому ряду важных вопросов, таких как идеологические ценности, институциональная модель общества и путь социального развития, исходя из реальности и основных интересов стран, правительства КНР и РФ старались осуществлять взаимовыгодные обмены и сотрудничество в области экономики, науки и техники, культуры и безопасности. В связи с динамичным развитием китайско-российских отношений в переломные 90-е гг., общества дружбы стали искать новые методы активизации своих работ в новых исторических условиях. В 1992 г. ОСКД и ОКСД последовательно были переименованы в ОРКД и ОКРД.

В 90-е гг. на межгосударственном и межправительственном уровне Москва и Пекин подписали много ключевых договоров и соглашений, которые охватывали практически все области двустороннего сотрудничества. На основе совместных российско-китайских декларацией и заявлений, подписанных и принятых главными двух государств в период с 1992 г. по 2000 г., деятельность ОРКД и ОКРД была гарантирована на политико-правовом уровне. 18 декабря 1992 г. была заключена Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР, провозгласившая, что в двусторонних межгосударственных отношениях более не существует проблемы взаимной угрозы и все межгосударственные вопросы будут решаться во взаимосвязи и мирными средствами [10]. В статьях 11 и 19 декларации говорилось: «В целях дальнейшего развития двусторонних отношений, укрепления взаимного доверия и взаимопонимания стороны условились о поддержании регулярного политического диалога на различных уровнях, включая диалог на высшем уровне и предпримут необходимые меры для расширения обменов между центральными и местными органами законодательной, судебной и исполнительной власти, общественными организациями» и «Стороны будут стимулировать и расширять взаимные связи в области культуры, искусства, образования, информации, туризма и спорта, молодежные обмены, поощрять прямые связи между организациями сферы культуры и контакты между гражданами двух стран» [11].

Кроме того, Китай и Россия подписали «Соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации», ставшее основным руководящим документом для культурных обменов, создавшим реальные механизмы совместных действий. В июне 1997 г. правительства двух стран подписали «План культурного сотрудничества на 1997-1998 годы», охватывавший науку, образование, культуру, искусство и кинематограф. Китайские культурные фестивали, проведенные в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России в октябре 1997 г., российские культурные фестивали, проведенные в Пекине и Шанхае в апреле 1998 г., а также ряд мероприятий открыли новые области и придали новый импульс культурным обменам между двумя странами.

С 1994 г. по 2000 г. по итогам официальных визитов главы двух государств подписали ряд документов - Совместную российско-китайскую декларацию от 3 сентября 1994 года, провозглашавшую «новые отношения конструктивного партнерства» между КНР и РФ и определявшую основные направления развития дружественных отношений между Китаем и Россией на долгосрочную перспективу; Совместную российско-китайскую декларацию от 25 апреля 1996 года, которая демонстрировала решимость двух стран развивать «отношения равноправного, доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке»; Российско-Китайскую совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23 апреля 1997 года; Совместную декларацию «Россия и Китай на пороге XXI века» от 24 ноября 1998 года, в которой были зафиксированы согласованные подходы к основным тенденциям развития мирового сообщества и единое понимание долгосрочных стратегических перспектив двустороннего сотрудничества; Совместную декларацию РФ и КНР от 25 апреля 2000 года; Пекинскую декларацию от 18 июля 2000 года. Из этих документов мы видим интенсивное китайско-российское политическое взаимодействие на правительственном уровне в 90-е гг. Однако сфере культурного сотрудничества между Китаем и Россией уделялось все же недостаточное внимание. Как правило, упоминался только вопрос «культурного разнообразия».

Во внешней политике России на протяжении 90-х гг. отношениям с КНР вообще уделялось недостаточное внимание, так как упор делался на приоритетных отношениях с Западом. Некоторый сдвиг наметился лишь в 1998 г. после создания правительства Е.М. Примакова, но это

продолжалось недолго. Во внешней политике Китая этого периода, в свою очередь, учитывались понижение статуса российского государства на международной арене и катастрофическое снижение потенциала России практически во всех областях экономики и культуры.

Тем не менее, с учетом совместных российско-китайских декларацией и заявлений, подписанных и принятых главами двух государств в период с 1992 по 2000 гг., был заключен «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» от 16 июля 2001 г., который явился результатом совместных усилий двух государств и сыграл очень важную роль в развитии российско-китайских отношений в их долгосрочной перспективе. Договор четко закрепил концепцию «вечной дружбы и отсутствия вражды» между двумя странами и статус двусторонних отношений как «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования» [12]. Подписание договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве свидетельствовало о глубине китайско-российского сотрудничества и высокой степени взаимного доверия между Китаем и Россией. Он укрепил политическое доверие между двумя сторонами, расширил сферы взаимовыгодного сотрудничества. Автор полагает, что наиболее важный аспект Договора заключался в том, что он создал надежную правовую основу для успешного развития отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между РФ и КНР.

Понимая, что основополагающий договор не мог в полной мере отрегулировать нюансы всех видов деятельности, его сопроводили целым рядом межправительственных соглашений, основательно регулирующих состояние тех или иных сторон взаимодействия. После подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, в период 2002-2008 года две стороны ежегодно подписывали совместные декларации (всего 7). Следует отметить, что в совместных декларациях РФ и КНР 2005, 2006, и 2007 гг. было уделено особое внимание гуманитарному обмену, как важной части интенсивного развития двустороннего сотрудничества. Политика двух государств направлена на признание и сохранение культурно-цивилизационного многообразия мира «во имя совместного продвижения на пути прогресса» [13].

Лидеры РФ и КНР всегда подчеркивали необходимость усиления роли гуманитарных обменов в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, средств массовой информации и архивного дела для формирования доверительных взаимоотношений между государствами, а также необходимость укрепления социальной базы российско-китайских отношений посредством разных общественных организаций.

В этих условиях ОРКД и ОКРД поставили перед собой задачу не только расширить массовую базу, но и активизировать свою деятельность. В Москве 24 апреля 2003 г. состоялась VII отчетно-выборная конференция ОРКД, на которой были подведены деятельности региональных отделений ОРКД в России, была отмечена важная роль народной дипломатии в восстановлении российско-китайских общественных связей. Конференция поставила задачу дальнейшего развития социальной базы российско-китайских отношений путем совершенствования разносторонних связей и контактов, делового сотрудничества между гражданами, их общественными объединениями и регионами как в России, так и в Китае [14]. Начиная с 2006 г. ОРКД и ОКРД активно участвовали в крупномасштабных тематических перекрёстных годах России в Китае и Китая в России, таких, как годы языков, туризма, молодёжных обменов, СМИ, и межрегионального сотрудничества.

В последующее десятилетие Китай и Россия активно внедряли технологии «мягкой силы», развивая двустороннее гуманитарное сотрудничество, приобретавшее все более основательный вид систематического взаимодействия.

Когда председатель КНР Си Цзиньпин провел свой первый после вступления в должность зарубежный государственный визит именно в Российскую Федерацию (22 марта 2013 г.), лидеры двух стран подписали Совместное заявление РФ и КНР о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Обе стороны выразили тогда готовность вывести на новый этап отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия, взаимной

поддержки, совместного процветания и дружбы, передающейся из поколения в поколение, рассматривая это в качестве приоритета своей внешней политики [15]. Особенно ярко это было выражено в Совместном заявлении РФ и КНР от 25 июня 2016 г., в котором стороны заявили о готовности «по линии государства, Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития и других общественных организаций оказывать всестороннее содействие сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, средств массовой информации, туризма, киноискусства, архивного дела, молодежных обменов, в особенности осуществлению совместных проектов» [16].

Подписанные в 2010-2016 гг. документы оказали положительное влияние на активизацию деятельности обществ дружбы России и Китая. ОРКД ежегодно проводило в Москве множество различных мероприятий, посвященных различным сторонам жизни Китая и России и российско-китайских отношений. К примеру, 5-6 мая 2015 г. по инициативе ОРКД в Москве состоялась международная конференция на тему «Роль СССР и Китая в достижении победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне», в которой участвовали много российских и китайских ученых, а также делегация ОКРД во главе с его председателем Чэнь Юанем.

8 мая 2015 г. лидеры двух сторон подписали «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта "Шелковый путь"». По словам Владимира Путина: «Сопряжение проектов ЕАЭС и "Шелкового пути" означает выход на новый уровень партнерства и по сути подразумевает общее экономическое пространство на континенте» [17]. Широкие рамки этого документа позволили межрегиональным экономическим обменам, а также широким слоям общественности осуществлять в его рамках целый ряд всевозможных мероприятий в сфере культурного и научно-технического сотрудничества. Этот документ предупредил возможные осложнения, вызванные тем, что китайская инициатива распространялась на страны, где традиционно было сильно российское влияние, и определяло возможности согласования деятельности КНР и России [18].

Так, в дальнейших двух совместных заявлениях («Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 4 июля 2017 года» и «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху 5 июня 2019 года») мы видим, что если первые документы говорили о общем культурном сотрудничестве между Россией и Китаем, то тут уже четко определились роль и функция общественных организаций в содействии развития двусторонних отношений по линии общественности: «Стороны продолжат повышать роль Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития как основного канала народной дипломатии, содействующего развитию двусторонних контактов по важным вопросам, будут активно продвигать и развивать многоплановые общественные обмены и сотрудничество, которые эффективно дополняют связи по государственной линии» [19].

В данной связи заметим, что в российском научном сообществе все чаще стали говорить об общественной или публичной дипломатии, как о важном инструменте внешней политики государства, в то время как в Китае более распространенным был термин «народная дипломатия». Но во всех случаях под этими терминами подразумевается инструмент долгосрочного действия, не так часто позволяющий добиться желаемого в отдельной ситуации, но создающий благоприятный климат для внешней политики в целом [6]. С ростом популярности американского термина «мягкая сила» в международных отношениях, все больше внимание уделяется специфике, ресурсам и инструментам государственного влияния на международную общественность по продвижению положительного имиджа страны и формированию представления о месте в системе международных отношений внешней политики государства. В то же время в области культуры корректировка внешней политики России и Китая также диктует основные направления деятельности их общественных организаций.

В Указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» 2012 года и в «Концепции внешней политики РФ» 2013 и 2016 гг. понятия публичной дипломатии, общественной дипломатии и «мягкой силы» означали курс на привлечение гражданского общества к повышению эффективности российской внешней политики и решению

внешнеполитических задач. В свою очередь, после 18-го съезда КПК (ноябрь 2012г.) власти КНР все больше уделяли внимание осуществлению народной дипломатии во внешней политике. «Народная дипломатия, - отмечал Председатель Си Цзиньпин - это основная работа по укреплению дружбы народов и содействию развитию национальных отношений, и она является важной частью общей дипломатии Китая». Дополняя эту мысль, он также заметил: «Мы решительно поддерживаем участие отечественных общественных организаций в деятельности международных неправительственных организаций и содействуем тому, чтобы наши организации стали важной платформой для международного сообщества по укреплению взаимопонимания и сотрудничества с нами» [7]. В докладе на 19 съезде КПК (октябрь 2017 г.) отмечалось, что Китай придерживается пути мирного развития и содействует построению сообщества единой судьбы. В рамках концепции сообщества единой судьбы китайская сторона подчеркивала, что народная дипломатия должна не только служить национальным интересам, но и содействовать диалогу между цивилизациями, а также содействовать общению между народами в реализации инициативы «Один пояс один путь». Так, осуществление деятельности обществ дружбы двух стран на уровне внешней политики страны было сопряжено со стратегическими задачами внешней политики КНР и России.

28 июня 2021 г. состоялось историческое событие - было подписано «Совместное заявление к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» и объявлено продление Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР главами двух стран. «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве установил понятие передающейся из поколения в поколение дружбы, отвечающей фундаментальным интересам обеих стран. Это соответствует тенденциям эпохи, направленным на мир и развитие, а также являет собой практический и живой пример создания нового типа международных отношений и сообщества единой судьбы», - отметил председатель КНР Си Цзиньпин [20]. Посол России в Китае Денисов также высоко оценил российско-китайские отношения: «'Наши отношения будут углубляться в новую эпоху и имеют большой потенциал в экономической и гуманитарной областях» [21] В заявлении определилось, что следует и далее повышать роль культурных центров, обществ дружбы и других общественных организаций в культурном сотрудничестве.

Таким образом, значение углубления культурного сотрудничества понимают главы государств и правительств России и Китая, и она отражена в основных межправительственных и межгосударственных документах. С одной стороны, целый ряд важных заявлений, документов и соглашений, подписанных обеими сторонами, обеспечили политическую и правовую поддержку различным общественным организациям для осуществления культурных обменов. С другой стороны, культурное сотрудничество укрепило общественную основу всеобъемлющего стратегического сотрудничества партнерства между Китаем и Россией, а также способствовало диалогу и совместному развитию двух цивилизаций. Безусловно, это далеко не полный перечень документов, регулировавших политико-правовой аспект деятельности Обществ дружбы России и Китая на современном этапе. В то же время он в достаточной мере является базовым актовым источником для исследования двухстороннего культурного взаимодействия в изучаемый период.

Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества между нашими странами имеет ряд проблем, требующих разрешения [22]. В контексте нашей статьи, например, существует проблема недостаточности нормативной базы, непосредственно касающейся культурного взаимодействия между общественными организациями РФ и КНР. По мнению автора, дополнения на законодательном уровне для обеспечения здорового взаимодействия общественных организаций между двумя сторонами она станет одним из важных направлений в дальнейшем развитии двухстороннего гуманитарном сотрудничестве Китая и России.

Литература и источники

1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 20 мая 2014 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения: 17.06.2014)

2. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 5 июня 2019 г. // URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 17.07.2019).

3. Портиков В.Я. Российско-китайские отношения: современное состояние и перспективы развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2013. - Т.18.

4. Путин отметил важную роль Общества российско-китайской дружбы // URL:https://ria.ru/20171009/1506504128.html (дата обращения: 10.09.2017)

5. Амосова О.К. Принципы межкультурной кооперации России и Китая // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2017. - Т. 14. - № 3.

6. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/ (дата обращения: 12.09.2012)

7. Углубленное изучение и реализация важных идей Си Цзиньнина для дипломатической работы КПК. // URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2017-10/15/c_1121801004.htm (дата обращения: 15.10.2017)

8. Советско-китайские отношения 1917 - 1957: сб. док. М.: Изд-во вост. лит., 1959.

9. Куликова Г.В. К 60-летию Общества российско-китайской дружбы // Проблемы Дальнего Востока. - 2018. - № 1. - С. 6-17.

10. Договорная база российско-китайских отношений, основные документы (1992-1999 годы) // URL: https://expert.ru/cquntries/2000/01/01cq-chindqg_56161/ (дата обращения: 17.07.2000)

11. Совместная Декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // URL: https://dqcs.cntd.ru/dqcument/1900032

12. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418

13. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации международном порядке в XXI веке // URL: https://www.mfa.gqv.cn/ce/cerus/rus/sgxw/t202668.htm(дата обращения: 02.07.2005)

14. Куликова Г.В. К 60-летию Общества российско-китайской дружбы // Проблемы Дальнего Востока. - 2018. - № 1. - С. 6-17.

15. Совместное заявление РФ и КНР о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия // URL: https://dqcs.cntd.ru/dqcument/499014847

16. Совместное заявление РФ и КНР 25 июня 2016 года // URL: https://ruchina.qrg/chinaarticle/china/1121.html

17. РФ и Китай договорились о "состыковке" проектов ЕАЭС и "Шелковый путь" //

URL:https://tass.ru/ekqnqmika/1956881?utm_squrce=yandex.ru&utm_medium=qrganic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer= yandex.ru (дата обращения:08.05.2015)

18. Фокин В.И. Особенности реализации публичной дипломатии России на евразийском пространстве. // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - № 4(20). - С. 86-96.

19. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 4 июля 2017 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5218

20. Россия и Китай продлили Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // URL: https://tass.ru/pqlitika/11768141?utm_squrce=yandex.ru&utm_medium=qrganic&utm_campaign=andex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 28.06.2021)

21. Срок действия "Китайско-российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве" истекает через 20 лет и будет автоматически продлен на 5 лет // URL: https://k.sina.cn/article_1893892941_70e2834d02000wkqi.html?mqd=wpage&r=0&tr=381 (дата обращения: 30.12.2020)

22. Fokin V.I., Bogolubova N.M., Nikolaeva J.V. Humanitarian Cooperation Within the Framework of the "One Belt, One Road" PRC Initiative. // New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019)/ Series: Advances in Economics, Business and Management Research/ Atlantis Press/ 2020. P. 74-79. // URL: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200324.014

References and Sources

1. Sovmestnoe zayavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o novom etape otnoshenij vseob"emlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya 20 maya 2014 goda // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642 (data obrashcheniya: 17.06.2014)

2. Sovmestnoe zayavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o razvitii otnoshenij vseob"emlyushchego partnyorstva i strategicheskogo vzaimodejstviya, vstupayushchih v novuyu epohu. 5 iyunya 2019 g. // URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5413 (data obrashcheniya: 17.07.2019).

3. Portikov V.Ya. Rossijsko-kitajskie otnosheniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'. - 2013. - T.18.

4. Putin otmetil vazhnuyu rol' Obshchestva rossijsko-kitajskoj druzhby // URL:https://ria.ru/20171009/1506504128.html (data obrashcheniya: 10.09.2017)

5. Amosova O.K. Principy mezhkul'turnoj kooperacii Rossii i Kitaya // Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. - 2017. -T. 14. - № 3.

6. Chto takoe obshchestvennaya diplomatiya i zachem ona nuzhna Rossii? // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/ (data obrashcheniya: 12.09.2012)

7. Uglublennoe izuchenie i realizaciya vazhnyh idej Si Czin'pina dlya diplomaticheskoj raboty KPK. // URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2017-10/15/c_1121801004.htm (data obrashcheniya: 15.10.2017)

8. Sovetsko-kitajskie otnosheniya 1917 - 1957: sb. dok. M.: Izd-vo vost. lit., 1959.

9. Kulikova G.V. K 60-letiyu Obshchestva rossijsko-kitajskoj druzhby // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2018. - № 1. - S. 6-17.

10. Dogovornaya baza rossijsko-kitajskih otnoshenij, osnovnye dokumenty (1992-1999 gody) // URL: https://expert.ru/countries/2000/01/01co-chindog_56161/ (data obrashcheniya: 17.07.2000)

11. Sovmestnaya Deklaraciya ob osnovah vzaimootnoshenij mezhdu Rossijskoj Federaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj // URL: https://docs.cntd.ru/document/1900032

12. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossijskoj Federaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418

13. Sovmestnaya deklaraciya Kitajskoj Narodnoj Respubliki i Rossijskoj Federacii mezhdunarodnom poryadke v XXI veke // URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus/rus/sgxw/t202668.htm(data obrashcheniya: 02.07.2005)

14. Kulikova G.V. K 60-letiyu Obshchestva rossijsko-kitajskoj druzhby // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2018. - № 1. - S. 6-17.

15. Sovmestnoe zayavlenie RF i KNR o vzaimovygodnom sotrudnichestve i uglublenii otnoshenij vseob"emlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya // URL: https://docs.cntd.ru/document/499014847

16. Sovmestnoe zayavlenie RF i KNR 25 iyunya 2016 goda // URL: https://ruchina.org/chinaarticle/china/1121.html

17. RF i Kitaj dogovorilis' o \"sostykovke\" proektov EAES i \"Shelkovyj put'\" //

URL:https://tass.ru/ekonomika/1956881?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&ut^_referrer=yandex.ru (data obrashcheniya:08.05.2015)

18. Fokin V.I. Osobennosti realizacii publichnoj diplomatii Rossii na evrazijskom prostranstve. // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2017. - № 4(20). - S. 86-96.

19. Sovmestnoe zayavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o dal'nejshem uglublenii otnoshenij vseob"emlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya 4 iyulya 2017 goda // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5218

20. Rossiya i Kitaj prodlili Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve // URL: https://tass.ru/politika/11768141?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=andex.ru&utm_referrer=yandex.ru (data obrashcheniya: 28.06.2021)

21. Srok dejstviya \"Kitajsko-rossijskogo dogovora o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve\" istekaet cherez 20 let i budet avtomaticheski prodlen na 5 let // URL: https://k.sina.cn/article_1893892941_70e2834d02000wkqi.html?mod=wpage&r=0&tr=381 (data obrashcheniya: 30.12.2020)

22. Fokin V.I., Bogolubova N.M., Nikolaeva J.V. Humanitarian Cooperation Within the Framework of the "One Belt, One Road" PRC Initiative. // New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019)/ Series: Advances in Economics, Business and Management Research/ Atlantis Press/ 2020. P. 74-79. // URL: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200324.014

ЯН ВЭНЬХУЭЙ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (ywenhui0825@mail.ru). YANG WENHUI - Ph.D. student, St. Petersburg State University (ywenhui0825@mail.ru).

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 904 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-263-269

ХАВАНСКИЙ А.И., БИСЕМБАЕВ А.А. К ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА

(БРОНЗОВЫЙ ВЕК)

Ключевые слова: археология, бронзовый век, Западный Казахстан, андроновская общность, срубная общность.

В статье рассматривается история изучения бронзового века Западного Казахстана. Выделяются четыре этапа. На первом этапе до 1917 года происходило первоначальное накопление материала. На втором этапе - с 1917 до середины 1970-х гг. -велись активные полевые исследования. На третьем этапе сложилась западноказахстанская научная школа. На четвёртом этапе - в рамках археологических исследований в суверенном Казахстане исследования носят мультидисциплинарный характер. Показано, что в изучении эпохи бронзы Западного Казахстана достигнуты определенные успехи. Исследовано большое количество памятников, а погребальный обряд и инвентарь проанализирован, и послужил источниковедческой основой для историко-культурных построений. Однако территориальный охват полевых исследований остается недостаточным и в основном концентрируется вокруг г. Актобе и бассейна р. Илек. Между тем величина Актюбинской области диктует насущную потребность в расширении исследований и на другие районы.

KHAVANSKY, A.I., BISEMBAEV, A.A. ON THE HISTORY OF ARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF WESTERN KAZAKHSTAN (BRONZE AGE)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: archeology, Bronze Age, Western Kazakhstan, Andronovo community, Srubnaya community.

The article discusses the history of studying the Bronze Age of Western Kazakhstan. There are four stages. At the first stage, until 1917, there was an initial accumulation of material. At the second stage - from 1917 to the mid-1970s. - active field research was carried out. At the third stage, the West Kazakhstan scientific school emerged. At the fourth stage - within the framework of archaeological research in sovereign Kazakhstan, research is multidisciplinary in nature. It is shown that certain successes have been achieved in the study of the Bronze Age of Western Kazakhstan. A large number of monuments were studied, and the funeral rites and inventory were analyzed, and served as a source study basis for historical and cultural constructions. However, the territorial coverage of field research remains insufficient and is mainly concentrated around the city of Aktobe and the river basin. Ilek. Meanwhile, the size of the Aktobe region dictates an urgent need to expand research to other areas.

В бронзовом веке территорию степей Западного Казахстана занимали различные группы скотоводческого населения. В раннем бронзовом веке это были племена ямной общности, в среднем бронзовом веке - катакомбной общности и полтавкинской культуры, а в позднем бронзовом веке - срубной и андроновской общностей. В истории изучения этих общностей на территории Западного Казахстана можно выделить несколько этапов: этап 1 - до 1917 г.; этап 2 -1917 - середина 1970-х гг.; этап 3 - 1970-е - 1991 г.; этап 4 - с 1991 года.

Первые отрывочные сведения о памятниках бронзового века в регионе содержатся в сообщениях учёных-энциклопедистов XVIII столетия П.И. Рычкова [1] и П.С. Палласа [2]. В 18871888 гг. по заданию Московского археологического общества Ф.Д. Нефёдовым были раскопаны более 100 курганов в Оренбургской губернии, Уральской и Тургайской областях, в том числе содержавших комплексы эпохи бронзы [3]. Активизация исследовательской деятельности во второй половине XIX - начале XX в. была связана с учреждением Саратовской (1886-1920 гг.) и Оренбургской (1887-1918 гг.) учёных архивных комиссий. За годы их существования были изданы десятки выпусков «Трудов» СУАК и ОУАК. Особо следует отметить фундаментальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.