Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная экспертиза / культурные ценности / таможенные органы / таможенный контроль / идентификация / customs expertise / cultural values / Customs / customs control / identification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Виктория Викторовна, Устюгова Елена Григорьевна

Статья посвящена анализу специфики проведения таможенной экспертизы товаров, классифицированных как культурные ценности. Рассмотрены особенности правового регулирования, методологические подходы и иные аспекты экспертизы данной категории товаров. Автор акцентирует внимание на сложностях идентификации культурных ценностей в рамках таможенного контроля, необходимости в высокой квалификации экспертов и важности межведомственного и межгосударственного сотрудничества в данной области. Предложены рекомендации по улучшению текущей практики и перспективы развития института таможенной экспертизы культурных ценностей в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Виктория Викторовна, Устюгова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CARRYING OUT THE CUSTOMS EXAMINATION OF GOODS CLOSED TO THE CATEGORY OF CULTURAL PROPERTIES

The article is devoted to the analysis of the specifics of the customs examination of goods classified as cultural property. The features of legal regulation, methodological approaches and other aspects of the examination of this category of goods are considered. The author focuses on the difficulties of identifying cultural property within the framework of customs control, the need for highly qualified experts and the importance of interdepartmental and interstate cooperation in this area. Recommendations are proposed to improve the current practice and prospects for the development of the Institute of Customs Examination of Cultural Property in the future.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 339.543

к вопросу об особенностях проведения таможенной

экспертизы товаров, отнесенных к категории культурных ценностей

Иванова Виктория Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, канд. техн. наук, доцент, e-mail: astafyeva14@yandex.ru

Устюгова Елена Григорьевна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший преподаватель кафедры таможенного администрирования, e-mail: gellena 2019@mail.ru

Статья посвящена анализу специфики проведения таможенной экспертизы товаров, классифицированных как культурные ценности. Рассмотрены особенности правового регулирования, методологические подходы и иные аспекты экспертизы данной категории товаров. Автор акцентирует внимание на сложностях идентификации культурных ценностей в рамках таможенного контроля, необходимости в высокой квалификации экспертов и важности межведомственного и межгосударственного сотрудничества в данной области. Предложены рекомендации по улучшению текущей практики и перспективы развития института таможенной экспертизы культурных ценностей в будущем

Ключевые слова: таможенная экспертиза; культурные ценности; таможенные органы; таможенный контроль; идентификация

to the question of carrying out the customs examination of goods closed to the category of cultural properties

Ivanova Viktoriya V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Commodity Science and Customs Expertise, Candidate of Technical Science, Docent, e-mail: astafyeva14@yandex.ru

Ustyugova Elena G.

North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Senior Lecturer of the Department of Customs Administration, e-mail: gelle-na2019@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the specifics of the customs examination of goods classified as cultural property. The features of legal regulation, methodological approaches and other aspects of the examination of this category of goods are considered. The author focuses on the difficulties of identifying cultural property within the framework of customs control, the need for highly qualified experts and the importance of interdepartmental and interstate cooperation in this area. Recommendations are proposed to improve the current practice and prospects for the development of the Institute of Customs Examination of Cultural Property in the future

Keywords: customs expertise; cultural values; Customs; customs control; identification

Для цитирования: Иванова В.В., Устюгова Е.Г. К вопросу об особенностях проведения таможенной экспертизы товаров, отнесенных к категории культурных ценностей // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2023. № 3 (87). С. 40-43.

Культурное наследие представляет собой неоценимый социокультурный ресурс, символизирующий историографическую память, культурологическую идентичность и духовно-аксиологические атрибуты этноса. Эти элементы культуры формируют основу национальной идентичности, что способствует социальной интеграции и культурному обогащению общества.

В современном мире, где глобализационные процессы и технологический прогресс могут размывать национальные и культурные границы, сохранение исторического и культурного наследия становится одним из важнейших вызовов

для государства. Связано это, в первую очередь, с тем, что в современном мире культурные ценности становятся объектами посягательств контрабандистов, частных коллекционеров и антикваров. Подобное явление не ново, однако в последние годы приобрело огромные масштабы, что ставит под угрозу культурное наследие многих стран, в том числе Российской Федерации. Все это лишает общество возможности изучать, интерпретировать и передавать следующим поколениям культурные основы и ценности, на которых строилось и развивалось государство [1].

По этой причине особую актуальность при-

обретает деятельность таможенных органов, которые как самостоятельно, так и при взаимодействии с иными государственными органами, осуществляют контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу, а значит могут своевременно выявить факты незаконного ввоза или вывоза культурных ценностей, что позволяет эффективно содействовать сохранению и защите культурных ценностей.

В связи с тем, что предметы культурного наследия при перемещении через таможенную границу выступают специфической категорией товаров, должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля не всегда могут однозначно определить, относится ли тот или иной товар к категории культурных ценностей, поскольку не обладают специальными знаниями, а ведь именно от факта отнесения товара к отдельной категории товаров зависят особенности порядка его таможенного оформления и осуществления таможенных формальностей. По этой причине должностные лица таможенных органов при осуществлении своих полномочий имеют право принять решение о назначении таможенной экспертизы - об этом говорят положения ст. 389 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [2]. Также данной статьей отмечается, что таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом, которым в Российской Федерации выступает Центральное экс-пертно-криминалистическим таможенным управлением (ЦЭКТУ) и его филиалы.

Таможенная экспертиза культурных ценностей является особым видом экспертизы и обладает специфическими чертами:

1. Объект исследования. Объектами исследования при проведении таможенной экспертизы культурных ценностей выступают как непосредственно культурные ценности, так и их физические или химические характеристики (например, материалы, из которых сделан объект, используемые красители, типы связующих веществ в красках, особенности изготовления, состояние сохранности и т. д.), а также различные товаросопроводительные документы.

2. Субъект исследования. Субъектами исследования при проведении таможенной экспертизы культурных ценностей выступают таможенные эксперты, обладающие необходимыми знаниями и опытом для проведения такого рода экспертизы. Как было отмечено ранее, таможенные экспертизы в Российской Федерации проводятся в ЦЭКТУ и его филиалах. Для проведения таможенных экспертиз в отношении товаров, потенциально обладающих культурной ценностью, в 2013 г. ЦЭКТУ было создано специальное подразделение - отделение экспертизы культурных ценностей, которое впоследствии было преобразовано в отдел искусствоведческих экспертиз [3].

3. Задачи исследования. Таможенная экспер-

тиза культурных ценностей направлена на решение нескольких ключевых задач: она обеспечивает точную классификацию товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС, играет роль в определении таможенной и рыночной стоимости культурных объектов, гарантирует идентификацию и проверку подлинности этих ценностей. Кроме того, таможенные эксперты проводят диагностику и анализ разнообразных культурных артефактов, включая драгоценности и антиквариат. Важной частью их работы является также экспертная профилактика, направленная на выявление и дальнейшее предотвращение возможных правонарушений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу.

4. Методы исследования. Таможенная экспертиза культурных ценностей, как важный инструмент обеспечения сохранности культурного наследия, предполагает глубокое и тщательное исследование объектов экспертизы. Это осуществляется с применением нескольких методов, исключающих возможность утраты объектов экспертизы или их отдельных элементов:

- метод сравнительного анализа предполагает сопоставление установленных при исследовании сведений об объектах экспертизы со сведениями об иных движимых предметах, которые могут служить аналогами объектов экспертизы. Этот метод позволяет определить уникальность и редкость предмета, его место в контексте истории и искусства;

- метод стилистического анализа направлен на выявление и фиксацию композиционного, колористического, светотеневого решения при создании объектов экспертизы. Это помогает экспертам определить эпоху создания, характерные особенности стиля и региональные особенности произведения;

- технико-технологический метод включает в себя микроскопическое, оптическое или физико-химическое исследование состава и свойств материалов, из которых состоят объекты экспертизы. Данный метод позволяет получить подробную информацию о технике исполнения, материалах и методах их обработки, что может быть ключевым для определения подлинности предмета [4].

Комбинация этих методов обеспечивает максимальную надежность и объективность при проведении таможенной экспертизы культурных ценностей и служит гарантией их сохранности и ин-тегритета.

Так, таможенная экспертиза культурных ценностей является ключевым элементом системы контроля за перемещением предметов культурного наследия через таможенную границу. Она направлена на установление подлинности, категории, стоимости и других характеристик данных предметов в контексте таможенного законодательства. Экспертиза культурных ценностей представляет собой сложный процесс, требующий многогран-

ного подхода к исследованию объектов. Она включает в себя следующие основные этапы:

1. Исследование объектов экспертизы. На этом этапе проводится первичная оценка предмета, его основных характеристик, возможного исторического значения и состояния на момент проведения экспертизы.

2. Визуальный анализ. С помощью специализированных инструментов и методов эксперты проводят детальное изучение физических и визуальных характеристик объекта.

3. Технические исследования. В зависимости от конкретной задачи и объекта экспертизы применяются современные технологические методы исследования, позволяющие уточнить состав, структуру, датировку и другие параметры объекта.

4. Сравнительный анализ. Этот этап направлен на сопоставление объекта экспертизы с аналогичными предметами, находящимися в музейных коллекциях, архивах и других источниках, что позволяет выявить его уникальность и связь с историческим и культурным контекстом.

5. Применение критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям, а также к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение. Это ключевой этап, на котором определяется статус предмета в контексте культурного наследия.

6. Определение стоимости. Основываясь на результатах исследования, эксперты определяют таможенную и рыночную стоимость исследуемых предметов.

7. Формулирование выводов по результатам проведения экспертизы. На основе собранной информации и проведенного исследования таможенный эксперт делает выводы об исследуемом предмете и формулирует ответы на вопросы, поставленные перед ним.

8. Фотофиксация объектов экспертизы с целью создания визуального архива с целью возможности последующего его использования.

9. Составление экспертного заключения - итогового документа, подтверждающего результаты проведенной экспертизы для передачи его в таможенный орган, который инициировал проведение таможенной экспертизы [5].

Далее необходимо более подробно остановиться на проблемных вопросах, связанных с проведением таможенной экспертизы культурных ценностей. Анализ нормативно-правовой базы, научной литературы и официальных интернет-ресурсов позволил выделить несколько основных проблем, которые способны негативным образом повлиять на эффективность деятельности таможенных органов по исследуемому направлению.

Первый проблемный вопрос связан с кадровым обеспечением ЦЭКТУ, а именно с недостаточным количеством таможенных экспертов, уполномоченных на проведение искусствоведческих экспертиз.

Согласно данным 2022 г., из всего персонала отдела искусствоведческих экспертиз ЦЭКТУ только 18 экспертов имеют соответствующую квалификацию для проведения самостоятельных экспертиз [6]. При этом каждый эксперт в 2022 г. в среднем проводил экспертизу почти 900 объектов, что является значительной нагрузкой и может повлиять не только на скорость проведения экспертиз, но и на качество и точность исследований.

Основной причиной является отсутствие квалифицированных специалистов в данной области. Эксперт по культурным ценностям должен обладать глубокими знаниями в искусствоведении, а также иметь специализированное образование и практический опыт. В настоящее время государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» не адаптирован для подготовки специалистов по работе с культурными ценностями, тогда как эффективное осуществление таможенного контроля в отношении культурных ценностей требует наличия у таможенных служащих не только знаний в области таможенного регулирования, но и определенных компетенций в сфере культуры, искусства и истории.

Из вышеуказанной проблемы также следует, что должностные лица таможенных органов, ответственные за контроль и принятие решения о необходимости проведения экспертизы, не имеют необходимых навыков и знаний. Это приводит к некоторым затруднениям в определении того, является ли конкретный артефакт культуры или искусства культурной ценностью, что приводит к росту числа запросов на экспертизу в ЦЭКТУ.

Более того, вопросы, составляемые должностными лицами таможенных органов для проведения экспертизы, зачастую не имеют четкой формулировки. Несмотря на то, что в письме ФТС России от 29.03.2016 № 01-11/14297 [7] содержится методологическая помощь для должностных лиц таможенных органов при назначении таможенной экспертизы с целью контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в части культурных ценностей представлено лишь два вопроса, которые несут общий характер и не помогают должностным лицам правильно и четко сформулировать свой запрос в ЦЭКТУ для проведения таможенной экспертизы [8, 9]. Это, в свою очередь, может привести к тому, что таможенный эксперт либо даст на поставленный вопрос такой же неточный или неполный ответ, либо потратит значительное количество времени на оформление и отправку в таможенный орган уточняющих запросов.

Решение вышеуказанных проблем видится в применении комплексного подхода и аккумуляции совместных усилий таможенных органов и иных компетентных организаций:

- внедрение дисциплины или спецкурса по определению культурных ценностей в обра-

зовательные программы по специальности 38.05.02 «Таможенное дело»;

- организация регулярных курсов повышения квалификации для действующих должностных лиц таможенных органов с акцентом на идентификацию и оценку культурных ценностей;

- усиление кадрового потенциала отделов искусствоведческих экспертиз путем привлечения специалистов с профильным образованием и опытом работы в данной области;

- разработка четкой методики и стандартов постановки вопросов к экспертам для проведения экспертизы культурных ценностей;

- упрощение процедур согласования и коммуникации между экспертами и должностными лицами таможенных органов при согласовании вопросов, поставленных эксперту для проведения экспертизы культурных ценностей;

- создание и модернизация информационной системы, в которой хранится информация о всех известных культурных ценностях, их характеристиках и статусе;

- обмен опытом и информацией с таможенными службами других стран для выявления наилучших практик и методов экспертизы;

- внедрение передовых технологических решений для совершенствования порядка проведения таможенной экспертизы культурных ценностей.

Комплексная реализация вышеуказанных мер позволит повысить эффективность таможенной экспертизы культурных ценностей, сократить время на осуществление контрольных процедур и обеспечить тем самым сохранность культурного наследия страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенная экспертиза культурных ценностей играет важную роль в системе таможенного контроля. Она обеспечивает не только достоверное и точное определение статуса, стоимости и подлинности культурных объектов при их перемещении через таможенную границу, но также служит инструментом защиты национального культурного наследия. Для обеспечения максимальной эффективности таможенной экспертизы культурных

ценностей необходим комплексный подход и постоянное совершенствование методов идентификации, оценки, обучения экспертов и должностных лиц таможенных органов, внедрение информационных технологий в экспертную деятельность, а также укрепление сотрудничества между таможенными органами и профессиональными экспертами в области культурных ценностей и международного таможенного сотрудничества.

Библиографический список:

1. Зиманова М.А. Направления совершенствования проведения таможенного контроля в отношении культурных ценностей // Научный журнал «Человек. Социум. Общество». 2023. № 2. С. 39-44.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Таможенные документы «Альта-Софт». URL: https://www.alta.ru/ codex-2018/.

3. Волкова Е.Ф. Производство искусствоведческой экспертизы в ЦЭКТУ ФТС России // Актуальные проблемы экспертно-криминалистической деятельности. 2021. С. 99-105.

4. Аксенов И.А. Особенности выявления и пресечения контрабанды культурных ценностей таможенными органами // Таможенное дело. 2020. № 3. С. 27-31.

5. Устюжанина Л.В. Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза: учебное пособие. Москва: Ру-сайнс, 2023. 134 с.

6. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/.

7. Письмо ФТС России от 29.03.2016 № 01-11/14297 «О перечне вопросов для экспертов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

8. Иванова В.В., Мирзоев А.Х. Особенности постановки вопросов при назначении таможенной экспертизы на примере объектов интеллектуальной собственности // Бюллетень инновационных технологий. 2022. Т. 6. № 2 (22). С. 25-29.

9. Устюгова Е.Г., Иванова В.В., Забелкин А.В. Идентификация тантала в таможенных целях // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.